Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Ингерманландские финны, XVII - начало ХХ вв. : История и этническая культура Чистяков, Антон Юрьевич

Ингерманландские финны, XVII - начало ХХ вв. : История и этническая культура
<
Ингерманландские финны, XVII - начало ХХ вв. : История и этническая культура Ингерманландские финны, XVII - начало ХХ вв. : История и этническая культура Ингерманландские финны, XVII - начало ХХ вв. : История и этническая культура Ингерманландские финны, XVII - начало ХХ вв. : История и этническая культура Ингерманландские финны, XVII - начало ХХ вв. : История и этническая культура Ингерманландские финны, XVII - начало ХХ вв. : История и этническая культура Ингерманландские финны, XVII - начало ХХ вв. : История и этническая культура Ингерманландские финны, XVII - начало ХХ вв. : История и этническая культура Ингерманландские финны, XVII - начало ХХ вв. : История и этническая культура Ингерманландские финны, XVII - начало ХХ вв. : История и этническая культура Ингерманландские финны, XVII - начало ХХ вв. : История и этническая культура Ингерманландские финны, XVII - начало ХХ вв. : История и этническая культура Ингерманландские финны, XVII - начало ХХ вв. : История и этническая культура Ингерманландские финны, XVII - начало ХХ вв. : История и этническая культура Ингерманландские финны, XVII - начало ХХ вв. : История и этническая культура
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Чистяков, Антон Юрьевич. Ингерманландские финны, XVII - начало ХХ вв. : История и этническая культура : диссертация ... кандидата исторических наук : 07.00.07.- Санкт-Петербург, 1998.- 248 с.: ил. РГБ ОД, 61 99-7/361-X

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Начало формирования этнической обшности Ингерманландских финнов 43

1.1. Население Ингерманландии до XVIIB 43

1.2. Этнические процессы на территории Ингерманландии в XVII 51

Глава 2. Численность, расселение и социальн равое положение ингерманландских финнов в ХVШ - начале XX вв 73

Глава 3. Хозяйство ингерманландских финнов 97

Глава 4. Особенности материальной культуры ингерманландских Финнов 148

4.1. Структура поселений 148

4.2. Жилище 150

4.3. Одежда 155

4.4. Пища 162

Глава 5. Духовная культура ингерманландских финнов 169

5.1. Финская церковь Ингерманландии в XVIII-начале ХХвв 169

5.2. Особенности традиционной обрядности ингерманландских финнов 200

Заключение 221

Литература и источники 230

Список сокращений

Введение к работе

Актуальность темы. Интерес к ингерманландским финнам возрос с середины 1980-х гг. В это время усиливается внимание к развитию малочисленных народов России, межэтническим контактам, к механизмам взаимопроникновения традиционных культур.

В годы перестройки оформляются национальные общественно-политические организации, преследующие цели культурного возрождения малочисленных народов, в том числе и у ингерманладских финнов. Бьша создана общественная организация "Ингерманландский союз" ("Inkerin liitto"), деятельность которой направлена на сохранение и развитие национальных традиций этой общности. Члены "Ингерманландского союза" обсуждают вопрос о выделении в приграничной зоне области территорий для создания компактных финских поселений и о необходимости принятия государственной программы возвращения всех финнов-ингерманландцев в места их проживания до Великой Отечественной войны. В 1980-е гг. была восстановлена церковь Ингрии, правопреемница ликвидированной в 1937-38 гг. Евантелическо-лютеранской церкви Ингерманландии. Под эгидой этих организаций проводятся такие мероприятия как празднование Иванова дня (Юханнус) на Дудергофских высотах, ежегодный фестиваль населения Карельского перешейка в Япкале; выходят такие издания как журнал "Inkerin kirkko" ("Церковь Ингрии"), газета "Inkeri". В периодической печати регулярно появляются публикации, посвященные проблемам культурного развития ингерманландской общности (см. напр.: 1) Того В. Возрождайся Инкермаа// Нева. 1991. №1. С.190-194; 2) он же. Ингерманландцы. Возможность возрождения? Национального конфликта? // Час Пик. 16 апреля 1997. С.З.). Вопросы истории, и культуры финнов Ингерманландии находят отражение в постоянных рубриках районных газет Ленинградской области: "Lansi Inkeri" - "Сельская Новь", пос. Волосово; "Pohiois-lnkeri" - "Невская Заря", г.Всеволожск.

