Введение к работе
Актуальность темы. Исследование традиционно-бытовой культуры является одной из важнейших задач современной этнографии. Особое значение имеет изучение этнокультурных традиций, т.к. любая попытка проникновения к ее истокам приближает нас к пониманию путей изменения и развития традиционной культуры народа. Более углубленное исследование любого отдельного компонента позволяет понять и объяснить происхождение, этническую историю и механизм этнокультурных традиций.
Вместе с тем, съемные металлические украшения, рассматриваемые в качестве отдельного объекта изучения, являются ценнейшим источником для освещения некоторых проблем позднейшей этнической истории сету, а также являются источником для уточнения и дополнения прежних хронологических рамок этнической истории сету. Металлические украшения гораздо отчетливее, нежели другие элементы культуры, являются концентрированным отражением сложной истории парода, т.к. были очень ценимы, их очень берегли и передавали в течение нескольких столетий из поколения в поколение по женской линии.
Металлические украшения являлись средством хранения и передачи этнической информации, преемственности этнокультурных традиций, теснейшим образом связанных с этнической историей и мировоззрением. Это является не разрозненным представлением, а системой взглядов, это история народа, записанная в украшениях. Поэтому, при условии тщательного сравнительно-исторического анализа украшения являются одним из важнейших исторических источников.
Предметом изучения в настоящей работе стали традиционные украшения XIX-ХХвв., бытовавшие в народном костюме этнической группы эстонцев -сету. Сету (самоназвание сето) проживают в юго-восточной Эстонии и западной части Печерского р-на Псковской области России.
Сету уже более двух веков привлекали к себе внимание исследователей сохранностью древних обычаев, фольклора, народной одежды и элементами старинного жизненного уклада. Почти всех исследователей в большей или меньшей степени интересовало происхождение сету. Предположения на эту тему были высказаны уже в XIX в., и сводятся к двум основным гипотезам: а) сету являются древними обитателями на территории современной Сетумаа
2 (Х.Моора), и б) они - потомки поздних (XVIII-ХГХвв.) эстонцев переселенцев из юго-восточной Эстонии (Ю.Мягисте). Основанием для этих гипотез были археологические или лингвистические данные.
Установление юго-восточной границы Эстонии и возникновение Сетумаа относят к XIII веку, после установления политической границы между Тартуским католическим епископатом и Псковским княжеством разделившей некогда родственные южно-эстонские племена, когда часть их осталась жить в Псковской земле. Таким образом, сету оказались в сфере влияния православия и славянской культуры (С.Лаул). Земля, населенная предками сету, стала пограничной территорией между зонами влияния разных конфессий. Но следует все-же заметить, что различия между сету и осталыши группами эстонцев возникли гораздо ранее ХШ века.
В конце ХІХв. сету обладали целым комплексом особенностей, отличавших их как от соседних эстонцев, так и от печсрских русских, с которыми они жили бок-обок. Сету стойко сохраняли свой диалект, фольклор и обрядность, народный костюм и металлические украшения, хотя по конфессиональной принадлежности оставались православными.
Цели и задачи диссертации состоят в использовании и изучении тех возможностей, которые дают металлические украшения, как ценный источник при изучении этнокультурной истории сету. Автором ставились задачи: 1. Формально-типологическая классификация украшений. 2. Выявление и историко-сравнительный анализ украшений, общих с другими финно-угорскими народами, а также специфических для сету. 3. Изучение функций украшений (социальных, поло-возрастных, территориальных, семантических и др.). 4. Исследование генезиса сетуских украшений, выявление в них более ранних пластов. 5. Изучение роли украшений в обрядах. 6. Установление исторического места сету в финно-угорском этническом мире.
Хронологические рамки исследования охватывают начало Х1Х-конец ХХвв. т.е. период, когда съемные металлические украшения являлись непременным аттрибутом костюма сету. Обращение к изменениям во времени и проблеме происхождения металлических украшений потребовало использование весьма фрагментарных сведений из разных источников, а также имеющегося археологического материала.
Методика исследования. Для приведения в порядок разрозненного и несистематизированного материала был применен формально-типологический метод, уже ранее использованный археологами. Выполненная автором классификация базируется на уже известных схемах и дополнительно доработана с учетом имеющейся специфики и особенностей. В основу исследования украшений в территориальном и временном аспектах положен историко-сравшггелыгый метод. Обычно используемый при шучении украшений метод картографировшшя для сравнительного аналігза и выявления ареала локальных вариантов, в настоящем исследовании применен не был. Объясняется это спецификой материала, т.к. долго носимые и передаваемые по женской линии украшегам "путешествовали" вместе с женщиной после замужества из поколения в поколение, из одной части Сетумаа в другую. Проследігть этот путь не представляется возможным. Музейные материалы также не дают нам этой возможности. Не помнят о первоначальном месте бытования украшений в своігх комплектах и современные сету. Проследить "путь" одного украшения на протяжении 7 поколений удалось лишь в единственном случае. Также был применен метод структурно-функционального изучения металлігческих украшений, впервые предложенный П.Г.Богатыревым.
