Введение к работе
Актуальность работы Обязательным составным элементом культуры каждого народа является медицина, которая в определенной степени обеспечивает'защиту от неблагоприятных для. жизни природных факторов, компенсирует возникающие нарушения физического и психического здоровья, поддерживает необходимую для существования этноса продолжительность жизни. Наибольший интерес представляет традиционная, медицина, поскольку -именно она, как неотъемлемая часть традиционнотбытовой и духовной культуры, несет основную этническую нагрузку. ~ Именно к ней восходят конкретные особенности массовых медицинских' знаний и'"повседневной.меди- ' цинской" практики, отразившие самобытные представления, познания того или иного народа об окружающем 'мире и человеке.
' Материалы по традиционной медицине представляют исключительный интерес для истории'развития духовной культуры, понимания ранних стадий народного мировоззрения, - поскольку рациональный опыт и .своеобразные достижения.в освоении природных богатств неразрывно сочетались в ней с иррациональными представлениями, религиозно-магическими действиями и обрядами.
Актуальность изучения традиционной медицины в' значительной,
мере, обусловлена практической важностью исследования" многовеко
вого опыта народов мира-в области лечения и предупреждения за
болеваний, необходимостью использования его в современной ле
чебной практике. ' -
Немаловажен и еще один практический аспект проблемы. На основе возросшего интереса к традиционным способам лечения в настоящее время, возникло немало негативных- явлений. Это й попытки самолечения, непроверенными и не всегда-'безвредными средствами,-и деятельность, ^различных" лекарей, выдающих себя за народных врачевателей, .и неоправданное в плане медицинской целесообраз- " ности увлечение мистикой, религиозно-магическими ритуалами. Формирование правильного отношения юнародной медицине возможно лишь на- основе всестороннего изучения многовековых медицинских традиций в контексте культурно-исторического развития народов, ознакомления с ними широких слоев населения.
В силу указанных причин традиционная медицина активно изучается специалистами различных областей. Однако, до сих пор от-
сутствуют обобщающие работы'По.медицинской культуре многих народов. Во многих регионах по-прекнему первоочередной,задачей остается' как можно более'полный сбор фактического материала.
В частности,' практически была не изучена традиционная медицинская культура .одного да народов Европейского Севера - коми.
~В отчетах научных экспедиций, литературных и публицистических произведениях имеются сведения об употреблении коми лекарственных трав, продуктов-животного и минерального происхождения, использовании в лечебных целях бани, впечатления о санитарном быте деревенского населения. К сожалению, авторы этих работ, зафиксировавшие интересные этнографические детали, не ставили пе-.ред собой цель охарактеризовать традиционную медицинскую культуру коми. Поэтому сведения как- о народных медицинских знаниях,
' так и Ы, их носителях сравнительно немногочисленны и фрагментарны. Исключение, составляет книга. А.С.Сидорова "Знахарство, колдовство и порча у народа коми", в которой опубликован богатейший фактический материал по лечебной магии, сделана попытка его научного осмысления.
'- Цель и задачи исследования Главной целью диссертации являе-тется этнографическое изучение медицинской культуры коми в конце XIX - первой трети XX вв.. выявление объема и особенностей народных медицинских знаний, их взаимосвязи с другими элементами традиционно-бытовой культуры. Исходя из-цели исследования были поставлены и решались следующие задачи: , <
рассмотрев в общем плане уровень развития государственного здравоохранения г.ъ Коми крае, определить характер медицинской культуры коми в конце XIX - первой трети XX вв.;
охарактеризовать различные категории народных врачевателей и их положение в традиционном обществе; выявить особенности их медицинской практики, правила передачи медицинских знаний;
систематизировать традиционные лекарственные средства растительного, животного и минерального происхождения, .физиотерапевтические и хирургические методы лечения и профилактики заболеваний, рассмотреть традиционные приемы ухода за детьми, представления о здоровом образе жизни;
-- проанализировав.традиционный набор лекарственных средств и
лечебных*приемов, выявить наряду с общими для народной медицины
коми чертами региональные особенности и факторы, влияющие на их
формирование; N '
- реконструировать народные -представления о причинах заболеваний и систематизированно описать религиозно-магические способы, диагностики и лечения.
Следует отметить, что вопросы, связанные с народной этиологией заболеваний, семантикой лечебно-предохранительных обрядов, требуют специального изучения и являются темой особого исследования, посвященного традиционному мировоззрению коми.
В задачи исследования не входила медико-биологическая оценка народных лекарственных средств и приемов, хотя в ряде случаев привлекались данные научных исследований для различения, рационального и иррационального в традиционной медицинской практике.
Источники В основу диссертации положены полевые материалы. собранные автором в ходе этнографических экспедиций ШЛИ КНЦ УрО РАН в 1980-1990 гг. Сбор данных проводился на основе опроса информаторов.по специально разработанному опроснику, а также в процессе непосредственного наблюдения за практикой народных врачевателей. В качестве источников использовались этнографические и краеведческие публикации XIX - первой трети XX вв.. а также работы фольклористов, лингвистов, ботаников. Ряд сведений был почерпнут в архивах гг. - Вологды, Санкт-Петербурга, Сыктывкара. Значительный интерес в плане сравнительного анализа, представляют материалы по народной медицине русских, коми-пермяков, ненцев, хранящиеся в фондах и архивах Российского этног-зафического музея. Российского географического общества.
Объектом исследования являются коми, проживающие в пределах Республики Коми. В ходе полевых работ были обследованы прилузс-<ая, удорская, ижемская. верхнепечорская, вычегодская, сысоль-жая этнографические группы. Информаторами являлись в основном июли старше 70 лет, помнящие и применяющие народные, лечебные средства, хорошо осведомленные о народных традициях и обрядах. Сак правило, все они получили эти знания от своих родителей, гго .позволяет нам дать характеристику народной медицинской сультуры конца XIX - первой трети XX вв.
Научная новизна Диссертация является первой специальной работой, в которой традиционная'медицина народа коми рассматривается во многих аспектах. Обобщение литературных данных и введение в научный оборот уникальных полевых и архивных материалоЕ значительно расширяет представления-'о традиционно-бытовой и духовной культуре народа, создает источниковедческую базу для дальнейших исследований.
Практическая значимость Материалы ' дисрертации используются
при подготовке лекций и спецкурсов по традиционной культуре ко
ми. ^'в исследованиях пореконструкции мифопозтических представ
лений коми.
Данные, приводимые в диссертации, могут быть использованы е работе по созданию новых лекарственных препаратов. На основе обобщения и сопоставления традиционных рецептов, используем'ы> различными этносами, выявляются наиболее перспективные пути поиска новых "лекарственных средств. Определенный интерес работе вызывает у специалистов по истории медицинских знаний, ботаников, физиологов.
Апробация работы проводилась в форме докладов на YI и YI] Международных конгрессах финно-угроведов (Сыктывкар, 1985; Дебрецен. 1990); Международных конференциях "Арктические и северные религии" (Хельсинки, 1990). "Народные- верования сегодня' (Тарту, 1990), "Идентитет и народная культура" (Йоэнсу, 1994); Всесоюзными республиканских конференциях (Черновцы. 1984; Архангельск, 1986; Ижевск, 1987; Петрозаводск. 1990; Сыктывкар, 1985. 1987, 1990), на заседаниях отдела этнографии. Основные положения и выводы были изложены в опубликованных.работах.
Структура работы Диссертационное исследование состоит и; введения, трех глав, заключения, библиографического указателя, списка сокращений и приложений (две таблицы, рисунки).