Введение к работе
Актуальность исследования
Буддизм, одна из'трех мировых религий, имеющих непреходящее значение в истории цивилизации. Буддийская духовная культура является неотъемлемой и важной частью культуры человечества. Исследование буддизма становится особенно актуальным в наше время, когда одной из основных тенденций мирового исторического процесса становится построение мирового сообщества на принципах взаимодополнения и взаимообогащепия различных культур, различных общественных и социальных традиций.
Амидаизм - одно из ведущих течений в буддизме, оказавшее большое воздействие на формирование культуры и социальной практики народов Дальнего Востока. Наибольвее распространение учение амидаизма получило в Японии. На протяжении всей истории страны амидаизм играл роль не только религии, но и идеологии различных социальных групп, от правящих классов до народных масс. За тысячелетнюю историю своего развития в Японии, оказав значительное влияние на формирование национальной эстетики, он стал органичным элементом национальной культуры. Амидаизм и в настоящее время является одним из самых масовых и влиятельных направлений в японском буддизме. Его исповедуют около 21 млн.человек. Из 47 тыс.буддийских храмов 30 тыс. являются амидаистскими .
Цель я задачи исследования. Основной целью работы является рассмотрение возникновения и развития амидаизма, исследование его исторической трансформации как отражения секуляризации
I. Сюкёнэнкан (Религиозный ежегодник ). Токио, 1978. С.100.
- 2 -. и упрощения японского буддизма в целом, а также изучение амида-, истской практики в повседневной жизни японцев.
Для достижения этой цели необходимо решить следующие конкретные задачи:
объяснить причины я показать условия возникновения и распространения амидаизма, рассматривая их как комплекс социально-исторических факторов;
раскрыть сущность религиозно-философского учения амидаизма в его сравнении с учениями других буддийских екол;
отразить общественную и социальную роль амидаизма в период его нанвысвего расцвета;
показать воздействие амидаизма на формирование японской национальной культуры;
рассмотреть амидаистский похоронный обряд .как важнейший и наиболее репрезентативный элемент амндаистской религиозной практики.
Теоретической и методологической основой диссертационной работы является труды основоположников марксизма-ленинизма, в которых на основе дналекткко-материалистического подхода сформирован конкретно-исторический метод религиоведческого исследо-
2 ваяия. Зародившись как "обожествление природы , любая религия
несёт в себе черты той среды, в которой она оформилась, равно как в черты обцества, в котором она функционирует. Являясь "об-щественным продуктом , религия в процессе развития приобретает возможность воздействовать на общество по многим параметрам, так как каждая религия представляет сложяо организованную
-
Маркс К., Энгельс ., Соч. 2-е изд., т.З.С.29.
-
Маркс К., Энгельс $., Соч. 2-е изд., т.7, С.361.
_ з -
структуру, функционирующую на нескольких взаимосвязанных уровнях: религиозном,- философском, политическом, этическом, эстетическом, психологическом, в исследовании в качестве методологического принципа применялся системно-структурный подход.
Научная новизна диссертации заключается в том, что в ней впервые рассматривается амидаиэм как в историческом, так и этнографическом аспектах. Работа является первой попыткой комплексного исследования функционирования культа будды Амитабхи в рамках традиционной японской культуры с момента его возникновения до настоящего времени.
Апробация результатов исследования
Диссертация в окончательном варианте обсуждалась на заседании сектора этнографии народов зарубежной Азии и Океании Института этнографии АН СССР. По теме диссертации опубликованы три работы и одна находится в печати. Отдельные положения диссертации нашли отражение в докладах автора на научно-практической конференции молодых ученых (Улан-Удэ, 1982 г.), Второй Всесоюзной школе молодых востоковедов (Тбилиси, 1982 г.), Третьей Всесоюзной школе молодых востоковедов (Звенигород,1984 г.).
Практическое значение . Результаты исследования позволяют заполнить существующий в отечественной ориенталистике пробел в изучении японского буддизма. Материалы, обобщенные и рассмотренные при раскрытии темы диссертационной работы, могут привлекаться при чтении спецкурсов по истории ре-_ лигии и культуры народов Востока. Основные выводы и положения диссертации могут быть также использованы в практической работе с делегациями буддистов, приезжающими в СССР.
