Введение к работе
Актуальность исследования. Многие страницы истории народов Северного Кавказа изучены достаточно хорошо, о каждом из них имеются исторические документальные сведения, написаны монографические работы, защищены диссертации. Но о своеобразной группе переселенцев -моздокских кабардинцах - сведения скудны, литература почти отсутствует. До сих пор в исторической науке нет о них каких-либо обобщающих исследований.
Постановка данной темы обусловлена рядом причин. Во-первых, в истории известно немало случаев, когда часть этноса оказывалась за пределами территории формирования, и тем самым её развитие определялось иными факторами. Между тем в общем контексте науки чрезвычайно важно исследовать "осколки" этнических групп, волею истории оказавшихся вне исторической, географической родины формирования этноса. Актуальность этой задачи увеличивается в случае перемещения его части в иную этнокультурную, языковую, религиозную среду. Таким "осколком" кабардинского этноса является этнографическая группа "моздокские кабардинцы". Интерес к этой теме возрастает еще в связи с тем, что после их переселения прошло немало времени. Во-вторых, в виду мозаичности населения Моздока, образовавшегося с самого начала как многонациональное поселение носителей различных культур, языков и религиозных верований, культура и быт переселенцев претерпели определенные изменения. Исследование собственно этнических и этнокультурных процессов у этой группы в силу вышеназванных факторов имеет и чисто научный интерес. Сама история поставила эксперимент, осмысление результатов которого, несомненно, явится определенным вкладом в разработку теории этноса. Кроме того, наегоящсе исследование дает богатый материал для анализа и прогнозирования сложных этнических и этнокультурных процессов в целом.
Степень изученности проблемы. Первые сведения о моздокских кабардинцах мы находим в статьях Д.Ильина "Свадьба у православных черкесов"1 и И.Бентковского "Моздокские крещеные осетины и черкесы, называемые "казачьи братья"1.
Первая статья была опубликована в газете "Кавказ" в 1868 году и посвящалась подробному описанию свадебных обрядов православных кабардинцев.
Работа И.Бентковского написана на архивном материале и содержит ряд сведений о переселенцах.
Нами почерпнут материал из работы Б.А.Алборова "Говор осетин-иронцев Моздокского района" (Известия И-го Северо-Кавказскою Педагогического института им.Гадиева, Орджоникидзе, 1932 г. T.I), в которой содержатся общие сведения о переселенцах, их занятиях, заселении хуторов, языке. Ногайский язык в данной местности являлся интернациональным. На его освоение, по мнению автора, не могло не повлиять и то обстоятельство, что торговая дорога на Астрахань и на Черный Рынок лежала через Ногайщину. Влияние же русскою языка среди переселенцев было слабо, так как мало общались с русскими, отмечаег автор.
Интересные сведения по теме нашего исследования мы находим в таких работах, как "Материалы по диалекту моздокских кабардинцев" Г.Ф.Турчанинова1, "Материалы фольклорной экспедиции в район Моздока н Малой Кабарды" под редакцией С.Ш.Аутлевой4, "Семья и брак у адыгских народов" М.А.Мерегукова', а также в сборнике "Народные песни
' Иїьмії Д. Свадьба у пуааослаышх черкесов// Кшьа* !63.-.NulU.
1 Ьситмяшкый П. Моїдсжсісне ьрешеныег осстнын Чирь-хы натываеиыг "Kata'ilH 0|>;ны I;
С'га»річіоаьсьн<г іуосрмсьне ждоноеіи. 1880. -N»4,b.
' Г>рчлшіж* Г Ф Маїфмадм по диалогумоїдіжсии ьабдрдяндгв '/ УЗ КЬНІЦІ - lUat'utK ІУ4о 1.1
Ауіасва С Иі Фидььдоріиа жсікдицні в район Мо їдока и Малой Кабарды // Вссїшо. КІЇНІШ -іи*ь«ш.. Л>70. Выи 1
Mcj*l>*o* М А. Сгии и брак у адмггкмі нарадо* - M4UU.OU 1^79
и инструментальные наигрыши адыгов"1, в который вошли многие песни и инструментальные наигрыши моздокских кабардинцев.
