Введение к работе
Актуальность теш. Важнейшей задачей современной этнологии является изучение этнокультурного взаимодействия в контексте исторического развития государств о прообла.цащей долей иммигрантского населеігил. Это взаимодействие составляет неотъемлемую часть развития почти всех стран Нового Света, образовавшихся в результате эмиграции представителей различных народов Европы, Азии и Африки. К странам Латинской Америки, сформировавшимся таким образом, относится и Бразилия. Представляя собой самое большое по территории а численности наоеленил латиноамериканское государство, совремешшя Бразилия мозет служить ярким примером развития полиэтнического общества иммигрантского тша, ибо представители его в большинстве своем являютоя потомками эмигрантов из многих отран мира. Заметная роль в процеоое эмиграции в Бразилию принадлежала государствам Центральной и Восточной Европы (в том числе и славянским), ореди которых Польша занимала одно из первых меот. Можно-о уверенностью оказать, что более чем столетняя история польской иммиграции в Бразилии не только выделяет ее из воей славянской иммиграции, но и позволяет, вместе о тем, рассмотреть эту историю в контоксте общих этнокультурных проблем, свойственных современному полиэтническому обществу.
Дели и задачи.Предыдущий тезис очерчивает ооновной круг целей и задач данной работы. В него входит не только изучение конкретики этнической истории поляков в Бразилии, но и исследование самой оути этнокультурного процесса, оо-нованного на взаимодейотвии различных этнических единиц, а также проблем, возникающих в результате этого процесса. Особенно важным этапом иммиграционного развития представляется его начало, т.е. консолидация в етшіческую группу, и материалы истории польской иммиграции действительно свидетельствуют об этом. Результат этого процесса открывает дальнейший путь развития польско-бразильской культуры и позволяет вообще говорить об этом историческом феномене Исследуя его, можно увидеть всы гамму этнокультурных проблем иммиграции, возшпенищих в полизтшіческом обществе, несмотря на естественную специфичность тех, которые присущи
только'полякам и только в Бразилии. Через призму польско-бразильских этнокультурных проблем в работе предпринята попытка исследования сути процессов, понимаемых в обществоведении с помощью таких терминов как адаптация, интеграция и ассимиляция. Вычленение из этих понятий собственно этнического уровня и исследование его места в развитии полиэтничео-кого общества - основная цель диссертации. Изменение поль-окой культуры в Бразилии помогает увидеть суть ассимиляции шире и глубже, т.е. квалифицировать этот процесс как всю сушу социальных изменений, а не как только этнокультурных. Из истории поляков Бразилии видно, что польско-бразильское этнокультурное взаимодействие достаточно полно может быть квалифицировано как явление, выраженное термином аккультурация, которая, по сути своей, есть лишь определенная направленность и специфика ассимиляции. Через аккультурацию осуществляется сама возможность ассимиляционного процеоса.
Методологической основой диссертациошюго исследования стали принцип историзма, а также опыт этнологических и антропологических исследований, основанных на концепциях советской этнологии и различных западных научных школ. Такой подход к исследованию поставленной проблемы позволил как можно объемнее исследовать феномен этничности тех обществ, которые в газетно-политической терминологии именуются как многонациональные. Кош<ретный материал по польско-бразильской истории и анализ его позволил сделать вывод о научной несостоятельности такого понятия. Универсальный методологический подход, примененный в работе, дал возможность исследовать этнокультурные проблемы конкретной иммиграционной группы в контексте общих проблем иммиграционного развития.
Методика исследования .диктовалась характером имеющегося материала. В отсутствии, к большому сожалению, оригинального полевого материала, работа построена в основном на источниках и литературе исторического, мемориального и теоретического характера. Поэтому методической базой диссертации стало шявлешіе из широкого круга разнообразной польско-бразильской литературы этнографических дашшх, а затем их анализ на протяжении всей, более чем вековой истории поля-
ков в Бразилии. Креме того, широко использован опыт исследования польских этнических групп в различных регионах мира (в тем числе собственный опыт исследования их в Белоруси, Латвии и Казахстане), что'позволило глубже осознать специфичность этнокультурных проблем иммиграции, в чаотнооти, и универсализм их проявлешш при любом взаимодействии культур, в целом.
