Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Этнокультурное развитие иньвенских коми-пермяков в XX веке Дерябин, Валерий Семенович

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Дерябин, Валерий Семенович. Этнокультурное развитие иньвенских коми-пермяков в XX веке : автореферат дис. ... кандидата исторических наук : 07.00.07 / Удмурт. гос. ун-т.- Ижевск, 1998.- 22 с.: ил. РГБ ОД, 9 98-3/906-7

Введение к работе

Актуальность темы. Глубокая социально-экономическая трансформация российского общества и начавшаяся с 1992 года структурная перестройка хозяйства страны принципиально изменяют условия жизни, особенно системы жизнеобеспечения населения, проживающего в сырьепроизводящих регионах России, где больше сохраняются традиционные черты культуры и быта. В Коми-Пермяцком автономном округе изменения в традиционной культуре особенно сложны и требуют пристального внимания исследователей.

Этнокультурное своеобразие и демографическое благополучие любого народа также складывается из особенностей составляющих его локальных групп (популяций), исторически населяющих конкретные территории и обладающих собственными системами жизнеобеспечения. Согласно концепции, разработанной В. И. Козловым, система жизнеобеспечения этноса включает в себя как черты, объединяющие локальные группы в один народ, так и специфические особенности, отражающие историко-культурные и природные условия территории расселения каждой локальной группы и тем самым придающие каждой из них ее неповторимый характер. Следовательно, только изучение истории, современного состояния и анализ перспектив будущего развития локальных групп, составляющих тот или иной народ, может быть основой для корректных выводов более общего плана о нынешнем и вероятном положении этноса в целом.

Этническая эволюция любого народа предстает сложным и неоднозначным процессом. Помимо собственных культурных традиций, выработанных в результате адаптации к условиям проживания, каждый народ в той или иной степени приобретает черты, заимствованные от этносов, с которыми он устанавливает близкие отношения. Изучение особенностей взаимодействия культур, процессов и результатов исторических контактов по-прежнему остается актуальным и перспективным в этнографической науке.

Этническими процессами принято считать изменения, происходящие в тех признаках, которые определяют этнос и выделя-

_4-

ют его среди других общностей людей. Наряду с языком, самосознанием, характером и представлениями об окружающей среде этнические особенности многообразно проявляются в традиционной народной культуре. В диссертационной работе исследуются этнокультурные процессы у одной из локальных этнографических групп коми-пермяков: нньвенцев. Анализируются изменения в их расселении, социально-демографической структуре, материальной и духовной культуре на протяжении XX века, а так-'Же характеризуются современные этноязыковые процессы и особенности этнической психологии. Поэтому данные проблемы нашли отражение в названии работы и отдельных ее разделов.

Исходя из исторических условий формирования развития и проявления как традиционной, так и современной культуры финно-угорских народов необходим более глубокий научный подход к анализу начальных форм и динамики конкретных компонентов культуры. Применение сравнительно-исторического метода на современном этапе становится более совершенным благодаря изданию в 1950-е—1990-е гг. специальных и обобщающих трудов по истории, этнографии как российских, так и зарубежных финно-угорских народов. Актуальность избранной темы вызвана необходимостью изучения процессов этнического развития коми-пермяков, и прежде всего'инь-венцев, которые являются ядром этноса и обладают наилучшими возможностями для воспроизводства этнической культуры и самосознания. Кроме чисто научного значения у это изучение имеет и практический смысл, поскольку позволяет предложить конкретные меры, направленные на оптимизацию культурных процессов как у самой вышеназванной группы, так и у всего этноса в целом.

Объектом и предметом исследования являются иньвенские коми-пермяки, проживающие в южной части Коми-Пермяцкого автономного округа, являющегося по Конституции РФ 1993 года полноправным субъектом Российской Федерации. Территориальные рамки, включающие в себя Кудымкарский, Юсьшшский районы, городские поселения — г. Кудымкар, п. г. т. Майкор, Пожву, были обусловлены тем, что этот регион населяет наиболее стабильная часть коми-пермяцкого этноса. Наши исследования основаны на исторических источниках, архивных материалах, современной методике этнологической науки, этносоциологичес-ких опросах, анализе статистических данных, собственных полевых наблюдений.

