Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Доисламские верования и обряды башкир Сулейманова, Рита Нугмановна

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Сулейманова, Рита Нугмановна. Доисламские верования и обряды башкир : автореферат дис. ... кандидата исторических наук : 07.00.07.- Уфа, 1994.- 19 с.: ил.

Введение к работе

Актуальность теш. К числу вакнейшях проблем, изучаемых эт-гографаческой наукой» относятся дрэвнае верования а, связанные о mm, обряда, которые з своей совокупности являются существенной частью бата я культура кавдого народа, отражают его жязнь я щровоззрэЕяе s разные периода исторического развития. На протяжения тысячелетий" на Юаном Урале возникала, развивалась, угасала культура различных по своему происхождению я этническому облику гародов. Релагйозшо представленая во эсэ периода история развязалась в процессе взаимосвязей народоз и племён с другими родственными или неродственными образованиями. Отсюда удяачтельная слокяость и много слойюсть культурних традиций, разнообразие религиозных представлений а обрядов, уходящие корнями в язическяе культи. Распространение к утверждение ислама привело к опредэяЗн-ноізу религиозному своєобразшо. Имкшзапдя населения края, в той числа а башкир, косила довольно поверхностный характер, на что указывала еще исследователи прошлых столетий - И.Т.Георгя, И.й. Лепехин, П.М.Кудряшев, М.В.Юссаевонай, Р.Г.Игнатьев, В.А.Арнольдов я др. Унреллзшш. позиций ислама содействовала политика приспособления древних воззрений к мусулвманеяим дотай. В свею очередь языческие верования приобрела новуи окраску, при этом сохраняв свое преаяез содержание. Такай образом, яслам у башкир, как а у другая народоз мусульманского аира, нэ существовал э "частом" виде, а вобрал в себя иногив архаичные культы и представления.

Своеобразные пережитка древних религиозных верований башкир еще а сегодня продолжает существовать. Их относитеяънуп стойкость, проявляющуюся как в саюбнтшй, так а в опосредованной формах, задамо, мояяо объяснить способность» в консервации ралагиозних представлений вообце, в условиях сохранения патриархальных традиций

в общественной я семейной казни, в особенности. Их живучесть -с одной стороны, и то, что обычаи а обряды всё хе исзечаот и всё меньше сохраняются в памяти народной, требуют фиксации и систематизации фактического материала, определения генезиса элементов етого комплекса верований, для решения и дальнейших исследований общетеоретических проблем религиеведения.

Актуальность исследования определяется также и тем, что большинство аспектов данной проблемы практически до сих пор не били предметом специального исследования.

И, наконец, многие вопроси духовной и материальной культура могут бнть объяснены, будучи рассмотренными сквозь призму религиозного мировоззрения как исламского, так и доисламского периодов.- Ибо общеизвестно, что религия оказывает в определённой степени воздействие на внутреннюю консолидацию этноса, на межнациональные связи и щугие этнические и этносоциальные пронесен.

Цель и задачи исследования. Цель» даосерташи является: дать на основе максимального использования источников исторако-этно-графическое исследование доисламских верований я обрядов башкир.

Задачи исследования:

виявить и подробно описать дошедшие до нашего времени в быту, худохественно-^штературшх источниках доисламские верования я обряда;

установить вуте'м сравнительно-иоторичеокого анализа связь верований и обрядов, о традиционными формами в хозяйственной деятельности, бытового уклада и социальной организации; ;

проследить взаимосвязь языческих верований и обрядов с мусульманством, их эволюцию и трансформацию;

исходя из изложенного, по мере возможности попытаться -виявить ясторяхо-культурннв связи башкир о "ругимв народами, а такое некоторые общие закономерности в история верований а духов-

ной культури.