Степень изученности проблемы, литература и источшіки, Этнокультурные проблемы иммиграции являются частью общей проблемы отничности в полиэтнических обществах, которую, в сеою очередь, можно признать о.щюй из центральных в современной этнологии.
Несомненен в этом отношении и опыт советских ученых, исследовавших проблемы различных .диаспор в мире. Но сути оііегодшік "Расы и народы" долгое время служит в основном тленно этим целям. Нот смысла, в связи с этим, перечислять все статьи (из-за их многочисленности), посвящошшо развитию различных культур в условиях иммиграции и полнэтшщнз-ма. Стоит лишь сказать, что опыт этих работ определенным образом отразшіся в .данной .диссертации. Что касается проблемы этннчностн на Западе, то явлеіше, обозначаемое этим термином, впервые было сформулировано американскими социологами, занимавшимися проблемами социализации в полизтшіческом обществе . С конца GO-x - ішчала 70-х годов нашего столетия, когда западные культурные и социальные антропологи и этнолога начали акцентировать овое вшімашіо на проблемах шторо т-шіческого развития, объектом их пристального внимания также, вслед за социологами, становятся этнические группы, возник-шие в результате эмиграционного процесса . їрадіщиошаїй интерес польского обществоведения к истории польских этнических групп в различных регионах г.шра возрос со временем и среда польских этнологов. Ярким результатом этого стала книга польского этнолога А.Посерн-Зелииьского "Традиция и
l.laa.llw W.W. Definition» of ethnicity. // "Ethnicity". -1974.-
N і ?
L'. Cor lor. Y. Auaymllstlon In American Life. The role of race, rtllf'Un and nntional ori|;lne. New York, 1970
этничность. Изменение культуры американской Полонии . Построив свое исследование на собстпошшх полевых материалах, собранных в ОНА, польский у'чешй акцентирует свое внимание на специфичности развития польской культуры в амернкан-скбм обществе. В работе, наряду'о анализом этой специфичности, поставлен и ряц вопросов общеэтнического характера. Однако, широко этнокультурные проблемы иммиграции в ней не ставятся, а сосредотачивается внималио ію проблемах этнич-ности и традиции в полиэтшпеском обществе. В данной диссертации же ію польско-бразильском материале предпринята попытка более широкого взгляда на эти проблемы с выходом на исследование общих тенденций этнокультурного развития в обществах, возникших и развивающихся в результате этно-ра-оового взаимодействия. Для этого большое значение имело знакомство и анализ писем бразильских иммигрантов на родину, в том число и польских4. К источникам по польско-бразильской тематике относятся и материалы сборника, вышедшего в свет по случаю столетнего юбилея истории поляков в Бразилии0. В нем опубликованы ключевые .данные по истории, этнографии и фольклору поляков, осевших в южных штатах Бразилии.
Но менее важным источником изучения этнической истории поляков в Бразилии является четырехтомник под общим названием "Бразильская Полоїшя и борьба за признание", изданный Академией католической теологии. Каждый из четырех томов имоет свой подзаголовок, который раскрывает его содержание. Первый том "Поляки вербисты. І900-І978"6 посвящен деятельности одного из польских католических орденов. Наряду о информацией об этой деятельности, том содержит материалы,
З.Ровегп-Zielir-elct A. Tradyoja a etnlcznoec. Przamlany kultu-
гу Polonll AmerykanakieJ. Hroclaw-Lodz, 1982 4.Llety emlgrantdw Brazylii і Stanow ZJednoczonych 1890-1891
Warezawa, 1971 5.Emigracja Poleka w Brazylii. 3to lat oeadnlctwa. Warezawa,
1971 6.Zmafanln Polonljne w Brazylii. Polacy werblecl 1900-1978.
