Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Адыгская цивилизация Бакиев, Амур Шодиевич

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Бакиев, Амур Шодиевич. Адыгская цивилизация : автореферат дис. ... кандидата исторических наук : 07.00.07.- Нальчик, 1998.- 19 с.: ил.

Введение к работе

Актуальность темы. Развитие общественных наук в последней четвер-и XX столетия выявило, что при исследовании всемирно-исторического гроцесса оперирование одной только категорией "общественно-кономическая формация" недостаточно. Господствовавшие в советской юторической науке монолинейные представления о формах и содержании :семирно-исторического процесса, при их кажущейся универсальности, не югут объяснить все его многообразие.

Стремление к обобщенному взгляду на историю нашло свое выраже-ше в цивилизационном подходе. Предмет его внимания - не одна какая-то торона человеческого бытия, а совокупность всех форм жизнедеятельности :ого или иного общества: материальных, идейных, культурных, религиоз-шх, нравственных и т.д. в их единстве и неразрывности, в историческом іазвитіш и преемственности.

Многогранность и полицептричность всемирно-исторического провеса нашли признание в науке и подвішули ряд ученых к мысли, что реше-гае проблем всемирности возможно только с помощью сравнительного изу-гения щшилизащпї. Цітилизационньш подход, не отрицая исследователь-ких возможностей категории "общественно-экономической формация, по-воляет существенно дополнить и обогатить ее. Категория "общественно-кономическая формащія" содержит в себе логическую последовательность тупеней развития общества, различных фаз естественноисторического провеса. Цішилнзащія же - это конкретно-историческое, ішдивидуализирован-юе общество, в котором находят отражение общие и особенные закономер-юсти исторического процесса, "формационные признаки", преломленные герез его индивидуальные неповторимые черты.

Категория "цивилизаїція" позволяет глубже выявить увиденную ныне і новом свете предметную область истории, в центре которой находится "не їезликий" процесс, а вершивший его общественный шодшид. "Цивилизация характеризуется прежде всего не тем, что осознанно преследуется "массовым [еловеком" и что находится в фокусе насущной повседневности, а тем, что >стается им как бы незамеченным, но что составляет для ее носителя уже «начальную данность как унаследованное, нормативное начало жизни в ;емье, обществе в целом.1

Иначе говоря, "цивилизация - это совокупность материальных, поли-лгаеских и духовно-нравственных средств, которыми данное сообщество подей вооружает каждое поколение его членов, вступающих в состояние ізрослости, «дееспособности», полноправия».2

Следовательно, неповторимую іщщшидуальность каждой цивилиза-цш нужно искать прежде всего в стилевых особенностях труда и мышления :е носителей, восприятия окружающей их действительности, способах ее

Барг М. Категория "цивилизация как метод сравнительно-исторического исследо-іания (человеческое измерение)//История CCCP,1991.N5.C72. Там же.

выражения и изображешш, в ценностных приоритетах, в этике слова и соци альной практики.1

На наш взгляд, в науке давно пришло время применить цивилизаци оиный подход в отечественном кавказо и адыговедешш.

Диссертация посвящена изучению этнографии и истории адыгов чере призму цивилизационного подхода, а также формированию понятииног аппарата парадигмы "адыгская цивилизация".

Степень изученности проблемы. С конца XIX и на протяжении всег XX века ряд ученых: Н.Данилевский, Н.Бердяев, О.Шпенглер, Л.Феві М.Блок, А. Тойнби, Ф. Бродель, П. Сорокин, В. Кробер, Г. Нортроп, у нас стране Э. Маркарян, В. Уколова, М. Барг в своих трудах разрабатывал понятийное содержание категории "цивилизация".

