Введение к работе
Актуальность исследования Значительная роль костюма в системе ценностей определённого этноса признаётся практически всеми этнографами, изучающими народную культуру. Изучение одежды и её производства как части традиционно-бытовой культуры уже давно стало необходимым разделом любого исследования, посвященного культуре одного или нескольких этносов. Неизменная актуальность проблематики обусловлена необходимостью сравнительно-типологического анализа костюмов разных народов для решения более ыаслтабных проблем культуры народов мира.
В контексте стоящих перед современной наукой задач проблематика производства традиционной одежды в албанском ареале выглядит весьма актуальной. Этническая и этнокультурная история албан-:ев привлекала и привлекает внимание учёных самых разных специальностей: историков, этнографов, археологов, антропологов, лингвистов, искусствоведов. Одним из наименее разработанных вопросов этнокультурной истории албанцев является история производства традиционной одежды, создание и функционирование широчайшего спектра костюмов в регионе.
Предмет диссертационной работы. Предметом работы является шбанский традиционный костюм, рассматриваемый в аспекте его со-ілания в широкой исторической ретроспективе.
Одежда, представляя собой искусственные покровы человечес-сого тела, является важнейшей частью культуры в самом широком по-їнмании этого слова. Кроме утилитарного назначения, — защиты тега от воздействия наружной среды, — одежда может обладать сигни-глкативкыми и ритуальными функциями.
Рассмотрение производства традиционной одежды в домашнем :озяйстве и в мастерских ремеслен«иков-профессионатов представля-
ет тему исследования. В широком плане создание костюмов охватывает различные сферы деятельности человека: производственную, культурную, социальную и др. В рассматриваемый период изготовление одежды прошло разные стадии развития производительных сил, при этом оно всегда соответствовало новым социальным, экономическим и политическим условиям, принимая, как правило, соответствующие им формы.
На протяжении всего рассматриваемого периода, с ХШ по на чало XX в., большая часть одежды в регионе производидась в услов ях домашнего хозяйства. Огромную роль в истории албанского костю ыа сыграло ремесленное производство. В процессе изготовления тра диционной одежды видное место занимали кустарные промыслы. Определённый вклад в производство костюмов и различных материалов внесли монастыри (данная тема тем более интересна, что она практ чески не исследована).
Создававшийся в албанском ареале ярчайший спектр традиці онной одежды являлся результатом кропотливого труда многих поко> лений, передававших на протяжении столетий потомкам свой опыт, навыки, способы хозяйствования, традиции, характеризовавшие этн ческую культуру народа. Опыт предшественников обогащался собств ними достижениями, вбирая многое из культуры соседних этносов.
Разработка данной темы представляется важной. Во-первых одежда представляет собой конкретный и достаточно богатый источ ник изучения народного быта в различные исторические периоды. В вторых, изучая материалы, используемые для изготовления одежды, можно судить о производстве в условиях домашнего хозяйства и ре месленной организации, а также о рабочих инструментах и оборудс вании, различных технологиях и методах труда. В-третьих, иccлe^ вание помогает сделать выводы об обеспечении рынка и торгово-х( зяйственных связях как внутри ареала, так и вне его. В-четвёр-
тых, одновременно социальные, религиозные л территориальные различия, отражённые в вариантах костюма, выступают индикаторами общественных отношений. 3-пятых, важная причина изучения одежды — в её эстетической и художественной ценности.
Цель и задачи исследования. Достижение основной цели исследования, — комплексного а;-алкза производства традиционной одежды в албанском ареале на фоне чередующихся исторических эпох, — осуществлялось речением следующих задач:
I). Рассмотрение костюма как результата хозяйственной деятельности. Здесь велось изучение пс трём взаимосвязанным линиям:
а) получение сырья, изготовление исходных материалов, не
посредственное создание одежды внутри домашнего хозяйства;
б) ремесленное производство как "индустрия" эпохи;
в) другие формы производства одежды (промыслы, сезонные
занятия) — их постепенное отделение от сельского хозяйства, вы
ход на профессиональный уровень.
