Введение к работе
Постановка проблемы и актуальность исследования.
Сибирь, как и вся страна в целом, переживает очередной излом истории. Колоссальные демографические изменения, индустриализация края, сложная экологическая ситуация, движения в защиту национальных культур на фоне всеобщей унификации - таковы характерные черты сегодняшней Сибири. Формирующееся новое мировоззрение у коренных народов Сибири, которое включает в себя все прежние напластывания, вплоть до научного, требует реконструкции прежних форм бытия и соответствующих им форм общественного сознания. Исследователи разных научных направлений объединяют свои усилия с целью воссоздать единую картину мира, некогда характерную для аборигенного населения Сибири.
Представления о времени, легшие в основу календаря, не являлись, как считалось в науке, отражением исключительно производственно -хозяйственной деятельности. Иногда они имеют совершенно иную основу. Таким образом, казавшийся ранее простым вопрос о времени на самом деле представляется гораздо сложнее. Его выяснение требует комплексного подхода, в частности, использования языковых данных. Соответствие или, наоборот, отсутствие соответствия языковых средств, объема и содержания терминов мировоззренческим реалиям этноса является дополнительным аргументом в пользу либо одной, либо другой точки зрения. Это обстоятельство определило характер данной работы.
Время является одной из универсальных категорий любой культуры и принадлежит к числу составляющих элементов общей картины мира, которая складывается у представителей древних обществ. Категория времени, наряду с такими категориями человеческого сознания, как пространство, причина, число и др., относится к основному «семантическому инвентарю» культуры, и «мало найдется других показателей культуры, которые в такой степени характеризовали бы ее сущность, как понимание времени» (Гуревич, 1972 : 15, 16, 84).
У представителей различных культур на последовательных стадиях развития человечества представления о времени были разными. «В различных общественных структурах мы найдем весьма непохожие одна на другую категории времени» (Гуревич, 1972 : 17). Очевидно, что фиксация особенностей восприятия времени и времяисчисления представителями тех или иных обществ может способствовать пониманию их образа жизни и психологии.
Одной из форм отражения временных представлений этноса является его календарная система. Среди существующих определений понятия «календарь», изложенных в словарях, справочной литературе и этнографических работах, наиболее общим определением можно признать следующее: Календарь - определенная система упорядоченного счета времени (Альбедиль, 1993 : 72).
Описанию и исследованию календарей посвящено большое количество этнографических, лингвистических, археологических и других работ, в которых с разной степенью детализации анализируются особенности календарной системы того или иного народа.
Календари ранее бесписьменных этносов Сибири также отражены во многих работах (см.: Алексеенко, 1967 : 37 - 80; Богораз - Тан, 1934 : 90; Василевич, 1969 : 42 - 53; Васильев, Головнев; 1980 : 33 - 40; Дульзон, 1950 : 63; Кулемзин, Лукина; 1977 : 13, 117; Меновщиков, 1968; Петрова, 1937 : 79 - 123; Попов, 1948 : 15 - 17; Соколова, 1990 : 74 -103; Третьяков, 1869 : 289 - 291; Соре, 1919; Donner, 1933 : 74; Dunin -
Gorkavic, 1911, цитпо: Donner, 1932 : 150- 164; Schiefher, 1856). Однако большинство перечисленных и многие другие работы нельзя назвать подробными исследованиями календарных систем. Основное внимание авторов этих работ, как правило, сосредоточено на описании названий месяцев. Кроме этого, почти во всех исследованиях говорится о наличии понятия «год» и об его составляющих элементах (полугодия, сезоны).
Представленное диссертационное сочинение позволит расширить наши представления о календаре одного из этносов Сибири - селькупов, а тем самым дополнить общую картину календарного счета времени народов Сибири.
В последние годы особую ценность приобретают работы, в которых изучение той или иной культуры или ее реконструкция основывается на изучении языка как продукта этой культуры. Предлагаемое исследование ориентировано на реконструкцию традиционных элементов духовной и материальной культуры селькупов с привлечением лингвистических данных, что соответствует принципу комплексного подхода.