Отсутствие серьезных историко-этнографических исследований приводит к формированию недостаточно обоснованных представлений об этой общности: значительно завышается численность финского населения Ингерманландии в

прошлом, искажается картина его расселения, реального вклада в экономику Северо-Западного региона России, зачастую не учитываются особеїщости культуры ингерманландских финнов, происходит отождествление их с финнами-суоми,

Цель и задачи. Цель работы - восполнить существующий в науке пробел в изучении ингерманландских финнов. Предполагается определить статус ингерманландских финнов как этнической общности, рассмотреть особенности их исторического развития, дать характеристику традиционной культуры.

В связи с поставленной целью в работе решаются следующие задачи:

1) определить этническую территорию расселения ингерманландских
финнов, динамику численности этой общности на протяжении трех столетий
(XVII - нач. XX вв.).

  1. определить социальную структуру общности в XV1I1 - нач. XX вв., рассмотреть социально-правовое положение финских крестьян.

  2. изучить материалы, характеризующие хозяйство ингерманландских финнов, определить степень его включенности в систему экономических связей региона.

  3. дать характеристику материальной культуры (структура поселений, жилище, одежда).

  4. выявить особенности духовной культуры ингерманландских финнов, провести ее сопоставление с культурой финнов-суоми и духовной культурой русского населения Ингерманландии.

В процессе исследовашія приходилось учитывать, что этническая культура ингерманландских финнов не фиксировалась в течение XIX - начале ХХвв. и при ее реконструкции возникают значительные сложности. Существующие источники не дают возможности создать детальное описание в равной степени всех сторон традиционно-бытовой культуры финнов Ингерманландии, так как многие ее аспекты безвозвратно ушли в прошлое (например, практически нет сведений о родильной обрядности). Тем не менее, решение указанных задач на основе имеющегося материала позволит выявить особенности ингерманландских финнов как этнической общности, определить соотношение этноспецифических и региональных черт в их культуре.

7 Метод исследования. В исследовании применяется сравнительно-исторический метод: этническая история ингерманлавдских финнов, развитие их традиционного хозяйства, различные аспекты материальной и духовной культуры, характер и направленность межэтнических контактов рассматриваются в работе на протяжении длительного периода времеші и в сопоставлении с культурой фшшов-суоми и русского населения Иигерманлаидии.

Системный подход обусловлен тем, что ингерманландские финны рассматриваются не как изолированная общность, а как группа, долгое время развивавшаяся в отрыве от основного этнического массива в иноэтничном окружении (русские и православные прибалтийско-финские народы - ижора и водь) и в непосредственной близости от С.-Петербурга - экономического центра региона и страны в целом.

Исследование базируется на привлечении различных источников, взаимно дополняющих друг друга: материалы статистики (ревизии, переписи), архивные документы, описания населения С.-Петербургской губернии (в том числе этнографические), картографические и изобразительные материалы, лгузейные коллекции, полевые материалы автора. Таким образом, характер источников предполагает комплексный метод изучения темы.