2). Выявление исторических напластований, отражённых в костюме и его производстве как в элементе этнической культуры. Здесь было важно выделить преемственность ка данной территории традиций иллирийской культуры с последующим сильным влиянием византийской, славянской, венецианской и османской культур (при огромней роли референтной группы в данном процессе).
3). Рассмотрение костюма как символа этнической принадлежности и этнического самосознания (отличительная функция).
4). Изучение костюма как марки социальной стратификации общества.
5). Выявление признаков, характеризующих костюм как элемент художественного творчества.
Региональные границы исследования. Географически рассматривается ареал, включающий в себя территорию современной Албании,
_ 4 -
Края Косово, входящего ныне в состав Союзной Республики Югославии, значительной части Республики Македония, а также районы Северной Греции с компактно проживающим албанским населением. Все эти земли издавна были заселены албанцами и представляли собой единую этническую область, до сих пор сохраняющую общность с точки зрения традиционной культуры. Албанское население проживало также в приграничных районах Черногории, с жителями которой албанцев связывали тесные экономические, культурные и кровно-родственные связи. Особенно важным и актуальным видится то, что албанский костюм и его производство впервые анализируются в границах, охватывающих все земли с албанским населением.
Хронологические рамки исследования — ХШ - начало XX в., -определяются тем, что попытки самого широкого изучения бытования традиционной одежды и её производства в регионе в более крупном историческом плане ограничены нашими возможностями. На располагаем источниками, позволяющими говорить о создании костюмов лиаь с ХШ - ХІУ вв. Более ранние материалы и сведения дают лишь общее представление о характере костюма и его производства. Последующие за ХШ столетием века оставили богатый иконографический, эпистолярный и фактический материал для исследования. Начало XX в. явилось важным периодом развития албанского традиционного костюма, отмеченным большим разнообразием форм и качества исполнения, после которого, с середины века, произошло постепенное затухание широкого бытования народной одежды и свёртывание её производства в связи с распространением общемировых типов костюма.
Методология и методика исследования. В методологическом плане при изучении производства традиционной одежды автор исходил из понятия нерасчленённости, синкретизма культуры. Очень ваз но было отказаться от искусственного разделения единой народной культуры на "материальную" я "духовную". Культура — не набор ме
ханически соединённых элементов, а живая саморегулирующаяся система, пронизанная множеством связей, способная компенсировать утраты и усваивать влияния извне.
Историко-этнографическая реконструкция и ретроспективный анализ создания народного костюма как неотъемлемой части культуры албанцев позволили выявить его место в сложной, коыплексной системе жизнеобеспечения, сложившейся в течение длительного исторического периода.
Сравнительно-исторический анализ хозяйственного комплекса был бы не полным без характеристики тех экономических, социальных, политических явлений и процессов, которые имели место в регионе в ХШ - начале XX в.
Выявление этнической специфики традиционного костюма и условий его производства потребовало разработки специальной методики такого рода исследования. Выработка подобной методики помогла значительно расширить возможности привлечения материалов по культуре жизнеобеспечения албанцев в качестве источника для изучения этнической истерии народа и путей формирования традиций. Основные методические посылки можно сформулировать следующим образом:
Во-первых, производство традиционного костюма рассматривалось как целенаправленная деятельность человека, исторически выработавшего определённые навыки и способы ведения хозяйства. Сам хозяйственный уклад, а также, в значительной степени, стереотипы поведения практически всегда обусловлены, с одной стороны, природными условиями, с другой стороны, взаимодействием с соседними этносами. На последних этапах исследуемого периода к параметрам экологической обусловленности производства одежды необходимо отнести техногенный фактор.
Во-вторых, были выделены основные производители и соответствующие им способы, приёмы труда, организация работы и технологии.