В настоящее время во всем мире уделяется большое внимание проблемам изучения, сохранения и развития культур аборигенных народов. В Томской области, в частности, на решение указанных проблем направлены действия Томской региональной общественной организации «Ассоциация коренных малочисленных народов севера Томской области «Колта Куп». Для представителей исконного населения
области представляют большой интерес и являются ценными результаты
исследований ученых, касающиеся описания и реконструкции
самобытных культур аборигенных народов. Данная работа позволит
восстановить некоторые уже забытые особенности традиционного
понимания и счета времени селькупов, что, в свою очередь, вносит вклад
в процесс возрождения их культуры.
Объектом исследования является культура селькупов как
жизнеобеспечивающая функционирующая система, как способ
существования селькупского этноса в поддающемся исследованию
прошлом.
Предметом исследования являются собранные ранее разными
исследователями элементы календарной системы селькупов северной и
южной диалектных групп.
Степень изученности темы.
В ряду работ, посвященных изучению календарей, совсем немного исследований селькупского календаря.
Характеристику календаря селькупов можно найти в статье А.И. Кузьминой «К этимологиям названий месяцев, сторон света, звезд и созвездий в селькупском языке» (Кузьмина, 1977 : 71 - 86). Автор рассматривает названия месяцев, которые, по ее мнению, представляют значительный интерес не только с лингвистической и познавательной точек зрения, но и с точки зрения принадлежности селькупов к различным этническим родо-племенньш группам. В статье перечислены и охарактеризованы периоды времени трех территориальных групп селькупов (проживавших на реках Толька, Кеть и на средней Оби), дано определение селькупского календаря, указаны его основные черты и отмечены отличия календаря селькупов и григорианского календаря. Календарная система, как считает А.И. Кузьмина, существовала у селькупов с древних пор и может рассматриваться как источник изучения истории их общественного развития.
Один из разделов работы А.И. Кузнецовой, Е.А. Хелимского, Е.В.
Грушкиной «Очерки по селькупскому языку» (Кузнецова и др, 1980 : 51
- 59) посвящен описанию лексического поля календарных названий
селькупов. Анализ этой группы слов показал, что система счисления
времени у селькупов изменилась. Авторами был проведен
семантический анализ названий, и было отмечено, что «мотивация большинства названий прозрачна». Кроме этого, исследование показало, что некоторые селькупские названия имеют параллели по многим языкам мира, причем большая близость наблюдается между календарными названиями самодийских языков. Авторы работы
подчеркнули, что изучение календарных названий селькупов знакомит нас с жизнью этого народа, с его «видением мира».
А.П. Дульзон, известный исследователь селькупской культуры, посвятил свою статью «Названия месяцев года у селькупов Кети как исторический источник» (Дульзон, 1953) анализу календаря селькупов. Автор отмечает необходимость календарного счета времени у селькупов, дает перечень названий селькупских месяцев, характеризует их основные особенности. Анализ селькупских месяцев показал их связь с материальной жизнью носителей языка.
В работе Г.И. Пслих «Происхождение селькупов» (Пелих, 1972) календарные системы селькупов трех территориальных групп даны в качестве приложения. Цели н задачи исследования.
Цель исследования заключается в реконструкции исконного календаря селькупов, т.е того календаря, который имел место до контактов селькупов с русскими.
Исходя из поставленной цели, в работе предполагается решить следующие задачи:
-
Представить ранее зафиксированные элементы календарной системы селькупов;
-
Выяснить причину генезиса и определить пути эволюции элементов календаря;
3) Дать характеристику исконного селькупского календаря.
Теоретическая база исследования.
Теоретическая база исследования является научной основой всего проводимого анализа и представляет собой совокупность следующих методов:
1) Традиционные методы работы с имеющимися письменными
источниками, опроса информантов и фиксации данных (осуществление
полевых записей, подготовка видео, аудио -и фотоматериалов).
-
Этнографический метод - сравнительно - исторический метод, состоящий в том, что первобытное прошлое реконструируется путем сравнения со стадиально соответствующим ему настоящим отставших в своем развитии народов (Першиц, 1979 : 31)
-
Кроме указанных методов, в работе используется (в качестве вспомогательного) лингвистический анализ.
В работе лингвистический аспект представлен, в основном, применением трех методов:
-сравнительно - исторический (лингвистический), обеспечивающий исследование от исторически зафиксированного состояния языка к
первоначальному (включающий в себя обзор этимологических
исследований) (Ким, 1999: 11);
-сопоставительный, имеющий задачей познание сходства и различий
структур нескольких языков (Головин, 1977 : 265);
-метод компонентного анализа, целью которого является разложение
значения на минимальные семантические составляющие
(Лингвистический энциклопедический словарь, 1990 : 233).
