Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Материальная культура Уральского казачества конца XIX - начала XX века (развитие этнических традиций) Сагнаева, С.К.

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Сагнаева, С.К.. Материальная культура Уральского казачества конца XIX - начала XX века (развитие этнических традиций) : автореферат дис. ... кандидата исторических наук : 07.00.07 / Ин-т этнологии и антропологии.- Москва, 1992.- 20 с.: ил. РГБ ОД, 9 92-3/2717-4

Введение к работе

Актуальность доследования» І. Изучение казачества приобрело оообов значение в вастодацва врэмя в овяза о возрождением культурных традиций, шреосиысланиеы опыта прошлого, а также деятельностью общественных организаций, выступающих от имена "xwssso'a". Фэноиеп активной сеаювдейвифжащш о казачеством часта населеная на территории! бывшая казачьдх войск, попытка интегрирования некоторых фор* казачьего.'самоуправления я хозяйствования, патриотического и трудового воспитания в оовременнуп практику такав требуют серьезаого анализа. Исследованпо истораа а культуры российского казачества позволят более объективно, уплывая его социокуль-турноо своеобразие в прошлом, подойти к поншанлп современных яи-деиай общественной знзня, связанных о зозроадениа^ казачества.

2. изучение культуры уральского казачества доцоїет более полно представить его этническую истории, сопостааать с культурой цруглх групп казачества, руосдого населеная разных регионов страны. Выявление черт сходства а локального своеобразия материального бита уральского казачества помояот охарактеризовать в целом звоеобразпе казачества как этносословной группы, выявить этническая, исторические, экологические, соцвальниэ а другае фактора, юпдаявпше на оформление а развитие его традиционной культуры.

Предметом доследования являются традиционные одежда а пища, которые рассматриваются в контексте этнической истораа а хозяііот-занной деятельности уральского казачества, его этносоциального звоеобразня. Особое внимание уделяетоя анализу рола отарообрндче~ зтва, а такие такого субъективного фактора, как самосознание казачества з сохранения традиционной культуры.

Диссертация ограничена хронологическими рамками конца XIX -тчада XX века, хотя для сравнения привлекаются иатеряалн как 6о~ ше раннего, так и более позднего времена.

В работе рассматривается материальная культура ао только гральсках казаков, но а "уральцев" - локальной группа, образовавшим из нэсколысах тысяч уральская казаков, высланных а конце 10-х годов XDC века в Туркестанское ген ера л-губернаторство.

Исследуемая территория включает западную часть Уральской я
:еворо-западную часть Гурьеаской областей Казахстана (бывшая тер-
аіторвд войска ) а районы компактного проживания "уральцев"

і Джаыбулской области Казахстана в Каракалпакии (г.Ьукус).

Степень разработанности темы. В большанотве работ по воторац и культуре уральокого казачества, вышедшах до 1917 года, традицв-опине одсада в пища ва была предметом опецвального изучения. Но многие яг них тем не пенсе оодаріат ценные сведения о быте в культуре уральских казаков. "Эвцяклопедией" уральокого казачества называй? труд Н.А.Бородина "Уральокое казачье войско" (1891), охва-глвшгдй широкие круг вопрооов по иоторяя, географии, отатяотвке, хозяйственной деятельности Уральского войока. По масштабу вооледо-иаїшя к нему близок груд А.Д.Рябинина "Уральокое казачье войоко" (I86G). Эта работы - оаыые крупные дореволюционные исследования об ірапьоком войске, ве потеряли научной ценности а в настоящее враия.

Особое место среда работ, освещающих отдельные стороны материального быта казачества, занимают статьи а очерка известите уральских бытошпатедей Н.Ф.Савичева а И.И.Нелезнова, & такае иє-бслыая публикация анонимного автора - "Заметка б народном быто уральских казаков" (1866), содержащая относительно подробное описи ьле их одежда середины XIX века,

В советокое время ыыоглв вопроои догорав и культуры уральского казачества не получаля достаточного освещения. Б отдельных работах советских ученых, посвященных траджцнонной культуре русокого населения, упомяналяоь в оравнительно-иоторическоа аспекте лишь отдельные компоненты традиционной одекды. Небольшой очерк об одевде і пище уральских казаков был помещен в сборнике. "Урало-Касдяйоквй крий" .(1927), но он не предотавляет научной ценности, поскольку основин на компилятивном материале. То Ев мояшо сказать в о тех фрагментарных характериотлках традиционной одевды, которые встречаются и публикациях местных краеведов в советское время.

