Введение к работе
Актуальность темы исследования
В современных условиях наше общество проходит сложный процесс выбора своей духовной ориентации. Идея возрождения духовной культуры народа саха породила такое уникальное явление как неоязычество. Но среди представителей интеллигенции, выступающих за создание национальной религии ("Верование Айыы"), нет единого мнения о сущности якутского шаманизма. Сторонники новой "светлой веры" рассматривают свое учение как северную ветвь тенгрианства. Они считают, что представители традиционного шаманизма должны заниматься в области народной медицины. Против неоязыческого "Учения Айыы" выступают приверженцы распространения православия в Якутии.
Идеологические разногласия среди национальной интеллигенции имеют объективные причины. В советской историографии шаманизм освещался только с негативной стороны и считался "культом сумасшествия" или "изуверской формой религии", наносившей народу морально-психический ущерб1. Обозначившаяся полярность мнений в якутском обществе по поводу духовной ориентации может стать "основным барьером на пути культурного самоопределения, формирования духовно-религиозных ориентиров народа саха в скором будущем"2. Отмеченная полярность мнений вытекает из слабой изученности истоков духовной культуры народа саха. Успешное решение различных аспектов культа айыы может снять некоторые спорные вопросы и способствовать консолидации нашего общества.
Изученность проблемы
В области изучения традиционного верования саха имеется обширная научная литература. Начиная с XVIII в., отдельные сведения
1 Алексеев НА. Традиционные религиозные верования якутов в XIX - начале XX в.
-Новосибирск, 1975.-С. 185-186. : Романова Е.Н. Этнический феномен народа саха: мифосимволическая система,
"культурогворчество" и понятие '"границы'7/Социальная и культурная дистанции:
Опыт многонациональной России. -М., 1998.-С. 167.
о божествах айыы и шаманах появились в трудах Я.И. Линденау, И.А. Худякова, В.Л. Серошевского, СВ. Ястремского, В.Ф. Трощан-ского и других3. В основном, эти авторы считали "белое шаманство" древней религией, исчезнувшей после христианизации. Исключение составляет только монография В.Ф. Трощанского, изучавшего "черную веру" (шаманство) в свете дуалистического мировоззрения якутов.
Позднее традиционные верования якутов изучали Г.В. Ксенофон-тов, А.Е. Кулаковский, А.А. Попов, Г.У. Эргис и другие4. Первые якутские исследователи придерживались взглядов В.Ф. Трощанского, но утверждали, что культ айыы, являвшийся религией господствующего класса древних якутов, был далек от идолопоклонства и шаманизма. Они раскрывали позитивные стороны религиозного сознания саха и справедливо критиковали некоторые тенденциозные выводы В.Ф. Трощанского.
Наиболее полный анализ культа творцов айыы провел Н.А. Алексеев. По мнению автора, в основе "белого шаманства" якутов лежали анимистические представления тюркоязычных предков саха. В период формирования "черного шаманства", испытавшего сильное влияние верований северных народов, предки якутов потеряли связи с остальным тюркским миром5. Культ племенных божеств-покровителей айыы, связанный с деторождением и скотоводством, не являлся разновидностью шаманизма. В культе айыы сохранились пережитки древних верований периода мате-ринско-родового строя (почитание богини АйыыЬыт, культ умирающего и воскресающего зверя). Культ творцов айыы, в отличие
3 Линденау Я.И. Описание народов Сибири (первая половина XVIII века). - Мага
дан, 1983. - С. 36-39, 42-44; Худяков И.А. Краткое описание Верхоянского окру
га. - Л., 1969. - С. 280-285, 413^415; Серошевский В.Л. Якуты: Опыт этнографи
ческого исследования. - М., 1993. - С. 628-631, 648-651; Ястремский СВ. Образ
цы народной литературы якутов. - Л., 1929. - С. 3-6, 195-216; Трощанский В.Ф.
Эволюция черной веры (шаманства) у якутов. - Казань, 1903. - С. 21-25, 32-42,
115-124, 153-166; Ионов В.М. Орел по воззрениям якутов.-Спб., 1913. -С. 2-13.
4 Ксенофонтов Г. В. Шаманизм: Избранные труды: (Публикации 1928-1929 гг.). -
Якутск, ІУ92. - С 254-265; Кулаковский А.Е. Научные труды. - Якутск, 1979. - С.
