Введение к работе
Актуальность проблемы; Конфессиональны! аспект культуры эбого народа не без основшшй монет считаться одним из наибо-;е слозмшх и значительных. Конфессиональные сообщества как >циально-культурнцй феномен в его динамике неизменно привле-шт внимание религиоведов, этнографов, социологов, истори-ш. И в этом плане легко объясним интерес ученых к "новым ре-ігням" - возникшим в нынешнем столетни, преимущественно в ;ранах "третьего мира", массовым религиозным движениям.
Одно из наиболее масштабных явлений подобного рода - Као-шзм во Вьетнаме - несошіешю, заслуживает комплексного и ;естороннего изучения. Это массовое политико-религиозное дви-іниє возникло в середине 20-х гг. XX века в Ккном Вьетнаме, злившемся в то время колонией Франции. Следует отметить, что і протяжении примерно полутора предшествовавших этому момен-т столетий этнические процессы в данном регионе характеризо-іліїсь значительной интенсивностью. Ранее преобладавшее здесь смерское населетіе постепешю вытеснялось прибивавшими с се-зра переселенцами-вьетами: на протяиешш не столь ук продол-ітельного периода в этнической структуре населения региона эоизошш радикальные перемеїш. Поэтому синкретизм неортодок-злышх культов Юга Вьетнама может рассматриваться как следили в межэтнических контактов, в первую очередь в конфессио-алыюй сфере.
Актуальным представляется анализ процесса формирования юдаистскоИ обцини, складиваїшя каодаистеїаїх доктрин. Гене— іс этого двинения в социологическом плане моено трактовать iK форму реакции шновьетнамского іфестьянства на распад тра-шионных социальных институтов под воздействием привнесенных звне колониальным реяимом иных форм социальной организации,
в культурологическом плане - как попытку шновьетнамской питы предолеть противоречие ыезду культурным влиянием Запада
приверженностью традиционным цешюстям. Тем самым, изучеіше стоков каодаистского двияеїшя, процесса его формирования как амостоятелыгой общины способно содействовать создаїшю ткпо-эига массовых религиозных движеїшй новейшего времеші.
Как весьма аістуальняй может быть охарактеризован и ана-нз взаимоотношешій каодаистской общины и государства, осо-
бенно в течение последних полутора десятилетий, прошедших поел объединения страны и образования Социалистической Республики Вьетнам. Устойчивость общины к давлению извне представляется автору ванным критерием оценки перспектив дальнейшего развития каодаистского движения.
Изучение Каодаизма дает также богатый материал для рассмо^ реїшя этнокультурных процессов па Юге Вьетнама, в первую очере; складывания Этноконфессионалышх групп. Роль религиозного двида ішя в этнической. самоидентификации вьетнамской диаспоры может быть прослежена на материале истории каодаистской общины в Кам-бодае. Учет "каодаистского фактора" может способствовать достижению более сбалансированной оценки слояных социальных и эгно-культурных процессов, харшетерных для Южного Вьетнама на протяжении всего периода существования Каодаизма вплоть до настоящего времени.
Об актуальности данной работы свидетельствует использование ранее недоступных исследователям материалов, а также то обстоятельство, что подобное иселедоваїше предпринимается в совеа ском востоковедении впервые.
Степень изученности проблемы. В ряде публикаций советских авторов по истории Вьетнама можно найти упоминания и краткие сведения о Каодаизме. Эта информация, как правило, заимствована из "третьих рук", поэтому она не свободна от неточностей и пробелов. То же, впрочем, может быть сказано о многих работах западных авторов, в которых Каодаизм упоминается мимоходом.
Исключениями в этом плане являются обстоятельные исследо
вания П.Бердардини, Дя.Вернер, В.Оливера и Р.Смита. Хронологи
ческие рамки наиболее ранней из перечисленных работ - разверну
той статьи Р.Смита - ограничены первым десятилетием существова
ния Као.-аизма, в ней рассматривается история возникновения общи
нн, становления ее организационных структур. Исследование В.Оли
вера посвящено, главным образом, развитию центробежных тенденци
в Каодаизме и положению каодаистских сект к 1970 году. Диссерта
ционная работа П.Бердардини озаглавлена "Каодаизм в Камбодже",
однако значительная часть этого обширного исследования посвяще
на истории возникновения этого движения во Вьетнаме, а также
каодаистской доктрине и ритуалам. В работе Дя.Вернер основное
внимание уделяется социальным истокам возникновения Каодаизма,
его политической истории, главным образом до 1945 года.