Научная новизна работы. В отечественной науке вплоть до настоящего времени отсутствуют монографические исследования, посвященные ингерманландским финнам. В диссертации впервые рассматриваются в комплексе этническая история, хозяйство, материальная и духовная культура ингерманландских финнов, делается попытка определить их статус как этнической общности. Впервые изучаются культурные взаимосвязи ингерманландских финнов с другими общностями региона (прежде всего русскими), исследуется в какой степеші на их хозяйство и культуру оказывали влияние факторы, определявшие развитие Северо-Запада Европейской России в целом. Значительная часть использованных источников (например, документы Российского государственного исторического архива, записки иностранных путешественников, материалы периодической печати) до сих пор не привлекалась при этнографическом изучении финского населения Северо-

8 Запада. Впервые привлекается и материал, полученный автором в результате полевых исследований 1994-98 гг. среди ингерманландских финнов, живущих на территории Ленинградской области и Финляндии (Турку).

Практическая ценность работы. Содержащиеся в диссертации материалы и полученные на основе их анализа выводы могут быть использованы в обобщающих и частных научных исследованиях по истории и этнографии Северо-Запада Европейской России. Результаты работы могут найти применение при прогнозировании развития и оптимизации межэтнических отношений в регионе.

Материалы исследования используются в лекционных курсах, читаемых на кафедре этнографии и антропологии СПбГУ и могут послужить основой при создании учебных пособий, программ учебной этнографической практики; использоваться в работе региональных историко-краеведческих музеев, в лекционной научно-просветительской деятельности.

Выводы работы использованы при реализации проекта "Динамика этнических и этносоциальных процессов и современная этнокультурная ситуация в Северо-Западном регионе Европейской России" в рамках федеральной целевой программы "Интеграция".

Апробация работы. Диссертация обсуждалась на заседании кафедры этнографии и антропологии исторического факультета Санкт-Петербургского государственного университета.

Результаты исследования нашли отражение в семи публикациях и ряде научных докладов на конференциях: "Этническая история народов России (X-XX вв.)" (СПбГУ, 1993); "Петербургские чтения" (1996, 1997); международный семинар "Российская этнография" (в рамках проекта "Ингрия", университет Турку, Финляндия, 1996); Межвузовская научная конференция аспирантов и студентов "Этнографическое изучение Северо-Запада России (итоги полевых исследований)" (СПбГУ, 1996, 1997); Х111 конференция по изучению истории, экономики, литературы и языка скандинавских стран и Финляндии (Петрозаводск, 1997); II международный симпозиум "Хозяйственно-культурные типы и этнический менталитет" (МАЭ, 1997); Царскосельские чтения (межвузовская конференция с международным участием, 1998), "Этнография

9 Петербурга" (МАЭ, 1998), II скандинавские чтения (РГО, 1998), II конгресс истории финно-угров (Congressus secundus historiae fenno-ugricae. Эстония, Таллин, 1998).

Структура работы. Диссертация состоит из введения, пяти глав, заключения, приложения (карты и таблицы), списка литературы.

Этнические процессы на территории Ингерманландии в XVII

Первые упоминания об ингерманландских финнах встречаются уже в сочинениях начала Х\ТПв., представляющих собой описания С.Петербурга и губернии. Грандиозное строительство новой столицы России привлекало повышенное внимание к этому, до того времени периферийному, региону. Чаще всего авторы ограничиваются констатацией факта наличия в Ингерманландии крестьян, отличающихся языком и обычаями от русских. Однако сохранились и более подробные сведения. Из сочинений эпохи правления Петра I наибольший интерес в этнографическом отношении представляет анонимное сочинение иностранного путешественника "Точное известие о ... крепости и городе Санкт-Петербурге, о крепостце Кроншлот и их окрестностях ...", датируемая 1710-ми годами. Описывая устройство города и губернии в главе "О состоянии почвы воздуха; о религии, языке и образе жизни населения; о плодах, дичи и т.д." автор рассказывает о местном населении, "говорящем на своеобразном языке, называемом финским", о его одежде, жилище. Впоследствии часть текста "Точного известия" была включена ганноверским дипломатом Ф.-Х. Вебером в известную книгу "Преображенная Россия", первая часть которого вышла в свет во Франкфурте в 1721г.

