Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Бачатские телеуты в XIX-начале XX в. : (Историко-этнограф. исслед. ) Функ, Дмитрий Анатольевич

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Функ, Дмитрий Анатольевич. Бачатские телеуты в XIX-начале XX в. : (Историко-этнограф. исслед. ) : автореферат дис. ... кандидата исторических наук : 07.00.07 / Ин-т этнологии и антропологии.- Ленинград, 1991.- 19 с.: ил. РГБ ОД, 9 91-6/469-8

Введение к работе

Объект исследования. Бачатские телеуты - небольшой тюркоязыч-ный народ, живущий в настояиее время в Беловском, Гурьегском и Новокузнецком районах Кемеровской области. Основная их часть сосредоточена в II населенных пунктах в сельской местности и составляет, по нашим подсчётам 1988 г., около І90С человек. Кроме того, телеуты'живут в городах Кемеровской области: Новокузнецке, Белово, Гурьевске и др. По итогем переписи 1989 г. (подсчеты Облстатуправленкя) всего телеутов в области насчитывалось 2594 чел. (Наитональный состав..., 1990, С.4). Более точных данных с современной численности бачатских телеутов нет, так как в последний раз как самостоятельная народность телеуты упоминались в статистических материалах лишь в 1827 г. (Список народностей..., 1827, С.27), а в паспортах большинство телеутов имеет запись в гра^Ге национальность - "татарин", "русский", "алтаец".

По существующей лингвистической классификации язык телеутов большинством языковедов считается одним из южных диалектов алтайского языка и относится вместе с киргизским языком л южными диалектами алтайского языка к киргизско-кыпчакской группе вос-точно-хуннской взтви тюркских языков (Баскаков, ЇУ8І, С.20). Вместе с тем в 1970~е гг. сформировалась новая точка зрения, основанная на существовании значительных отличий языка бачатских телеутов от алтайского о том, что "язык бачатских телеутов" "может рассматриваться как самостоятельный объект исследования без диалектной отнесенности к алтайскому языку" (Фисакова, 1979, С. 237).

Результаты антропологического обследования бачатских телзутов свидетельствуют о том, что эта группа "имеет смешанный европеоид-но-монголоидный облик и отличается от других тюркоязычных групп Алтае-Саянского чагорья более заметной долей европеоидного компонента", которую антропологи не склонны объяснять только "русской примесью" (Хить, Ким, 1983, С.186). Наибольшую близость в антропологическом плане бачатские телеуты обнаруживают, с куман-динцами и шорцами.

История изучения телеутов и, в частности, "выезжих белых кач-мыков" (телеутов. - Д.Ф.), положивших начало сложению самостоятельной бачатской группы телеутов, насчитывает почти три столетия. В ХУШ-ХІХ вв. значительный по объему исторический, этногрз-

