Введение к работе
В числе основных проблей отечественной этнографии наиболее зкуссионной является проблема этногенеза айнов - аборигенов Япон их островов. Многие стороны традиционной айнской культури, выэы-щие повшенный интерес ученых, такие остались не изученными в пей литература. В этой связи объектом исследования настоящей ра-ты является айнская общность в историко-отнографнческой перспек-B8, предмет - проблемы формирования этноса, общие и локальные ставляощие этнической культуры айнов в пределах Дальнего Востока. онологические райки охватывают время, начиная по становления овнеайнской культуры дзёмон до сегодняшних дней. Исследование ковано на письменных и полевых источниках. Последние были со- л-во время палеоэтнографических и палеоантропологичоских работ на рнльских островах (1979, 1985, 1987 гг.), в айнских поселках на Хоккайдо (19Э7 г.) и при опросе айнских информаторов в Токио 988г.).
Задачи и цели диссертации. На основании анализа новейших дан-х этнографии, антропологии, археологии и исторической лннгвисти-по возможности продвинуть по пути разрешения проблему этногона-. айнов - одну из сложнейших проблем современной атнографической уки; показать уникальность расового типа айнов, сформировавшего-' в условиях относительной изоляции на островах; раскрыть многие 'ita еще не ясныз страницы этнической истории и проследить связи (некого втноса с коренными кителями Дальнего Востока. Далее, пуна выявления, систематизации и подробного описания основных эле-інтов традиционной культуры, а также обобщения большого числа 'блнкацнй отечественных и зарубежных авторов и полевых материалов іть разизрггут;^ этнокультурнуо характеристику айнской общности в іЛ8м \: оао'у.г-:<ос1йй хозяйства, ооцианъиой организации, традиции
є обтгп'. материальной и духовной сферы ее основных локальных
групп.
Актуальноеь работы» В числе рассматриваемых в диссертаци вопрос № проблема происхождения айнов является одной из самых туальннх проблем нз только совремонного айиоведения, ио и зтно фай тюобчкз. С одной стороны, рассмотрение этногенетичвских асп топ позволяет раскрыть закономерности формирования рас в Восто Азии, и частности айнской. Научение современных материалов, ев ннх с айнской проблемой, выводит ее на новый качественный уров научных знаний, позволяет переосмыслить многие укоренившиеся, poi: ошибочные выводы. С другой стороны, разрешение проблемы эт гоне.за айнов, выявление расових корней народа, так ке как и ан истории, всестороннее и объективное ее отражение, несомненно, доставляет интерес и для самого айнского этноса.
Настоящее исследование, кроме специалистов-этнографов, га значение для айиоведения но только в историческом плане. Оно с иорится актуальным на фоне стремления аборигенов в сохранения ментов традиционной самобытной айнской культуры и языка.
Научная новизна. За последние 30 лет лігаь второй раз (пос этнографической поездки в Япония» С.Л.Арутюнова) полевой матері по традиционной культуро айнов, собранный в местах их совремеь расселения, соотносится с письменными истопниками и архивными тлит. Подобное монографическое иеторико-этнографнческов иссле; пив айнского этноса во времени (начиная с древности и до соврг мости) и пространство (описание всех основных локальных групп ской общности), раскрывающее закономерности развития относа, с сыващее специфику его неповторимой культуры, осуществляется I вкэ. йто и составляет его научлуэ новизну.
Особо здесь следует отметить, что в противоположность прекним положениям о юшой прародине айнов, в диссертации выдвигается и аргументируется тезис об их автохтонном, восточно-азиатском проис-хоздении.
В этногенетяческом плане в работе отдельно было уделено внимание вопросам этнической истории айнов, в частности взаимоотношения предков айнов и носителей охотской культуры. В данной связи для этнической истории айнов главной била проблема расовой и этнической принадлежности охотцев. Источники и полевые материалы свидетельствуют о довольно сложной ситуации, которая, тем не менее, позволяет население охотской культуры, во всяком случае на ее поздней ступени, соотносить с тунгусо-маньчжурами Амура.
Впервые в отечественной отнограі^ии в работе рассматривается система терминов.родства и свойства айнов - весьма важная тема для понимания многих вопросов общественного развития этноса, суммируется данные по социальной организации.
С целы) дать целостное представление о традиционном хозяйства а материальной культуре айнов, обобщены многочисленные, разнородные материалы из научной литературы и полевые данные автора.
Новый является также комплексное, подробное и систематизированное описание айнских религиозных воззрений - верований, культов и обрядов, айнского паманства, что ранее на было предметом освещения в .отечественной литературе.
Кроме того, в работе представлены данные,всесторонне отража-ощиз современное состояние айнской общности, тенденции сохранения этнических традиций и ее развития в наши дни.
