Введение к работе
Актуальность исследования. Изучение традиционной бытовой культуры,в том числе одного из ео этноспецифических пластов -народных игр является важнейшей и. актуальнейшей задачей этнографической науки. . Несмотря на расширение исследовательчес-кого поля этнографии, включения в его сферу современного урбанизированного быта и этнических процессов внимание к традиционным пластам "арсдаой культуры все более углубляется. Это связано с прогрессирующий объективным процессом исчезновения из этнической культуры ез традиционных этнослецифических черт,, которые заменяются интернаїпіонащзироваяннмд ("городскими") формаш,что порождает естественное стремление специалистов описать, зафиксировать, изучать уходящие этнографические реалии,сохранять их как для науки,так и для исторического сочаания последующих; аоколений. Актуализация темы дикгувгся новыми условиями переходного периода.когда весьма резко выросло национальное самосознание этносов,обострилось чувство национальной гордости, в результате чего отмечается повышенный интерес к этнической истории традиционной культуре и быту.ко всему своему прописму.
Изучение бытовой йультуры и, з частности, игровой культуры этноса может дать важную дополнительную информацию по самим различным аспектам этнокультурного прошлого ж настоящего народа. Народные игры,будучи составной частью обряловшс циклов,могу" многое сказать о религиозных верованиях,о своей системе идеологических представителей этноса; в народных играх "закодирована" информация о древней социальной структуре общества, о народном календаре і о форлах физического воспитания, об этнокультурных взаимосвязях и т.д.
Объектом изучения выбран один из крупных по численное ти народов Дагестана - лезгппы. Приступая к изучении лезгинских народных игр,мы руководствовались представлениями о научной значимости этой проблемы",её особом месте в этнографическом лезга-новадении.шире - ддгастшоведении. Народная игровая культура и связанные с ней бытовые реалии играли.огромную роль в яизии
І.Дкбпров М.Н. Лагеогансшіе народные игры как псторлко-этнографи-ческий источник для изучения народного календаря.//Календарь и календарные обряды народов Дагестана. Махачкала, 1909г.
народа. Невозможно представить себе этнокультурный облик лез-г2К„не учитывая исторически слсдашиюсся форм игрового доведе-ния,того многообразного опыта,который был накоплен в этой сфере этнического бытия.
Хронологические рамки исследования охватывают более чем вековой период - XIX - начало XX в. Сложившаяся в результате многовекового развития народа градационная культура леэчан в рассматриваемый период аккумулировала в себе сплав древних и сравнительно ноных традиций, которые с течением времени органично интегрировалась в систему. В известном сшсле состояние бытовой культуры, в том числе и народных игр, XIX - начала. XX. в. были "вершдннш" для лезгинской этнической культуры, последним этапом её целостного бытования до тозго,как прогрессирущие урбанизацаонные процессы текущего столетия не коснулись её своим этнически нивелирующим влиянием.
Цели и задачи исследования.' Целъа диссертации является ксгорико-этяографическое исследование народных игр лезгин как . части традиционной культуры .одного из крупных по численности народов Дагестана. В работе поставлены следушщиь задачи:
выявить,зафиксировать и классифицароаать конкретный этнографический материал по игровой культуре лезгин; составить наиболее, полное описание традиционных игр лезгин.
выявить" те сферы быта,которые были в 'той или иной мере связаны с играми и развлечениями; определить игровые аспекты
{народной культуры лезпш.
определить место 'игр и развлечений в традиционной культуре этноса; проследить их эволюцию.
восполнить в определенной степени сущеетвущий пробел в изучении игровой культуры дагестанцев.
Методологической и теоретической базой при написании диссертации послужили ,труды российских и дагестанских этнографов и кавказоведов:} С.Й.,Аруткиова,С.С«Агашириновой,Ю.В.Бромлвя, О.В.Вахкашш,М,А,дибирова,Г.Н.Симакоза,В.С.Уарзиаги,В.И.Элашв1
ТГ хашаев " А.м. иощестзегаый строй Дагестана в ХН в. U.tISt
История Дагестана.T.I Ы.,1957т,
ІЬсилов М.М. Народности лезгинской грушш.Этнографическое
исследование птюпшого и настоящего лезгин,табасаранцев,рутулоз
цахуров,агулов. Махачкала,1967т.;
Агаширинова G.G. Материальная культура лезгин XIX - нач Н., 1978г.
и др. Теоретические и методические разработки,содержащиеся в трудах этих и других ведущих ученых,оказали автору значительную помощь: позволили выделить наиболее значимые аспекты проблематики, провести широкие историке— этнографические параллели, соотнести материал нашего исследования с аналогичными данными других регионов мира. Работы этих авторов оказали помощь в осмыслении темы нашего исследования в сравнительно-историческом аспекте. При разработке проблем автор старался придержаться принципов строгого научного историзма,всеобщей связи и развития, причинно-следственной обусловленности событий и явлений.