- 4 -Зическиіі, фольклорный, лингвистический материал был собран Г.Ф. Миллером, И.Г.Гмелиным, С.П.Крашенинниковы,',, П.С.Далласом, И.П. Фальком, И.Г.Георги, Гр.Спасским, К.:,!.Дцринцевым, В.З.Радловым, З.Взрсицким, Г.Н.Потаниным. Начало следующего этапа изучения этнография телеутов совпадает по времени с установлением Советской власти в СССР и характеризуется зиги;:тел-ът;л увеличением количества специальных работ. Выделяются несколько направлений в этнографических исследованиях. Изучению этнического состава и происхождения телеутов большое вникание уделено в работах Л.П.Потапова (1952, 1965, I9S9, 1972), социальной организации и семейной обрядности - работах Л.П.Дыренковой (1926, 1936, 1937), А.Займовой (1926), Л.З.Каруковской (1927), а такке - 3.1."..То!паювой (1978), Н.А.Кучигаиевой (1981). Сзедения о мтеряальноі. культуре (килища, одежда, обувь, украыения, пика, посуда, плетение и тка-чєстео) содержатся в работах А.А.Лопоза (1955, 1961), Л.П.Пота-поЕа (1951, 1953), Г.К.Василевич (1%3), В.П.Дьяконсзой (IS88), Н.И.КлюевоЛ и Е.А.Михайловой (І9Е8). Проблемы телеутского эпоса затрагиваются в работах Л.П.Потапова (1948, 1949), С.С.Каташа (1957), С.С.Суразакова (1905). Исследование телеутских рисунков, скульптура, различных изображении ка плоскости, в том числе и на предметах культа было предпринято С.В.Ивановым (1954, 1955, 1979). Наибольшее количество публикаций было посвящено изучению телеутского шаманства (Анохин, 1929; ".алэз, 1929; Днренхова, 1927, 1923, 1930, 1949 ; Потапов, 1946, 1949, 1970, 1972, 1974, 1978, 1991). Ряд авторов рассматривает некоторые аспекты этнографических проблем современности (Батьянова, 1979, 1980, 1987; Корусекко, 1988; УсманоЕа, 1980; Кимеев, 1985). Особым направлением является изучение истории телеутов ХУП-ХУШ вв. (Долгах, I960; Уманский, 1970, 1930). Значительную часть среди работ, по-сзященнкх бачатским телеутам, составляют исследования лингвистов (Меркурьев, 1Э75; Ким, 1984; Оисакова, 1973, 1979; Язык бачатс-ких телеутов, 1976), антропологов (Ярхо, 1947; Ким, 1970, 1987; Хить, Ким, 1983), медиков (Еалахничева, Самойлов, 1989; Гребенева, 1989;'Мишина, 1989; Лузина и др., 1990; Макарова, Лотош, 1990).

Рассматривая в целом особенности этнографических и исторических работ XX в., касающихся тачеутов, следует подчеркнуть, что в первые десятилетие в работах этнографов - А.В Анохина, Н.П.Лы-

-5--ретасвой, Л.З.Каруновской, А.Г.Данилина,. Л.П.Потапова телеуты' по традиции, сложившейся в XTJi-XIX' вв., рассматривались как самостоятельная этническая общность без подчиненной отнесенности к какому-либо другому народу Саяно-Алтая.

С 50-х гг. Ал в. практически все публикации, так или иначе затрагивающие и телеутскке этнографические материалы, начинают сопровождаться обязательной фразой - "гелеуты - одна из этнических (или этнографических, или территориальных,, или отноязкковых.-Д.'.) групп юкнкх алтайцев".

Между тем некоторые работы по этнографии народов Сибири позволяют говорить о большей степени близости этнографии бачатских телеутов с кутландинскими,. северно-шорскими,, калмккскими, киргизскими, тувинскими, якутскими и даїе хантыйскими материалами по сравнению с аналогиями из области "токно-алтайской" этнографии. Кроме этого, недостаточно исследованными до сих пор оставались такіів важные разделы этнографии бачатских телеутов как этническая история ХІХ-нач.ХХ в., хозяйство, жилиша,. средства передвижения, игры и развлечения, фольклор и многие другие. Здесь же следует подчеркнуть, что в некоторых публикациях по этнографии телеутов отсутствует дифференцированный подход к дачным по различным группа'.* - бачатским и алтайским телеутам, чумышским теле-утам - ач-кыштымам и др.

Новизна. Есё вышеизложенное позволяет, по мнению автора, вновь вернуться к изучению бачатских телеутов в качестве самостоятельной этнической общности.

Цель и задачи исследования. В качестве цели работа было выбрано монографическое историко-этнографическое исследование ба-чатской, группы телеутов в XIX - нач.XX в.

Исходя-из цели работы, было сформулировано несколько основных задач-::

на- основе анализа максимально полного материала по расселению и численности, административному устройству, фамильно-родовому- и- этническому составу, характеристики рода как административной и традиционной общественной единицы проследить особенности процесса сложения группы бачатских телеутов в ХІХ-нач.ХХ в.',

охарактеризовать традиционные форлы и черты ховяйства и бита бачатских телеутов;

рассмотреть основные черты общественно-семойного быта и духовной культуры;

- попытаться при решении каждой из поставленных задач определить круг этко-историческпх аналогий, имея целью получить представление о культуре бачатских телеутов как о результате слоано-го взаимодействия народов и куль тар Кузнецкой котловины, Юкной Сибирл и - шире - Центральной (и Северной?) Азии.