Н. Данилевский сформулировал теорию общей типологии культур ил цивилизаций, провозгласив тождество этих понятий. Согласно его вывода*, не существует всемирной истории, а есть лишь история данных конкретны цивилизаций, или культурно-исторических типов, имеющих индивидуат ный замкнутый характер.2

В первой трети XX века, касаясь этого же вопроса, О. Шпенглер ш сал: "... существует лишь "феномен" множества мощных культур, с первс бытной силой вырастающих из недр своей страны, к которой они строг привязаны на всем протяжении своего существования, и каждая из них нал* гает на свой материал - человечество - свою собственную форму, у каждог своя собственная идея, собственные страсти, собственная жизнь, желания чувствования и, наконец, собственная смерть".3

Важное место в исследовании категории "цивилизация" принадлежи французскому историку Фернану Броделю. Цивилизации для Броделя - эт конкретно- историческое понятие, место поселения человеческого сообщес: ва, в пределах которого располагаются самые различные элементы культ; ры. Здесь можно встретить разные диалекты или группы диалектов, хараї терные особенности в технике, свои религиозные и этические верования.

Давая определение цивилизации, Бродель обращает внимание на < пространственные и временные характеристики, на принадлежность опреді ленной культурной зоны к географической территории и неизменяемость в времени. Существенным моментом для цивилизаций Бродель считает и способность к заимствованиям или отказам от таких заимствований.4

Н.Данилевский насчитал 12 цивилизации или культурні исторических типа. Список цивилизаций Н. Данилевского ничего не гов< рит о великих культурах Сиама (Таиланд) и Камбоджи. Отсутствуют в не цивилизации лесных и степных районов Северной Америки, цивилизаци чибча-муисков и племен Амазонии в Южной Америке, Австралии и Окєі ний, Центральной и Южной Африки, Евразийского и Американского Сев'

1 Там же.

2 Данилевский Н~Я. Россия и Европа. М.,1991.С85.

3 Шпенглер О. Закат Европы. Новосибирск, 1993.С.45.

4 См. Гуревич АЯ. Исторический синтез и Школа «Анналов».М, 1993.

а. И это не умолчание и не ошибка. Перечень А.Тойнби насчитывает уже 3 основных и 24 цивилизации-спутника. Наука не стоит на месте. Откры-ия начала XX века, исследования и разработки второй его половины ста-ювятся всего лишь частью университетских курсов конца столетия. Благо-;аря работам ученых полицентричность и многовариантность историческо-о процесса уже не вызывает научной полемики. Из трудов НДанилевского [ В.Вернадского вкупе с личной "практикой" полевика-исследователя роди-ась теория этногенеза Л. Гумилева с ее суперэтносами, пассионарностью и омплиментарностью.1

Некоторые моменты цивилизационных особенностей адыгского зем-еделия и скотоводства нашли отражешіе в монографии А.Х.Бижева "Адыги "еверо-Западного Кавказа и кризис Восточного вопроса в конце 20-х начале 0-х гг. XIX века".2 Однако следует отметить, что в силу новизны постанов-и проблемы специальных монографий или трудов, посвященных цивили-ационному подходу применительно к адыгам в отечественной и зарубежной іауке нет.

Цель и задачи исследования. Настоящая диссертация ставит своей це-ыо обоснование права на существование в науке понятия "адыгская циви-изация". Настало время предложить исследователям, помимо господство-авших в советской исторической науке ушіфицированньїх схем, взглянуть іа историю и этнографию адыгов (современных кабардинцев, черкесов, дыгейцев и шапсугов) с позиций сравнительного изучения цивилизаций. В іамках признания многовариантности и полицентричности всемирно-історического процесса.

Научная новизна исследования определяется тем, что цивилизацион-оый подход применительно к истории адыгов не стал еще предметом специ-льного изучения в отечественной этнографии и историографии. Данная іабота представляет собой первую попытку взгляда на историю и этногра-)ию адыгов через призму щшилизащюнного подхода и формирования его юнятшшого аппарата.

