Введение к работе
Представленный к защите докторской диссертации доклад обобщает результаты изучения автором с 1949-1992 гг. традиционной культуры курдов Закавказья и Передней Азии. Исследуется национальная культура народа для решения курдской проблемы с этнографических позиций: традиционно-культурной общности курдов Курдистана и соседних регионов компактного расселения курдов. Проводятся ксторико-этно-графические параллели с традиционной, в основном материальной культурой XIX-перзой половины XX з. курдского населения Передней Азия и Закавказья. Сравнительным анализом определяется общее я особенное в культуре курдского народа. В общей этнокультурной модели рассматриваются ее локальные особенности, обусловленные спецификой этнического развития, межнациональными и конфессиональными факторами, этническими процессами. По характеру особенностей выделяются два основных географических аргала: "невказс-ко-анатолийскяй" я "переднеазиатский".
Актуальность теки определяется несколькими аспектами.
Первый- международный: решение курдской проблемы, суть которой - создание независимого Курдистана, национально-государственное определение, нациокально-ісультурное возрождение и развитие. Трагическая судьба народа, численностью по ориенткрсзочным даннілі около 30 шт., физический и духовный геноцид, уничтожение химический орукием курдских городов с мирным населением (г.Халабдеа в Ираке), защита народа силами СОК, не может и не долина оставаться без внимания ученых, международной общественности, всего прогрессивного человечества. При этом следует особо учитывать, что существование курдского народь с его самостс-ятзлытем курдским языком, четко выраженным этническим самосознанием я самобытной национальной культурой, отличающейся ст турецкой, персидской, арабской, отрипается в странах Ближнего Востока. Курдов, обычно, называют "турецкими" или "персидскими" горцами, с разделеь-ной на че-
тире части родязой (Турецкий, Иранский, Иракский, Сирийский Курдистан), не имеющими собственного языка, своей материальной и духовной культуры.
Второй - внутригосударственный. Согласно переписи 1989 г. общая численность курдов на территории бывшего Совза ССР составжяла I527I7 человек. Из них в Армении -56127, в Грузии - 33331, в Казахстане - 25425, в Азербайджане - 12226, в Киргизия - 14262, в Туркмении - 4387, в Узбекистане - 1839, в Таджикистане - 56 чел.х. В Закавказье сосредоточено основное компактное курдское население, пребывание которого относится к незапамятным временам. В Казахстане и Средней Азии живут потомки курдов, депортированных в основном из бывшего Курдистанского округа Азербайджанской ССР. Курдская диаспора приходится на Украину, Белоруссию, Прибалтику, Молдову, о численности которой порой судить трудно, так как статистические данные далеко не объективны. В трудах по теме автор исследовал причины и главнейшие миграции курдов из Передней Азии в Закавказье с конца прошлого столетия - начала нашего, историю создания в Закавказье курдских поселений, образования в 20-х гг. в Азербайджане Курдистанского уезда. Создание затем в конца 20-х, начале 30-х гг. в Азербайджане Курдистанского округа с центром в г.Лачине дало народу право и возможность напионально-территориального, национально-культурного развития. После упразднения Курдистанского округа чаеть курдов была репрессирована и депортирована в Казахстан, Среднюо Азию. В настоящее время - политически реабилитирована. Однако, это обстоятельство до сих пор не снимает с повестки дня острую проблему курдских беженцев из Казахстана, Средней Азии а Закавказья, в основном, в Краснодарский край. Курдская проблема у нас, а после распада бывшего Союза ССР - г государствах СНГ, требует скорейвзго и определенного решения национально-территориального, национально-культурного вопроса, вос-
х По переписи 1979 г. курды в Азербайджане не числятся.
становления исторической истины и справедливости. Поэтому этнографическое изучение курдов приобретает сегодня особое, не только научное, но и большое историческое и политическое значение для судьбы народа, так как в условиях разобщенности и естественного воздействия различных культур и процессов ассимиляции, утрачиваются материальные и духовные ценности этноса, разішвается специфика быта я теряется самый устойчивый признак нации - курдский язык, особенно при отсутствии обучения на родной языке.
Третий - определяется повышенным интересом в современном мирз к судьбам нацменьшинств или "малых народов" как за рубежом, так и у нас; к межнациональным, межкон-фзссиональным, межгосударственным, межпограничным отнопе-ниям я этническим процессам. Для решения курдской проблемы необходимо этнографическое изучение курдского народа в Закавказье,и- одного из крупкейшях в Турция, Иране, Ираке, Сирия, где происходят сложные этнические процессы, особенно и городах и в регионах с неоднородным этническим, лингвистическим и религиозным составом населения. Острая нужда в этнографических исследованиях - существенней пробел в науке. Отсутствие трудов по представленной к защите темы создает большие трудности з реальной помощи курдскому народу.