Источники я литература
Источниками для написания диссертации в значительное мере послужили материалы бесед-интервью автора с японскими буддистами. Их полно разделять на две группы: I. Беседы с информаторами - служителями культа я учеными-буддологами. 2. Беседы с рядовыми верующими.
При рассмотревяя догматики как составной части амндаист-ского религиозного комплекса использовались амиданстский канон и комментария к нему в переводе яа английский Д.Судэукя, а также полное собраняе сочинений Сжнрава.
В ходе исследования автором диссертации был осуществлен перевод "Таявисё" - свода основных теоретических положений ами-давэма, который также вошел в круг основных источников.
При описания повседневной храмовой обрядности, похоронных и поминальных церемоний автор привлекал материалы собственных полевых исследований в Японии в 1989 г. При изучении современной амидаястской теория я практики использовались "Настольная книга для последователей Сян-св", написанная С.Ханаяма н "Буддийская библия", выпученная Буддийским центром в Токио.
Буддизм привлекает внимание многочисленных исследователей во всем мире. Только в Япония, где он особенно популярен, ежегодно публикуется тысячи буддологических исследований. Знакомство с доступной религиоведческой литературой показало, что амидаизм не наяел в ней должного освежения. Нет специальной, обобщающей литературы, рассматривающей амждаязм как многокомпонентный религиозный комплекс. Имеющиеся работы больней частью носят фрагментарный, описательный характер я отражают частные стороны явления. Для большинства исследований, напи-
- 5 -.-
;анных буддийскими монахами и учеными-буддистами, характерны шологетический подход, отсутствие историзма и системности, ч^о значительно снижает научную ценность этих работ, содержащих, сак правило, больиой фактологический материал. Следует отметить, 1то для этих авторов, написание буддологических работ имеет не только научно, но и сакральное значение. " " ,
История возникновения культа Будды Амитабхи и его развития э Китае рассматривается в работах Л.Э.Мялля, В.И.Корнева, Е.Б. Іоршневой, Л.С.Васильева, К.Ченя, Д.Камстра, Д.Цукамото, Р.Цюр-кера, Д.Овермайера, Д.Эдкинса, Д.П.Кинаяа, К.К.Танаки.
Становление амидаизма в Японии нашло отражение в исследованиях И.Хори, Х.Накамура, Д.Судэуки, Д.Китагава, С.Хаясида, З.Ханаяма, ВЛэрухиро, С.Ватанабэ, Ю.Кисии, С.Цубои, С.Мурака-ми, С.Мурасаки, Х.Нома, Я.Элиота и других авторов. В их трудах также исследуется деятельность Хонэна и Синрана, основополокни-ков первых амидаистскмх школ в Японии. Основные положения амида-истской теории нашли отражение в семитомном собрании сочинений Синрана, опубликованном Международным центром Хонгандзи..
Отдельные аспекты учения амидаизма рассматривались в работе О.О.Розенберга, Я.Б.Радуль-Затуловекого. Синто-буддийский синкретизм нашел отражение в работах Г.Б.Светлова и А.Н.Мещерякова. История амидаизма как сложной системы доктрин, обрядов и культов исследовалась в соответствующем разделе монографии С.А. Арутюнова и Г.Е.Светлова. Начальный этап развития амидаизма, как и японского буддизма в целом, комплексно рассматривается в монографии В.Н.Игнатовича.
Основой изучения амидаизма в культурологическом аспекте явились труды Н.И.Конрада, Л.Д.Гришелёвой, Т.П.Григорьевой.
Фактологический материал по этому вопросу был подчерпнут в работах Г.Сансома, Т.Вукуяма, А.Масахару, Н.Цуда, Н.А.Виноградовой, Н.С.Николаевой и др. При изучении специфики похоронно-поминального обрядового комплекса использовалась религиозная и информационно-справочная литература.
В результате в настоящее время стало возможным, обобщив -все имеющиеся данные, провести комплексное исследование амида-изма в историко-этнографическом плане, что позволит выявить черты японского буддизма в целом.
Структура работы
Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения,
списка использованной литературы и источников и списка информа
торов.' '.''.-''';.."'..' ' ';"'-