Интерес к иньвеиским коми-пермякам обусловлен этноисто-рическими процессами, проходившими в течение нынешнего столетия в России, Пермской области, Коми-Пермяцком автономном округе, так как иньвенцы, являясь одной из четырех

основных, оставшихся к началу XX в. этнографических групп коми-пермяков, способны к этническому воспроизводству и «подпитке» этноса в целом.

Цель и задачи исследования. Несмотря на то, что коми-пермяцкий этнос и его отдельные этнографические группы исследуются на протяжении двух веков, надо признать, что обобщающих научных работ по эволюции их этнокультурного развития в XX веке весьма незначительно.

В связи с этим, целью данной диссертационной работы является изучение современных этнических процессов, обусловивших ускоренную эволюцию традиционной культуры коми-пермяцкого этноса, оценка современного состояния характера и тенденций его этнокультурного развития как на макро- так и на микроуровне. В соответствии с намеченной целью поставлены следующие задачи:

  1. Изучить этническую историю коми-пермяков в XX веке на примере его наиболее устойчивой локальной группы — инь-венцев.

  2. Исследовать культурные изменения у иньвенских коми-пермяков.

  3. Определить возможности различных элементов традиционной культуры иньвенских коми-пермяков в их этнокультурном потенциале.

  4. Определить варианты дальнейшего этнокультурного развития иньвенских коми-пермяков.

Хронологические рамки исследования охватывают нынешнее двадцатое столетие. Выбранный нами период обусловлен рядом причин. В XX веке наиболее ярко проявилась противоречивость развития этнических процессов у коми-пермяков, их зависимость от политических доктрин. События 1990-ых годов во многом повторяют историю в 1920-ых — 1930-ых годов. Проблемы разновременных эпох очень схожи в вопросах укрепления административно-территориального и национально-культурного статуса Коми-Пермяцкого автономного округа («национального» с 1925 по 1978 гг); законодательного признания родного языка в регионе; развития национальной системы образования и культуры; культуры межнационального общения в общероссийском информационном пространстве и т. д.

Именно в уходящем веке интенсивно проходили процессы, приведшие, с одной стороны, к вытеснению традиционной культуры из повседневной жизни и вызвавшие в разные его периоды^ с другой стороны, всплеск национального самосознания коми-пермяков. Этот фактор через пассионарные действия иньвенских коми-пермяков будет оказывать существенное влияние на состояние этноса в целом и в XXI веке.

-*-

Методология и методика исследования. В диссертации использованы различные источники: государственная и ведомственная статистика, материалы средств массовой информации (СМИ), этнографические наблюдения, коллективные отчеты этнографических экспедиций, личные наблюдения и т. д.

Основным источником информации, обеспечивающим системный анализ этноса, являются материалы массового статистико-этнографического обследования, проведенного с помощью специального «Этнографического вопросника», а также материалы экспертного опроса, проведенного в округе 1993 году.

Базовым является «Вопросник», который использовался для опроса коми-пермяков на территории округа. Он содержит 96 вопросов, которые сведены в несколько блоков: «Социально-демографические характеристики, семья» (36 вопросов), «Этническая психология и этнические контакты» (12 вопросов), «Язык» (12 вопросов), «Материальная культура и семейный быт» (9 вопросов), «Духовная культура и досуг» (24 вопроса). Блоки вопросов позволяют получить информацию о всех существенных сторонах жизни иньвенских коми-пермяков.

Вопросы в основном ориентированы на выявление наличия (отсутствия) признака, определение уровня знания, отношения к явлению и т. д. Большинство вопросов закрытые, имеют набор вариантов ответа, открытые вопросы закодированы.

Опрос экспертов проведен с Целью выявления проблемных ситуаций и уровня знания различных сторон этнической культуры применительно к массовому респонденту.

Степень изученности проблемы. Этнографическое изучение коми-пермяков начинается с начала XIX в. Среди первых серьезных исследователей их культуры и быта следует назвать Н. Е. Попова, Ф. Волегова, Н. Хлопина, В. Берха, В. Хлопова, Н. Доб-ротворского, Ф. Теплоухова.

