Введение к работе
Актуальность темы исследования. Изучение этноконфессиональной ситуации в России приобретает большую актуальность в настоящее время , когда в стране восстанавливаются старые и создаются новые церковные организации , активизируется их деятельность и увеличивается число приверженцев . Особое значение имеет изучение деятельности тех церковных организаций, которым прежде не уделялось почти никакого внимания. Именно к таким организациям относится лютеранская община России.
Цель и задачи исследования. Основная цель диссертационного исследования комгсіексное изучение лютеранского населения России в историческом плане (ХУІ - XX вв.). В соответствии с целью исследования в диссертации поставлены следующие задачи:
системная характеристика основ лютеранского вероучения, культа и церковной организации;
выяснение причин появления лютеран в России, анализ динамики численности и расселения лютеранского населения страны в разные исторические периоды;
определение национального состава лютеран России, выявление особенностей различных национальных традиций в лютеранских общинах страны, характеристика взаимоотношений лютеран с иноконфесснональным населением ;
- оценка современного состояния евангелическо-лютеранских общин в России,
анализ воздействия массовой эмиграции лютеранского населения из страны на положение
лютеранских общин и выявление отношения руководства Евангелическо-гаотеранской
Церкви к отъезду лютеран за границу ;
- определение степени сохранности национальных традиций в разных шотеранских
общинах в настоящее время , выявление тенденций развития лютеранства в России и его
роли в возрождении национальных культур на современном этапе,
Методоіогическая основа исследования. В основу работы положен принцип сравнительно-исторического анализа. Положение лютеран и деятельность лютеранских общин в России исследуются на протяжении почти четырех столетий ( ХУ1 - XX вв. ) Появление и развитие лютеранства в России рассматриваются в непосредственной связи с конкретными социальными, политическими и культурными условиями .
Комплексность исследования проявляется в том, что в диссертации исследую [ ся вес национальные гоуппы в России, традиционно исповедовавшие лютеранство ( немцы, финны, латыши, эстонцы, шведы), и в том, что характеристика этих групп многогмаиова и включает данные об их численности, расселении, деятельности, обычаях, обрядах.
Современное положение лютеран в России определяется на основе данных полевых исследований. Эти данные были получены в результате включенного наблюдения в лютеранских общинах рпзличных национальных традиций , а также путем оггросов и анкетирования членов общин, интервьюирования руководства Лютеранской церкви в России.
Хронологические рамки работы. В диссертации охвачен период с момента появления лютеран в России в ХУ1 в. вплоть до настоящего времени, когда наблюдается массовая эмиграция лютеран из страны и вдет процесс ассимиляции основным населением России разных по национальной принадлежности лютеранских групп.
Научная новизна. Новизна работы состоит в следующем :
-
впервые в науке . предпринята попьггка комплексного изучения лютеранского населения России за все время его существования (ХУ1-ХХ вв.);
-
дается достаточно исчерпывающий общий обзор источников и историографии по проблемам лютеранства в России ( ХУ 1-ХХ вв.);
-
приводится оригинальный материал о современном положении лютеран в России, делается попытка определить тенденции и перспективы развития лютеранства в Российской Федерации в обозримом будущем;
-
в научный оборот вводятся результаты собственных полевых исследований автора в лютеранских общинах России;
-
дается характеристика евангелическо-лютераиских общин страны с позиций этнолога.
Практическая значимость исследования. Полученные результаты диссертации могут быть использованы при изучении закономерностей развития этнических меньшинств в России и при составлении конфессиональной карты России .
Материалы диссертации могут быть также использованы в педагогической и научно-просветительской деятельности: для создания спецкурсов и факультативов по этнологии, религиоведению, при подготовке экспозиций в краеведческих музеях, организации национально-культурных обществ и культурно-просветительских организаций.
Выводы, содержащиеся в диссертации, могут быть учтены при проведении российскими властями политики по национальному и конфессиональному вопросу.
Апробация работы . Основные положения диссертации были изложены на конференциях в следующих докладах и сообщениях:
1) " Протестанты в Рязанской губернии в конце XIX - начале XX в. " ( Российская научная конференция к 100-летию со дня рождения Н.И. Лебедевой " Эгнография и фольклор Рязанского края " , Рязань, 5-9 декабря 1994 г. );
2'"-
-
'' Церковные праздники лютеранского населения России ( XIX -XX вв. )" (Токаревские чтения к 10-й годовщине со дня смерти С.А. Токарева, проводимые Институтом этнологии и антропологии РАН, Москв?, 18 апреля 1995 г.);
-
" Возрождение Евангелическо-лютеранской церкви в России на современном этапе" (Первый конгресс этнографов и антропологов , Рязань, 29 мая-2 нюня 1995 г.).
Апробация диссертации осуществлялась на заседаниях группы релнгиоведеїшя Института этнологии и антропологии РАН ВІ993 и 1995 гг.
По теме диссертации подготовлены 4 работы, которые находятся в печати ( общий объем - около 3 ал.).
Работа обсуждена, получила положительную оценку и рекомендована к защите на заседании группы религиоведения Института этнологии и антропологии им. Н.Н. Миклухо-Маклая РАН.
Источииковая база исследования. Для решения поставленных в работе задач привлечен широкий круг источников, которые можно условно разделить на 5 самостзятельных групп:
1) Нарративные материалы, включающие наблюдения иностранных
путешественников и дипломатов, проживавших в Рэссии или посетивших ее в XVI-
ХУП1 вв. ( Ричард Ченслор, Джером Горсей, Александр Гваньини, Франче-.ко Тьеполо,
Зигмунд Герберштейн, Исаак Масса, Адам Олеарий, Якоб Рсй.енфельс и др. ), а также
мемуарную литературу ( воспоминания немецкого колониста с Волги ПК. Галлера,
дневники пасторов, записки одного из выпускников Московского Петропавловского
евангедическо-лютеранского мужского училнщи, воспоминания .^'ховпых лиц и членов
лютеранских общин о жизни лютеран в советское время.).