"Уральцы" Средней Азии в Казахстана также привлекала внваанве иноіих путешественников в бытошеателей своеобразным укладом казня, драматизмом событий, связанных с переселением. В трудах Б.В.Крестовского, В.Г.Короленко, Д.С.Берга а других авторос можно найти немило сведений этнографического характера об "уральцах".

Большой вклад в изучение "уральцев" внесла выдающийся советский этнограф Е.Э.Бломквист, в работах которой раскрыты характерные осо'Х'іїноста культуры, исторические в социальные корни своеобразия А|лг, и такко религиозного ооэиапия этой груп пи. Особое внимание Г.Э.Бчомкнист удолила ojcpo межэтнических конгиктов. Ею, р чаотно-'..'П!, in рн'"д<:гп уивкалышо материалы по билингвизму "уральцев". В і^Длі-: цч'. (х jnuioro нааг.а отражение лишь часть половых и архивных

:,,«0,.t-VH-., О.6^ai\i:,.< Ю ИдШІІ ИССЛиЛ>іЛІИ'.И.І культури "урііЛЬЦеїі" в

Каракалпакію.

В ц&яом степень цзучонноотв ыатервадьиой культуры "уральцев" а,особенно, уральокого казачеотва, иедсотаточна. Предпринятое в дасоертацяа исследование материальной культуры псшшо отого осліпилось слабой разработанностью вопросов этнической иотораи в традиционного хозяйства уральского казачества. Недостаточность моторико- отвографачооких исследований по другим казачьш войокаы ограничила во8Швшоста широких историко-культурных сопоставлений.

С целью проведения сравнительного доследования культурі казачества о народнкы озлоя руоского ааоелевш других рэгионов, а ток-89 народов Водхско-Уральокого н Срвдиеааиогско-Казахстанского ро-гпоиов была привлекjвы работы этнографов по пшрокоыу кругу пройдем, связанных с традиционной одеадой и вицей. Это правда всего /руда С.Ы.Абрзмзона, С.А.Арутюнова, Г.П.Васильевой, Н.П.ГранковоЦ, СИ. Дмитриевой, Л.Б.Засадателевой, И.В.Захаровой, Д.К.Зеленина, Б.І, Кармышевой, В.Ю.Кругшаокой, А.А.Лебедетй, Н. И. Лаба девой, В.А.Ли-пинской, Г.С.Масловой, В.И.Маховой, А.СМорозовой, Ы.Г.Йабиновяча, О,А.Сухаревой, Д.НЛиадковой, М.Н.Шмелевой а др.

Цела исследования - I) на основе анализа одввдн 0 пищи уральского казачества конца XIX- начала XX веков выявить наиболее стойкие этнические традиции его материального быта, й) раскрыть их овязь о другими сторонами традиционной культуры казачества, 3) показать детерминированность своеобразия материального бьта казьча-отва особенностями его вроисхоадения в ооциокультурного разнития, а такие 4) обосновать вовмоашость использования в кечес «а иотори-ко-этнографического иоточника для изучения этаосословисЬ грушш гаках компонентов материальной культуры, как ода «да и пища.

Для выполнения поставленной цела било необходимо:

  1. Осветить этническую историю уральского казачества,чтобы определить основные исторические, социальные, экопомичеоквэ, этнические фактора, повлиявшее ва формирование я развитиа наиболее характерных черт традиционно-бытовой культуры.

  2. Проанализировать традиционную структуру системы питании и ее связях с природной ордой и основными направлениями хозяйственной деятельности казачества,

  3. Выявить традиционные способы иолучоная, хранения, переработка и употребления пищи в ракурсе этнической специфики, обратив особое внимание на социальные аспекты повседневной, праздничной, обрл-дово-ритуальной трапез и основных их компонентов в исторической шь-наыикв и локальных вариантах.