Особое место в этой когорте исследователей занимает Н. А. Рогов, опубликовавший ряд материалов в 1855—1858 гг. о традиционном быте инородцев — коми-пермяков, крепостных графа Строганова, известных как «Иньвенская дача и хозяйственный быт населяющих их пермяков», «Материалы для описания быта пермяков», «Пермяцко-русский и русско-пермяцкий словарь». Он довольно обстоятельно описал основные занятия коми-пермяков, их семейный быт и семейные обряды. Эти сведения, несомненно, интересны для понимания психологии народа, мотивов его поведения и деятельности, ценностных этнокультурных установок.

Литературно-публицистический очерк, о коми-пермяках Ф. М. Решетникова «Подлиповцы», вызвавший огромный общественный резонанс в России, дает достаточно объективную оцец-

ку национальной политики царской России конца XIX века. Описание занятий вотчинных иньвенско-обвинских крестьян, их обязанностей, условий жизш^мы находим также у П. А. Волегова, управляющего имением графини С. Строгановой. Этногенезу инь-венских коми-пермяков, их быту и занятиям посвящено фундаментальное исследование А. А. Дмитриева «Пермская старина», в котором описана древняя история Пермяцкого края, этническая культура его народов, история русской колонизации Верхнего Прикамья и т. п. Столь же основателен труд В. И. Шишонко в «Пермской летописи». Следующей объемной работой явилась монография И. Н. Смирнова: «Пермяки. Историко-этнографи-ческий очерк», вышедшая в Казани в 1891 году. Кроме большого объема ценного фактического материала, это исследование содержит важные наблюдения, касающиеся этнической психологии и этнокультурных ориентации коми-пермяков. С позиции дореволюционной российской этнографической науки описана традиционная культура иньвенских коми-пермяков петербургским ученым-этнографом В. М. Яновичем в журнале «Живая старина» (СПб., 1903, вып. 1 и 2). Наряду с общими работами появляются и работы, которые посвящены локальным этнографическим группам. К таковым следует отности исследования М. Подосенова и, в частности, его работу «Пермяки Ошибского прихода».

Традиция описаний этнографических групп была продолжена и в первые десятилетия XX в., когда вышли в свет работы ЕНВишневского «Иньвенские пермяки» и И. Шестакова «Верхнекамские инородцы». Впрочем,даже в работах более общего плана как в XIX, так и в начале XX вв. в основном изучались южные, иньвенские коми-пермяки, а косинско-камские оставались вне сферы научного внимания исследователей. Также слабо были исследованы язьвинские и зюзьдинские коми-пермяки, и полностью оставались неисследованными переселенческие группы коми-пермяков в Сибири. Значительный вклад в изучении этнической культуры как южных, так и северных коми-пермяков, внес известный ученый и просветитель Иньвенского края И. Я. Кривощеков.

Последним из ученых, кто серьезно занимался коми-пермяка
ми в первой четверти XX в., был А. Ф. Теплоухов. Наиболее со
держательными в этом плане являются его статьи, опубликован
ные в пермских краеведческих и научных сборниках: «Пермяки
и зыряне», «Обзор данных о географическом распространении
пермяков», материалы о женских головных уборах пермяков
и др. ,

После всех вышеназванных работ, вышедших до революции, в историографии о коми-пермяках наступает долгий период

молчания. Только в послевоенный период публикуются ряд книг. Одной из первых работ стало исследование И. Н. Шишкина «Коми-пермяки» (Молотов, 1947), коллективная монография «Коми-Пермяцкий национальный округ» (Москва—Ленинград, 1948), а также основательная работа В. Н. Белицер «Очерки по этнографии народов коми. XIX — начало XXвв.» (Москва, 1958).

Последняя интересна тем, что автор достаточно подробно изучил историографическую досоветскую литературу, на основе личных этнографических наблюдений обстоятельно осветил вопросы материальной и духовной культуры коми и коми-пермяков. К сожалению, В. Н. Белицер не отразила в своем исследовании этноязыковые процессы у народов коми, проблемы, связанные с созданием их литературных языков. Нет в работе социально-демографических характеристик этих народов, подписаны миграционные процессы, происходившие на территории Верхнего Прикамья в досоветский и советский периоды.