Теоретической я методологической оснозой работы послужила исторяко-эткогрлфическая преемственность.последовательного историзма, теоретические исследования я обобщающие труды отечественных я зарубежных ученых, в том числе курдских по теория, истории этнография и культуры. Автор опирался на принципы исследования материальной я духовной культуры народов мира, разработанные И.А.ОрОели, Г.С.Читая, С.А.Токаревым, Н.Н.Чебоксарэзкл, С.А.Арутюновым, Д.С.Вардушгном, В.П.Кобычевьи, Р.Ш.Дсарнлгасиновой, Д.Е.Еремееьым, В.Х.Карт.щшевой. При работе над диссертацией автором применялись используемые в отечественной этнографии методы комплексного анализа,'срггнительно-исто-рического изучения, ясторико-згнографяческой реконструк-
пий, а также методика непосредственных полевых исследований.
Научная новизна работы и состояние изученности про-блеш определяется тем, что данное исследование является в отечественной и мировой литературе первым опытом этнографического обобщения и анализа материала, собранного и накопленного автором в течение четырех десятилетий об этнографически малоизученном народе. Обобщен конкретный фактический материал, проанализированы особенности этнического, религиозного, родоплеменного самосознания, и самоназвания, духовной культуры, этнических .процессов, межэтнических отношений. Отмечается роль факторов духовной культуры и их влияние на становление и значение материальной. Специального анализа потребовали сравнительные параллели традиционной культуры закавказских курдов, идентичность культурно-бытовых факторов у одних и тех же^ курдских родоплеменных групп Закавказья, Турции, Ирана, Ирака, Сирии независимо от территории их обитания. Работа обобщает изучение традиционной культуры курдского народа. Тема разработана впервые, вносит вклад в существующий в науке пробел по данной проблеме, выдвигает новое направление в историко-этно графическом исследовании курдского народа.
Научная и практическая значимость работы. Результаты исследований по проблеме опубликованы б двух монографиях: "Курды Закавказья" (М. ,1966) и "Материальная культура курдов XIX - первой половины XX в." (М., 1990), а такке в ряде статей на русском, английском, французском, курдском, арабском языках. Изучение позволяет в дальнейшем вскрыть отногенетические вопросы, дает возможность подойти к решению многих актуальных аспектов современной курдской проблемы как у нас. так и яя рубежом. Научно-фактический материал помояет разрабатывать отдельные аспекты этнографии населения Закавказья, Курдистана, Ближнего Востока. Научная разработка темы дает материал для коллективных, -индивидуальных, научно-популярных, энциклопедических изданий, различного рода пособий, словарей, атласов, учабни-
ков. Работа поможет историкам, географам, кавказоведам, востоковедам при чтения лекций, пропаганда знаний о курдах и Курдистане, устранит неправильные версии об отсутствии у курдского народа родины как у нас, так и за рубежом, об отсутствии культуры, а тем более - общности культурных традиций. Публикации о закавказских курдах помогут пересмотреть вопрос о дальнейшей судьбе реабилитированного курдского населения и его потоигов, практически решить проблему национально-территориальной и национально-культурной автономии, помочь разобраться с курдскими беженцами. Собранный и опубликованный материал использован автором при чтении лекций, в выступлениях по Радио и Центральному Телевидению, б статьях для энциклопедий России и США, в различных научно-популярных изданиях, в курдских и арабских журггалах и газетах.
Источниковедческая база. Работа по проблема проводилась в четырех аспектах:
Архивные фонды. Изучались фонды Центральных государственных исторических архивов з Ленинграде, Тбилиси, Ереване, содержащие немало документов за ХІХ-начгло XX в. Документы, в основном, касаются курдских кочевых племен и родовых групп ОсмзнскоЯ империи я иахскпго Ирана или -проживавших в Закавказье в бывших СуртлалЕясяом, Александ-рспольсксм, Джеваншярском и других уездах. В архквнчх источниках сообщается, главным образом, о там, когда, кто и кому направлял многочисленные пясьызншэ прошения курдов о выделении им земля для оседлого водворения и занятия земледелием, что, естественно, отражается на характера материальной и духовной культуры изучаемого народа. К нача.лу XX в. многие курдские кочевники гндивкдуально, яли коллективно обращались на Кавказе к нестным властям, с просьбоГі предоставить им возможность жить оседло. О ток,-что :урды бывшей Елисаветпольской rydepiss являлись в середине прошлого века подданпъаш ОсиаисісоЯ империи а шахского Ирана сч идет ель ствуют многочисленные обращения курдских кочевников з Департамент государственных земельных
иыущаств на Кавказе. Кроме того, архивные источники содержат косвенные упоминания о жилище, утвари и других элементах материальной культуры, проливают свет на межнациональные отношения на Кавказе. Основу этнических конфликтов нередко определяли споры не только между курдами, но и другими кавказскими народами, например, о "родоначальнике" черкески, очага-тандура, керамической утвари с поливой или медной и чугунной эмалированной утвари. Частичные ответы на поднятые вопросы дают архивные доі^/менга, например, об авторе изобретения эмалировать -чугунную утварь. Им оказался иностранец Петр Вильгельм Асман, получивший в 1833 г. согласно указа Императора, как отмечается в одном из документов Центрального государственного архива Грузи»:, десятилетнюю привилегию на изобретенный им способ эмалировать чугунную посуду для приготовления пищи. При исследовании курдской материальной и духовной культуры знать о существовании архивных документов этнографу необходимо: во-первых, для выяснения исторического расселения родоплемен-ных групп, племен; во-вторых, для изучения межнациональных отноиений с соседними народами (курдов и армян, курдоЕ и азербайджанцев); в-третьих, для уточнения названия племен и их хозяйственно-культурной деятельности в интересующих этнографа регионах; в-четвертых, для изучения истории развития традиционной культуры в зависимости от хозяйственно-культурной модели.
