Введение к работе
Введение
К защите на соискание ученой степени доктора исторических наук редставляется научный доклад по совокупности работ автора, посвя-денный этническому развитию волго-уральских татар в XV — начале [X вв. Выбор этой темы для исследования обусловлен тем, что, есмотря на ряд достижений в отечественной историографии в ^следовании этногенеза и этнической истории татар, единого мнения
качественной специфике данной этнической общности как до національного (XV—XVII вв.), так и национального (XVIII — начало XX в.) периодов, не выработано. Предлагаемый научный доклад является бобщенным изложением наиболее важных результатов, достигнутых ами при изучении данной темы в течении более чем двадцати лет. )ти результаты отражены в 116 работах автора, в числе которых 8 ниг, разделы коллективных трудов и 108 статьях.
Актуальность исследования. Накопление в последние десятиле-ия большого массива новых данных по этноистории волго-уральских атар, а также выход на передний план в этнологических исследова-;иях сложных методологических проблем1, обусловили необходимость пециального изучения этнической динамики этой, крупнейшей по исленносги, группы татар. При этом были поставлены под сомнение яд аспектов уже укоренившихся в литературе представлений о одержаний тех этнических процессов, которые в конечном счете :ривели к возникновению в Волго-Уральском регионе нескольких ипов «татарских» этнических образований, в том числе и следовав-jhx друг за другом. Пересмотр сложившихся взглядов велся прежде сего по линии преодоления недооценки роли золотоордынского этно-ультурного компонента в выработке этнического облика волго-ураль-ких татар. Такая постановка стала возможна благодаря раскрытию начения клановых систем (структур) позднезолотоордынских татарских осударств в этнических процессах XV—XVI вв. Достаточно важным ыло и выявление особенностей тех этнических процессов, которые во торой половине XVI—XVII вв. привели к складыванию единого тноса волго-уральских татар на основе трансформации предшествовав-
' Они проявились не только в феномене «мифологизации прошлого», но и в порах вокруг выработанного в советский период понятийного аппарата, использовав-іегося для обозначения основных этапов развития этнических общностей (См.: Крюков М В. Еще раз об исторических типах этнических общностей //Сов. тнография, 1986, № 3. — с.58—59; Перший. А.И. Этнические общности и формаци-нный процесс //Taw же. — с.69—73; Семенов Ю.И. О племени, народности, и ации //Там же. — с.73—75; Арутюнов С.А. Классификационное пространство тнической типологии //Сов. этнография, 1986, № 4. — с.58—64; Козлов В.И. От ервобытности до современности //Там же. — с.64—69; Марков Г.Е. Этнические бщности как исторические категории //Там же. — с.69—72; Кузеев Р.Г. Народы Среднего Поволжья и Южного Урала. Этнографический взгляд на историю. — М.: Іаука, 1992. — с.60, 304—306, 332—333; Shnirelman Victor A. Who Gets the Past? Competition for Ancestors among Non Russian Intellectuals in Russia. — Washington: he Woodrow Wilson Center Press, 1996.).
ших этнических общностей. Только в итоге построения общей моде„г этнической эволюции татар с периода средневековья по новое врем удалось более однозначно высказаться по такому трудному вопрос как идентичность волго-уральских татар в XV—XVII вв.
Существующее понимание проблемы становления татарской наци весьма несовершенно, что объясняется недоучитыванием в прошлом, силу особенностей марксистской методологии, роли культуры, культу ной трансформации в нациестроительстве. Именно поэтому в поел днее время оно подверглось как прямой, так и косвенной критик Полагаем, что до сих пор процесс сложения татарской этническс общности нового — национального типа, в полной мере не удало< раскрыть главным образом из-за отсутствия полноценного анали: особенностей формирования у татар национальной культуры. Явь недостаточное внимание обращалось в литературе и на такие факт ры нациеобразования у волго-уральских татар, как демографически урбанизационные и этнические процессы. Одним из фундаментальнь пробелов прежней советской историографии следует признать отсу ствие в ней углубленной постановки вопроса о возникновении татар национального типа этнического самосознания и вклада татар ких интеллектуалов в его формирование. Изучение всех этих пробле в комплексе позволяет не только выявить общую линию развитр татарской нации в XVIII — начале XX вв., но и определить основнь ее этапы, что делает более понятным этническое составное историче кого процесса на обширной территории «внутренней» России.