Waroza*a,19P0
касающееся многих сторон яіізісї польской этнической группы в Бразшпш. Второй том "Польские мемуари' включает в себя отрывки дневников, мемуаров и различных записей не только представителей клира, но й журналистов, политических и об-ществешшх деятелей, деятелей польско-бразильской культуры и путешествешшков. Материалы третьего тома "Из пастырской нивы" представляют собой в подавляющем большинство отрывки из воспоминаний .духовных деятелей бразильской Полонии. Более всего эти воопомидашш содержат свидетельства религиозной жизни польской иммиграции в Бразилии. Материалы третьего тома дали возможность проследить изменешш, ПрОНСХОДЛЩИО в лоно польского католицизма на бразильской земле в процессе аккультурации. Наконец, четвертый том "Благодатное прошлое" болео всего ориентирован на конфессиональную тему. Состоящий из .двух частей, он содержит в себе списки и характеристики монашеских орденов Бразшпш, биографии польских ксецдзов и описаіше одного из главных центров польско-бразильского духовного просвещешш- Коллегиума им.Сенкевича. Однако, религиозіюя специфшш четвертого тома дана чорез призму информации, посвящешюй многим стороїшм жизни польской иммиграции.в Бразилии, включая этническую культуру, язык и самосознание. К источникам можно отнести и меморпаль-ігую литературу: воспоминашш писателей, хсурналистов, ученых, общественных-и политических деятелей. Это, прееде всего, дневник патриарха польской иммиграции в Бразшпш Вося Сапорского -известного в Бразилии общественного и хозяй-ствешюго деятеля польской иммиграции, воспоминают А.Бака-новского , Т.Хростовского , Ф.Баера , В.Вуйчика ,
7.Zmaganla Polonljne w Brasyllt. Paml^tnlkl polakie. ^агваач«а,1987
8. Zmaganla Polonljna y» Brazylll. Z nlwy duazpaatareklej.
Waresawa,1988
9.Zmaganla Polonijne w Braeylll. Owocujaoa ртгоагіоао.
Warezawa,1987 a lO.Tfoa-Saporekl 3.E. Paaletnik. Warazawa,1939 11.Bakanowaki A. Moje wspomnlenla 1840-1663-191). Lwow,191)
12.Chxoatowalcl T. Parana. Wepomnlenla z podroaly s roku 1914. Poznan,1922
13.Bayer F. Parana. Warazawa,1912
H.Wojcik W. Uoje zycle * Brazylll. Warazawa,1961
Л.Влодека , П.Стрелецкого , Х.Сенкевича .
В работе широко использована и научная литература, так или иішче связанная с иммиграционными проблемами. Условно эту литературу можно разделить на дае части: историко-этно-графическую и концептуально-теоретическую. Первая включает в себя конкретные исторические исследования польских этнических групп в различных странах мира, в том числе и в Бразилии. Наиболее типичной в этом отношении являются монографии М.Парадовской1 , М.Кули , М.Лепецкого и еще несколько книг, так или иначе связанных о проблематикой польской иммиграции.
Самой сложной и обширной литературой, использованной в работе, стали книги и статьи, затрагивающие теоретический аспект этнокультурного взаимодействия. Анализ такой литературы в сочетании с конкретным материалом позволил увидеть иммиграционные проблемы несколько по-новому, что выразилось в квалификации полиэтнических обществ, как совокупности проотранственно-временных этнокультурных комплексов. Наиболее типичной .для такой литературы является коллективная монография польских обществоведов "Основы теории ассимиляции" . При всех видимых научных достоинствах и достижениях монографии, как комплексного исследования, - этнический аспект ассимиляционной проблемы остался в ней как-то в тени. Не лишена подобных недостатков и монография поль-
15.warodeic L.Polaoy w Paranie. Waresawa,l910 16.5trzelecki p.. Piema wybrane. Warezawa,1960 17.3ienlciewlcz H. Listy z podrozy do Amerylci, Wnrozawa, 1950 le.Papadowelca Ы. Polaoy w Ameryoe PoludnloweJ, Wroclaw,1977 19.Kula II. Polonia Brazylijelca. Warezawa,1981 20.Lepeolci M. Parana 1 Polacy»Warazawa, 1862 21.Zaloenie teorli aoymilacji. Krakow,1980
ского ученого А.Капилк iscxnro "Стереотип я автеотерзотип
22 америкяіщев польского про-лхождешш' . Однако, в .панной
работе основные тезисы монографии А.Кашяіевского были полезны как сравнительный материал по бразильской и американской Полонии. Широко использовалось в работе всемирно известное двухтомное этноооциологическое исследование начала XX в., принадлежащее американским социологам В.И.Томасу и З.Знанецкому. Переведенное польскими учеными с английского языка о добавлением современных этко-социологических материалов, оно было издано уле в пяти томах под тем же названием "Польский крестьянин в Европе и Америке" .
