Введение к работе
Актуальность темы. Народная музнка является носителем как эстетической, так и этнической функций. Этническая особенность заключается в единстве специфических особенностей быта, духовной и материальной культур. Духовная культура является практическим проявлением коллективной психологии этнической общности,, системой форм сознания и самосознания (К.ВЛчстсз). Отсюда следует, что музыкальный язык, как важная составная часть духовной культуры народа, является выразителен этнических особенностей. Поэтому е изучении вопросов этнической культуры народа результатам проведенных в сфере народной музыки исследований придается определённое значение. Изучение отдельных вопросов народной музыки в нсторико-этнэграфичееком аспекте служит восстановлению единой картины исторического развития самого народа. С этой точки зрения важное значение приобретает исследование отдельных музыкальных диалектов, их культурно-исторических связей, и основанное на анализе музыкальных данных, раскрытие внутриэтничзских процессов. В связи с этим особый интерес представляет предгорье Грузии, в частности Эрцс-Тианети, как переходная зона, или срединное звене, которое непременно прошло горное население в процессе миграции. Оно имело дво.їкий характер - просачивающийся и групповой (Г.Читая). Этот исторический процесс, протекающий в ХУІІ-ХХ веках, исследован монографически. Установлены принципы, формы и марируты переселения горцев в предгорье, в частности, в Зрцо-Тианети, а затем поселения их на равнине, выявлены особенности социально-культурной адаптации переселенцев (Р.Топчиїіеили"). С языковой точки зрения тианетокий считается незчкисчмнм диалектом грузинского языка - он рассма?-рігпае.'тся как не кия срелншшя ступен;. ме*ду кахетинским а
пшэбским дкалекгами (Г.Цоианидзе). Что капается музыкального бута населения Зрцо-Тиакети, до сих пор не является предметом специального изучения. Актуальность теми заключается в том, что на основании музыкально-этнографических данных выявлены те культурно-этнические изменения, которые возникают в населении, мйгрируощем с гор (Хевсурети, Пшави) в предгор--кую полосу, я частности, в Эрцо-Тианети.
Научная новизна и практическое значение. В исследовании
рассмотрены Музыкально-диалектические изменения, связанные
с миграционным процессом, в свои очередь переплетающиеся с
Еопрооами современного быта. Новизна заключается и в том,
что работа является первой попыткой монографического иссле
дования музыкального быта населения предгорья Грузии; введен
в научный оборот новый полевой (этнографический и музыкаль
ный') материал. . «
Работа способствует воссозданию единой картины быта указанного региона. Кроме того, результаты исследования могут бить использсваны лицами, заинтересованными вопросами этнической истории Грузии, а такие вопросами истории и проблемами миграции.
Цель диссертации показать музыкально-диалектологические изменения, которые происходят после пересзления с гор Е предгорье горцев Восточной Грузии.
Z этой точкл зрения, мн наметили скачала исследовать и показать уровни музыкального мышления хевсуроЕ к ш?аеов горной полоси, раскрыть социально-религиозна! аспект кг. традиционных сакроЕ и изменения, прогекзотче a с$ера гтузигалыго-го быта. Ратэм путі! дальнейшего ра?г«ї'-я >-у:;и'іхяй!г;::: lira-
лєктое пшавоЕ и хевсуров, мигрировавших з Эрцо-Тиакети; выявить собственно эрцо-тиааетский музыкальный элемент грузинской музыкальной культура, формирующийся в этом регионе в процессе взаимодействия народных песен горнего и равнинного населения; на основании анализа музыкально-этнографического материала раскрыть внутриэтнические процессы, происходящие 'в эрцо-тианетскоы регионе.
Методология и источники. В процессе работы над диссертацией нами использовались как комплексно-интенсивной, так и сравнительно-исторический методы; основывались ча труды кс-ториков, этнографов, археологов, лиягеистоб, фольклористов и этномузыкологов; использовали собранный нами, в-течении ряда лет музыкально-этнографический материал, а также архивны!! материал этнографического сектора Института истории, археологии и этнографии Грузии им. Ив.Джавахиигеили.
Апробация работы. Результаты исследования били доложены на заседаниях сектора этнографического изучения духовной культуры Грузии, Институтской проблемной группы грузинской х!узыкальнг>й этнографии Института истории, археологии и этнографии им. И.А.Джавахившили АН ГССР. Отдельные вопросы исследования доложены'на сессиях,' тезисы которых опубликованы в печати.
Структура работы. Диссертация состоит из введения, трех
глав, заключения,списка использованной литературы и прило
жения музыкальных'їєкстое. '-
- ч -