Цель и задачи исследования. Выработка общей концепщи этнической эволюции волго-уральских в XV — начале XX вв. г основе изучения специфики этого процесса на каждом из впервь выделенных этапов, является основной целью настоящего труда. Дг достижения этой общей цели были поставлены следующие исслед вательские задачи:
выяснение особенностей татарских этнических общностей п зднезолотоордынского этапа;
установление основных факторов формирования этноса волг уральских татар и отличий этой общности от татарских народносте предшествующего времени;
выявление демографических и этнокультурных предпосылс нациеобразовательных процессов у татар;
установление факторов и конечных результатов этнически процессов на стадии становления татарской нации;
— определение при выработке у татар национальной идентичное]
роли объективных факторов и целенаправленных усилий интеллектуало
Методологическую основу исследования составили теоретиче кие разработки отечественных и зарубежных ученых по обще теории этноса, особенностям формирования и развития средневековь народностей, в первую очередь, тюркских, а также нациеобразовани Для объяснения этнической ситуации в татарских ханствах Волг Уральского региона в XV — середине XVI вв., ключевой оказалаї идея о четырехклановой системе (системе карача-беев)2, позволивш;
2 Сыроечковский BE. Мухаммед-Герай и его вассалы //Ученые зап. Московско ун-та. — Вып.61. История. — Т.2, 1940. — с.3—71; Fisher A. The Crimean Tatai — Hoove ins.press. St.university, Stanford, California, 1978; Inalchik H. The Khan a
понять этносословныи характер деления средневековых татарских этносов на верхи и низы. При реконструкции этнокультурной структуры татарского этноса донационального периода был использован подход, связанный с выделением в составе этнических общностей «генетических» (первичных) и «территориальных» (вторичных) этнокультурных образований3. Сложный вопрос о критериях разграничения последней стадии этногенеза народа и начала собственно этнической истории сложившегося этноса, был решен благодаря работам Ю.В.Бром-лея, В.П.Алексеева, С.А.Арутюнова, высказавшим мнение о том, что таким качественным рубежом является складывание достаточно выраженного этнического самосознания и его внешнего проявления в виде общего этнонима4. Трудной методологической проблемой оказалась трактовка этнонимических материалов XV—XVII вв., так как из-за непрофессионального обращения с ними, когда не различаются такие разные категории, как этнонимы, этниконы, полигонимы и конфессиони-мы, возникли серьезные проблемы с пониманием характера татарских этнических общностей этого периода. Для их решения, кроме этнологической литературы, привлекались и отдельные лингвистические работы5. Применительно к национальному периоду с целью преодоления базового недостатка основывавшейся на марксистской методологии :оветской историографии — недооценки роли культуры, культурной трансформации в нациестроительстве, мы обратились к трудам таких видных зарубежных теоретиков как Э.Геллнер, Е.Дж.Хобсбаум, Б.Ан-аерсон, А.Д.Смит, настаивающих на особой роли культуры и деятельности интеллигенции по обработке культурного наследия в процессе яациестроительства, особенно, при выработке национального самосознания6. Анализ проблемы трансформации традиционной культуры вол-~о-уральских татар на национальном этапе основывается на взглядах К.В.Чистова об условно-традиционных (обобщенных) или вторичных элементах культуры7. При выделении факторов этнических процес-
:ribal aristocracy The Crimean Khanat under Sahib Giray I //Harvard Ukranian Studies.
- vol.2—4, part 1, 1979—1980. — p.p 445—466; Bregel Iuri. Tribal tradition and
Jynastic history //Asian and African studies. Journal of the Israel Oriental Society. —
.Ы.16, 1982. — p.p.357—398; Shamiloglu U. The qarachi beys of the Later Golden
riorde: Notes on the organization of the Mongol world empire //Archivum Eurasiae
nediiaevi. —vol.4, 1984. — p.p.283—291; Его же. Tribal politics and social organization
n the Golden Horde — Columbia university, 1986 (Ph.D., History); Manz Beatrice F.