Источники исследования
Основными источниками анализируемого материала являются опубликованные данные, зафиксированные исследователями в период с 18 по 20 вв. Богатейшим и уникальным источником материала являются экспедиционные материалы по культуре и языку селькупов (как опубликованные, так и неопубликованные), собранные учеными Томского государственного педагогического университета (до 1995 г. -Томского государственного педагогического института) с 1952 по 1983 год. Кроме этого, большое количество информации почерпнуто из «Картотеки селькупской лексики и топонимики» ЛЯНС (Лаборатории языков народов Сибири) ТГПУ.
В работе используются данные, собранные автором во время экспедиций в места проживания селькупов (1995 г. - международная экспедиция в Парабель и Парабельский район, 1997 г. - поездка в Колпашевский и Верхнекетскнй районы*).
Предварительная работа с источниками показала, что сбор большого количества материалов проводился недостаточно корректно, т.е. исследователь при опросе информанта исходил из своих собственных понятий календарной системы, а не из менталитета и понимания времени селькупов.
Кроме этого, сбор материалов (этнографических, лингвистических и пр.) начал осуществляться уже после того, как селькупы были ассимилированы русскими переселенцами, когда селькупская культура была деформирована. Во всяком случае, подавляющее большинство данных, которыми мы располагаем, и которые анализируются в данной работе, собирались в 20 веке. Таким образом, у нас нет оснований говорить о том, что собранные данные - элементы календаря селькупов -являются отражением исконной системы счисления времени селькупов. Научная новизна работы состоит в следующем: 1) Предлагаемая работа является первым специальным исследованием
*Экспедиция осуществлена в рамках Федеральной целевой программы «Государственная поддержка интеграции высшего образования и фундаментальной науки на 1997-2000 годы».
календаря селькупов;
2) В данной работе впервые представлено описание сравнительно
большого количества элементов календаря селькупов;
-
Представленная работа позволит выяснить два сложных момента: 1) каковы основные особенности исконного, но на сегодняшний день почти забытого календаря селькупов, 2) насколько верны, с точки зрения современного уровня развития науки, данные, касающиеся календарных представлений селькупов, собранные в период с 18 в. по 20 в.
-
Зафиксированные календарные единицы рассматриваются в тесной связи с материальной и духовной культурой селькупов, с учетом их хозяйственной деятельности. Большое внимание уделяется анализу отдельных элементов мировоззрения, которые не отражают хозяйственную деятельность, но могут обнажить давно минувшие этапы биографии предков современных селькупов. Анализ представленных календарей и системы счисления времени основывается на применении этнографических методов. Однако важной составляющей методологической базы исследования является коррекция этнографического анализа посредством использования лингвистического исследования. Сочетание этнографических и лингвистических методов позволяет реконструировать пути формирования элементов календаря, более ясно представить рассматриваемую систему обозначений времени и благодаря этому восстановить определенный культурный пласт селькупов.
Практическая значимость работы
1) Представленные в работе календари, этнографические и
лингвистические данные, фольклорные и другие материалы, результаты
проведенного исследования могут быхь использованы в качестве
учебного пособия для учителей и учеников национальных школ по теме
«Календарь и хозяйственная деятельность селькупов», в качестве
фрагмента идеографического словаря селькупского языка. На основе
диссертационного исследования может быть написан курс лекций для
студентов - историков ВУЗов на тему «Времяисчисление селькупов». В
частности, отдельные идеи, изложенные в диссертации, послужили
материалом для лекционных занятий по культуре селькупов.
2) Данная работа может послужить базисом для осуществления
дальнейших исследований по проблемам понимания и счета времени у
разных народов Сибири и Севера, и проведения сравнительно -
типологического анализа календарей.
3) Результаты предлагаемого исследования внесут вклад в развитие сибиреведения в целом.
4) Представленная работа имеет значение для музейных работников (музееведения в целом), так как новейшие требования к экспозициям предполагают всесторонний охват жизни и деятельности человека, включая представления о времени. Структура работы.
Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, источников анализируемого материала, списка литературы, двух приложений.