2 ^.--
Все эти исследования содержат богатый фактический материал, их отличает широкий охват источников и достоверность приводимых сведений. Сильной стороной данных работ является также то обстоятельство, что их авторы основывались на материалах собственных исследований во Вьетнаме, использовали различные неопубликованные источники.
Заслуживают упоминания работы каодаистского историка Чан Тхай Тяна, более известного под литературным псевдонимом Донг Тан. Его книги, при всей субъективности автора как адепта Кас-даизма, содержат богатый фактический материал и могут рассматриваться как важный источник по истории общины.
Следует также отметить, что история каодаистского движения использовалась в качестве иллюстративного материала в дискуссии по проблеме "моральной экономики" (см. работы Да.Скотта, СЛонкина, Л.Фурсова). Это обстоятельство свидетельствует в пользу того, что всестороннее изучение Каодаизма способно не только дать богатый материал для типологии "новых религий" в новейшее время, но и может содействовать выяснению более общих теоретических вопросов.
Перечисленные вше работы западных авторов в той или иной мере ограничены либо хронологически, либо тематически. Это также говорит в пользу актуальности данной работы, в которой дела-атся попытка всестороннего анализа феномена Каодаизма, рассматривается история общины на протяжении всего периода ее существо-зания.
Предметом исследования является Каодаизм как социальному льтурный феномен, история каодаиотской общины с момента до іаших дней, место движения в этнокультурных процессах в Южном Зьетнаме.
Задачи исследования. I. Рассмотреть этнокультурные и социальные предпосылки возникновения каодаистскях доктрин и каода-ютской общины как организованного движения, генетические свя-щ Каодаизма с предшествовавшей традицией неортодоксального юктантства.
2. Выявить особенности этнокультурной ситуации на Юге Вьет-ішла в период, предшествовавший возникновению Каодаизма, их їлилние на процесс становления и дальнейшего развития каодаист-кого движения. Рассмотреть причины массовой поддержки Каодаиз-іа шновьетнамскими крестьянами.
-
Дать характеристику каодаистской доктрине, определить роль традиционализма и западного влияния в процессе формирования каодаистского учения.
-
Рассмотреть причины возникновения центробежных тенденций в каодаистеком движении, охарактеризовать особенности сект Каодаизма с момента возникновения до настоящего времени, рассмотреть вопрос о каодаистском унификаторстве.
-
Определить роль и место Каодаизма в этнокультурных процессах на Юге Вьетнама на протяжении всего периода существования общины.
-
Рассмотреть основные моменты истории Каодаизма за полтора десятилетия, прошедшие со времени образования СРВ, дать оценку дальнейших перспектив каодаистского движения.
Хронологические рамки исследования. В работе рассматривается история Каодаизма с момента возникновения общины в 1926 году вплоть до настоящего времени. Вместе с тем, необходимость изучения каодаистского движения позволяет значительно расширить временные рамки исследования.
Территориальные рамки'исследования. В данной работе речь идет, в первую очередь, об ареалах преобладающего влияния Каодаизма: провинциях ТэШшиь, Тьензянг, Бенче (названия даются согласно принятому в настоящее время в СРВ административному делению). Одновременно в исследовании затрагиваются те или иные аспекты истории каодаистских общин в провинциях западного Намбо, в Дананге (Центральный Вьетнам), Ханое, а также в Пномпене.
Основные методы исследования. Исторпко-генетический и текстологический анализ, непосредственное наблюдение.
Источники и литература. Наиболее ценным источником для дан
ного исследования, в значительной мере обусловившим ого научную
новизну стали многочисленные доклада отделов ЦК Компаї
тин Вьетнама и провинциалышх комитетов ШВ о политике в отношении религиозных общин, в частности каодаистской. Эти документы, с которыми автор имел возможность познаїсоштьоя в ханойском архиве Комитета по делам религий при правительстве СРВ, относятся к периоду с начала 60-х до конца 80-х годов. Следует отметить, что для периода после 1Э75 года эти документы являются практически единственным источником информации о Каодаизме.