Хронологические рамки диссертации. Работа охватывает обширный іериод формирования и становления адыгской щгоилизащш с X в. до н.э. [о вторую половину XIX века (до окончания Кавказской войны в 864г.)Отдельно в исследовании выделен как PRE HISTORY "доисторический") т.н."хатто-каскскігіі" период, охватывающий V-I тысдо [,э. Таким образом, временной срез, в рамках которого проводится исследо-ание, является периодом генезиса, развития и окончательного оформлення дыгскоп цивилизации на Северном Кавказе.

Методологической основой исследования послужил компаративный [одход в рамках этнологического релятивистского представления о цивили-ациях, а также дуальный принцип фавнительно-исторического исследова-ия и историко-философского физиогномического "созерцания".

См. Гумилев Л.Н. Этносфера.История людей и история природы.М.,1993.

См. Бижев А.Х. Адыги Северо-Западного Кавказа и кризис восточного вопроса в

онце 20-х -начале 30-х гг.ХК века. Майкоп, 1994.

Первая составляющая подразумевает путем сопоставления фактот почерпнутых из источников и работ этнографов и исследователей, выявит наиболее типичные цивилизационные признаки и отличительные черты клю чевых сторон жизнедеятельности носителей адыгской цивилизации.

Вторая - представляет собой элемент одухотворения. Созерцание при звано включать "отдельное в живое, внутренне прочувствованное целое"1

Цивилизация не есть отвлеченная механическая схема. Она представ ляет собой живой социальный организм со всеми присущими ему особеннс стями. И потому - она объект исторической физиогномики.

Практическая ценность исследования состоит в том, оно является на учным изысканием, смело и новаторски решающим проблемы традиционно го адыгского общества. Работа является значительным подспорьем для пре подавателей вузов и школ при чтении ими курсов истории народов Северне го Кавказа или истории цивилизаций. Выводы, вытекающие из работы мс гут быть использованы при написании фундаментального труда по истори и этнографии адыгов.

Источниковая база. Источниковой базой диссертации послужил поле вой материал и многочисленные эпические произведения адыгов, а такж свидетельства авторов и путешественников, писавших об адыгах: античныз средневековых и Нового времени.'

Документальными источниками политических и хозяйственных связе адыгов с Россией и другими государствами послужили архивные данньк имеющиеся в сборниках: "Кабардино-Русские отношения" (М., 1957. Т.1 2."); "Сборник Русского исторического общества" (Спб., 1884. Т.41,95); Ли» ные документы и записи из "Архива Раевских" (Спб., 1909,1910гг. Т.2,3. Документы из работы Веселовского Н.И. "Памятники дипломатических торговых сношений Московской Руси с Персией" (Спб., 1890. Т.1.) и др.

Сведения по кузнечному ремеслу и поверьям, связанным с культо: молнии, по системе адыгских мер и исчислению времени, а также по пробш мам перехода с традиционных адыгских форм одежды на европейскуі были представлены автору диссертации жителем села Урожайне (Абейкуажэ) Терского района КБР Барагуновым Галимом Исовичем (189< 1986гг.) и жительницей село Урожайное Аслануковой Кутой Эдиговно (1910 года рождения).

Важное значение имеют такие источники, как "Нарты. Кабардински эпос", изданный в Москве в 1951 году, и "Кабардинский фольклор (Москва-Ленинград, 1936 г.). Обе книги содержат большое количество эш ческих сказаний кабардинцев, песен, пословиц и поговорок, представляв: щих собой большой познавательный материал по хозяйственной, пошгпгчі ской и культурной деятельности, а также этнопсихологии адыгов в ранш и поздние периоды их истории.

Большой интерес в плане продуктов "народного духа" представляє собой собрание пословиц и поговорок народов Кавказа "Мудрые слова1 составленные и подобранные А.П. Куцко.

1 Шпенглер О. Указ.соч. С.167. 4

В числе источников, составляющих краеугольный камень исследова-аія, следует назвать "Историю адыгейского народа" Ш.Б.Ногмова, 'составленную по преданиям кабардинцев". Для темы диссертации наибо-гее существенным моментом "Истории" является ее упор на сказания, леген-1 и песни народа.