Источники исследования. Избранная автором историке— этно-4 графическая методика определила круг источников.используемых при работе над диссертацией. При всем их разнообразии они могут бывь объединены в две основные группы: полевой этнографический материал и научная литература. Основой работы послужил полевой матбра&З;собранный автором в течении (1984-1993 гг.) зо всех районах рассатевіК сельского населения лезгщ* Были обследованы сёла Курахского.Хивского.Сулейган-СтшйСНОго.Мага-рамкентского и Ахтынското районов,опрошено большое число лиц старших возрастных групп.' Полевые исследования проводились по специально составленному вопроскнку традиционными этнографическими методами индивидуального и группового интервьюирования респондентов. При разработке плана и проведении обследования сельского населения лезгин,среда которого в значительной мере сохраняются и поддерживаются этнические традиции бытовой.в том числе игровой.культуры,учитывались общие закономерности и локальные особенности традиционной бытовой культуры лезгин:высо-когорье.горы.равнина; этноконтактные зоны и др. В полевой практике мы столкнулись со случаями.когда информатор смог воспроизвести большой объём традиционного игрового репертуара со слов своей матери .которая, в свою очередь, помліла его по рассказам своих родителей. Таким образом удавалось достичь необходимую хронологическую глубину информации,что оказало сущест-вуннуго помощь в дуге реконструкции изучаемой сферы бытовой культуры лезгин. Народные игры,относясь к досуговой.внепроизводег-венной сфере человеческой деятельности,всегда оставались ярким, желанным событием в течении бытовой повседневности; психологические, события,связанные с игрой,как и сама игра,запоминались
г* Полевие материалы хранятся в рукописном' фонде ШШЭ ДЩ РАН и в личном архиве автора. В тексте диссертации ссылки даются только на литературу.
лучше и полнее,чем что-либо другое, именно агам видимо можно объяснить относительно высокую сохранность памяти об играх, обнаруженную нами во время сбора нолевого материала?' Весь полевой материал вводится в научный оборот впервые.
Вторая группа иоточников - литературные свидетельства. Опубликованные в разное время и разных изданиях,они составляют ценные фонд сведении по разрабатываемой теме.- Эти сведения аккумулировались ,э основном, в раглнчного рода периодических изданиях прошлого века, таких как "Сборник сведений о кавказских горлах", "Сборник материалов, для описания местностей и пленён Кавказа"; "Дагестанский сборник*, "Известия Русского Географического общества:, "Известия* и ' "Записки" его Кавказского отдела и дрг Много ценного этнографического материала отложи-лооь на страницах дореволюционной газетной периодики,в частности в газетах "Кавказ",' "Северный Кавказ" и др.-
Степень изученности проблема? Данная диосертедмнная работа представляет первый опыт обобщенного исследования игр лезгин в XIX - начале XX в;* Историографию проблемы лезгинской игровой культуры можно разделить на: дореволюционную в советскую;- Отмечая скудность дореволюционной лавпшовадческой литературы,мы должаы подчеркнуть неравномерность в изучении отдельных сторон культура народа.1 В частнооти.кгры л развлечения лезгин остались іфшшшкишзве поля зрения батоопяоателей XIX в.* Среди немногих есюючєний укажем на работы Н.Т^Вучетича, А.К.'Беккера в АбШЗологухина,в которых содержатся разносторотние сведения по этнографии лезгин ,в частвооти, упоминания в описания некоторых видов игр и развлечение Этнографическое изучение лезгин в оо-ветской литературе качалось фактически только в послевоенный период»" Исследованием различных сторон бытовой культуры лезгин вашшалнсь МЖйшлоз, Л.С.Агаширинова, Л;И;Лавров, А.ГЛрофи-мова, Г.А.Іаджиев, СА.Азизов. Довольно ценные сведения по игровой культуре лезгин,, включая обрядовые игра „спорт (Содержатся в работах О.С»ігашир55Новойв- А.Г-.Трсфа!овой0 Г»й,,Гадааеза, А.И. ИсЕшшагсыедова н МвД^бирсве. Игакс дореволюционными и особенно сдаетаккмн авгораак была проделана зЕа«*итвльвая работа по историко-эхнограйЕчезкому изучению лезгин» Довольно обширный и богатый ыатерЕалвссбренны шжро многой способствовал объективному рассмотрению различных вопросов градационной игровой куль-
туры лезгин; Однако изучение народних игр лэзгин в XIX - начале XX в. оставалось вне рамок исследований.