Дополнительные сведения о нынешнем положении различных сект Каодаизма, о политике вьетнамского государства по отношению к последователям -этого учения были получены автором во вре-
и состоявшихся в 1988 году бесед с главой Комитета по делам юлигий при правительстве СРВ Нгуен Куанг Хюи и лидером тэй-яньокой общины каодаистов Во Bait Феном.
В работе дается общая характеристика основным каноничес-ям текстагл Каодаизма, а в приложениях приводятся переводы рагментов этих книг.
В исследовании также использованы данные по истории Кае— ,аизма, содержащиеся в работах П.Бернардини, Дд.Вернер, Донг 'ана, В.Оливера, СПошшна, дя.Скотта, Р.Сшіта, Ф.Хилла, Хюо 'ам Хо Тай, ряда, других авторов.
Полонення, вынесенные на защиту:
-
Исторшсо-генетический анализ свидетельствует о наличии сторическей преемствеїшости и генетических связеіі каодаист-кого двидетш и предшествующей традиции неортодоксального сек-антства.
-
Массовая подцеркка каодаистского движения шновьетнам— кими крестьянами в определенной мере явилась формой их реакции а распад традиционных социальных институтов под воздействием шониального режима. С другой стороны, каодаистская доктрина в ультурологическом плане монет трактоваться как попытка пришить противоречие ме;эду традициошшші ценностями и влиянием за-адной культуры.
-
Создававшиеся в рамках каодаистского двияения социаль-ые институты играли значительную роль в привлечении адептов.
-
Синкретизм каодаистской доктрины, генетически овязан-ый с традиционной для дальневосточного региона веротерпимое-ыо, стал отраяением харшетерных для Юга Вьетнама сложных этно-ультурных процессов.
-
Ликвидация социальных институтов каодаистских сект за оследние годы не может быть признано следствием внутренней волюции: скорее он стал результатом внешнего давления.
Научная новизна. В диссертации впервые предпринято рели-иоведческое иселедоваїше Каодаизма как социально-культурного еномена, рассмотрена его роль в этнокультуршх процессах на ire Вьетнама, а также эволюция различных течений Каодаизма с омента возникновения вплоть до настоящего времени.
' Научная новизна работы не в последнюю очередь обусловлена спользованием ранее недоступных исследователям источников -ранящихся в ханойских архивах закрытых доіоіадов. На основании
последних написан'.раздел исследования, посвящегпшй истории Као-даизма после 1975 года, который не имеет аналога в ранее опубликованных работах.
Предпринятое в данной работе исследование истории Каода-изма и каодаистских доктрин позволило выявить генетические связи движения с предшествовавшей ей традицией неортодоксального сектантства, влияние особенностей этнокультурной ситуации на Юге Вьетнама на процесс'.формирования каодаистской общины, дать общую характеристику каодаистской доктрине, рассмотреть причины возникновения сект Каодаизма, их отличительные особенности с момента возникновения вплоть до настоящего времени.
Практическая значимость. Результаты исследования позволяют выдвинуть тезисы прогностического характера. Важнейший из них сводится к тому, что Каодаизм, в первую очередь тэйнинь-ская группировка, несмотря на определенное давление со стороны государства, не демонстрирует тенденции к распаду общины, проявляя тем самым способность к дальнейшей эволюции. С большой долей вероятности можно предсказать, что в течение по меньшей мере предстоящего десятилетия 1-2 млн.жителей Юга СРВ будут в той или иной степеїш приьшкать к каодаистскому двийєішю. А в более широком плане данная работа дает материал для более сбалансированной оценки социокультурной ситуации на Юге Вьетнама.
Апробация исследования. Диссертация обсукдена и одобрена на заседании отдела этнографии народов Восточной Азии и Океании Института этнографии им. Н.Н.Миклухо-Маклая АН СССР (1990 г.). Основные положения работы изложены, в статьях, опубликованных и находящихся в печати, общим объемом 2,5 п.л.
Работа также обсуддена на заседании сектора сравнительного рел: гиоведешя отдела сравнительного культуроведения Института востоковедения АН СССР (1990 г.) и была рекомендована к печати в форме монографии. ..'
Структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, прилояений и библиографии.