В исследовании также использованы труды С.Броневского "Новейшие географические и исторические известия о Кавказе"2, П.С. Буткова "Материалы для новой истории Кавказа"5, собранные с 1722 по 1803.г.г. Для нас представляют интерес общие сведения о Кавказе, характеристика общественного строя народов, представленные первым автором, в работе П.С.Буткова - характеристика Кизлярского крах.
Определенные сведения по истории Моздока находим в работе В.Н.Кудашева "Исторические сведения о кабардинском народе"4.
По исследуемой теме нами почерпнут материал для исторической части в работах Б.В.Скитского "Холопий вопрос и антирусское движение кабардинских князей в пору "независимости" Кабарды 1739-1779 г.г."5, Н.А.Смирнова "Политика России на Кавказе в XVI-XIX в.в."'
В указанной работе также находим материал о политике России на Кавказе в XVIH-XIX в.в., в том числе о положении Кабарды, месте и значении Моздока в политике России.
Особо ценный материал по интересующей нас теме содержится в первом томе сборника документов "Кабардино-русские отношения в XVI-XVIH в.в."7, откуда нами извлечены архивные данные по истории Моздока,
0 первых переселенцах, заселении района, в целом о политике русского
царизма на Северном Кавказе.
Из трудов современных этнографов богатый материал но исследуемой теме находим в работах Б.А.Калоева* "Моздокские осетины",
1 Народные песни н инструментальные наигрыши адыгов - М-. 1990.
2 бретерский С. Новейшие географические и исторически* извести* о Кавказе- М. 1823.
-1 Рутков П.С. Материалы для новой истории Кавказа СПб.. 1869. 4.2.
4К'у;іаіисн В.Н. Іісторичесюїесізедпга» о кабардинском народе-Киев. I9IJ.
5 Скитский Б.В. Холопий вопрос и ант»?русское движение кабардинских кназен в пору "незави-симости* Каварлы (739-1774гг. - Владикавказ. 14Ж
Смирной МЛ. Политика России на Кавказец XVI-X1X вв. М.. 1958. 7 Кабардино-Русские огношени» в XVI-.WIII ва.. М.. 1957. Т.2.
» Калоев Б.А. Из истории Моздока и моздокски» осетин // Известна СО НИИ Орджоникидзе, 1466. T.25: Калоен Б.А. Земледелие народов Северного Кавказа М-. 1981;
"Из истории Моздока и моздокских осетин" и другие. Одна из групп моздокских осетин - осетины-цайта - переселились в Моздок с начала его основания, при этом в городе и на отдельных хуторах селились совместно с другими переселенцами, в частности с кабардинцами. В указанных трудах содержится богатый материал из истории Моздока и о заселении его горцами.
Интересные сведения по истории Моздока с начала его основания, о переселении кабардинского князя К.Кончокина со своими подвластными, принятии им крещения, о количестве переселенцев и многое другое мы находим в работах В.М.Гамрекели "Документы по взаимоотношениям Грузии с Северным Кавказом в XVIII в."', Н.И.Гриценко "Города Северо-Восточного Кавказа"2, В.Лариной и И.Бежанова "Моздок" (исторический очерк)3, В.И.Лариной "Основание Моздока и его роль в развитии русско-осетинских отношений", "Очерки городов Северного Кавказа"4.
В целом все эти исследования затрагивали отдельные вопросы истории Моздока и жизни переселенцев и содержали скудные сведения о моздокских кабардинцах.
Цель и задачи исследования. Цель диссертационной работы -предпринять попытку историко-этнографического описания моздокских кабардинцев на основе анализа и широкого использования архивных, опубликованных, полевых, историко-эгнографнческих и литературных источников.