Музейные йонды. Ценнейшие сведения по материальной и духовной культуре давт коллекции и описи этнографических музеев и отделов этнографии Государственных музеев в Санкт-Петербурге: Антропологии и этнографии и Государственный музей этнографии, Отдел этнографии Государственного музея Грузии ик.акадешка С.Джанашиа в г.Тбилиси и Отдел этнографии Государственного исторического музея Армении в г.Ереване. Для доклада большой научный интерес представляют фонды всех музеев, особенно по одежде курдов Ирана и Турции, а также отдельных районов и уездов Суриалинского, Джеванширского и других бывшей Эриванской губернии, Батуис-
кой и Карсской областей. Музейные коллекции элементов традиционной культуры курдов проводились в конце прошлого -начале нашего века как отдельными этнографами (по поручению музеев), так и сравнительно позже: в результате экспедиционных выездов и командировок музейных работников в различные районы Закавказья с целью пополнения фондов соответствующих музеев предметами культуры армянского, грузинского, курдского и других народов. Собиратели (А.А.Миллер, А.П.Эйснер, А.А.Лорис-Калантар, СМ. я Ю.Н.Марр, А.А. Ромаскевяч, И.И.Зарубин) дали отечественным музеям ценные вещевые коллекши. В докладе использованы также музейные фонды преимущественно по материальной культуре зарубежных курдов. Уникальные музейные экспонаты и экспозиции в г.Сулеймания (Иракский Курдистан) открыли автору широкую еозмо.стость проследить общность традиционно-бытовой культуры курдов Курдистана в целом и соседних регионов Турции, Ирана, Ирака, Сирии с курдским населением. Для более детального раскрытия отдельных разделов диссертации, автор пользовался материалами, находившимися в частном пользовании курдов Турции, Крана, Ирака, Сирии, живших за рубежом. Музейные экспонаты и материалы, публикуемые этнографическими музеят.м в г.Багдаде, даля возмояность изучить элементы традиционной культуры не только курдского, но я арабского народа. Особую ценность музейные коллекции имеют для проведения сравнительных этнографических параллелей, столь необходимых для выявления локальных особенностей традиционной культуры курдского народа.
Полевые исследования. Обобщающих трудов по исследуемой проблеме, основанных на полевых исследованиях, не существует. Однако в отечественной историографии зафиксированы разделы и отдельные этнографические сведения по культуре курдов Закавказья, Ирана, Турции я опубликованные в различных изданиях. Особуо значимость имеют полевые исследования в Закавказье в ХГХ-первой полоняне XX в. Або-вяна X., Алекперова А., Егиаэарова С, Пчелиной Е. Продолжая их традиции, автор выезжал к курдам Закавказья в
50-80 гг., комплексно изучал этнографию и историю культуры курдского народа,, жившего в тогдашних районах Армении: Апаранском, Аитаракском, Арташатском, Артикском, Вединском, Басаргзчарском, Дялижанском, Котайкском, Октемберянском, Талинском, Эчйвадзинском, Шаумянском. В Азербайджане курдское население было сосредоточено в Зангеланском, Кельбад-жарском, Кубаыянском, Лачинском, частично Исмаилинском районах. Личное знакомство с жизнью и бытом зарубежных курдов (турецкие, иранских, иракских) дала автору поездка в 1978 г. в Иракский Курдистан.
Этнические процессы, начавшиеся в прошлом веке и получившие отражение в традиционной культуре курдов Ирана, исследуются на полевом материале, собранном в 1962 г. в Туркмении, где нами впервые была зафиксирована так называемая группа "тирс", сохранившая элементы культуры курдского народа.