The clans of Crimean Khanat. 1466—1532 //Harvard Ukranian Studies. — Vol.2—3,
1987. — p.p.282—309; Schamiloglu U. The Golden Horde: economy, society and
:ivilization in Western Eurasia. 13-th—14-th centuries (рукопись. 1994).
3 Кузеев Р.Г., Моисеева H.H. Ареальные методы выделения этнографических групп іа территории Башкирии в XVII—XIX вв. //Ареальные исследования в языкознании \ этнографии. Тез. V конференции на тему: Проблемы атласной картографии. — Уфа, 28—30 январ^я 1985 г. — Уфа: БФ АН СССР, 1985. — с.98—100.
* Бромлей Ю.В. Современные проблемы этнографии (Очерки теории и истории).
— М.: Наука, 1981. — с.259, 279; Алексеев В.П. Этногенез. — М.: Высшая школа,
1986. — с.7—8; Арутюнов СА. Народы и культуры. Развитие и взаимодействие. —
Ч.: Наука, 1989. — с.8—9.
5 Ковалев Г.Ф. История русских этнических названий. — Воронеж: Изд-во
Воронежского ун-та, 1982.
6 Геллнер Э. Нации и национализм, — М.: Прогресс, 1991; Hobsbawm E.I. Nations
ind nationalism since 1780. Programme, myth, reality. — Cambridge un., 1991; Anderson
3. Imagined communities. Reflections in the origin and spread of nationalism. — London-
Vew-York, 1991; Smith A.V. The ethnic origins of nations. — Basil Blackwell, 1989.
7 Чистов K.B. Народные традиции и фольклор. — Л.: Наука, 1986.
сов оказались полезными труды Ю.В.Бромлея, В.И.Козлова, Р.Г.Кузе-ева и его соавторов, А.З.Асфандиярова*.
8 ходе исследования были использованы такие методы, как
сравнительно-исторический, типологический, статистический и др. Из-
за сложности поднимаемых в работе научных проблем, приходилось
постоянно прибегать к методу комплексного анализа с использовани
ем данных не только собственно этнологического, но и исторического,
географического, демографического, политологического профиля. Важ
ное значение этностатистических источников для настоящего труда
потребовало решения многих методических вопросов, возникающих
при обращении к ним. Поэтому был привлечен большой массив
работ, посвященных методическим аспектам использования этностатис
тических источников (труды П.И.Кеппена, В.Е.Дена, Ю.Готье, А.Ко-
тельникова, Н.А.Савицкого, Ф.А.Фиельструпа, В.П.Шибаева, А.И.Гозуло-
ва, А.А.Добронравова, В.М.Кабузана, Р.Г.Кузеева и др.)9.
Источниковая база. В работе использованы многочисленные литературные, полевые, а также архивные материалы. Большинство архивных данных вводятся в оборот впервые. Кроме центральных архивов (РГАДА, РГИА, РГВИА), были использованы архивные источники, хранящиеся в областных (Тамбовской, Рязанской, Пензенской, Саратовской, Кировской, Пермской, Оренбургской обл.), республиканских (Удмуртской, Татарской, Башкирской республик), ведомственных (Санкт-Петербургского отделения Института Востоковедения РАН; Санкт-Петербургского отделения Института истории РАН; Русского географического общества; Государственной публичной библиотеки г.Санкт-Петербурга; Научного архива ИЯЛИ АН Татарстана) архивах. Полевые материалы были собраны автором во время экспедиционных выездов 1973—1996 гг. и хранятся в архиве Отдела этнологии Института истории АН РТ. Все источники систематизированы и тщательно проанализированы в наших трудах, содержащих специальные разделы источниковедческого характера.