Диссертант поставил своей задачей рассмотреть следующие вопросы:
Каяое*. Б А. Моздокские осетины. Хозяйство н хозяйственный бит // Кавказский этимрафическин
сборник . VII . М.. 1ЭД0:
Каяос* Б. А. Скотоводство народов Северного Кавказа . М.. 1993.
1 Гаирекеди В.М. Документы по взаимоотношениям Грузии с Северным Кавказом в XVIII в. Тбилиси,
I9t>8.
1 Гриценко И.И. Города Северо-Восточного Кавказа. - Ростов, 1984.
1 Ларина В , Беалнов И. Моздок (исторический очерк) - Орджоникндте 19'»
'.'Іармиі ft И (Листание Моздока и его роя* в развитии pvivko-осгтиіккмс оикчиеніш // I I taant* CO
НІНІ Орлаомикид*-. >«57;
.'і*рнн.ї В И Очерки городов Северного Кавказа - Орджоникидіе. 1959.
-исследование истории переселения, состояния хозяйства,
материальной и духовной культуры, общественного и семенного
быта: -показать сохранившиеся традиции и обряды, специфические
особенности, отличающие данную группу от основного этноса,
последствия этнокультурных контактов с сопредельными народами.
Хронологические рамки диссертации - XIX - начало XX века - период, когда в культуре, обычаях, традициях, сознании переселенцев произошли определенные изменения, вызванные новыми условиями их жизни н межнациональными контактами.
Историческая часть исследования охватывает более длительный период - вторая половина XVIII века (начало переселения моздокских кабардинцев) до настоящего времени.
Методологической основой диссертационного исследования являются принципы историзма и научного детерминизма, предопределившие изучение вопроса в непосредственной связи с конкретными историческими условиями. В работе за основу взят комплексный подход исследования.
В диссертации строго выдержаны методы объективно-исторического сравнения и сравнительного анализа.
Нсточниховая база исследования. В работе широко использованы материалы различных фондов Центрального Государственного архива (ЦГА) Республики Северная Осетия, Государственного архива Ставропольского края. Центрального Государственного архива Республики Дагестан, архива Кабардино-Балкарского научно-исследовательского института.
Особый интерес для настоящего исследования представляют материалы ЦГА Республики Северная Осетия. Нами изучены материалы фонда "Терское областное управление" - "Списки населенных мест Терской облаєш к I января 1883 г."; "Дело о наделении землей жителей хуторов,
относящихся к городу Моздоку. Краткая история образования города Моздока", "Дело о землеустройстве и быте на хуторах города Моздока"; "Предложения Начальника Главного Управления наместника Кавказского о распределении участка земли М> 141 между казаками и хуторянами гор.Моздока. Список моздокских хуторов и жителей от 16 апреля 1877 г."
Интерес представляют собой материалы, содержащиеся в ф.23, оп.1, д. 16 - "Письма жителей хуторои Испнрово, Авалопо, Давлаткнно н Нового Атаману Моздокского отдела Терской области об организации самостоятельного кабардинского общества". Здесь же хранится схема 141-го спорного войскового участка третьего участка Моздокского отдела.
Нас заинтересовали отдельные фонды Государственного архива Дагестана - "Кизлярская комендантская канцелярия", ведомости о количестве поселившихся в урочище Моздок.
Ценный материал по теме исследования сосредоточен в архиве Кабардино-Балкарского научно-исследовательского института. Нас заинтересовали фольклорный и этнографический фонды.
В фондах этого архива хранятся экспедиционные материалы, собранные в 50-60-х г.г. на хуторах моздокских кабардинцев известными кабардинскими учеными А.Шортаиовым, З.Кардангушевым, А.Иалоевым, З.Аутлевоіі и многими другими - исторические предания о Моздоке и переселенцах, здравицы, исторические, лирические, шуточные песни, плачи, пословицы и поговорки, нартскнн эпос.
