Введение к работе
Актуальность исследования. В условиях активизации процессов этнического возрождения, наблюдаемых нами сегодня в разных регионах мира, разноаспектное исследование этого феномена представляется актуальным и востребованным. Этот процесс рассматривается как один из основных в развитии человечества на современном этапе. Он характеризуется стремлением народов сохранить свою самобытность, подчеркнуть уникальность бытовой культуры и этнопсихического склада. Почти повсеместный интерес к своим корням у отдельных людей и целых народов проявляется в самых разных формах: от попыток реанимации старинных обычаев и обрядов, фольклоризации профессиональной культуры, поисков «загадочной народной души» до стремления создать или восстановить национальную государственность.
В современных условиях поиск этнической идентичности у различных народов России и постсоветского пространства актуализируется рядом социальных и политических проблем и выступает ответом на поиск ориентиров стабильности. Радикальные социальные преобразования в государствах постсоветского пространства придали этносам статус некоей группы поддержки, выполняющий ценностно-ориентированную и защитную функцию. Однако для того, чтобы этническая идентичность могла реализовать эти функции она должна выступать результатом когнитивно-эмоционального процесса осознания себя представителем этноса, а точнее переживания своего тождества с одной этнической общностью и отделения от других. Для многих национальных меньшинств это достаточно большая проблема. Для обозначения составных частей когнитивного компонента этнической идентичности требуется понимание национальных ориентаций, концепций, этнической осведомленности, которая включает всесторонние знания об этносе.
Одним из этносов, проблема этнической идентификации которого является не решенной и актуальной, являются караимы, которые в настоящее время составляют небольшую дисперсную группу. Они представляют собой весьма интересную для науки как в отношении этнографии, так и в языковом плане этническую общность. Многие вопросы истории караимов также остаются не разрешенными и спорными. Одним из таких вопросов является вопрос о происхождении и этнической идентичности караимов. Будучи по языку, фольклору, традициям и ряду иных признаков тюркским народом, караимы, в то же время, традиционно исповедовали караимизм – религию, родственную иудаизму, трактуемую как секту иудаизма или же представленную четвертой, самой малочисленной авраамической религией. Учеными рассматриваются две версии происхождения караимов: «тюркская» и «еврейская».
Наш исследовательский ракурс не предполагает однозначного ответа на вопрос происхождения караимского этноса. Вместе с тем, разнообразие интерпретаций по поводу этногенеза караимов тесто связано с вопросом их этнической идентификации, а, следовательно, является той базой, на которой строятся все исследования по истории и культуре караимского этноса.
Актуальность изучения историко-культурной и этноязыковой идентификации продиктована также тем, что в последние десятилетия развернулась борьба с национализмом и этническим экстремизмом. В связи с этим идет рассмотрение вопроса о статусе «коренных» народов. Острой является проблема маргинализации и полной этнической ассимиляции некоторых этнических групп. Изучение же этнического характера народа в целом и отдельных составляющих его идентификации должно быть положено в основу концепции стабилизации общества, поскольку в нем закодированы все разнообразные возможности и стороны любого вида деятельности.
Объектом данного диссертационного исследования выступает караимский этнос.
Предметом исследования является историко-культурная и этноязыковая идентификация караимов.
Целью диссертационного исследования является выявление, описание, характеристика и анализ тех черт, которые легли в основу историко-культурной и этноязыковой идентификации караимов. Реализация поставленной цели предполагает решение ряда следующих задач:
обозначить этноисторическую характеристику караимов;
проследить основные этапы этнокультурного развития караимских общин во второй половине XIX–начале XXI в.;
рассмотреть традиционные религиозные воззрения в контексте духовной культуры караимов;
проанализировать истоки и основные характеристики караимства;
изучить проблемы этноязыковой идентификации караимского этноса;
выявить караимо-карачаево-балкарские языковые схождения.
Методологической основой диссертации являются принципы научного историзма и объективизма, предполагающие изучение любого явления в единстве прошлого, настоящего и будущего. Кроме того, в работе использованы принципы исторического детерминизма, принцип хронологической последовательности, принцип взаимосвязи явлений материальной и духовной культуры, метод междисциплинарного исследования. Важным принципом, которым мы руководствовались при написании диссертации, является также принцип системного анализа, обеспечивающий изучение явлений и процессов в обществе всесторонне, в динамике, через совокупность взаимосвязей, взаимозависимостей и противоречий.
Источниковая база диссертации. При работе над диссертацией были использованы источники нескольких видов: исторические, этнографические, фольклорные, а также данные языка.
