Введение к работе
:„ь -,, Актуальность темы. Этнографическое изучение какого-либо народа предполагает преада всего выявление и научное обоснованно тех элементов традиционной культуры, которые являются специфическими. Наиболее ярко подобные элементы проявляются в институированных внутриэтнических как соседских, так и крозно-родственных взаимоотношениях (имеется ввиду институты почитания старших, уважения к женщине, гостеприимства, взшшопомоїцк), т.е. в той сфере групповых и межличностных отношений, которув принято называть "общественным бытом".
Значение постановки вопроса о традициях определяется преяде всего тем, что он составляет часть проблемы отно-' пения к национальной культура, ее особенностям, к культурному наследив прошлого, к сохранении разнообразия культур, каждая из которых представляет собой концентрированный опыт частицы человечества. А эта проблема, в своп очередь, связана с проблемой воспитания человека. Воспитание на традициях - одно из наиболее действенных средств влияния на формирование личности молодого человека. Око оставляет в сознании молодели глубокий след, рсядает стремление беречь неоценимое наследие народа, активно развивать его.
Изучение народных традиций, объективных н субъективных причин их бытования в различные периоды исторического развития общества - является одной из ванных задач исторической науки.
Историческая преемственность закрепляет традиции, придает ей силу инерции, делает устойчивой. Некоторые традиции модифицируются d потоке.общеисторического развития культуры, другие - "покоятся в заводях своего конкретно-исторического своеобразия" ( А.И.Першиц ). Интересующие диссертанта традиции общественного быта берут свои истоки в первобытности.
Цель и задачи исследования. В диссертации рассиотре-кы традиции, играющие существенную роль в регулировании общественного быта в XIX в., а именно: почитание старших, уважение к женщине, взаимопомощь, гостеприимство. Зародившись в далеком прошлой, эти социальные институты в процессе исторического развития подверглись глубоким изменениям. Однако и в XIX в. они во многой не потеряли своего значения, оставаясь важными елементами общественного и семейного быта. Исследование этих изменений, связанных с проведением в 60-х гг. XIX в. административно-судебных, хозяйственных и социальных реформ, постепенным проникновением в экономику элементов капиталистических отношении, а затем с последующими процес-' сами коллективизации и индустриализации, проходившими в Кабардино-Балкарии в советское время, и является главной'целью
предлагаемой диссертации. Исходя из етой цели исследования, автор ставит перед собой решение следующих основных задач:
- рассмотреть выбранные для изучения народные традиции кабардинцев с новых позиций. Идеологический контроль над историко-этнографическими исследованиями, особенно посвященными советской тематике, в течении десятилетий был настолько
сильный, что ыногие еыводы были подогнаны под "успехи социалистического строя". Отчасти ото касаотся и характеристики народных традиций до- и послереволюционного времени;
исследовать традицию почитания старших в контексте сопоставления "возрастного" и "социального" старшинства, с введением понятия "социального' возраста";
изучить традицию взаимопомощи, обращая особое внимание на тенденции развития конкретных ее форм в связи с усилением "частнособственнических" установок в дореволю-цчонной Кабарде;
акцентировать внимание не только на народных гфвдставлениях о традициях, но и на характеристике реального поведения людей, которое "колеблется мезду двумя полюсами - нормой л ео нарушением" ( А.К.Байбурин 5. Этим объясняется ориентация диссертанта как на рассмотрении самих норм поведения, так и их нарушений. Такой подход позволит определить реальную степень распространения ряда традиций общественного быта кабардинцев;
предложить первые попытки типологизации различных форм "уважения", приема гостей и т.д., поскольку ото даст возможность изучить определенные социальные стороны в их историческом развитии и с тем, чтобы привлечь внимание этнографов к подобным подходам.
Научная новизна.Несмотря на многоплановое изучение общественного строя и быта адыгов в прошлом и настоящем, их народные традиции остаются недостаточно исследованными. Специальных работ по таким традициям, как почитание старших, уважение к женщине, взаимопомощь и гостеприимство, бытовав-
шин в кабардинском обществе в прошлом и сохранившимися частично в настоящее время, крайне мало.
Научная новизна диссертации заключается в том, что работа является первой попыткой комплексного исследования функционирования народных традиций в рамках кабардинской культуры с середины XIX в. до настоящего времени и раскрытия их характерных черт в указанный период. Диссертант попытался составить более или менее целостную картину бытования традиций на основе сбора и возможно полного обобщения разрозненных втнографических ( полевых и письменных ), фольклорных и прочих материалов. Введен в оборот новый архивный материал и полевые данные.
Научно-практическая значимость.Разрабатываемый в диссертации комплекс вопросов позволит конкретизировать знания о традициях. Работа может восполнить определенный пробел в кабардиноведении, и отчасти в кавказоведении, гак как кабардинцы имеют много общего не только с другими адыгскими народами, но и со многими народами Кавказа вообще.
Нельзя успешно решать задачи развития национальной культуры без учета особенностей существующих у того илн иного народа традиций, обращая внимание, во-первых, на имеющую место некоторую идеализации ряда национальных особенностей; во-вторых, на затушевывание нежелательных явлений в бытовании традиций. В возможности использования общественно-бытового наследия народа, его лучших народных традиций в практике современного общественного быта заложено и воспитательное значение.
Апробация работы. Результаты работы нашли отражение в статьях автора, докладах на научных конференциях молодых ученых в Институте этнологии и антропологии АН СССР ( май 1988 г., июнь 1989 г.), на Международной конференции в Институте востоковедения АН СССР "Лингвистическая реконструїщия и древнейшая история Востока" ( июнь 1989 г.). Диссертация обсуждена и одобрена на заседании сектора истории первобытного общества Института этнологии и антропологии им.И.Н.Миклухо-Маклая.
Структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав и заключения, а также: примечаний, списка источников и литературы, списка информаторов, списка принятых в работе сокращений и приложения, состоящего из 15 таблиц.