-
Вучетич Н.Г. Четыре месяца в.Дагестане. К,, 1864. S72; Поездка в Саыурскиа округ. -Записки для чтения, СПБ.,1859,Й4. Золотухин А.И. Черешневий праздник. //СІС I90Io .886.-
-
Агаширинова С.С. Очерки ыатериальной культура лезгш в конце -XIX - начале XX в.УЗ НИШШ, Махачкала, 1958г.
tea же. Материальная культура лезгин XIX - начало XX в, Ы.,
1978г»? Она же. Происхозденяе свадебных обрядов кародов Дагботага./ /Точная консультацдя по естэстветто-научнш я вауч-но-атеизигчэскш вопросам» Махачяадае 1959г. Она se. Свадебные обряда лезгин ХП - начале XX в.
/УЗ WM, т.к.- Махачкала, 1964. йхялов М.М. Яубшсште лезгини. УЗ ШШГ«г«2.Махачсада,І957. ' Он ге. , Народности ^єзгнеской грушш» Махачкала, і967г„ .Еавроа ЛД. Из эгиаграфггескаг находок Дапэозннояоа экоде-
дицда. СМАЭо г.'4. 1957,,. Трофимова А.Г«" Обряды и празднества яеэгии,свд8ашшв о на-родшш калвндарзз. СЭ, 1961, II, л Гадаиев Г.А«' І^льт щшродн и обр.адн,овя">анне;с! нроизводот-венно-хозяйствешой'деятельностью лезгш в црошгом. Хозяйство народов Дагестана з ХП-качако XX вв„ Махачкала,, ХЭТЗг. Он же. Лезгински пра5дпзкпйран сувар"в проаяоя s настоящем. Современные кулТ7рнс~бнтовые процессы в Дагестане» Махачкала„ 1984г, Азизов С.Н„ Некоторое обряда аграрного цикла народов Kfasoro Дагеотрз' в ХІХ-начале XX з. Календарь к кала?парные обряди народов Дагестана.' Шхачкала, 1989г. Ксламмагомедов А.И. Поозлешя а яшшща. Материальная куль- -
тура аварцев* Махачкала, 1967г« Оя лее. Форда общественного досуга у горцев Дагестана» Вопроси общественного быта народов Дагестана. Махачкала, 1937г-« Дибиров М.А. Дагестанская народная физическая культура.Опит
исторяко-этнографнческого исследования .Махачкала, 1975г. Он же. Народные игры и спорт в Дагестане.Махачкала,. 1958г.
_ 6 —
Научная новизна диссертации состоит в том,что она является первой большой обобщающей работой,специально посвященной народный играм лезгин ХП - начата XX в. В ней впервые в научный оборот вводится значительное количество нового,ранне»не зафиксированного полевого материала,который обогащает и пополняет источниковедческую базу этнографии народов Дагестана.
В ней на основе многочисленных .главным образом,полевых этнографических маториалововнявлешяавтороы во время полевых иссле-довангйввпервне в полном объёме ж всесторонне характеризуется игровая культура лезгин в Х1Х-начала XX в.'
В работе детально описываются лезгинские традицоныые детские игры ж забавы «бытовые и ритуальные игш.дается их классификация, при этом подчеркнваяЧзяобую роль' народных игр лезгин как части духовной ж физической культуры» исполняеШх как повседневно „гак во врет праздниковs свадеб е других знаменательных событиях*1
Практическая-вначндосга -,' Характеристика народных игр лезгин ХП - начала XX в „ необходима для более полного освещения тра--диционной бытовой культуры дагестанцев, в частности их игровой культуры»' Результаты исследования могут быть использованы при написаний своднях обобщающих работ по этнографзи.истории ж культуро народов Дагестана и Кавказа,, при чтении специальных курсов на исторических факультетах ВТЗое республики,, при проведении уроков краеведения в средних школах „ а так?ю в целях возрождения игровой культуры народов Дагестана.-
Адтзоо^пия_даботн_.; Основные псашення джссерталда докладывались на научных еесиях z конференциях {Научная' сессийкЕосвя-щенная итогам экспедиционных исследований ИИЯЕ в 1984-1985 рг$ Научная сессия;,посвященная итогам экспедиционных исследований ИИЯЛ в 1985-1985 гг? ' У Конференция молодых ученых»- Махачкала, 1985 год.:
Диссертация обсуждалась на заседаниях отдела этнографии' Института истории,археологам z этнографии ДЩ РіН0кафедрз отечественной истории исторггазского факультета Дагестанского гооудзратвзв-ного университета ем; В.И.Денжка ж получила лодожтельвую оценку»
~ 7 -