Собственно этнографические описания народов России появляются во второй половине ХVTTJB., когда в результате ряда экспедиций были собраны сведения о населении страны. Данные о населении Ингерманландии приведены в четырехтомном труде И.Г.Георги "Описание обитающих в Российском государстве народов...", изданном в 1776-80гг. в четырех томах на немецком языке, (три тома были почти сразу переведены на русский). Описание Георги стало первым сводным трудом по этнографии народов России. В первый том, в котором рассмотрены "народы финского племени". Георги включил статьи, посвященные ижоре, води (чуди) и финнам. Ижора и водь описаны Георги достаточно подробно. В главе "Финны" Георги не касается особенностей культуры финских жителей С.-Петербургской губернии, понимая под финнами прежде всего население Выборгской губернии.

1789-90-гг. датирован труд Ф.О.Туманского "Опыт повествования о деяниях, положении, состоянии и разделении С.-Петербургской губернии", который остался неопубликованным в полном объеме. Этнографическая его часть приведена с комментариями на эстонском языке в исследовании Э.Ыпик.4 Туманский поставил перед собой задачу создать всеобъемлющее описание губернии историко-статистического характера. Книга начинается историческим очерком, далее очень подробно (по уездам) рассмотрены особенности ведения сельского хозяйства, перечислены местонахождения мельниц, ярмарок, церквей, в том числе лютеранских, и т.п. В разделе, посвященном этническому составу населения края, Туманский фактически игнорирует финнов, которые, по его словам, не составляют никакого общества в губернии С.-Петербургской" и расселены небольшими группами лишь Петербургском, Шлиссельбургском и Нарвском уездах. Напротив, он подробно описывает ижоров, ямов и чудь - православные этнические общности. Однако при внимательном чтении текста становится ясной позиция автора. Туманский не придерживался конфессионального принципа при определении этнической принадлежности жителей края. Так, в его описании фигурируют "карелы, исповедающие лютеранство".-5 Туманский определял культуру карел как весьма близкую к финской и писал, что "карелы суть отродие финнов" и что "россияне именовали их [финнов] до Кимени корелами...". В свою очередь Туманский объясняет отсутствие в ттзуде подробных сведений быть при описании Вктборгского и Оттонецкого наместничесттч" 7 По этой же причине он не описывает и эстонское население Ингерманландии.

Следует отметить, что такая позиция Ту майского по отношению к различиям в вероисповедании между этническими общностями представляется для того времени весьма необычной. Жители С.Петербурга и губернии безусловно различали группы финноязычного населения Ингерманландии. Русские крестьяне С.-Петербургской губернии всегда выделяли ингерманландских финнов из среды родственных им ижоры или води (в первую очередь по религиозному признаку). Финнов называли чухонцами или маймистами от финского "maamies", что буквально означает "человек земли" - "земледелец". Еще в 1770-е гг. на основе рисунков из труда И.Г.Георги императорский фарфоровый завод выпустил серию из 9 фарфоровых фигур, среди которых была и фигурка "маймистихи" в праздничной одежде. Только в 1830-е гг. российская наука обращает внимание на ингерманландских финнов как некую этническую общность, имеющую своеобразные черты культуры и быта, позволяющие в той или иной степени отделить их непосредственно от жителей Финляндии.

Представляется целесообразным выделить три периода в истории научного изучения ингерманландских финнов. 1.1830-40-е гг. "Открытие" ингерманландских финнов как этнической общности. Деятельность академика А.И.Шегрена, появление его книги "Uber die finnische Bevolkerang des St.-Peterburgischen Governements...", издание нескольких статей на русском языке, работы П.И. Кеппена и составление им этнографической карты С.-Петербургской губернии. 2. 1920-е гг. - деятельность Комиссии по изучению племенного состава СССР и сопредельных стран. Ленинградского общества изучения финно-угорских народностей и ряда краеведческих организаций. Проведение этнографических полевых исследований в Ингерманландии. 3, с середины 1980-х гг. по настоящее время - усиление интереса к проблемам малочисленных этнических групп Ленинградской области, в том числе ингерманландских финнов. Публикация ряда статей, посвященных отдельным аспектам истории и культуры ингерманландцев. В промежутки времени между данными периодами изучение ингерманландских финнов практически прекращалось.