Особого внимания заслуживает завершенный в 1836 году, но сравнительно недавно опубликованный труд Султан Хан-Гирея "Записки о Черке-ии". Он содержит богатейшую информацию по социально-экономической гсторіш адыгов. В контексте постановки темы диссертации книга Хан-"ирея интересна и ценностными ориентациями самого автора.

Следует указать также на сведения по социальному устройству адыг-кого общества, содержащиеся в труде В.Н. Кудашева "Исторические сведе-шя о кабардинском народе" (Нальчик, 1991 г.),

Незаменимым источником по выявлению цивилизационных черт PAX ^.DYGICA является многочисленный фактологический материал, содержащиеся в литературных трудах адыгских просветителей (уже упомянутого іами Султан Хан-Гирея и Адиль-Гирея Кешева (Каламбия)), изданные Сраснодарскпм книжным издательством в 1986 году. Тончайшие нюансы тилевых особенностей мышления писателей - этнических адыгов , их эмо-шональные установки делают имеющиеся в произведениях этих авторов ведеши подчас незаменимыми.

В основу исследования легли также многочисленные труды античных івторов: Страбона,Полнена,Плутарха,Псевдо-Аристотеля, Диодора Сици-пшского, Гая Плиния Секунда. Писателей и путешественников средневеко-!ья: Ал-Масуди, В. де Рубрука, Юлиана, Ибн-Кемаля, И. Барбаро, Дж. Ин-гериано. А также свидетельства авторов Нового времени как отечественных, :ак и зарубежных: И. Бларамберга, С. Броневского, Ф. Торнау, Н. Дуброви-іа, Э. Кемпфера, М.Пейсонеля, К. Главани, Д. Лонгворта, Дж. Белла и мно-их других.

Использование сведешгіі об адыгах в трудах вышеприведенных авто->ов облегчается тем, что в последнее время издано большое количество книг, іредставляющих собой и отдельные труды, и их комплексы, и подборки фрагментарных извлечений.

В числе таковых могут быть упомянуты "Новейшие географические и історические известия о Кавказе, собранные и пополненные Семеном Бро-іевским" (Репринтное издание, 1823 г.). "Воспоминания кавказского офице->а" Ф.Торнау, опубликованные в журнале "Адыги" в N1-5 за 1991-1992 гг. 'Кавказская рукопись" Иоганна Бларамберга (Ставрополь. 1992 г.), 'Черкесы (Адыге)" Н. Дубровина (Нальчик. 1991 г.), "Кавказские горцы" Я. Абрамова (Краснодар, 1927 г.).

Комплексные источники представлены такими изданиями, как 'Кавказ и Дон в произведениях античных авторов" (составители: З.Ф.Патраковаи В.В. Черноус. -Ростов-на-Дону. 1990 г.).

"Культура адыгов по свидетельствам европейских авторов" составитель Казанов Х.М. Нальчик. 1993 г.. Особого внимания заслужива-гг подборка трудов средневековых и поздних европейских авторов в сводной

книге "Адыги, балкарцы и карачаевцы в известиях европейских автора ХШ-ХІХвв." составитель: Гарданов В.К.(Нальчик.1974г.).

Большой познавательный материал содержит трехтомный "Сборни сведений о кавказских горцах", представляющий собой репринтное издани выпусков 1868,1869,1870 гг.

Немаловажное значение при акцентировании на историке философское физиогномическое созерцание играет представленный в дис сертации наглядно-ііллюстративньш материал: географический, антрополс пгаеский, лингвистический, фольклорный. Изданная в 1996 году "Истори адыгов в картах" (составитель: Э.Т. Кумыков)дает наглядное представленії о территории и расселении адыгов.

Историография проблемы. В исторической литературе вопросы цивк лизационного подхода применительно к исторіш адыгов не стали темо: специального исследования. Хотя собственно истории и этнографии адыго уделялось достаточно внимания.