Одной из главных составляющих источниковой базы данной диссертационной работы послужил полевой этнографический материал, собранный автором в 2008–2010 гг. методами индивидуального интервьюирования респондентов разного пола, возраста и профессий. Нами было опрошено около 30 человек караимской национальности, проживающих в России, Украине и Литве. Кроме того, в процессе работы над диссертацией были задействованы также литературные и фольклорные источники, что дало возможность реализовать поставленные цель и задачи в их возможной полноте.
В процессе работы над диссертацией было также проанализировано содержание опубликованных источников, включающих законодательные, обычно-правовые, этнографические, статистические материалы, историко-географические описания, записки академических экспедиций и т.д..
Состояние изученности проблемы. Рассматриваемая нами тема еще не становилась предметом специального научного исследования, хотя отдельные ее аспекты, естественно, затрагивались в трудах наших предшественников, начиная с XIX в. История и этнография караимов вызывали интерес со стороны научных кругов, официальных и духовных властей Российской империи, что способствовало появлению различных научных работ, посвященных данному этносу еще в дореволюционный период.
Большой вклад в изучение истории караимов внес А.С. Фиркович (1787–1879). Он посвятил свою научную жизнь исследованию надгробных плит на крымских караимских кладбищах, а также сбору древних рукописей и фрагментов. Его археологические, эпиграфические изыскания до сих пор представляют большую ценность для исторической науки, хотя и подвергались определенной критике за попытки значительно удревнить историю караимов Крыма.
Выводы и положения, выдвинутые А.С. Фирковичем сразу же вызвали полемику в научной среде, где находились как его критики, так и сторонники. Среди первых выделялся А.Я. Гаркави, среди вторых – Д.А. Хвольсон, которые, тем не менее, также внесли существенный вклад в изучение иудейских древностей и караимской культуры в царской России.
В изучение истории караимского этноса значительный вклад внес также Ю.Д. Кокизов, изучивший большое количество караимских эпитафий, составивший календарь, которым караимы пользуются по настоящее время и явившегося автором содержательного исторического очерка «Караимы».
Ценную информацию о некоторых аспектах этнокультурной и этноязыковой идентификации караимов можно почерпнуть в трудах религиозно-философского характера о караизме. В ряду таких работ выделяются труды Н. Синани, где на основе монографических очерков Анана-бен Давида, Саади Аль Пиоми, Соломона бен Ерухана и Мордехая Куматяно поэтапно представлен путь зарождения и эволюции караизма и исповедующего его этноса, Л.М. Шахрая, Прик С.А.. Довольно интересным с этой же точки зрения является научно-популярное издание «Атеизм как следствие недоученности» Е. Саадия, предназначенное воспитателям и воспитанникам средних и высших заведений караимского вероисповедания.
Среди своего рода классиков караимоведения первой половины ХХ в. необходимо отметить С.М. Шапшала и И.И. Казаса, чьи фундаментальные труды по истории караимского народа сыграли большую роль в динамике их изучения и до сих пор по некоторым аспектам считаются непревзойденными.
Следует отметить, что в первые десятилетия советской власти в отечественной науке интерес к истории и этнографии караимов несколько снизился, что сказалось на количестве и качестве публикаций по данной тематике, выходивших теперь по большей части за рубежом.
Новый всплеск к истории и культуре караимов произошел в 80–90-е гг. ХХ в. В последнее десятилетие прошлого века и в начале нынешнего вновь стали появляться публикации, освещающие проблемы этногенеза, вопросы, связанные с обрядами, обычаями, языком, особенно вероисповедания караимов. В этом заслуга, прежде всего, ученых – носителей культуры караимского народа: Я. Бараша, Н. Кефели, Г.С. Ялпачика, А. Фуки, А. Полканова, Ю. Полканова, М. Сарача, М. Чорефа, В.С. Кропотова, М.Б. Кизилова и др. Конфессиональные и философско-религиозные аспекты в истории караимов также были затронуты в работах В. Глаголева и А. Дубинского.
В 1993 г. в серии «Народы и культуры» вышел солидный обобщающий труд «Караимы».
Научные монографии, посвященные истории, культуре, языку караимов, в последние годы активно выходили в свет и в других странах.
Кроме того, в рамках темы нашего исследования мы привлекли труды по изучению караимского языка и его диалектов. Среди таких работ можно отметить исследования известных тюркологов Н. Баскакова, В. Горделевского, А. Самойловича, Э. Тенишева и др.. Особого внимания заслуживают труды К.М. Мусаева по различным аспектам караимского языка.