- б -
В-третьих, весь создававшийся комплекс одежды рассматривался в строгой зависимости от ориентации сбыта (социальная, поло-возрастная, конфессиональная принадлежность будущего владельца).
В-четвёртых, важным принципом исследования стало комплексное привлечение данных различных научных дисциплин, занимающихся албанской проблематикой: истории, археологии, антропологии, лингвистики, диалектологии, искусствоведения, фольклористики, литературоведения, — и сопоставления их данных с собственно этнографическим материалом.
В-пятых, создание одежды изучалось в историческом контексте. При этом учитывалась степень врастания инноваций в комплекс культурных традиций.
В-шестых, необходимость постановки изучаемого материала на твёрдую фактологическую основу обусловила применение метода картографирования. При этом был применён комплексно-сопоставительный принцип.
Степень изученности теш. Накопление научных знаний об одежде албанцев и её производстве началось с середины XIX в. До втого времени свидетельства о костюмах и технологиях их изготовления носили фрагментарный и чисто описательный характер. Как правило, почти все сведения об албанской одежде прежних эпох оставили иностранцы. К ХУШ столетию относятся первые попытки в европейской науке изучения албанского языка и определения места албанцев в истории континента (немецкий историк И. Іунманн). Сведения об образе жизни населения региона (пастушеское хозяйство в горах, ремёсла и торговля в городах) опубликовал в 1814 г. англичанин Уильям М. Лик, автор первого комплексного труда по балканистике. Началом собственно албановедения в европейской науке явились труды австрийского консула И.Г. Хана (1854 г.), снабжён-
ные обширными комментариями из области бытования традиционной одежды, а также об уровне развития ремёсел по её производству. Труды И.Г. Хана придали импульс серьёзному научному исследованию ареала. В конце XIX в. появились описания албанских земель, составленные русскими дипломатами в этой части Балканского полуострова А.Ф. Гильфердингом и И.С. Ястребовым.
Исследования собственно албанского костюма и его производства относятся к началу нынешнего столетия (Ф. Нопча, М. Шуфляи, А. Хаберландт). Новый импульс изучение албанской традиционной одежды получило после второй мировой войны, когда в Албании и Косово были созданы академические институты и подготовлены собственные этнографические кадры. Перед учёными стояла труднейшая задача — комплексное исследование всех зон ареала. За последние полвека наука обогатилась важными сведениями о распространении различных типов одежды по областям, о способах хозяйствования и т.д. Изготовление различных материалов в условиях домашнего хозяйства, создание некоторых деталей одежды, женское рукоделие были проанализированы Р. Зойзи, Л. Лямеборши, И. Бихику. Система профессиональных объединений ремесленников была описана 3. Шкодра, С. На-чи. Значительный вклад в изучение ремесла на Балканах внёс болгарский учёный Н. Тодоров. Состояние ремёсел в Косово было описано югославской исследовательницей Д. Статовци. Значительным вкладом в дело изучения албанской традиционной одежды явились труды албанского учёного А. Гьерги. Её работы посвящены самым разным аспектам албанского костюма и его производства. Кустарные прокислы Албании исследовались А. Онузи, М. Тирта.
В нашей отечественной науке албанский костюм исследовался Ю.В. Ивановой. В её работах уделяется внимание ритуальной одежде, использовавшейся в различных обрядах, а также хозяйственному укладу албанцев. В сфере интересов учёного находятся вопросы этниче-
- О -
ских контактов, широкий спектр балкановедческих проблем.
Для данной темы в сравнительном плане большой интерес представляют работы. Н.И. Лебедевой, Г.С. Масловой, СБ. Ровдественской, Н.И. Гаген-Торн, Н.М. Калашниковой, Т.А. Крюковой.