В 1871г. Н.Я. Данилевский издал свой труд "Россия и Европа". В дав ной монографии была сформулирована теория "культурно-исторически типов", а ее автор признан основоположником получившей широкое при знание на Западе теории множественности независимых человеческих кулі

тур-Непреходящее значение имеет работа О. Шпенглера "Закат Европы' По существу она явилась логическим продолжением идей Н.Данилевскогс Именно труд О.Шпенглера послужил толчком в разработке теори "локальных цивилизаций" другого английского историка А.Тойнби. Ег работы "Постижение исторіш" и "Цивилизация перед судом истории" пс зводили ввести в научный оборот категорию "цивилизация" как мето сравнительно-исторического исследования, признающий многовариант ность и полицентричность всемирно-исторического процесса.1

Новым словом в науке стали работы Л.Н. Гумилева, которые содд жат ряд положений по генезису цивилизаций и причинам их угасания распада. В плане методологии незаменим труд Л.Гумилева" Этносфера. И< тория людей и история природы".(Москва1993 г)

Дальнейшее развитие цивилизащюнный подход получил в работа французского ученого Ф. Броделя. В его работе "Время мира" представлені характерные признаки цивилизации. Территория, ландшафт, временные пространственные характеристики, способность к заимствованиям и отка от таковых и т.д.

Важный вклад в теорию "цивилизаций" сделан советским учены М.Н. Баргом. Его работа "Категория "цивилизация" как метод сравнителі ного исторического исследования (Человеческое измерение)", опубликоваї ная в журнале "История СССР" за 1991 г. N5, придала парадигм "цивилизация" пршщишіально новое направление, введя в качестве одног из определяющих факторов цивилизации - человеческий.

1 См. Тойнби А. Постижение истории.М.,1991. 6

Большой познавательный материал содержится в книгах ).С.Маркаряна: "Очерки теории культуры" (Ереван, 1969г.) и "Вопросы истемного изучения общества"(М.,1972 г.).

)бшие закономерности, по которым происходит сложение и развитие этни-геских особенностей культуры, самосознания, языка самых различных древ-гах и современных народов, рассмотрены в работе С.А. Арутюнова Народы и культуры: развитие и взаимодействие" (М., 1989г.)

Некоторые моменты щівилизационньгх особенностей адыгского зем-седелия и скотоводства нашли отражение в монографии А.Х.Бижева "Адыги Северо-Западного Кавказа и кризис Восточного вопроса в конце 20-х начале Ю-хгг. XIX века" (Майкоп, 1994 г.)

Великолепно подобранные и систематизированные сведения по этни-іеской истории адыгов содержатся в монографиях А.В. Гадло "Этническая гстория Северного Кавказа. IV-X вв." /Л. 1979г./ и "Этническая история Северного Кавказа. Х-ХШ вв." /СПб. 1994г./

Большое количество сведений по культуре и быту восточных адыгов іторой половины XIX века содержит капитальный труд Г.Х.Мамбетова 'Материальная культура сельского населения Кабардино-Балкарии" Нальчик, 1971 г.) К ней примыкает монография В.П.Кобычева "Поселеній і жилища народов Северного Кавказа в ХІХ-ХХ вв." (М.,1982 г.), в которой (ан подробный анализ жилищ народов Северо-Кавказского региона со вре-іен дольменной культуры до установления Советской власти в первой чет-іерти XX века.

Крайне интересными представляются работы Т.Х.Кумыкова 'Вовлечение Северного Кавказа во всероссігііскіш рынок" (Нальчик, 1962 г.) і "Выселение адыгов в Турцию - последствие Кавказской войны" Нальчик, 1994 г.). В указанных монографиях содержится ценный фактоло-ический и цифровой материал по неуклонному росту местной восточно-їдьігской торговли во второй половине XIX столетия, а также катастрофи-[еские последствия для западных и восточных адыгов переселенческой поли-іпсн царизма на Северном Кавказе.

v Значительный интерес для нашего исследования представляет труд >.Н. Бгажнокова "Адыгский этикет". Содержащиеся в нем сведения позво-гяют предметно взглянуть на особенности этноэтикетного цивилизационно-о поведения адыгов.