Изучение ингерманландских финнов исследователями Финляндии также начинается с первой половины Х1Хв., после появления в 1833г. упомянутой выше монографии А.И.Шегрена, автор которой являлся не только членом Российской Академии наук, но и уроженцем Финляндии. К настоящему времени в Финляндии издано значительное количество статей и монографий, посвященных истории и культуре ингерманландских финнов. В отличие от российской науки в Финляндии не прерывались исследования в этой области, хотя в советский период существовали трудности с проведением полевых работ. Следует отметить неравномерную изученность различных аспектов. В изданной в 1981г. "Inkerin bibliografia" большинство работ посвящено изучению фольклора населения Ингерманландии. Что касается особенностей хозяйства и материальной культуры, то они изучены явно недостаточно - в списке приведены в основном небольшие по объему статьи и заметки.10 Интерес к ингерманландским финнам усилился в последние три десятилетия, когда финскими исследователями были написаны основные работы по истории и этнографии этой общности.

материальной культуры ингерманландских Финнов

После возвращения Ингерманландии под власть России, фактически произошедшее в 1703г. и юридически закрепленное Ништадтским договором 1721г., происходит изменение этнического состава населения края, заключавшееся, прежде всего, в постоянном росте численности русских.

Приток русского населения в начале ХУШ в. прежде всего был обусловлен необходимостью значительного числа рабочих рук на строительстве новой столицы. В 1710г. Петр I приказал переселить в С.Петербург до 15 тысяч разных мастеровых людей из внутренних областей с их семействами, отвести им земельные участки и построить дома за счет казны.. Набор плотников осуществлялся в северовосточных городах России: Вологде, Галиче, Великом Устюге и др. Набранные плотники вместе с семьями были поселены в устье Охты, в так называемых Охтенских слободах. Таким же образом с Оки были переселены жители Рыбацкой слободы. В 1713г. появился указ о высылке из губерний 34 тыс. человек "с указными плотничными снастями" в С.-Петербург и на остров Котлин.2

С 1714 по 1721г. строился Сестрорецкий завод, предназначенный для изготовления оружия, якорей, пороха. Для работы в Сестрорецк были переведены мастера с Олонецких Петровских заводов. В 1715г. был основан Охтенский пороховой завод. Местное население Ингерманландии, в том числе и финские крестьяне, привлекались к некоторым принудительным работам (главным образом по перевозке строительных материалов). В 1717г. царю было подано доношение князя Алексея Черкасского о необходимости применения наемной рабочей силы на строительстве города. Было решено первоначально привлекать на работы до 8 тыс. человек из ближних мест, а впоследствии, когда "в обычай войдет наем работников" сократить это число до 2 тыс. (по 500 человек ежеквартально).з Для "угольного жжения" и для возки угля к построенным заводам было предписано давать рабочих из Выборгской провинции, причем заработанные деньги засчитывались крестьянам в счет уплаты податей. В 1710-е гг. в С.-Петербурге появились ремесленники из Финляндии, что было вызвано разорением хозяйства за время Северной войны и роста числа сельских ремесленников за счет младших сыновей из крестьянских семей, вынужденных покидать родительский дом. В 1733г. шведско-финский приход в С.-Петербурге составлял 1500-1600 человек, что соответствовало примерно 3% городского населения. Земли в Ингерманландии раздавались русским дворянам, которые переселяли в новоприобретенные поместья крепостных из других районов страны. В 1708 г. Петр I приказал ландрихтеру Петербургской губернии Федосею Манчукову обмежевать земли в Ингерманландии и выявить пригодные для раздачи дворянам участки. В 1712 г. последовали указы "О расписании в Ингерманландии земли на участки под поселение крестьян и мастеровых людей" "О правилах на раздачу в Ингерманландии земель". По последнему вся территория края за исключением владений А.Д.Меншикова, дворцового ведомства и Александро-Невского монастыря могла раздаваться желающим дворянам для переселения крестьян из других вотчин. По указу 14 декабря 1713г. помещики были обязаны в трехлетний срок поселить в ингерманландских поместьях установленное число крестьян. Пришлые крестьяне пОЛУЧИЛИ название "переведенцев" в отличие от "старожилов" к которым относили как потомков местных руССКИх жителей так и финноязычное население. По результатам правительственной ревизии 1732 г которая проводилась в фискальных 23тыс (38 9%) сЬиннов ("старожилов латышей" -те лютеран), "старожилов ижорян" - 14,5тыс. (24,5%), "старожилов" русских, предки которых жили в Ингерманладии еще до 1617г. - 5883 человека (около 10%).7 Численность прищлого населения быстро росла. В XVTTT в. Северо-Запад выделялся по темпам роста населения среди прочих регионов. Если в губерниях Центрального промышленного района за период 1719-1762 гг. прирост населения составил 5 1% то на Северо-Западе - 41%.8