ДОетодр.г.згичвакой ос: овоД явилиоь теоретические положения исторического материализма, диалектический метол познания мира. Для реализация составленных в диссертации научных задач основополагающее значение имела также фундаментвльнае теоретические разработки отечественных я зарубежных учЭшяс-релягаеведов и этнографов (С.А.Токарев, С.П.Толстов, 1.П.Потапов, Г.П.Снесарев, Ц.Фрэзер а др.). В качестве ыетодов исследования в диссертации аопользуется аналитический, ретроспективный и сравнительно-исторический. Все эта метода применялись в сочетании и взаимном дополнении. Такой асторико-генетическай подход позволил реконструировать в основных чертах религиозно-мифологическую систему башкир. Сравнительное изучения оказалось плодотворным и в плане привлечения материалов разных этносов, отдалённых во многих отношениях (языковом, генетическом, территориальном, историческом и т.п.). Исходя из такого положения, в диссертации привлекается разнообразный.материал из религиозных представлений многих народов 'мара.- '; '-

'{Г Степень изученности. литература и источники,. Перше сведения о доаоламских верованиях содержатся в описаниях арабского путешественника Йбн-Фадлана (X в.). Он сообщает о существовании у ба-ппшр І2 "господов", которнм они поклонялись, фаллического культа и о почитании ими животных (А.П,Ковалевский, 1956). Эти сведения имеют исключительную ценность.'Они свидетельствуит о наличия у древних башкир сложной системы релагяозно-ыифологических предста-вл&шй.'Важные материалы этнографического порядка имеется в пуб-ликацияхучастгіякоі''знаменитых акадешческах экспедиций ХУШ я. И.ИїІепехина, И.Г.Георги, П.С.Балдаса. Авторы опасывант увиденные ими религиозные обряда, например, способы магического леченая я т*д. ..''"'

Многие ранние черты язычества сохранялась лишь в'памятниках устно-шэтйческого творчества, запись которые с последующей обработкой, переводом и публикацией началась о первой половяш ЛХ века.

Подробное язлоазше анимистических, космогонических, магических Ередставлеяай башкир содержит статья поэта-декабриста П.М. Кудряшева "Предрассудка и суеверия башкирцев", опубликованная в Т826 году в журнале "Отечественные задаем".

Отдельнае моменты о релитта башкир шактся у П.Е.Размахнана, В.СВматова, И.Казанцева, Н.А.Кршшанникова,, Б.Зорина, А.кяяжу-яова, В.Фалокенко.

О стариянах обычаях, обрядах, поверьях, бытовавших у "инородцев-магометан Оренбургского края", бал иапасаз ряд статей известными краеведами прошлого столетия Р.Г.И"НОТьевим а М.В.Лос-сиевскам.

Некоторые древние представленая башкир исследовалась в трудах В.М.Черевдаяского, Б.Г.Юлуева, Д.П.Накильокого.

Особая заслуга в изучении древних варований башкар принадлежит этнографу С.И.Руденко. Накопленные в дорэволвдиовжый период 8 основанные на личных наблюдениях материалы были опубликованы в монографии "Башкира", вышедшей в свет лишь в 1925 г. В двенаддатс главе "Верования и качатки знаний" была предпринята повитка изловить религаозно-мафологичесхую систему башкар.

Верования башкар в советское время были отчасти освещены в исследованиях этнографов и фольклористов - Н.В.Бикбулатова, А.Н. Кареэва, Р.Г.Кузеева, Н.А.Маягаова, М.М.Сагатова, Ф.А.Надршшой. Л.И.Нагаевой, Ф.Ф.Идамбетова, Р.З.Янг>4Ина. Интересный материал содержит используемая в настоящем исследовании рукопись А.Н.Ки-реева (КирэС Мэрген) "Bejtopr халЬвнын йода фольклора буйынса куззэге-узар" - "Еаблюдэния об обрядовом фольклоре башкир" (70 е.)

В трусах вышеназванных уч8явх был сделан серьезный'вклад в изучении доьауоульманских верований башкир, хотя в них а недостаточно раскрывается воя полнота вопроса, что вполне естественно, тан как ими не ставилась задача специального исследования данной проблема, а бралась в совокупности или же лишь отдельные а аспекты, что ограничивало анализ.