2) Церковные документі- ( уставы Евангелическо-лютеранской-церкви, отчеты о
деятельности лютеранских общин и учебных заведений, записи кассы взаимопомощи
Евангелическо-лютеранской церкви, отчеты благотворительных организаций) и т.п. и
правовые акты (манифесты российских царей, постановления Правительствующего
Синода, законодательные акты советского периода, указы о депортации народов,
современное законодательство Российской Федерации о свободе вероисповеданий и
религиозных объединениях и др.).
-
Статистические данные, содержащиеся в переписях населения, а также в отчетах, опубликованных церковными организациями и органами светской власти.
-
Фольклорные материалы, в первую очередь пословицы и поговорки русскою народа относительно иноземного населения и др.
-
Результаты поиевых исследований в лютеранских общинах Москви и Сани-Петербурга.
Историография проблемы. Изучением лютеранских общин в России занимались по преимуществу немецкие авторы , в первую очередь служители Евангеличсско-дютсранской церкви - суперинтенденты и пасторы, интересующиеся по роду своей деятельности положением лютеран в стране.
Начало изучению истории лютеран в России положил Бартольд Вегеций, назначенный Петром Великим первым суперинтендентом всех евангелнческо-лютеранских общин в России.
Весьма обстоятельный труд, посвященный истории евангелическо-лютеранских общин в Российской империи написал Ант.Ф.Бюшинг ( Biisching A. F. Geschichte der evangelisch-lutherischen Gemeinden im Russischen Reich. Altona, 1766-1767 .)
В ХУ111 в. вышел также труд Иохима Христиана Грота " Заметки о религиозной свободе иностранцев", содержавший сведения о евангелических общинах, существовавших в России в ХУ1-ХУ111 вв. ( Grot I.C. Bemerkungen uber die Religionsfreihcit der Auslandcr im Russischen Reiche. Bd 1 . St.-P.-Leipzig, 1797.).
Наибольшее число работ по истории лютеран в России было издано в XIX - начале XX в. В XIX в. выходят из печати труды Т.Юшблюта - "Основание евангелических общин в России", Х.Дальтона - "Очерки истории евангелической церкви в России", Г. Буша - "Дополнения к материалам для истории и статистики церковной и школьной жизни евангелическо-лютеранских общин в России", Ф. Гушшуса - "Еваигслическо-лготеранская церковь в России". В начале XX в. были опубликованы сводный труд "Евангелическо-лтотеранские общины в России. Историко-статистический обзор ", сочинение Т.Майера "По Сибири на службе Евангелическо-лютеранской церкви " и другие работы. Эти работы имеют обобщающий характер и содержат сведения по истории возникновения и развития евангелическо-лютеранских общин, численности и национальному составу лютеранских приходов .
Наряду с трудами общего характера , появляются работы, в которых рассматриваются частные вопросы лютеранской деятельности в России, например исследования по отдельным свангелическо-лютсранским общинам в Москве, Санкт-Петербурге, Одессе и др. (работы А.Фехнера, СЛсммериха, Ф.Бшшемапа и др.).
Огечсствснныс историки не уделяли изучению лютеранства в России столь большого внимания, как немецкие авторы. Исследование лютеранства в России началось в отечественной историографии позже, чем в немецкой. Кроме того, изучение ліоісраисіва в России , как правило, не было темой отдельного исследования. История лютеранства в России рассматривалась наряду с историей друїнх проіссташских деноминаций, существовавших в стране.
В дореволюционной отечественной историографии изучением ЖИЗНИ И ДІ-ЯІС.ІІ.ПОСІЦ про і ее іаніов и России занимались П.11. Соколов и ЛИ. Цініасн . В оі.інчне о»
большинства немецких ученых, концентрировавших свое внимание на проблемах лютеранства в России , русские ученые интересовались вопросами взаимовлияния протестантской и православной культур в стране.
Небольшое число российских ученых исследовало и некоторые частные вопросы истории лютеран в России ( И.М. Снегирев и др.).
Изучением жизни разнонациональных лютеранских общин занимался ряд отечественных и зарубежных авторов ( работы А.Клауса, Я.Штаха, А.П.Липранди, В.Пинкуса, И.Фляйшхауер , В.Лонга, И. Шнурра и др. о немцах, исследования В.Н. Бирпна, М. Энгмана и С.Юнгара, В.А. Маамяпі и др. о финнах, латышах, эстонцах, шведах).
Следует отметить, что объективному изучению лютеран в России препятствовали политические события. Так, исследования, касающиеся жизни немецких колонистов, написанные в годы первой и второй мировых войн, в которых Россия воевала против Германии, часто носили тенденциозный, ацтинемецкий характер.
Изучение лютеран в России в советский период затруднялось также антирелигиозной политикой властей и насаждавшемся в обществе негативным отношением к религии .В результате работы по религии , изданные в это время в России, носят весьма необъективный характер.
В российской этнографической науке 60-80-х годов некоторые сведения о лютеранах в России имеются в в общих трудах по религиям мира С.А. Токарева и ПИ. Пучкова.
В последние годы в нашей научной гаисратуре появились статьи, посвященные лютеранскому населению России в прошлом и настоящем, что свидетельствует о роек шггереса в российском обществе к конфессиональной проблематике.