Кроме литературы, связанной о тематикой зарубежной Полонии и ео взаимодействия с иноэтнической средой, в диссертации привлекались такта неследоваїшя по теории этнологии и смежных о ней научных дисциплин. В основном это советская, польская и англо-язычная литература.
В целом, литература, привлеченная в работе, подобрана таким образом, чтобы на ее основе, как можно шире и глубже отразить различные тенденции в изучении современных иммиграционных проблем.
Научная новизна работы состоит в том, что в ней впервые предпринята попытка исследования на материалах иоторип одной этнической группы общих этнокультурных проблем, возникающих в результате иммиграционных процессов. Определенным вкладом в пошімагаїи сущности этих процессов является замеченное в диссертации явление, которое позволяет разделить общесоциальный и культурный уровни в процессе развития полиэтнических обществ. В качестве рабочей модели зто явление предложено назвать проотранственно-временшши этнокультурными комплексами.
Практическая значимость работы раскрывается уяе в самом ее названии. Миграция населения достигла в новое и новейшее время необычайных размеров. Проблемы, связанные с пребыванием иммигрантов в новой стране, в конечном счете,
22.K»pi»«enalcl A. Stereotyp t autoetereotyp Amerykanq'w
Polalciego pochodzenla. Wroclaw, 1977 23.Thomas 1.1., Znanlecki ?. СЫГор polalcl * Europla і
Aneryce.T.1-5. Wareaawa,l976
сосредотачиваются в зоне этнокультурного развития. Поэтому отраны с громадной долей иммигрантского населения можно считать своеобразным полигоном, гцо в относительно коротком историческом отрезке времени испытывается социо-культурное развитие общества, основаїшого на постоянном и тесном взаимодействии различных расо-этнических образований. Кстати, это утверждение можно отнести и к полиэтническим государствам, образовавшимся не только в результате эмиграции из Старого в Новый Свет. Острота интерэтнических проблем свойственна и тем странам, которые сформировались на основе взаимодействия автохтонных историко-культурных единиц. Направленность дашюй работы - исследовать приро.цу и механизмы этнокультурного взаимодействия - .дает возможность правильно прогнозировать его течение и цозцействие на .другие сферы развития общества. Одним словом, понимание важности перспектив инторэтническкх отношений является залогом в выработке альтернативных стратегий и тактик социальных и экономических программ в полиэтническом обществе.
Апробация работы состоялась на заседании Отдела этнографии народов Зарубежной Европы Института этнологии и антропологии АН СССР. В результате обсуждения диссертация рекомендована к защите. Основные положения данного исследования сформулированы в статьях автора: "Поляки в Бразилии", ежегодник "Расы и народа" & II, 1901 (0,8 п.л.); "Проблемы этнокультурного развития польской иммиграции в Бразилии" № 21, 1991 (1,2 п.л.), а также в нескольких сообщениях, сделанных на заседаниях отдела этнографии народов Зарубежной Европы Института этнологии и антропологии АН СССР.
Структура работы: работа состоит из введения, четырех глав и заключения, а также списка источников и литературы.