Таким образом, значительная часть финского населения Ингерманландии осталась на местах прежнего проживания и после перехода края под власть России. Этому способствовал и тот факт, что Ништадтский мирный договор, заключенный в 1721г. подтверждал право лютеран свободно исповедовать свою веру. Параграф 10 договора гласил, что в "уступленных землях не имеет никакое принуждение в совести введено быть; но паче Евангелическая вера, кирхи и школы, и что к тому принадлежит, на таком основании, на каком при последнем Свейском правительстве были оставлены и содержаны, однако во оных и вера Греческого исповедания впредь також свободно, и без всякого помешательства отправлена быть может и имеет".9 Шведский путешественник К.Р.Берк, прибывший в 1735г. в С.-Петербург с целью ознакомления с русской столицей, имел возможность наблюдать, как живут финские крестьяне в селениях по дороге из Выборга. В ответ на его расспросы крестьяне "пожаловались на свою бедность но признали, что повинности несут не большие, чем в шведское время, а пожалуй меньшие, и власти обращаются с ними довольно мягко"10 Хотя сведения скорее всего, относятся к Выборгской губернии тем не менее они характеризуют отношение крестьянства к новой власти.

Жилище

Особенностью соседнего Царскосельского уезда являлось наличие довольно крупных по масштабам Северо-Запада городских поселений (Гатчина, Павловск, Красное Село) и развитая транспортная система (железные и шоссейные дороги), что способствовало сбыту сельскохозяйственной продукции. По этой причине большая часть крестьян сравнительно рано включилась в промысловую деятельность.

В рассматриваемом уезде под определение сельскохозяйственные подходят только три волости - наиболее удаленные от С.-Петербурга Сосницкая (16,3% финнов) и Лисинская (50,6% финнов), а также Колпинская (население - немецкие колонисты, которые традиционно занимались высокопродуктивным земледелием, в том числе картофелеводством, ориентированным на сбыт в столице). Население остальных волостей, в том числе практически полностью финских -Дудергофской, Кошелевской, Мозинской, тяготело к промысловой деятельности.20 Развитию животноводства и молочного промысла в трех названных волостях, а также в северной части Староскворицкой волости способствовало наличие высококачаественных сухих покосов.

