Введение к работе
Актуальность исследования. В современной этнографической литературе изучение вопросов, связанных с проблемой взаимосвязи кочевого и оседлого обществ остается актуальным. В этой связи представляется важным изучение института зламана (набега) у туркмен. До настоящего времени эта проблема не получила заслуживающего внимания со стороны специалистов. Парадокс заключается в том, что при постоянном упоминании данного явления в литературе, исследователи как правило ограничиваются общей, поверхностной характеристикой, рассмотрением главным образом в контексте традиционного военного искусства туркмен. Изучение аламана в отрыве от его социальных корней и конкретной исторической обстановки, на фоне которой он функционировал, неминуемо приводит к оттеснению института набега на дальнюю переферию общественной жизни туркменского народа. В сфере социально-экономических отношений местного общества аламан в лучшем случае соотносят с проблемами эксплуатации внутри общины (несправедливый раздел добычи между предводителем и его соратниками) и внешней эксплуатацией. Между тем уже то обстоятельство, что набег, один из древнейших институтов человеческого общества просуществовал у туркмен вплоть до первой четверти XX века, позволяет выдвинуть его углубленное изучение на передний план." Представляется актуальным рассмотрение аламана в общем Контексте проблемы социально-экономических проблем, связанных с общественной жизнью туркменских племен в период сер. XIX -первой четверти XX века, что предполагает появление нового ракурса в подходе к изучению тех процессов, которые уже были в центре внимания исследований.
Степень изученности темы. Институт аламана у туркмен еще не был объектом специального истори-ко-этнографического исследования. Знакомство широкой научной общественности с туркменским аламаном относится с концу XIX века , когда с момента включения Туркмении в состав России появляются многочисленные путевые ваметки и докладные записки военных и чиновников, в которых, как правило, дается описание
- 4 - .
набега туркмен на сопредельные территории. К числу авторов. этого времени, оставивших наиболее интересный материал об аламане, можно отнести К. Воде,- И.Ф. Еларамберга, А. Вамбери, Н. И. Гродекова и др. К концу XIX - началу XX века сведения об аламанах продолжает пополняться. Большой интерес представляет сообщения Йомудского Карашхан оглы - представителя местной среды и большого знатока быта туркмен. Значительный вклад в дело накопления фактического материала об аламане внесли А. Ломакин, IL М. Лессар. Обращался к этой теме и А. Н. Самойло-вич. Процесс накопления материала сопровождался его первоначальны).: осмыслением: появились различные точки зрения относительно побудительных причин, роли оседлого и кочевого населения в организации набегов и пр. Тем не менее первой научной публикацией, предметом изучения которой стал аламан, явилась статья Г. И. Карпова "Аламаны". Главную заслугу автора составляет обобщение накопленного ранее материала, выделение отдельных периодов в проведении набегов, когда происходила их переориентация, связанная с борьбой шиитского духовенства Ирана и суннитов Бухары и Хорезма. Описанию аламана отведено значительное место в диссертации А. С, Морозовой "Рабство у туркмен и узбеков Хивинского ханства в XIX веке". Автор отмечает, что аламан был притягателен практически для всех слоев туркменского общества.
Если в подавляющем большинстве работ, вышедших до 1917 года, преобладала точка зрения об аламане как основном виде деятельности всего взрослого мужского населения, то в работах советских этнографов возобладал диаметрально противоположный взгляд. Так, А. А. Росляков определял число лиц, заинтересованных в проведении набега, узким кругом наиболее приближенных ко двору хивинского хана военных вождей сердаров, опиравшихся на отряды нукеров. Имело место полное замалчивание аламана как явления ( см. напр." Очерки из истории туркменского народа и Туркменистана в VIII - XIX вв.") Из современных работ следует выделить исследование 1йЭ. Брегеля "Хорезмские туркмены в XIX в." и статью О. М. Гвилавы "Аламаны". В первой аламан рассматривается как один из инструментов эксплуатации родовой верхушкой рядовых общинников, во второй - предпринят критический историографический обзор данной проблематики и сделан вывод о том, что при характеристике аламана необходимо учиты-^
- 5 -вать конкретные исторические условия, в зависимости от которых набег являлся или грабежом или формой освободительной еойны. В целом , тема связанная с изучением аламана у туркмен до сих пор оставалась вне всестороннего научного анализа и не нашла адекватного отражения в литературе.