  1. Выделить характерные особенности традиционной одевда уральских казаков, проследить их развитие, соотношевие традиций и новаций; охарактеризовать локальные элементы одеады и общие о другими казачьими войсками и васалеияем разных регионов России, выявив иво-этничиыа заимствовавшая.

  2. Рассмотреть одеяду в качестве этнического, половозрастного, профессионального ъ конфессионального маркера, показав ввако-ьую холь отдельных элементов казачьего костюма.

  3. На освове анализа восприятия казаками отдельных элеыовтов традиционной одеады, а такие способов их изготовлеввя в вопения.раскрыть роль самосознания казачества в консервации старинных фора едскды и усилении ее знакового содержания.

Источники Диссертация базируется на материалах автора, собранных в ходе полевых исследований І986-І99І гг. в Уральской, Гурь-ьвскоЯ, Дяамбулской областях Казахстана, а такке в Каракалпакии. Пилшо этого использованы хранящиеся в архиве'Музея антропологии и этнографии имени Петра Великого (Кунсткамера), НИИ РАН полевые ыа-тарцадн Е.Э.Бломквист, изучавшей культуру "уральцев" в І943-Ш5 гг. в Каракалпакии ( Нукус, Турткуль, Кунград) и Туркмении (Ходжейля) (t.lO.On.I. їід.хр.І-122). В ходе экспедиций ей был собран уникальный материал по духовной культуре, языку (обряды, фольклор, диалект), материальному быту, сделаны фотографии и рисунки одеады. В диссертации использована также этнографическая часть рукописи С.А. Судакова "Уральцы-старообрядцы Амударызаского оазиса" (1933), хранящейся в фонде Е.Э.Бломквист (Ф.10. ОпЛ* Ед.хр. 121). Сведения об одежде и вице "уральцев", имеющиеся в вей, несмотря на фрагментарность, дополняют данные Е.Э.Бломквист. Несомненный интерес представляет и иллюстративный материал (фотографии и рисунки) С.А.Су-дакона. При рассмотрении обрядовых функций пивді и одеады правлекг-лі'сь такжо полевые записи .Белецкой, участвовавшей, в экспедиции 1'ХЬ г., и такке хранящиеся в фонде Е.Э.Бломкеист (І.ІО.Оп.І.Ед.хр. VV-Ы).

ЬтороЛ корпус источников составляли материалы по этнической іісїО[.ігл и традиционной культуре уральских казакоь, хранящиеся в '.vjinu' архивах: Архиве Географического общэстш (разряд 26,73), Ар-iiiiit Лил^лыкй иаук 1Л1: в Саикт-Пі'Тврбуртв (Ф.1ЛІ. On.l; <Ь.804.On.I, l..'.-У', Сн.1,^) ,Iki;Tj»'viMion Госу,';і]іст):оііі(ом к^ьнно-исюркчес^ом ep-x.v.jfc' (І.13. On.l/iiw ; C'.Xl*. Cn.l; tf-.C-'J3. On.,13-, C.'JuO. On.1,44; <.;u . ( :.l; »«'t3.'.'і;, і а др.), Лр/Ш'о .'.'y:u.j! антропологии и атио-

графая имени Петра Великого (Кунсткаыара), НИИ Р/Ь (Ф.ІО.Оп.І. Ед.хр.Х-122), Отдела рукопаоей Российской Государственной бискио-яека(.125. Од. 1,2), Рукописном отдала Государственной Пуоличао» бабллотам па.СадтикоЕЭ-Щддрапа (Ф.ШБ, 1055, 1159), Уральском областном, г-ооударствонпоа арзазэ п Каракалпакской государственном архава. Использованы таккэ сдэлаапиэ Е.Э.Блошшист виписка аз материалов но "уральцаы" (й.ІО.Оп.І. Ед.хр.40,41), хранящиеся в гг.- сударствэивых архивах Уабэкнотона' я Каракалпакии.