Теоретической и методологической основой работы является ис-торико-типалогичвекий метод, разработанный в трудах отечественных этнографов, антропологов, лингвистов и археологов, гд«* дшш разработки зтногенетичвекого характера, освещены аспекты, связанлие о
традиционной социальной организацией у народов Восточной Азии и Тихоокеанского бассейна, рассматриваются вопросы общой теории становлении обцсственно-эконошческих форкаций и возникновения религиозных воззрении*
Эмпирической б&яой исследования, наряду с полевыми записями автора, осковьшающишся на личных наблюдениях и сообщениях инфор-даторов-а1;нов, послужили многочисленные и разнообразные по характеру материалы: сочинения китайских и японских хронистов, заметки западноевропейских миссионеров, торговцев и путсаественников, отчеты русских первопроходцев, казаков, чиновников и публикации отечественных ь зарубежных исследователей, в том числе ученых-айнов.
При работе над диссертацией широко привлекались архивные материалы Н.В.Кюнера, М.Г.Левина, Е.Т.Дубровиной, использовались кол лекции (в основном сборы В.О.Пилсудского) и ішшстративнке материалы (П.И.Супруненко и В.О.Пилсудского) из фондов Нузоя антропологии к этнография им. ііетра Великого.
liay-nia;: и практическая значимость раба?» заклачастся а тем, что она вводит в научный оборот новые данные По истории айнов и Дальневосточного региона, дает достаточно полную характеристику традиционной культуры айнской общности. Обобщенный в диссертации (тактический материал и выводи теоретического характера ішно использовать при дальнейших разработках проблем этногенеза, этнической истории к агиографии не только применительно к айнам, но и к народам Восточной Азии и севера Тихоокеанского бассейна. Результат тн исследс=вашш могут быть полезны для'представителей айнского относа в дале изучения истории народа исохриишин традиционной куль
Турн, В Общественной 5ЫЗИИ.
Ред положений диссертации бил включен в локупонный курс по
:.-.'A^AtJ.hiiUh и'ШОірсЦіііі» ПрОЧиТ&ННЫн КЙ. КідціДрО О'ігі'ОГрйіиШ И аїії—
роподогии исторического факультета С.-Петербургского университета.
В ходе исследований на Курильских островах и севере Японии собраны и аннотированы' коллекции по палеоантропологии, палеоэтно-графии и традиционной культуре айнов Японии для Музея антропологии и этнографии. ;
Апробация работы. По теме диссертации в отечественной и зарубежной печати опубликовано 30 рсбот общим объемом около 40 а.л., в том числе монография "Духи, оборотни, демоны и божества айнов (религиозные воззрения в традиционном айнском обществе)", М., 1988. В настоящее время в производстве находится также тематический сборник "Айнская проблема. Вопросы этногенеза и этнической истории айнов" (Главная редакция восточной литературы изд-ва "Наука", 22 а.л.'1 автором двух статей и ответственным редактором которого является диссертант.
Кроме того, основные положения диссертационной работы были изложены в докладах на Международной конференции "Соотнопение древних культур Сибири с культурами сопредельных территорий" (Новосибирск, 1975), Международном конгрессе антропологических и этнографических наук (Загреб, 1988), Международной конференции "Лингвистическая реконструкция и древнейтая история Востока" (Москва, 1989), 6-ой Международной конференции по охотничьим и собирательским обществам (Фэрбенкс, 1990), Международном симпозиуме по теоретическим проблемам языков Азии и Африки (Либлице, 1990), Международной конференции по религии и экологии в Северной Евразии и Северной Америке (Саппоро, 1991), Всесоюзной конференции "Ареаль-ныз исследования в языкознании и этнографии" (Уфа, 1935), 3-ей Всесоэзной конференції;! востоковедов (Москва, I93S), Всесоюзной пколе-семинаре по семиотике культуры (Архангельск, 1989), Всссойз-них сессиях по итогам полевых этнографических и антропологических исследований (Чзрновцы, 1934; Йолкар-Ола, I93G; (>,<< уии, 1983),
годичных сессиях Института этнографии (1985-1987) и ряде других 'Конвенций, а также по ленинградскому телевидению (IS66).
Структура диссертации. Работа состоит из введения, двух частей, первая из них подразделяется на две главы, вторая - на три (каждая из глав, в своп очередь, делится на разделы), заключения, примечаний к главам, списка использованной литературы - 750 названий работ (включая архивные материалы) отечественных и зарубежных авторов, списка сокращений и приложений, состоящих из 2-х таблиц и 4-х схем.
Структура работы отвечает логической последовательности изложения материала. Во введении сфордолированы основные принципы исследования, даны общие сведения об айнском относе и краткий обзор, показывающий современное состояние проблей айнской этнографии и истории изучения айнов.
Первая часть является теоретической и почти полностью посвящена историческим вопросам - проблеме происхоздения айнов, их эт-ничэскс'. истории. В завершающей разделе второй главы говорится о corременной состоянии айнской общности.
Во второй части работы дается характеристика айнской социальной организации, родственных отношений и анализ системы терминов родства и свойства.' Вторая и третья главы посвящены традициям в области хозяйства, материальной культуры и религиозной кизни.
В заплачений намечаются перспективы дальнейшего изучения общности. В приложении содераатся таблицы и схемы, илластрирувщие отдельные аспекты из глав, посвященных социальной организации и религиозный воззрениям.