Финским крестьянам деревень, расположенных по берегам рек Славянки и Ижоры (Гарри, Шушары, Аннолово, Мондолово Кошелевской волости. Вайя, Горка, Кокколово, Малое Шаглино, Веккелево, Кеккелево Мозинской волости) принадлежали заливные луга, которые обеспечивали покосы в 2-3 раза выше обычного. Крестьяне Мозинской и Покровской волостей использовали сено не только для внутренних нужд, но и вывозили его на продажу, вследствие чего все хозяйства этих волостей арендовали земли с целью максимального расширения площади покосов.21

Подобное деление на земледельческие и промысловые волости было характерно и для Петербургского уезда. Северные финские волости (Белоостровская, Коркиомякская, Кюляятская, Лемболовская, Вартемякская, Осинорощинская) относились к сельскохозяйственным. Влияние столицы проявилось в хозяйстве этих областей в виде расширения посевов овса при одновременном сокращении посевов ржи. По посевам картофеля финские хозяйства занимали последнее место в уезде. Кроме того в них не развивалось травосеяние, практиковавшееся уже в то время в пристоличных уездах.22 Проблема удобрений при трехпольной и четырехпольной системах частично решалась использованием торфа (особенно значимым торфяное удобрение было в Коркиомякской, Лемболовской и Кюляятской волостях). Торф срезался крестьянами на болотах, принадлежащих сельскому обществу, или покупался у соседних обществ и землевладельцев. При покупке у крестьян торф обходился в 3 коп. за воз. С землевладельцами рассчитывались поденными работами, а в Белоостровской волости деньгами. Летом торф привозили на двор или в хлев, где его укладывали в виде подстилки, а следующей весной вместе с навозом вывозили на поля.23

Западнее, в Шлиссельбургском уезде, как уже отмечалось, был самый высокий размер душевого надела. Лучше других землей были обеспечены Токсовские крестьяне, ранее относившиеся к ведомству коменданта Петропавловской крепости. После реформы 1861г. им передали все бывшие комендантские имения, что в результате составило около 15 десятин на мужскую ревизскую душу.24 В северных волостях (Матокская, Токсовская, Рябовская, часть Колтушской) ликвидировали поля под паром, расширялось использование удобрений, посевы овса, как и в Петербургском уезде, преобладали над посевами ржи, причем в ближайших к столице районах доля овса в посеве была значительно выше, чем в удаленных. В южных волостях, кроме Шапкинской, посевы ржи напротив преобладали.25

Таким образом под влиянием столичного рынка происходил процесс внутренней реструктуризации зернового хозяйства. И в XVHI столетии овес известен как одна из наиболее распространенных культур на крестьянских полях. Однако перечисляя зерновые, которые выращивают в Шлиссельбургском уезде, Туманский на первое место поставил рожь и ячмень, и лишь на третье - овес (после него следует гречиха). В такой же последовательности они перечислены и при описании хозяйства Нарвского уезда. Напротив в Ораниенбаумском и Петербургском уездах овес упомянут вторым по значимости. Туманский подчеркивает роль копорских крестьян в торговле овсом в столице. Хорошие земли в окрестностях Копорья способствовали выращиванию овса высокого качества поэтому "в столичном городе овес копорский предпочтен всем и платится дороже"2 Такое различие объяснимо неодинаковой степенью ориентации хозяйств на городской рынок. Овес не так прихотлив к почве как рожь требовал меньших затрат труда и благодаря возможности высевать его чрезвычайно густо (до 4-х четвертей на десятину) давал больший урожай на той же площади.27

Особенности традиционной обрядности ингерманландских финнов

Жители близлежащих к городу и железным дорогам поселений получали доход от сдачи помещений внаем. В районах расселения финнов дачные центры находились в Шунгоровской и Ораниенбаумской волостях, в меньшей степени в Белоостровской, Вартемякской, Осинорощинской волостях (Финляндская железная дорога).139 Жллые помещения могли сдаваться сельским учителям, урядникам, фельдшерам, под торговые заведения. Доход приносили сбыт постояльцам различных продуктов, перевозка, другие услуги (обеспечение водой и дровами, стирка белья, перевозка мебели и т.д.).140 Первоначально из-за удаленности финские волости не могли успешно конкурировать с русскими пригородными поселениями. По мере развития железнодорожного сообщения расширялась территория дачного промысла, В 1890-е гг. промысел развивался вдоль Николаевской железной дороги. Если прилежащие к С.-Петербургу окрестности Ижоры уже давно пользовались популярностью среди дачников, то теперь сотни дач появились в Тосно, Саблино, Ушаках,, Местные дачи отличались дешевизной, но, с другой стороны, были менее благоустроены: сдавались только обычные крестьянские избы.141 Примером интенсивного дачного строительства может служить история поселка Сусанино (Царскосельский уезд), который возник на месте небольшой финской деревни Малая Ковшовка. В начале 1900-х гг. земли вокруг деревни приобрел в собственность местный крестьянин Петр Лиуконе, который стал продавать свои владения под дачные участки, чему способствовала проходившая мимо деревни Витебская железная дорога. В 1913г. в Малоковшовской дачной местности проживало 500 постоянных жителей и 600 дачников отдыхало летом.142