Таким образом, нашими предшественниками проделана большая работа по изучению отдельных аспектов истории, культуры и языка караимов. Однако проблема историко-культурной и этноязыковой идентификации ни в одном исследовании не стала предметом специального изучения. Нами впервые предпринимается такая попытка. Подобная попытка исследовательского поиска представляется нам перспективной.
Научная новизна диссертационной работы определяется спецификой подхода к исследуемой проблеме, полученными результатами. В данной диссертационной работе впервые проделана большая комплексная работа по изучению проблемы историко-культурной и этноязыковой идентификации караимов, выявлению культурных и языковых параллелей с тюркскими народами Северного Кавказа.
В диссертации предпринята попытка провести параллели в соционормативной культуре караимов и карачаевцев, дан комплексный анализ феномена караимства. Проблема этноязыковой идентификации может послужить основой для дальнейших исследований по этнической истории караимского народа. Исследование позволяет раскрыть специфические черты культурно-исторических процессов, затронувших караимов и определить источники формирования национального самосознания караимского этноса. В научный оборот были введены новые данные и источники.
Положения, выносимые на защиту:
-
Идентификация, рассматриваемая в двух основных формах (этнонациональная и социально-политическая) относительно караимского народа может быть представлена исключительно в рамках этнонациональной идентичности.
-
Территориальная идентичность, занимающая своеобразное в сознании этноса, связана у караимов, главным образом, с Крымом, несмотря на последующее широкое расселение в Литве, Галиции, Польше и т.д. Идентичность караимов как форма социальной сопричастности, включенности в гражданское сообщество является примером сочетания различных уровней идентичности – от локальной до общенациональной, которые не противоречат друг другу. Они находятся в целостной сопряженности и объединяют преимущественно территориальную и культурно-историческую идентичность.
-
Несмотря на то, что на протяжении значительной части своей истории караимы не отделяли себя от еврейской культурной среды, на рубеже XVIII–XIX вв. среди них возобладали тенденции противопоставления себя евреям. Основным критерием этого противопоставления является, на наш взгляд, значительный тюркский пласт в этногенезе караимов.
-
Окончательное утверждение религиозной доктрины караимизма произошло в XI–XII вв. в период массовой эмиграции в Крым.
-
В религиозных представлениях караимов сохранилось множество докарамаистических представлений, очень близких по форме и содержанию тюркским (древнетюркским).
-
Именно конфессиональная обособленность караимов сыграла ведущую роль в сохранении ими своей этнической идентификации и самосознания.
-
Этноязыковая идентичность караимов базируется на основе караимского языка, который представляет собой один из наиболее ярких исторических памятников истории языков тюркских народов.
-
Анализ этнографической лексики караимов и карачаево-балкарцев позволил выделить значительные этноязыковые схождения, что свидетельствует в пользу гипотезы о наличии общих элементов в этногенезе и этнических корнях этих народов.
Теоретическая и практическая значимость исследования состоит во введении в научную разработку различных аспектов этнической идентификации караимов в прошлом и настоящем, их анализа в процессе эволюционного развития. Материалы, положения и выводы диссертации представляются важными с точки зрения имеющегося в них научного и образовательного потенциала. Они могут способствовать углубленному пониманию проблем этнической идентификации в современном этнокультурном и мултикультурном пространстве, и, что немаловажно, способствовать решению проблем, возникающих в сфере межэтнического взаимодействия, взаимоотношений этнических меньшинств и властных структур. Основные положения и выводы исследования способствуют расширению наших знаний и представлений о сложных этнополитических и конфессиональных процессах, происходящих на постсоветском пространстве.
Основные положения работы имеют практическое применение, прикладное значение. Выводы данной диссертации могут быть применены в разработке этнокультурных и образовательных программ. Материалы диссертации могут использоваться при написании научных работ по этнологии и истории Восточной Европы, в учебных курсах школ и вузов особенно в местах компактного проживания караимов, при разработке элективных курсов по этнологии и религиоведению. Полученные выводы и рекомендации могут быть задействованы при корректировке культурной, национальной и конфессиональной политики, проводимой властными структурами. Кроме того, они могут способствовать сохранению караимов как одного из уникальных этносов.
Апробация работы. Диссертационная работа обсуждена и рекомендована к защите на расширенном заседании кафедры истории России Карачаево-Черкесского государственного университета им. У.Д. Алиева. Ее основные положения опубликованы в соответствующих научных изданиях и материалах российских и международных научно-практических конференций (их перечень дается в конце автореферата).
Структура работы. Поставленные в диссертационной работе цели и задачи определили структуру научного исследования. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и литературы, списка информаторов и приложения.