Научная новизна. В представленном к защите исследовании впервые проведено комплексное изучение этнической истории волго-уральских татар за длительный период — с XV по начало XX вв. В данном труде в основном преодолены два фундаментальных недостатка, характерных для отечественной историографии: применительно к донациональному этапу осуществлен переход от этногене-тических изысканий к структурному анализу процесса этнического развития волго-уральских татар; для национального этапа взамен старого подхода, основанного на приоритете социально-экономических факторов, предложен многофакторный анализ проблемы нациестрои-тельства при особом внимании к культурной трансформации татар и
''Бромлей Ю.В. Очерки теории этноса. — М.: Наука, 1983, Козлов В.И. Этническая демография. — М., 1977; Кузеев Р.Г., Моисеева Н.Н., Бабенко В.Я. Этнические процессы в новое и новейшее время// Этнические процессы в Башкирии в новое и новейшее время. — Уфа: БФАН СССР, 1987. — с.36—42; Асфандияров A3. Причины ассимилятивных процессов в Западной Башкирии в XVIII—XIX вв. //Этническая история тюркоязычных народов Сибири и сопредельных территорий /Тез. докл. областной научной конференции по этнографии. — Омск: Изд-« Ом. ГУ. 1984. — с.127—130.
9 О них см.: Исхаков Д.М. Историческая демография татарского народа (XVIII
— начало XX вв.). — Казань: ИЯЛИ АНТ, 1993.
изменению их идентичности. Конкретные аспекты достигнутых результатов могут быть сформулированы следующим образом.
-
В этнической эволюции волго-уральских татар донационального периода выделены три этапа: позднезолотоордынский, переходный и консолидационный.
-
Выявлен особый характер этнических процессов в татарских ханствах Поволжья в XV — середине XVI вв., не сводимый к этногенезу.
-
Доказана этносословная стратифицированность татарских общностей (народностей), сформировавшихся в рамках Казанского и Касимовского ханств. Высказана гипотеза об аналогичном структурировании и ногайской этнополитической общности позднезолотоордынского периода. Обосновано положение о дозолотоордынских (булгарском — у казанских татар, буртасско-можарском — у мишарей) этнических истоках феодально-зависимой (ясачной) страты татарских народностей XV — середины XVI вв. и золотоордынско-тюркской («татарской») этнической принадлежности феодального сословия этих народностей.
-
Впервые проанализированы этнические последствия ликвидации татарских ханств Поволжья, в результате которых на основе трансформации казанско-гатарской и мишарской народностей начался процесс формирования единой народности волго-уральских татар.
-
Определены основные особенности этнического самосознания татарских народностей Волго-Уральского региона позднезолотоордынского периода, раскрыты его этносословный характер и сопряженность с религиозной принадлежностью.
-
Детально прослежен процесс формирования народности волго-уральских татар, выявлены механизмы ее складывания и выяснены ее отличия от предшествующих этнических общностей, в том числе и в плане изменения идентичности.
-
Реконструированы демографические параметры волго-уральских татар в XVI—XVII вв.
-
В становлении татарской нации выделены этапы: мусульманской, этнокультурной и политической наций, проведен анализ этнических особенностей каждого этапа трансформации волго-уральских татар в нацию.
-
Подробно рассмотрены этнодемографические процессы периода становления татарской нации (урбанизация, численность, этнические процессы, особенности этнической территории татар в XVIII — первых десятилетиях XX вв.).
-
Поставлен вопрос об объеме понятия «татарская нация» и этническом содержании этого термина.
-
Показана роль этнокультурного составного в нациебразова-тельном процессе у татар. Выработан общий взгляд на сложение татарской национальной культуры, ее разных страт: традиционной и высокой. Раскрыта глубинная связь культурных и этнических факторов при складывании татарской нации.
-
Сделан вывод о том, что татарская нация не только продукт объективного исторического развития, но и результат сознательных усилий нескольких поколений интеллектуалов. Установлены пределы возможностей «конструктивистского» воздействия со стороны интеллектуалов на процесс складывания национальной идентичности.
-
На основе выработки общего подхода, позволяющего преодс леть крайности, характерные для двух научных направлений, суще ствующих в историографии Татарстана (булгаристское и татаристс кое направления) сделан вклад в теоретическую дискуссию п вопросу о происхождении волго-уральских татар.
-
Оспорены теоретические построения неомарксистского и МО дернистско-инструменталистского характера относительно процесс, нациеобразования у татар.