7-9, 15-25, 93-100; Попов А.А. Материалы по истории и религии якутов б. Ви-
люйского округа. - Вып. XI. - М.; Л., 1949. - С. 259-305; Эргис Г.У. Очерки по
якутскому фольклору. - М., 1974. - С. 124-136; Андросова-Ионова. Олонхо, песни,
этнографические заметки, статьи. -Якутск, 1998. -С. 33-236, 281-310.
" Алексеев Н.А. Материалы о религиозных верованиях якутов как историко-этнографический источник//Советская этнография. - 1966. - № 2. - С. 22-33.
от бурятского "белого шаманства", сохранил относительную самостоятельность6.
Позднее Н.А. Алексеев выдвинул гипотезу о том, что культ айыы был связан с древнеиндийским культом богинь-матерей Аи . Эта идея была поддержана другими исследователями, которые на основе мифологических, этнографических и этимологических сопоставлений пришли к выводу, что в культе божеств айыы сохранились реликтовые черты, восходящие к индоевропейской и индоиранской мифологической традиции8. Схожую гипотезу предлагает бурятский ученый Д.С. Дугаров, который допускает, что культ светлых творцов впервые появился среди племен Передней и Малой Азии и распространился на восток в бронзовом веке9.
Эта гипотеза разделяется не всеми исследователями. Так, К.М. Герасимова отмечает, что ранние этапы развития духовной культуры народов мира во многих параметрах имеют типологическое сходство, что отнюдь не означает прямого заимствования. Истоки "белого шаманства" тюрко-монгольских народов следует искать во внутренних закономерностях социокультурного развития общества10. По мнению тюрколога Н.К. Антонова, многие якутские термины культа айыы имеют тюркские основы, а термины "черного шаманизма" относятся к монголизмам". Изучая этимологию божеств якутского пантеона, Г.В. Попов установил, что к
Алексеев Н.А. Культ айыы - племенных божеств, покровителей якутов: (К вопросу о так называемом белом шаманстве)//Этнографический сборник. - Вып. 5. - Улан-Удэ, 1969. -С. 145-169.
7 Алексеев Н.А. Ранние формы религии тюркоязычных народов Сибири. - Новоси
бирск, 1980. - С. 161-163; Он же. Традиционные религиозные верования тюркоя
зычных народов Сибири. - Новосибирск, 1992. - С. 69-70.
8 Гоголев А.И. Древний южносибирский субстрат в якутской мифологии//Фольклор
и современная культура: Сб. науч. тр. - Якутск. 1991. - С. 39-53; Он же. Якуты:
(Проблемы этногенеза и формирования культуры). - Якутск, 1993. - С. 18-20, 23,
123; Романова Е.Н. Якутский праздник Ысыах; Истоки представления. - Новоси
бирск, 1994. - С. 57-58, 70; Слепцов П.А. Генезис культа Айыысыт у якутов/АЯзык
- миф - культура народов Сибири. - Якутск, 1988.-С. 112-117.
9 Дугаров Д.С. Исторические корни белого шаманства (на материале обрядового
фольклора бурят). - М., 1991. - С. 270-274.
10 Герасимова К.М. К вопросу об исторических корнях белого шаманст-
ва'/Шаманизм как религия: генезис, реконструкция, традиции: Тез. докл. между-
нар. науч. конф. - Якутск, 1992.-С. 71-72.
" Антонов Н.К. Материалы по исторической лексике якутского языка. - Якутск, 1971.-С. 123-141, 163, 173.
некоторым теонимам добавляется аффикс монгольского происхождения1".
По мнению А.И. Гоголева, древние истоки языческих верований якутов уходят вглубь доэтнической истории саха и относятся к религиозно-мифологическому комплексу, характерному для круга скифо-индоиранских кочевников. Культ айыы в мифологической картине мира занимал центральное место. Многие элементы "старой языческой религии" саха совпадали с основными постулатами православия13.
Обзор научной литературы показывает, что многие исследования, особенно труды ранних авторов, в основном носили чисто описательный характер. По сложившемуся мнению, культ творцов айыы имел южное происхождение и существенно отличался от шаманизма. Однако решительное отторжение культа айыы от общей системы шаманизма имеет слабые стороны. Например, некоторые якутские термины, относимые Н.К. Антоновым к культу айыы, имеют явно шаманистское происхождение. Поводу возникновения "белого шаманства" существуют две версии: культ айыы имеет исконно тюркское, а по другой — индоиранское (индоевропейское) происхождение. Под "черным шаманизмом" ученые склонны подразумевать элементы религиозных верований иноязычных этносов — монголов и автохтонных народов Ленского края.