Обширный конкретный материал представлен в работе Ї.Н.Студенецкой "Одежда народов Северного Кавказа XVIII-XX вв." Москва. 1989 г.). Незаменимые данные по хозяйству восточных адыгов іредставленьї также в монографии В.П. Пожидаева "Хозяйственный быт Сабарды" (Воронеж, 1925 г.)

Блестящая характеристика горского холодного и огнестрельного ору-кия дана в работе Г.Прозрителева "Кавказское оружие" (Труды Ставро-юльской ученой архивной комиссии, 1916 г.) К ней примыкают аналитиче-:кие работы по адыгской металлурпш, кузнечному ремеслу и оружейному іроизводству М.А.Меретукова "Кустарные промыслы и ремесла у адыгов" УЗ АНИИ. Выпуск 1У.Майкоп,1981г.) и монография Х.Х. Яхтанигова 'Экспонаты повествуют" (Нальчик, 1984 г.).

В контексте темы исследования интересной является работ С.Х.Мафедзева "Межпоколенная трансмиссия традиционной культуры ады гов в XIX -начале XX вв." (Нальчик,1991 г.)

Интересны сведения, представленные в книгах А.И.Мусукаев "Традиционное гостеприимство кабардинцев и балкарцев" (Нальчик, 199 г.) и А.Т.Шортанова "Адыгская мифология" (Нальчик, 1982 г.)

Антропологические характеристики адыгов представлены в труда В.В. Алексеева "Антропологические материалы к этногенезу адыгейског народа" (Сборник материалов по археологии Адыгеи. Майкоп, 1972 г. Т.З и В.В, Бунака "Антропологический состав населения Кавказа" (Вестни музея Грузии. Тбилиси, 1964 г.).

Значительный интерес для нашего исследования представляют такж работы В.Г.Ардзішба, Р.Ж.Бетрозова, В.Х.Кажарова, А.Х.Касумовг Р.А.Мамхеговой, А.М.Некрасова, Л.Н.Опрышко и других. Работы эти авторов внесли существенный вклад в изучение социально-экономическш политических и культурных процессов. Без учета их достижений невозможн было бы выполнить настоящее исследование.

' В своей работе автор учитывал и опирался на результаты исследова ний своих предшественников и современников. Однако основное внимани было уделено формированию парадигмы "адыгская цивилизация" и прит. щшов цивилизационного подхода к исторіш и этнографии адыгов. Выража ясь словами Фернана Броделя, автору было важно "засветить свой фонарь' Вследствие ограниченности исследования рамками кандидатской диссертг ции все моменты столь многогранного понятия, как "цивилизация", не мс гут быть освещены. В силу этого, ряд положений как выдвинутых в работ» так и оставшихся за ее пределами, подлежат дальнейшей проработке в пс рядке постановки вопроса.

Апробация работы. Диссертация обсуждена и рекомендована к защит на совместном заседании кафедры всеобщей истории и кафедры истории этнографии народов Кабардино-Балкарии Кабардино-Балкарского госз дарственного университета 20 марта 1997 года (Протокол N13). По тем диссертации опубликовано четыре научные статьи в Вестнике КБГУ (Серіь Гуманитарные науки) за 1994,1996гг.,и тезисы докладов на I Междунаро; ном Конгрессе "Мир на Северном Кавказе через языки, образование, кулі туру (Пятигорск. 1996г.) и на Международной конференции "Нелокальны краевые задачи и родственные проблемы математической биологии, ішфоі матики и физики" (Нальчик. 1996г.)

Структура работы. Диссертация состоит из Введения, пяти глав и Зі ключения. К работе также прилагается список использованных источникої литературы и приложение с тематической подборкой наглядне иллюстративного материала.