Теоретическое и практическое значение работы. Основньи результаты, достигнутые в данном исследовании, важны для вьірабаткі общей концепции этнического развития одного из крупных тюркски; этносов Евразии — татар, за длительный период (средневековье, новое и новейшее время). Ценность авторской концепции заключается в том что она способствует интеграции существующих в гуманитарной науке различающихся подходов к решению проблемы этногенеза и этнической истории волго-уральских татар. Предложенная в работе теоретическая модель этнических процессов позднезолотоордынского периода может быть также использована при анализе такого сложногс вопроса, как этническая ситуация в Золотой Орде. Применительно к национальному этапу развития волго-уральских татар можно говорить о новой постановке проблемы становления татарской нации в целом, что вытекает не только из обращения автора к собственно этническому аспекту нациеобразования, но и из раскрытия роли субъективного фактора в ходе нациестроительства. В общетеоретическом плане на этой основе появляется возможность проследить преемственность между национальной и более ранней культурами, раскрыть зависимость идентичности национального типа от определенного «мифолого-символического комплекса», сформировавшегося на основе конкретной культуры и предшествующих форм лояльностей и идентичностей. В итоге выясняется теоретическая слабость как марксистской, так и крайне конструктивистской методологии анализа проблемы формирования общностей национального типа.
Материалы и теоретические положения, содержащиеся в этой работе, используются при написании исторических и этнологических исследований не только по татарам, но и по другим народам Волго-Уральского региона. Они включаются в учебники и пособия для вузов, могут быть использованы при составлении специальных курсов по культурологии, демографии и политологии. Практическое значение данного исследования состоит и в том, что оно в значительной мере вошло в состав готовящегося к изданию 6-го тома «Историко-этнографического атласа татарского народа», а ряд материалов был использован в «Татарском энциклопедическом словаре» (Казань, 1999), в справочнике «Татары и Татарстан» (Казань, 1993), в энциклопедии «Народы России» (М., 1994).
Апробация работы. Данное исследование обсуждалось на совместном заседании. Центра по изучению религий и этно-конфессиональ-ному картографированию и Центра по изучению межнациональных отношений-.Института этнологии и антропологии им. Н.Н.Миклухо-Маклая РАН 24 июня 1999 г. Результаты научных изысканий соискателя докладывались на 59 научных конференциях, симпозиумах и семинарах, в числе которых международные (ICFU — 1990 г., в г.Дебрецен; русско-американский летний семинар — 1994 г. в
Казани; по исламу — 1995 г. в Москве; ICANAS — 1997 г. в Будапеште; семинар по исламу — 1997 г. в Г.Хельсинки и ряд других), общесоюзные (XVIII — финно-угроведов, 1987 г. в г.Устинове; V — Тюркологическая, 1988 г. в г.Фрунзе; IV — Востоковедов, 1991 в г.Махачкале и др.), общероссийские (1995 г. в — г.Казани; 1995 г. — в г.Рязани; 1997г. — в г.Уфе; 1999 г. — в г.Москве), региональные (Уфа — 1984, 1985, 1989 гг.; Омск — 1984 г.; Казань — 1984, 1991 гг.; Тобольск — 1998, 1999 г.г. и др.), а также итоговые научные конференции ИЯЛИ, Института истории АН Татарстана, Казанского государственного университета и др.
Основное содержание и выводы исследования отражены в 116 из общего числа 217 опубликованных работ, в числе которых 8 отдельных изданий и 108 статей в коллективных трудах, научных сборниках и журналах, зарубежных изданиях и др. На книги диссертанта опубликованы 3 положительные рецензии, одна из которых издана за рубежом.
Автор участвовал в сборе материала и подготовке к изданию «Историко-этнографического атласа татарского народа», являясь одним из редакторов этого многотомного труда.
Работа выполнена в соответствии научно-исследовательскими., планами отдела этнологии Института истории АН Татарстана.
Структура научного доклада. Подготовленный к защите доклад, в краткой форме раскрывающий содержание исследований автора, состоит из общей характеристики работы, краткой историографии, двух основных разделов: «От средневековых татар к волго-уральским: проблема эволюции этноса в XV—XVII вв.» и «Формирование татарской нации в XVIII — начале XX вв. (этнический аспект)». Первый из них состоит из двух, второй — из четырех глав, заключения. В конце приводится список опубликованных работ.