Цель и за. дачи.исследования. Основная цель работы - дать возможно более полную характеристику аламана и социально-экономических процессов, протекавших в туркменском обществе середины XIX - первой четверти XX в., которые были непосредственно связаны с набегом, а также выявить конкретную социальную базу, на основе которой функционировал данный институт. В этой связи ставятся следующие задачи:
определение места, аламана в системе экономических отношений туркмен.
определение влияния, практики набега на процессы вторичной номадиэации и седентаризации у туркменских племен.
выявление движущих сил одного из значительных исторических процессов - процесса заселения оазисов.
определение места аламана в обычно-правовых нормах и ряде общественных институтов.
характеристика особенностей туркменской модели военного искусства кочевнико".
Рамки исследования. Хронологические рамки исследования охватывают период с середины XIX - до первой четверти XX в. Именно этот период освешен в литературе наиболее полно.
Источниковедческая база рабо-т ы. Основным источником для написания работы стад полевой материал автора, собранный им в ходе экспедиционных сезонов 1982 - 1989 гг. Экспедиционные исследования проводились среди туркмен йомутов, теке, сарыков, эрсары, емрели. Наиболее полно материал представлен по йомутам ( Куня-Ургенчский, Тах-тинский, Гасан-Кулийский, Кизил-Арватский и Казанджикский районы Туркмении). Второй по значимости блок составляют архивные материалы, хранящиеся в Центральном Государственном Туркменском архиве. Центральном Воєнно-Историческом архиве, и Центральной научной библиотеке Туркмении. В последней нахо-
- 6 - *""'. дятся прежде всего рукописи Г. И, Карпова, представляющие в своем большинстве его полевой этнографический материал , а также сообщения многочисленных корреспондентов исследователя на местах. В третью группу входят сведения различных публикаций, в том числе газетные статьи, опубликованные в Ашхабаде до 1917 года. Использованы также при написании работы фольклорные источники, среди которых особо следует выделить туркменский героический эпос "Гер-оглы", представляющий прекрасный материал на интересующую нас тему.
Методологическая основа исследования. В основу исследования положен принцип историзма,, т.е. изучение института аламана представлено, как взаимодействие развивающихся явлений общественной жизни туркмен, порожденных конкретными историческими условиями. При написании диссертации автор обращался к работам, посвященным разработке различных аспектов кочевничества, в том числе работам современных ученых: Вайнштейна С. И., Нданко Т. А. , Калиновской К. П., Коновалова А. В. , Курылева В. П. , Маркова Г. Е., Потапова Л. П., Савинова Д. Г., Симакова Г. Е , Толстого С. П. и др.
Научная новизна диссертации заключается в том, что впервые предпринята попытка обобщенной характерний-' ки института набега как важнейшего института общественной организации туркмен, дающего ключ к пониманию важнейших социально-экономических процессов протекавших на территории Туркмении в середине XIX - первой четверти XX века. В диссертации широко использован новый архивный и собранный автором полевой материал.
Практическая значимость. Материалы и выводы, сделанные в работе, могут быть использованы для понимания сложных социальных процессов, которые протекают в современном туркменском обществе. В частности тема исследования непосредственно связана с традиционной политической культурой, в русле которой проходит развитие современной национальной туркменской государственности, материалы диссертации могут Сыть также испольвованы для ознакомления в системе среднего и высшего образования с историей и этнографией туркмен.
Структура диссертации. Работа состоит
из введения, четырех глав, заключения и списка использованной
литературы. . ,