Значительный шаг вперед в этом вопросе был сделан исследованиями В. А. Оборина, начатыми во второй половине 50-х годов. Благодаря автору, который в основу своего анализа положил материалы археологических раскопок в Прикамье, была внесена определенная ясность в дискуссии об этногенезе коми-пермяков. Выводы ученого значительно дополнены археологическими исследованиями Р. Д. Голдиной.

Большое значение для понимания национального самосознания имеют фольклорные материалы, а именно: предания, легенды, которые дают пищу для размышления над проблемами национальных чувств, психологии, черт национального характера. Свою лепту в изучении данного блока у коми-пермяков внесли Л. С. Грибова и М. Н. Ожегова. Эта тематика освещена также в работах Н. Д. Конакова и ряда других авторов.

В основу диссертационной работы положены статьи современных авторов, которые освещают теоретические вопросы этнической культуры и этнопсихологии народов России. Прежде всего к ним причислим работы Г. М. Андреевой, Г. П. Про-ведченко и Ю. А. Шерковина, Б. П. Поршнева, Ю. В. Бромлея, Л. С. Гумилева, а также публикации, изданные в 1990-ых годах Институтом этнологии и антропологии в серии «Исследования по прикладной и неотложной этнологии».

Вторую группу составляет литература о коми-пермяках, в которой освещены различные вопросы истории и развитии народа. Это работы, в которых мы находим общие сведения о коми-пермяках: территория, характер расселения, численность и т. п. Сюда же входят работы по проблемам этногенеза и этнической истории коми-пермяков, а также работы историко-эт-нографического характера, освещающие различные аспекты ма-

Сериальной и духовной жизни коми-пермяков и родственных ИМ народов.

Третью группу источников составляют этнографические, эко-лого-географические и демографические исследования, провэден-ные на территории Коми-Пермяцкого округа в 60—90-х годах XX в. Пермским государственным университетом и Пермским областным краеведческим музеем. В 1988 году в связи с открытием в г. Кудымкаре Коми-Пермяцкого отдела общественных наук, созданного по инициативе Института ЯЛИ Коми НЦ АН СССР и окружных властей начинается планомерные исследования эволюции этнокультурных традиций коми-пермяков. Первое пилотажное исследование в форме этносоциологическо-го опроса провели в 1989 г, сыктывкарские ученые О. В. Котов

и Ю. П. Щабаев. Их опубликованная работа послужила толчком для комплексных исследований по культуре и истории края.

Итоги работы ученых были подведены на двух научных конференциях (г. Кудымкар, — 1991; 1992) по проблемам преподавания истории и культуры коми-пермяцкого народа; международной научно-практической конференции (г. Кудымкар, 27—28 мая 1995) «Коми-пермяки и финно-угорский мир»; в изданных научно-популярных сборниках в 1995—1998 гг. Кроме того, этнокультурная ситуация у коми-пермяков в XX в. и, в частности,у иньвенцев, частично отражена в ряде диссертационных работ, защита которых состоялась в течение 1993—1997 гг.

К четвертой, основной группе материалов, относятся неопубликованные источники. Это прежде всего документальные архивы Пермского областного и Коми-Пермяцкого окружного краеведческих музеев; документы и материалы, извлеченные из Коми-Пермяцкого окружного государственного архива (КПОГА), текущих архивов Кудымкарского городского, районных, поселковых и сельских администраций Иньвенского края. Большой фактический материал собран на основе периодически обрабатываемых, текущих данных Пермского областного, Коми-Пермяцкого окружного управлений государственной статистики.

К этой же группе относятся материалы полевых наблюдений автора, которые были проведены в течение 1991—1996 гг. по программе, разработанной старшим научным сотрудникам Института ЯЛИ Коми, НЦ УрО РАН к. и. н. Ю. П. Шабаевым.