В данном вопросе не вносят ясности и материалы по верованиям тюрко-монгольских народов. В этнографии не существует четкого критерия определения комплексов традиционных верований, поэтому слово "шаманизм" применяется как условный, технический термин. Наиболее слабо исследованными остаются проблемы комплекса ранних верований, а также феномен "белого" и "черного" шаманства. Бесспорным считается только наличие дотюркского субстрата верований, существовавшего у автохтонных племен Сибири14.
Корпус якутских терминов по культу айыы Т.М. Михайлов относит к лексике центральноазиатского шаманизма. В период формирования этносов центральноазиатский шаманизм начинает при-
12 Попов Г.В. К этимологии некоторых имен божеств якутской мифоло
гии/Фольклор и современная культура. - С. 60-65.
13 Гоголев А.И. Мифологический мир якутов: Божества и духи-покровители. -
Якутск, 1994.-С. 2-27.
14 Вайнштейн СИ. Тувинское шаманство. - М., 1964. - С. 1, 10-11; Он же. Мир
кочевников центра Азии. - М., 1991. -С. 270-277, 283.
обретать черты национальных религий15. При этом он установил, что бурятский тайлгап и обряд сасаяи, генетически связанные с якутским праздником ыИыах, восходят к тотемистическому культу древних охотников палеолита и неолита16. Л.П. Потапов утверждает, что непризнание алтайского шаманизма как религии неминуемо ведет к ошибочному заключению о безрелигиозности сибирских народов17.
Невыясненным остается принцип разделения дошаманистических и шаманистических воззрений тюрко-монгольских народов. В.Н. Басилов полагал, что истоки шаманства сложились еще в каменном веке, предположительно в неолите и позднем палеолите18. Е.С. Новик считает, что тенденция разделения древних ритуалов на "дошаманские" и "шаманские" молчаливо обходит все черты глубокого сходства данных обрядов19.
В написании диссертационной работы определяющую роль сыграло мнение этнографов о том, что в якутском культе айыы сохранились пережитки верований доскотоводческого периода. Значит, в шаманизме тюрко-монгольских народов должны были сохраниться реликтовые следы древнейших верований, которые существовали у охотничьих племен Сибири времен палеолита и неолита.
Цель и задачи исследования
Целью диссертационной работы является изучение древних истоков культа айыы, в основе которого лежали верования тюрко-монгольских племен, участвовавших в этногенезе саха. Для решения этой цели ставятся следующие задачи:
установить генетическую связь древнейших анимистических представлений и женского шаманства с культами богинь-матерей Умай и АйыыИыт;
выявить роль культа умирающего и воскресающего зверя в формировании якутского шаманства;
Михайлов Т.М. Из истории бурятского шаманизма (с древнейших времен по XVIII в.). - Новосибирск, 1980. - С. 3, 124. 143-197; Он же. Бурятский шаманизм: история, структура и социальные функции. - Новосибирск, 1987. - С. 261. 16 Михайлов Т.М. Из истории ... - С. 82-83, 178-179. 11 Потапов Л.П. Алтайский шаманизм. - Л., 1991.-С. 4-6, 11, 17-18. 18 Басилов В.Н. Избранники духов. - М„ 1984. - С. 189-190.
" Новик Е.С. Обряд и фольклор в сибирском шаманизме: Опыт сопоставления структур. - М., 1984.-С. 21,49.
реконструировать древние этапы развития идеологии "белого шаманства" у якутов;
изучить ранний пласт мифологических преданий о перво-предках народа саха;
установить роль культа предков в сложении якутского шаманства;
рассмотреть критерии, по которым якутские священнослужители могли разделяться на "белых" и "черных" шаманов.
Объект и предмет исследования
Объектом исследования является комплекс религиозно-мифологического мировоззрения саха, который рассматривается в разрезе исторических эпох. Предметом изучения выступают проблемы сложения ранних религиозных верований, которые сыграли значительную роль в идеологии "белого шаманства" народа саха.
Методологическую основу диссертационной работы составляет цивилизационный подход, исключающий формационную теорию развития общества. Любые проявления верований отражают тот или иной уровень общественного сознания и потому в одинаковой степени достойны научного изучения. В диссертации применяется принцип историзма, основанный на материалистическом понимании истории религии саха.
В работе использованы методы сравнительно-исторического исследования, синтеза и анализа, реконструкции исчезнувших форм религии. С помощью первого метода мы устанавливаем закономерность того, что генезис якутского пантеона в общих чертах был характерен и для других народов тюрко-монгольского ареала. Методы синтеза и анализа, реконструкции позволяют нам выявить наиболее ранние пласты мифов и верований предков якутов. Для ретроспективного анализа ранних форм религии применяется метод этимологических сопоставлений.