Источннковая база. Основные виды использованных в работе источников условно мої;:но разделить на четыре вида*. Во-первых, это неизвестные или практически неиспользовавшиеся ранее архивные статистические материалы центрального Государственного Истерического Архива Ленинграда (С 1264; 0.1230), Государственного Архива Томской области (Ь.2; 0.3; Ф.234), Государственного Архива Кемеровской области (ОдФ-9; Р-7; P-I25), а такке копки похозяд-ственныл книг сельских и поселковых Советов народных депутатов за 1989 г. по населенным пунктам, в которых пронизали бачатские телеуты. Вс-вторых, неопубликованные полевые записи и наброски статей и материалов, хранящиеся в архиве Ленинградского филиала Института этнологии и антропологии АН СССР: .онды А.З.Анохина (), Н.П.дыренколой (0.3), А.Г.Ланилина (Ф.І5). 3-третьих, предметные и (їотоколлекции МАЭ имени Петра Великого, Кемеровского л Ковокузнецкого краеведческого музеев. В-четзертых, собственные полевые материалы - дневниковые записи, фотографии, слайды, магнитсфоннне записи, десятки фольклорных текстов на телеутском и шорском языках, собранные во вреьія экспедиционных поездок к бачатским телеутам и их ближайшим соседям - северным и Ю'кнык шорцам, кумандинцам, челканцам, телеутам-ач-кыштымам и потомкам тогулов, тюльберов и ячкнцев в IS8I-I985 и 1987-ГЭ91 гг.

Методология и методика исследования. Изложение материала, базируется на широко используемом в отечественной этнографии иого-рико-отнограическсм методе, хорошо зарекомендовавшем себя и развиты/л в исследованиях, посвященных комплексному описанию тюр-ко- и ыонголоязычных народов СССР.

Особое внимание было уделено исследованию заключительных этапов этнической истории бачатских телеутов и максимально точной фиксации родовой принадлежности всех наших информаторов. Такой

к0ни не включают археологические материалы, так как археология П тыс. н.э. Кузнецкой котловины до сих пор остается практически неисследованной.

- 7 -подход основан на важном методологическом положении, касашемся народов Саяно-Алтая, о "необходимости изучения этнического состава, происхождения и этнической истории ... по отдельним сео-кам-родам..." (Потапов, 1969, С.78-79).

Принципиально важным при подготовке раздела по хозяйству ба-чатских телеутов автор считал использование не только данных традиппоннрх для этнографии методов - опроса и наблюдения, но и материалов статистпко-эконог.кчеоких обследовании Х1а в. Анализ представленной е сравнительных таблицах иторкации позволил в значптел: но.; степени восстановить структуру и соотношение различных рчдоз хозяйственной деятельности в их динамике.

Научная л практическая значимость работы. Собранные автором материалы используются при написании разделов в готовящихся сводных трудах "Лсторпя Кузбасса" и ''Народы Советской страны", для консультаций советских работников Кемеровской области, подготовки для Верховных Советов СССР и POJCP, Госкомстата СССР научных обоснований необходимости всестороннего учета национальных интересов телеутского народа, для выработки рекомендаций по работе местных исполнительных органов и отделов ЗАГС. Результаты исследования так»;е могут быть использоезны при подготовке школьных учебных пособий по истории и культуре телеутсв, издании фольклорных материалов, чтении спецкурсов по этнографии народов Сибири в институтах и университетах, формировании фондов и создании музейных коллекций.

Апробация работы. Основные положения диссертации были изложены автором в опубликованных статьях, в докладах, кя научных конференциях Кемеровского (І98І-І984 гг.), Окского (1984, І99С, 1991 гг.), Ленинградского (1984, 1985, 1989, I9S0) университетов Работа обсуждалась на кафедре этнографии и антропологии Ленгос-университета и е секторе Сибири Ленинградского филиала Института этнологии и антропологии АН СССР.

Структура диссертации определяется целью и задачами исследования и состоит из введения, трех глав, заключения и приложений. В прито;кения включены карты, статистические материалы, своды тэ-леутских имён, терминов родства и свойства, материалы по народным знаниям, по играм и развлечениям, дольклорнне тексты, иллюстрации и т.п., всего более 90 наименований.