Баянов значение для исследования древних верований и обрядов имели труда отечественных и зарубежных учёных по проблемам религии и мифологии - С.А.Токарева, С.П.Толстова, С.М.Абрамзона, В.Н.Басаловз, А.М.Золотарева, ВЛ.Проппа, Г.П.Снесарева, З.П.Соколовой, ЛЛ.Потапова, И.С.Брагинского, С.С.Парсамова, В.Е.Владыкина, СП.Нестерова, А.М.Сагалаева, Д.фрэзара, А.Ияана,п.В.Д9ниаз-ва. при написания диссертации был привлечён целый ряд источников. К письменным источникам можно отнести в значительной мере все наиболее ранние публикации, касающиеся вопросов религии башкир (Ибн-фадлан, И.ИДешэхин, И.Г.Георга, П.С.Паллас, П.М.Кудря-шев, Н.Рычнов, Р.Г.Игнатьев, М.ВДоссиевский, Д.П.Никодьскиа.С.И. Рудвнко а др.), в которых зафиксированы уникальные полевые сведения и наблюдения, относящиеся к X, ХУ1, XIX, XX векам.

В своём исследовании автор использовал таюаэ в качестве ис
точников научные работы башкирских этнографов и археологов - Р.Г.
фзевва, Н.В.Вакбулатова, М.М.Сагитова, Н.А.Мажитова, М.В.Мурза-
булатова, Д.И.НагаезоЙ, ФД.Надршияой, содержащае богатый полевой
материал, накопленный во время многолетних этнографических экспе
диций.^; '-.;;' ' :.".'

В качестве источников бала использованы фольклорные (А.Г.Ввс-сонов "Башкирские народные сказки", 1941; научный свод "Башкирское народное творчество"); лингвистические (Башкирско-русский словарь, 1958; Древнетюркский словарь, 1963; Словарь топонимов Баш-карсхой АССР, 1980; Арабско-татарско-русскай словарь, 1963); ар—

ft-

хеологическае (публикации, научные монографии А.П.Смирнова, К.В. Сальникова, Н.А.Мажитова) данные.

Ваннейшне сведения по религиозным верованиям я обрядам содержатся- в фольклорном фонде кафедри фольклора и литературы Башкирского государственного университета (фонд 205). Он представляет собой унакальное собрание фольклорно-эгяографаческах материалов, накопленных в результате многолетних экспедиционных выездов студентов и сотрудников данной кафедра.

В фондах Научного архива УВД РАН хранятся рукописное наследие многих учнкх~фольклорастов, полевые материалы этнографических, фольклорных-экспедиций (фонд Ж 3).

Основной источнаковой базой для исследования религиозных верований и обрядов башкир стали собственные полевые материалы автора. Были выборочво обследованы башкиры юго-восточных, иго-западных, северных, северо-восточных, центральных районов Башкортостана, а такта Пермской области. Автор принимал участие в этнографической экспедиции 1990 г. по севернгч и северо-западным районам Башкортостана, а таете в Пермской области. .

Научная новизна диссертации состоит в том, что сна является первой попыткой всестороннего и систематического исторако-этно-графяческого исследования языческих верований и обрядов башкир. Впервые показаны истоки культа неживой природа, культов хивотаогс и растительного мира. Дано новое объяснение многим традиционным обрядам (карг ату й, какук сайе и др.), происхождению сложных образов демонологии (шурале, ларей, айэ-духов-хозяев.),Этот Maiepaaj подвергается анализу под углом зрения его этнографических, связей, параллелей и исторического развития.

Научно-пвактичеокая'значимость диссертации заключается В' том, что данный анализ язычески; веровавгЗ и обрядов может послу-жить материалом для дальнейших фундаментальных исследований, .овя

занных с историей религии я этнографией башкирского народа. Практическая ценность работы определяется также возможностью использования е материалов а выводов пра лекционных курсах, вря создании музейных экспозиция я в научно-просветительсюй деятельности.

Апробацид. Результати я вывода исследования докладывались на Ш региональной научной конференции молодых ученых, Свердловск, 1991; на Всесоюзной научной конференции молодых учёных, 0мск,1991; тюркологической научной конференция молода* учёных, Уфа, 1991; Всероссийской научной конференция, Саранск, 1992; международной конференции "Первые Валидовскне чтения", Уфа, 1992; научно-практической конференции, Пермь, 1993. ';.'-."'

Диссертация была обсуадена и рекомендована к защите на заседании отдела агиографии Института история, языка я литературы Уфимского научного центра Российской Академии наук.

Структура исследования,. Б соответствия с целью я задачами диосёртацая состоят из введения, трёх глав, заключения, литературы Я списка сокращений.V