В разработке основных идей были привлечены источники, опубликованные якутскими исследователями Г.В. Ксенофонто-вым, СИ. Боло, Г.У. Эргисом, И.Г. Березкиным и другими20.
Ксенофонтов Г.В. Эллэйада: Материалы по мифологии и легендарной истории якутов. - М., 1977; Он же. Шаманизм. - Якутск, 1992; Боло СИ. Прошлое якутов до прихода русских на Лену: (По преданиям якутов бывшего Якутского округа). -Якутск, 1994; Исторические предания и рассказы якутов: В 2-х ч./Изд. нодг. Г.У.
Г.В. Ксенофонтов внес большой вклад в сибиреведении, издав ряд трудов по шаманизму народов Сибири. Материалы, собранные им, не утеряли своей значимости до сих пор. Сборник мифов, преданий и легенд СИ. Боло является энциклопедическим изданием по истории и культуре якутов. Но в ходе повествования автор иногда вводил собственные комментарии. Поэтому отношение к этим источникам должно быть дифференцированным. Также широко использованы материалы А.А. Саввина, СИ. Боло, А.С. Порядина и других, хранящиеся в фондах Архива ЯНЦ СО РАН. В диссертации включены и сведения полевых материалов, собранные автором.
Научная новизна исследования заключается в том, что в нем выдвигается тезис об исконно тюрко-монгольском происхождении культа творцов айыы. Данный культ рассматривается в органической взаимосвязи с общей религиозной системой шаманизма народа саха, истоки которого восходят к позднему палеолиту и неолиту. Хронологически это время, видимо, совпадает с периодом распада алтайской языковой общности, который мог произойти в X или VII тысячелетии до н.э.2'.
В изучении генезиса культа айыы мы большое внимание уделяем культу предков, наличие которого у якутов в этнографии отрицалось. Наши исследования могут доказать, что в основе анимистических верований племен древней алтайской общности лежало почитание женского начала и женщин-прародительниц (родовых жриц). Архаичные черты почитания женского начала должны были сохраняться и в культе творцов айыы.
Теоретическая и практическая значимость работы заключается в том, что наши выводы и предположения открывают пути для дальнейших научных изысканий в области духовного наследия якутов. Комплексный и объективный подход к вопросам духовной культуры в дальнейшем приведет к установлению сущности национальной религии саха и поможет процессу выбора духовной ориентации народа.
Эргис. - М.; Л., 1960; Якутские исторические предания и рассказы/Сост. И.Г. Бе-резкин. -Якутск. 1977; Предания, легенды и мифы саха (якутов)/Сост.: Н.А. Алексеев, Н.В. Емельянов, В.Т. Петров. - Новосибирск. 1995; Якутский героический эпос "Могучий Эр Соготох". - Новосибирск, 1996. :' Тенишев Э.Р. Алтайские языки//Языки мира: Тюркские языки. - М„ 1997. - С.7-8.
Апробация работы
Автор выступал по материалам исследования на международной научной конференции "Шаманизм как религия: генезис, реконструкция, традиции" (Якутск, 1992); на научно-практической конференции "О веровании якутов" (Якутск, 1995); на конференции научной молодежи "Эрэл-95" (Якутск, 1995); на "Гумилевских чтениях" (Якутск, 1995); на республиканской научно-практической конференции молодых ученых и специалистов "Молодежь и наука PC (Я)" (Якутск, 1996); на "Научных чтениях, посвященных памяти известного фольклориста, этнографа и краеведа А.А. Саввина" (Якутск, 1996); на научно-практической конференции "Традиционные представления саха об окружающем мире" (Якутск, 1997); на III конференции "О веровании якутов" (Якутск, 1997); на научной конференции, посвященной 110-летию со дня рождения Г.В. Ксенофонтова (Якутск, 1998); на V конференции "О веровании якутов" (Якутск, 1999); на международной научной конференции "Россия и Польша: историко-культурные контакты (сибирский феномен)" (Якутск, 1999). По теме диссертации имеются публикации научных статей и тезисов объемом - 2,5 п.л.
Структура диссертации состоит из введения, двух глав и шести параграфов, заключения, списка источников и библиографического списка использованной литературы. Последовательность расположения глав и параграфов обусловлена внутренним содержанием исследования и связана с целью и задачами избранной темы. Объем работы - около 8,5 п.л.