Трагпй корлуо источников - яуэеАпыэ кодлокцаа до традациовной одвада уральского казачоотаа. Самая большая а полная - в Уральском областном ясторако-краеавдчаокса uysso. В Гурьввоког» областном кг*.-вгедчоскоа аузва і. Государственной иузаэ этяографап в Савкт-Петар-бургэ прэдоташюны дапь погаторао предметы ртарякной одвада'. Иллюстрация по нуксяой а 'запояой одоздэ шептся а фоь'дах аоах трах ну-аэоа.

В осооуа группу ссточааиов следует видалять цатериалн диалок-тологглооклх окопедадай Уральского пвдагогвчаского анстзтута им, А.С.Нусипа под руководством Н.И.Наяэчя, среда которых шеются фрагаонтарние оазоания одэад а ппцп, а такза диалектологический слоаать Н.М.Малзча (рукопзсь) "Русское иародпка говори Сродного а Нзанего точангя рэая Урал (дааиокт япцках кааакоа)^ ьооша гсаах (I97S г.). Из пэго почорппути'такав иногно свединнл об одакда, впер, хоаійотао a dava уральского вдзачеотва.

Научаая новизяа работы, Даоовртацая - парзоо ыовогре&вчиское поолвдоЕзаав иатервальвой культури (глагяыи обраэоа оді їдь в нища) уральского кааачествя конца III - начала XX э., a sosojej зтвлче-екка традацпз р&ссаатрввеюгеа а контекото псторзио-культуриого сао еобрззет здзачоства, влияния социальных, экологкчэоках, этнических фактороа ка ах ааиаакяовенив а разаятао, а темя а сраваодил с культурой казачвоз'вз другах во..ск, русского наонлэиая разіїш: ратио-ггоа Росопа. В работе обосновывается правомерность иоюдгзолаиия таких иоторако-этвографачсохдх аоточнакоа как одеада я пзда .для исследования этнической дстораи а кулітури вгносословаой грушш.

Ира авадаав'матораалыюй культуры акцентируется виаиациэ на знаковом содераанна отдельных.ее компонентов, особенностях ооолрия-тия авкоторых вз чах ноонтеляыз этой культури а представителями другах этнических, ооциальаых или конфессиональных групп, что позволяет глубао представить связь материального быта с самосознание.

В научный оборот введены оригинальна половив маториали дао-сортанга, а такхо значительная часть научного насладил Е.З.ІЇ/юнк-

її-к: г и материала диалектологического словаря Н.Ы.Малечв.

П;?вктичэоков звачевие диооертацая. Материалы в освоввнв вивозі могут бить использованы для сравнительного изучения материальной культуры рааннх групп казачества в русского народа, а такке процессов этнокультурного взаимодействия уральского казачеотва с цругими народами я его этнической история.

Д,йссер?ацвя мовег представать яитврео для научных работников-соивслогов, историков, искусотвоведов, а такав для краевадов, му-:нь\аы>; работников, преподавателей вузов, школьных учителей. Мате-риолъ iio-одежде мояно вошльэовать для моделирования и рекоаотрук-11.ВИ породного костюма.

f условиях дефицита пищевых продуктов результаты исследования грпдпшонной пищи дают возможность ва базе честных ресурсов дещэ-ncivo сырья организовать полноценное питание как в системе общепита, ток л в домашних условиях.

Материалы диссертация могут найти применение в практике обще-елвинних в гооудыротвенных организаций для получения более полного гредставлевия о проблемах, связавних о ясторией и культурой казачества в целом, а гакае о некоторых специфических сторонах быта старообрядцев.

Апробация диссертации. Дасоертацдя обсувдева на заоедавва отдела этнологи русского народа (апрель 1992 г.). Освовные юлоае-нил работы излокены в опубликованных в находящихся в печати статьях в тезисах общем обьемом 5,6 п.л.

Структура работы. Диссертация состоят из введения, трех глав, заключения, списка литературы, списка сокращений и альбома о еллэ-стрешшыя,