Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Этические традиции хантов Неттина-Лапина, Маина Афанасьевна (1951-)

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Неттина-Лапина, Маина Афанасьевна (1951-). Этические традиции хантов : автореферат дис. ... кандидата исторических наук : 07.00.07 / Томский гос. ун-т.- Новосибирск, 1997.- 18 с.: ил. РГБ ОД, 9 98-5/2081-7

Введение к работе

Актуальность темы. Этика в течение многих тысячелетий была народным знанием, длительное время являлась народным нравоучением, служа делу воспитания индивидов и охраны духовного здоровья общества. Этика, как наука, основывалась на тщательном изучении всемирно-исторического опыта человечества и его истории, рассматривает возникновение нравственности как сложный многоаспектный процесс, который обуславливается объективными закономерностями социального бытия людей.

Этические традиции народов Сибири, да и России в целом - мало изученная тема. Показателем назревшей необходимости исследования традиционной этики является проведенная в 1995jro,ay международная научно-практическая конференция «культура и этноэтика» в г. Киеве. Где впервые были предприняты попытки методологического обоснования проблем этноэтики на стыке исто-рии,философии и психологии. Участники конференции обратили внимание научной общественности на необходимость основательной, разносторонней разработки проблем этики национальных отношений, этнокультурных связей, этических аспектов национального самоопределения в современном мире, связей этноэтики и политики.

В конце 1980-х гг. среди народов Севера, в том числе среди хантов, быстро оформилось и стало нарастать движение за сохранение и возрождение национальных культур, в том числе и этических традиций. Актуальность темы обусловлена также необходимостью заполнения существующих пробелов в изучении культурных традиций хантов.

Объектом исследования в данной работе является традиционная культура одного из финно-угорских народов - хантов.

Предмет исследования - традиционные этические нормы хантов и формы их реализации.

Хронологические рамки определяются в основном XX веком, однако зафиксированные традиции имеют более глубокие исторические корни.

Цель и задачи. Целью диссертации является исследование и анализ системы нравственно-этических представлений и традиционных норм поведения хантов.

Основные задачи :

  1. Дать характеристику «живой морали» хантыйского общества, его традиционных духовно-нравственных установок и действующего этикета.

  2. Выявить характер взаимосвязи и взаимообусловленности различных элементов нравственной культуры внутри нее и по отношению к другим сферам духовной жизни исследуемого народа.

  3. Рассмотреть современные явления в традиционной этике и тенденции ее развития.

Источники исследования. Диссертация написана по литературным данным, относящимся к разным группам хантов, а также по полевым материалам автора, собранным в 1990-х годах на территории Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого автономных округов Тюменской области. Из литературы использованы в первую очередь труды К.Ф.Карьялайнена, А.А.Дунина-Горкавича, С.К.Паткано-ва, М.Б.Шатилова, В.М.Кулемзина, Н.ВЛукиной. Кроме указанных работ, диссертант привлекает данные из многих других публикаций.

Полевые материалы получены в 1990-х гг. методом непосредственного наблюдения, а часть информации была автором усвоена с детства, проведенного в традиционной хантыйской среде. Изучались нормы взаимоотношений между родственниками, а также с чужими людьми, отношение хантов к природе, труду, жилищу, к предметам быта, промысла. Сбор материала проводился и методом анкетирования. Информация записывалась на хантыйском языке (на бумагу и магнитофон), затем переводилась на русский язык.

Теоретико-методологическая база. Методологической основой диссертации являются общие теоретические положения, разработанные в отечественной науке. В своей работе диссертант придерживался принципа историзма, т.е. рассмотрения предмета исследования в развитии на определенном историческом этапе. Это соответствует широко известному сравнительно-историческому методу. Наиболее близки теме диссертации теоретико-методологические положения и принципы авторов работы по этике в целом и этноэтике других народов. В отечественной науке проблемы этноэтики разработаны слабо как в теоретическом, так и в эмпирическом плане. Но все-таки имеются работы, которые позволили автору диссертации определиться с принципами и методами исследования народной этики как предмета этнографической, исторической науки. Это в основном работы А.К.Байбурина, Б.Х.Бгажнокова, Д.К.Зеленина, В.Ф.Зыбковца, А.И.Пер-шица, И.В.Суханова.

Научная новизна диссертации заключается в том, что она является первой крупной работой, специально посвященной этическим традициям и этикетным нормам хантыйского общества.

Опубликованные в литературе данные по разным сферам традиционной жизни (промыслам, социальной организации и др.) рассмотрены в диссертации под новым углом зрения. Кроме того, в науку вводится новая значительная информация, собранная автором.

Впервые проанализирована цельная система нравственных норм народа,выявлены ее общечеловеческие ценности, тип духовности и этическое своеобразие.

Практическая значимость полученных результатов заключена в возможности их использования:

для решения научных проблем в разностороннем изучении народов Севера, в том числе выявление его традиций в сфере нравственных приоритетов;

в учебном процессе при изучении предметов этики,

этнической психологии, культурологии, этнографии обских угров и других народов.

Апробация работы. По теме диссертации автором опубликовано восемь работ и сделано пять докладов на конференциях разного уровня, в том числе и международных.

Диссертация обсуждена на заседании Проблемной научно-исследовательской лаборатории истории, археологии и этнографии Сибири Томского государственного университета и кафедры археологии и краеведения исторического факультета Томского государственного университета.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, четырех глав, заключения, списка литературы, приложения.