Из отхожих промыслов наиболее доходным и популярным среди финских крестьян являлись различные виды конных заработков. Финские возницы по традиции приезжали на масленичные гуляния в столицу. Таких возниц горожане называли "вейками" (от финского "veikko" - "парень", "брат").143 Извозчики пользовались спросом как в С.-Петербурге, так и в уездных центрах. Например, в Петергофском уезде в деревнях Финского залива обычно отправлялись в Кронштадт. Составители МСНХ отмечали что "как только в доме у крестьянина станет замечаться достаток он отпраляется в извоз".144 у всех информантов в Волосовском районе отцы или деды до революции регулярно ездили в С.-Петербург. Для некоторых извоз становился даже основным источником дохода. Такие крестьяне заводили в городе собственные конюшни и держали работников, хотя их семья продолжала жить в деревне.14 В личное услужение финны нанимались реже, чем русские, так как им препятствовало плохое знание языка. Они предпочитали наем на различные сельскохозяйственные работы. В Шлиссельбургском уезде в 1882г. прислугой состояли 29 мужчин и 279 женщин, из которых только 41 человек были лютеранами. Среди поденных сельскохозяйственных рабочих лютеране, напротив, преобладали: 404 человека против 303 православных.146 В Петербургском уезде из Коркиомякской и Лемболовской волостей молодежь уходила в район Колтушей копать картофель. Работы длились около двух недель. Заработанные деньги тратили в основном на наряды.147 В Царскосельском уезде поденщики работали не только в полях, но также в садах и огородах.148 В С 134

Петербурге на Сенной площади всегда можно было набрать людей для сельскохозяйственных работ.149 Поденные сельскохозяйственные работы были распространены по всей территории губернии.

Существовали различные локальные промыслы, характерные исключительно для определенной местности или даже для одного населенного пункта. В 1882г. в финской деревне Ойнолово Лемболовской волости пятеро крестьян занимались изготовлением оглобель, для чего арендовали землю, поросшую мелким лесом. Оглобли они продавали возами ломовым извозчикам в Петербурге.150 В деревне Мустилово Кюляятской волости три крестьянина заготовляли рябиновые палки, которые использовали затем на обручи для бочек и рыболовных снастей.151 Этот вид деятельности больше был распространен в русских деревнях Парголовской и Полюстровской волостей. В северных волостях Петербургского уезда (Коркиомякская, Кюляятская, Лемболовская, Муринская) практиковался сбор муравьиных яиц, которым занимались 114 женщин и 32 мужчины. Национальная или конфессиональная принадлежность их не указана, однако можно предположить, что в первых трех волостях это были преимущественно финны. Муравьиные яйца использовались как корм для птиц и золотых рыбок. Иногда их сбывали непосредственно владельцам певчих птиц чаще же скупщикам которые торговали на Щукином дворе в С.-Петербурге. Всего в Петербургском уезде собирали до 500 четвериков муравьиных яиц в год.152 В деревнях Нурколово и Пелгола Дудергофской волости в зимнее время изготовляли курительные трубки. Средняя семья могла сделать за неделю около двухсот трубок которые продавали в столице