Основные главы диссертации написаны на основании ММОЮЧІІСЛСІШОГО полевого этнографического материала, собранного дозором в 1982-1990 г.г, на хуторах Авалово, Азаниево, Губжоково, Соколово, Графском Курского района Ставропольского края, городах Моздоке Республики Северная Осетия и Нальчике Кабардино-Балкарской Республики. Сбор материала осуществлялся путем опроса как в форме индивидуальных бесед с информаторами, гак и в форме групповых бесед.
В раскрытии темы диссертационного исследования важное значение имеют труды современных этнографов: В.К.Гарданова, Б.А.Калоепа, Я.С. Смирновой. Е.Н.Студенецкой, Т.Т.Шиковой, Г.Х.Мамбетопа, С.Х.Мафедзева, МЛ.Меретукова, Л.И.Мусукаепа, Б.Х.Кгажнокова1 и других.
Научная новизна и практическая значимость. Научная новизна данного исследования заключается в том, что это первая попытка целенаправленного и комплексного изучения истории и культуры указанной этнической группы, попытка показать на фоне сложной внутриполитической борьбы в Кабарде и политики царизма основные черты ее материальной и духовной культуры, а также последствия этнокультурных контактов с сопредельными народами.
Практическое значение исследования состоит в том, что это первая обобщающая, самостоя тельная работа о моздокских кабардинцах. В связи с этим собранные и диссертации материалы и изложенные в ней выводы могут быть использованы при написании научных зрудов по истории и культуре кабардинского народа, в практике преподавания ослоп истории и культуры кабардинского народа в системе общего образования и высших учебных заведений, а также при изучении этнокультурных процессов и этнических взаимоотношений в контексте более глобальных процессов. Работа нужна и широкому кругу читателей, интересующемуся историей Кабарды.
1 Гардаиов O.K. Обшесттвенньїй строй адьпткнк народов (XVI! і -первая половина XIX в) - М,. 1967;
Калоев Б. А. Укаи. раб.;
Смирном Я .С. Семья и семейный быт народов Северного Кавказа - М., 1%Й:
Сгулепецкая В.Н. К вопросу о национальной кабардинской оде*де/УУЗ КБНИН - Нальчик. І94Н;
Шнкова T.T. Об условиях и формах заключение брака у кабарлмниея я доре»оліош<онмпм прошлом
(конец XIX - начало XX im)// УЗ КЕНИИ - Нальчик, 1959: T.lfi:
Млибеюв Г.Х. Некоторые традиции н обычаи кабардинцев и балкарцев, связанные с *илитем //
Вестник КПИІНІ Нальчик. 1970;
Кресгышгкие промыслы в Кабарде и Балкарин - Нальчик, 19()2:
Мак'рнальппи кульпра сельского ниселения Кабарзино-!>алкаріт Нальчик. 1971:
th исгорнп развития транспорта н средств свячн Кабардино-Балкарии Нальчик. 197 {;
Мафедзев С.Х. Обряды н обрядовые игры адыгов -1 (аль*шк, 1979;
Мерсіуков М. А. Семья и брак у адыгских народов - Майкоп, 1979;
Мусукаен Л.И. Об обычаях и законах горцем - Нальчик, 1986,
[>га*иоков В.Х. Лдытхкнн згикег - Мальчик. 1973.
-8—
Апробация работы по мере ее подготовки проходила на кафедре всеобщей истории Кабардино-Балкарского государственного университета. Диссертация обсуждалась на совместном заседании кафедры всеобщей истории Кабардино-Балкарского госуниверситета и Кабардино-Балкарского научно-исследовательского института, на заседании сектора истории народов Кавказа института этнологии и антропологии имени Н.Н.Миклухо-Маклая РАН. С докладами по исследуемой теме автор выступал на трех научных региональных конференциях, часть материалов изложена в научных публикациях.
Структура диссертации диктуется поставленными задачами, состоит из введения, пяти глав, заключения, списка использованных источников и литературы.