Подводя итоги историографическому и источниковедческому обзору этнокультурного развития ипьвенских коми-пермяков в двадцатом столетии,необходимо отметить, что благодаря изменению подхода к обществоведческим дисциплинам, и прежде всего к этнографии, этнологии и антропологии, появилось достаточно большое количество работ российских ученых, ранее огра-

ничиваемых в новаторских публикациях в области упомянутых дисциплин. Это дает возможность адекватно оценивать эволюционные процессы в традиционных культурах всех народов России, в т. ч. и коми-пермяков, имевших место как в прошлом, так и настоящем столетии. Сегодня,как никогда^должны быть новые теоретические подходы в области этнической культуры народов, они должны быть более глубокого содержания, необходима переоценка положений и выводов с позиции сегодняшнего и завтрашнего дня. Учитывая требования исторической эпохи конца XX в.,и определяется выбор темы диссертации.

Научная новизна. Хотя история изучения коми-пермяцкого этноса насчитывает более двух веков, диссертационная работа является новым исследованием, в котором изучение одной из этнических групп коми-пермяков, а именно, иньвенцев, доведено до наших дней и при этом в нем представлены довольно слабо затрагиваемые прежде темы, такие,как социально-демографические процессы у сельских, городских коми-пермяков, этноязыковые процессы, особенности национальной психологии и этническое самосознание, эволюция традиционной материальной и духовной культуры. Более половины работы занимают разделы, написанные не по литературе, а на основе нового и более достоверного источника — результатов этно-социологического опроса населения, методика проведения которого раскрыта во введении. На основе сбора обширного и разнообразного статистико-этнографического материала показано, как традиционные элементы национальной культуры вытесняются и видоизменяются под влиянием новаций XX в. Особое внимание уделено всестороннему процессу урбанизации образа жизни сельского и городского населения, распространению стандартов «городской» культуры. Здесь важное значение имеет группировка сельского населения по месту жительства, ибо их поселения появляются той мезосредой, которая серьезно влияет на ход этнических процессов у коми-пермяков. В качестве типологических групп выделяются населения 24 сел и деревень и трех городских поселений. Влияние уровня урбанизированности поселений самым существенным образом, как доказывает исследование, сказывается на приверженности населения к традиционным элементам культуры, на противоречивые тенденции в их ориентациях в сфере материального и духовного потребления и жизнеобеспечения. Серьезно сказывается на приверженности к этнической культуре и такой показатель как возраст. В наименьшей мере ориентированы на этнические традиции младшие возрастные группы, в наибольшей — старшие. Традиционное обычное право в XX веке в советское время утратило свое значение в укреплении диахронных связях этноса. Все

— 11 —

эти процессы оказали негативное влияние на состояние этнического самосознания иньвенских коми-пермяков.

Апробация результатов исследования. Основные положения диссертации апробированы на шести международных конференциях (Йошкар-Ола, 1991; Оулу (Финляндия), 1992; Пермь, 1993; Сыктывкар, 1993; Кудымкар, 1995 г. Уфа, 1997), трех региональных (Сыктывкар, 1993; Йошкар-Ола, 1994; Сыктывкар, 1994) и двух окружных научных конференциях, они нашли отражение в 19 опубликованных работах общим объемом 6,2 п. л. Диссертация была обсуждена и рекомендована к защите на заседании кафедры этнологии и регионологии Удмуртского государственного университета.

Научно-практическая значимость диссертации. Результаты проведенной работы дают материалы для детального исследования этнической культуры коми-пермяцкого народа. В связи с развитием системы национального образования, сохранением и укреплением национального самосознания, укреплением культуры межнационального общения,диссертация может быть использована в виде учебного пособия для преподавания как в Пермской области, так и в Коми-Пермяцком автономном округе. В связи с плановой темой фундаментальных исследованиий, утвержденной Российской АкадемиейНаук в 1996 г. для Коми-Пермяцкого отдела общественных наук ИЯЛИ Коми НЦ УрО РАН на 1996—2000 гг. «Коми-пермяки: очерки истории традиционной и современной культуры», диссертационная работа является существенным дополнением к этой научной программе.

В структурно-композиционном плане диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и источников, приложений. В приложениях включены этнографические вопросники, с помощью которых осуществлялся сбор этностатистического материала, список сокращений и пояснений. Иллюстрированное прилояіение состоит из 20 фотографий и четырех карт.