Реконструятивно-полевой материал подтвердил правильность опыта этнографического изучения и концепции автора о сохранности традиционной культуры курдов, о ее бытовании в зависимости от действия различных факторов и адаптации. Это показано на примере самосознания, самоназвания, традиционной одежды, обуви, утвари, интерьера жилища, фольклора, танцевального я народного искусства.
Литературные источники. Специальных источников и литературы по традиционной материальной и духовной культура курдов недостаточно, что объясняется повышенным интересом, в основном, к зарубежным курдам с позиций политической истории. Книги г статьи о курдах я Курдистане издавались в Х1Х-начале XX в. ня немецком, английском, французском языках (Вагнер, Еич, Бишоп, Сон, Аинсфорс, Тзйлор, Елау). Особое место в исследованиях культуры курдоз занимают труды В.Ф.Минорского, В.Ф.Никитина, Х.Хансен, Г.Фильберга, В.Рудольфа, Л.Дзенгеля. Этнографические описания жизни и быта закавказских и зарубежных курдов содержатся в трудах русских путешественников, работников консульств, миссионеров, журналистов, юристов (С.А.Егиазаров , Ю.С.Карцев,
П.А.Томилов, И.Н.Березин, Д.Беляев). Однако, специальных трудов, посвященных общности традиционной культуры курдов, к сожалению, назвать невозможно. Немало в этнографических и географических источниках содержится сведений о курдах и Курдистане, но они довольно отрывочны и касаются курдов и соседних народов какого-либо одного региона или государства. Начало XX в. ознаменовано публикацией фундаментальных сборников с материалами о курдах: "Известия Кавказского отдела Русского географического общества", "Сборник материалов по Азии", газета "Кавказ", "Тифлисские ведомости", "Заря Востока", хотя порой с краткими сведениями по этнографии курдов. Но даже беглые описания культуры курдоз подчеркивают курдскую национальную, специфику, отличающую курдов от окружающих их народов. Большая заслуга в разработке отдельных аспектов курдовгдгния принадлежит известным востоковедам и кавказоведам: В.В.Бартольду, В.А.Гордлевскому, Н.Я.Марру, Б.В.Миллеру, В.Ф.Миллеру, И.А.Орбе-ли - основоположнику советского курдоведения. Первоисточниками по этнографии курдского народа является статьи и книги отечественных курдских ученых, писателей, педагогов, общественных деятелей: Араба Шамилова, Амине Авдала, Аджие Джинди, Джасме Джалила, К.К.Курдоева, Ч.Х.Бакаева, Бахчое Иско. За последние 40-50 лет созданы новые кадры курдских ученых, писателей, общественных деятелей.
Из этнографических работ отметим труды Акопова Г.Б., Вяльчевского О.Л., Дарвишяка М., Руденко Н.Б. Курдоведе-няе как самостоятельная область отечественного зостоксзе-дения получила развитие особенно за последние десятилетия. Разрешением отдельных проблем по истории, языку, литературе занимаются научные работники Москвы, Санкт-Петербурга, Еревана, Тбилиси, среди которых - курдские и некурдс-кие ученые.
Необходимый материал о кущах я Курдистане содержат труды курдских-, иранских, арабских ученых: Мохаммеда Амина Заки, І.'охаммеда Мокри, Зияпура Джалиля, Мссуда Кейха-на, Али Размара, Шакерг Хасбака, Абд ар-Резгака аль Ха-
сани, Аббаса аль Азави.
Апробация работы. Основные положения по теме диссертации опубликованы в двух монографиях: "Курды Закавказья" (М.,196б) и "Материальная культура курдов XIX - первой-половины XX в." (М., 1990), утверяденных к печати Ученым советом Института этнографии АН СССР. По теме диссертации обсуждались работы в секторах Кавказа, Средней и Зарубежной Азии, заслушивались доклады на симпозиумах, конференциях, коллоквиуыах в Москве, Ленинграде, Тбилиси, Ереване; публиковались в течение 1953-1992 гг. Опыт этнографического изучения традкционной культуры курдоз получил отражение в специальных разделах коллективных трудов "Народы мира", в томах: "Народы Каєказа", "Народы Средней Азии", "Народы Передней Азии", в сборнике: "Этнография питания народов Зарубежной Азии", в ряде статей и в их переводах на западные и восточные языки в Англии, Франции, Ираке. Отдельные главы книги "Курды Закавказья" переведены на курдский и арабский языки и изданы в Ираке. Серия очерков "Курды и Курдистан" (историко-этнографические заметки) дополняет выход в свет материала по теме в газете "Голос курда" за І99І-І992 гг., созданной Центром курдской культуры в Москве.