Источники. Источниковую базу исследования составили, помимо работ перечисленных авторов, также:
I). Вещественные памятники фондов различных музеев. Это, в первую очередь, коллекция МАЭ (№ 540-3 аб; 546-1,2,3 аб,4,5; » 540-5; № 540-4 (ф); № 540-1 в; № 533-12/а2,в), а также коллекции Российского Этнографического Музея (г. Санкт-Петербург), Исторического Национального Музея в Тиране, Этнографического музея в г. Берате, фонды Музея средневекового албанского искусства в городе Корча.
2). Материалы, публиковавшиеся в многочисленных альбомах и каталогах, выходивших в Албании, Германии, Италии и др. странах. Были привлечены также другие иконографические материалы, хранящиеся в архивах и музеях: рисунки, гравюры, фоторграфии и проч.
3). Публикации путешественников и дипломатов, а также полевые материалы автора, собранные во время научных командировок (в Косово.в 1990 г., в Албании в 1992, 1994 и 1996 гг., в Македонии в 1994 г.). Важные материалы были собраны во время экспедиции в высокогорной области Дукагьин (сентябрь 1996 г.), где автор работал по программе составления Малого диалектологического атласа балканских языков.
Исследование, имеющее своей целью комплексный анализ соэца ния всего спектра традиционного костюма, уже само по себе имеет научную ценность, так как позволяет рассматривать многообразие реалий не как набор случайных предметов и фактов, а как систему комплексов, занимающих важнейшее место в жизни этноса.
Научная новизна работы заключается в привлечении самых
разных материалов по производству традиционной одежды в качестве источника по этнической истории албанцев, выявлении реальных границ и временных рамок распространения различных элементов культуры, их появления, развития и вхождения в комплекс традиций. При этой впервые анализируется весь спектр производства костюма в ареале в широкой исторической ретроспективе — с ХШ по начало XX века. Сюда входит рассмотрение производства одежды в крестьянском хозяйстве (для собственного потребления и на продажу), в условиях ремесленной организации и в монастырском хозяйстве. Впервые подробным образом описывается рэмесло портных в ареале (при разработанной тематике организации корпораций и конкретных случаев бытования костюма). Изучение различных комплексов одежды и её типов в разные эпохи и в разных зонах ареала позволяет исследовать механизм вхождения инноваций в комплекс этнической культуры, процесс взаимовлияния традиционного и нового в системе человеческих ценностей.
Научно-практическая значимость работы заключается в том, что её материалы и выводы могут быть использованы при написании обобщающих этнографических трудов о способах изготовления традиционной одежды у народов мира и, в частности, у народов Балканского региона, при чтении спецкурсов по истории одежды и домашних промыслов.
Апробация, исследования. Результаты работы нашли отражение в курсе лекций по албанской этнографии, прочитанном в Санкт-Петербургском государственном университете. Также были сделаны доклады на научных конференциях: "Вещь в контексте культуры" (организованной в феврале 1994 г. Государственным Музеем истории религии и Институтом истории материальной культуры); на первой в России "Международной конференции по албанистике, посвященной общественной, литературной и научной деятельности выдающегося пред-
ставителя Рилиндье Комбэтарэ (Национальное возрождение) Сами 5ра-шери (1850 - 1904)", проходившей в июне 1994 г.; на ХХІУ, ХХУ и ХХУІ межвузовских научно-методических конференциях преподавателей и аспирантов, проходивших в стенах Санкт-Петербургского государственного университета (1995, 1996, 1997 гг.); на международных Чтениях памяти А.В. Десницкой в мае 1995 г.; на международном симпозиуме "Скандербег в албановедении" (июль 1996 г.); на научной сессии ХУШ Международного семинара по албанскому языку, литературе и культуре (Тирана, август 1996 г.); на Международном симпозиуме "Искусство иконописи в Албании", организованном в рамках "Дней европейского наследия" (г. Корча, Албания, сентябрь 1996 г.); на семинаре "Ювелирное искусство и материальная культура" в Государственном Эрмитаже (ноябрь 1996 г.). Основные положения работы изложены в четырёх публикациях.
Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложения. Главы включают в себя разделы и параграфы.