При написании работы автор обращался к теоретігческим работам этнографов и археологов, а также к специальным исследовагаїям, посвященным традиционным украшениям разных, прежде всего финно-угорских, (И.Машшнен, И.Лехтинен, А.Ю.Заднепровская и др.), а также других народов (Л.А.Чвырь, С.В.Суслова). Для описания и анализа украшений использовались уже существующие в литературе понятия.
Источники. Материалом для работы послужили :
-
Полевые материалы автора 1974-1995, собранные автором во время экспедиций на основной территории расселения сету, а также и среди сетуских переселенцев конца ХІХ-нач.ХХвв. в Енисейскую губернию (ныне Красноярский край), в период 1977-1978 и 1990-1991.
-
Музейные вещевые коллекции из фондов семи музеев: Эстонского Национального музея (ЭНМ), Выруского Краеведческого музея, Исторического музея в Таллинне, Финского Национального музея в Хельсинки, Псковского историко-художественного и архитектурного музея-заповедника, Изборского и Печерского музеев.
-
Украшения на льняной и кожаной основе из Ризницы Псково-Печерского монастыря.
-
Металлические украшения в церквах Эстонии и Печерского р-на РФ.
-
Фототеки музеев и семейные альбомы сету.
Изученность темы. В истории рассмотрения украшений сету установилась прочнная традиция изучения их вместе с народной одеждой. Это в свою очередь совпадает с основными этапами развития эстонской этнографии, начиная с ХІХв. вплоть до современности. Металлические украшения как самостоятельный источник словно остались "на обочине" дороги, по которой развивались научные исследования. История шучення металлических украшений сету характеризуется отсутствием интереса к решению как общих проблем, так и отсутствием интереса к их специальному рассмотрению, произвольно-выборочная и описательная характеристика. Сведения об украшениях кратки, обрывочны, тенденциозны. Не уделялось внимания ни их систематизации, терминологии, не ставился вопрос о возрастных комплектах, возникновении и изменении украшений во времени, не раскрыта их социальная роль в обрядах. В эстонской этнографии работа с сетускими украшениями носила прежде всего собирательный характер. На Сетумаа смотрели как на единый в культурном отношении регион, не видя различий и особенностей.
Научная новизна. Диссертация является первым опытом систематизации до сих пор не изученных женских и мужских украшений на основе материала многолетних полевых исследований и музейных коллекций, их историко-этнографические исследования. В научный оборот вводится оригинальный материал. Впервые предпринята попытка обобщенного изучения металлических украшений сету как ценнейшего целостного и самостоятельного источника с применением комплексной методики. В работе обобщен и проанализирован весь имеющийся в настоящее время разнообразный материал по культуре металлических украшений сету, дающий возможность понимания политических, этнических, исторических, социально-экономических, религиозных, семейных и др. процессов в Сетумаа не только в XIX-ХХвв., а также и в более ранний период.
Научно-практическое значение. Опыт использования известной методики и ее дополнение в связи со спецификой данного материала может быть применен при изучении съемных металлических украшений других народов.
5 Основные материалы и выводы могут быть использованы при дальнейшем углубленном исследовании культуры сету и эстонцев, в музееведческой практике. Выработанная классификация дает возможность избежать ошибок при экспонировании украшений. Выводы могут быть использованы в преподавании специального курса по этнографии сету, по этнографии народов Балтийской историко-этнографической области, спецкурса по металлическим украшеїшям, для создания этнографических фильмов, теле- и радиопередач, издании альбомов, каталогов и выставок.
Апрабация работы. Основные положения диссертации получили отражение в публикациях, опубликованных в Эстонии, России, Венгрии и Финляндии. Материалы исследования использовались в подготовке выставки в ЭНМ (сентябрь 1996), "Серебряные украшения сету" и для написания сценария этнографического фильма о металлических украшениях сету, а также для подготовки лекций о культуре металлических украшений сету, прочитаїшьіх в Финляндии (Хельсинки, Куопио и Йоенсуу).
Структура и объем работы. Диссертация состоит из введения, пяти глав, заключения и приложений. В приложении даны: 1. Схема расселения сету. 2. Таблица временных изменений украшений. 3. Карта-схема мест изготовления украшешій сету. 4. Словарь народных названій украшеїшй. 5. Альбом иллюстраций. Материал изложен на 250 стр. машинописного текста. Библиографический указатель насчитывает 183 названий.