Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Учение о ненасилии Мартина Лютера Кинга и движение за гражданское равноправие в США Киселев, Владимир Семенович

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Киселев, Владимир Семенович. Учение о ненасилии Мартина Лютера Кинга и движение за гражданское равноправие в США : автореферат дис. ... кандидата философских наук : 09.00.05 / Рос. академия наук. Ин-т философии.- Москва, 1996.- 20 с.: ил. РГБ ОД, 9 96-1/3059-2

Введение к работе

Предмет исследования и его актуальность. Предлагаемое
исследование посвящено рассмотрению, реконструкции и
систематизации этического учения о ненасилии Мартина Лютера
Кинга в единстве его философских истоков, теоретического
содержания и практического применения движением за
гражданское равноправие в США в 50-60-е гг. Проблема
противостояния насилию, решению которой посвятил свою жизнь
американский лидер движения за гражданское равноправие и
религиозный мыслитель М.Л.Кинг (1929-1968), - это коренная
экзистенциальная проблема человеческого бытия. Сегодня она
особенно актуальна, поскольку именно с ней связан вопрос
потенциального выживания человечества и его будущего. Идея же
ненасилия - это смысловая универсалия, кристаллизующаяся в
типичных ситуациях противостояния насилию. Также

актуальность исследования вышеозначенной проблемы
обусловлена потребностью переосмысления сложившихся
представлений о роли насилия в истории, особенно в свете
реалий ядерного века и трагического опыта тоталитаризма, и
необходимостью выработки ненасильственной альтернативы в
жизни общества. Кроме того, она обусловлена возрастанием роли
этических проблем в нравственно нездоровом обществе, т.к.
характерное для него разрушение традиционных

автоматизированных культурных реакций, нравственных

привычек и т.п. порождает потребность оправдания высших ценностей, и прежде всего ценности человеческой жизни.

Предварительно учение о ненасилии можно определить как социально-этическое учение, предлагающее в качестве основного способа борьбы с социальным злом и реализации общественною идеала отказ от насилия. Ненасильственный подход к рассмотрению конфликтной ситуации отличается or упрощенной поляризации типа "мы против них" или "добро против зла". Принципиальное ненасилие стремится уяснить и понять те факторы, которые стоят у истоков проблемы и с

помощью эффективной стратегии, основанной на универсальных для человечества ценностях, активно воздействовать на них.

В XX веке подход М.К.Ганди к вопросам борьбы с угнетением и насилием явился новым примером практической реализации идей, принципов и методов ненасилия. Идеи и методы Ганди в 50-60-е гг. были подхвачены и успешно применены в США участниками черного движения за гражданские права, руководителем и вдохновителем которого стал М.Л.Кинг, соединивший христианскую заповедь любви с гандистским методом прямых ненасильственных действий в борьбе за социальные преобразования.

Концептуальная интерпретация теолого-этическ,их

воззрений М.Л.Кинга о ненасилии в их внутренней взаимосвязи и эволюции, выявление их общечеловеческого содержания является одной из существенных сторон в теоретической разработке проблемы противостояния насилию в современном мире. Не менее важным аспектом представляется исследование практического применения ненасилия в ходе кампаний движения за гражданские права в США в 50-60-е гг., поскольку исследователям ненасилия все еще довольно мало известно о самом ненасилии как методе борьбы за социальный прогресс, исключающем развертывание спирали насилия, перспективах его развития для создания альтернативных форм самозащиты и обороны, его возможностях и недостатках.

Состояние исследования темы. Этические воззрения и деятельность М.Л.Кинга привлекали внимание многих зарубежных исследователей. Значительный вклад в понимание его взглядов внесли работы таких американских и английских авторов, как Дж.Ансбро, Л.Беннет, П.Блэйуэйс, Т.Брэнч, Д.Гарроу, К.С.Кикг, Дж.Кон, Р.Конант,Л.Ломакс, Д.Льюис, У.Миллер, Б.Мьюз, К.Слэк, К.Смит, А.Зеппидр.

Для многих работ указанных авторов характерен историко-философский подход, совмещающий рассмотрение взглядов М.Л.Кинга с описанием его жизненного пути и общественной деятельности. Ряд исследователей подвергает этические взгляды Кинга теологическому анализу или раскрывает отдельные аспекты мировоззрение М.Л.Кинга. В целом анализ изученной

англоязычной литературы показал, что концептуальной систематизации идей и взглядов Кинга в ней практически не уделялось внимания.

В отечественной этике теоретическим и практическим проблемам ненасилия в целом в последние годы уделяется значительное внимание. В 1989 г. в Москве прошла международная конференция "Этика ненасилия", в работе которой с российской стороны принимали участие в частности Р.Г.Апресян, А.Л.Гусейнов, Л.В.Коновалова, М.Т.Степанянц, В.С.Степин. Этими и другими авторами был выпущен ряд статей и монографин, посвященных ненасилию как доктрине о методах разрешения острых социально-политических конфликтов и борьбы за социальное преобразование. В 1992 г. в редакции журнала "Вопросы философии" был проведен "круглый стол" по обсуждению темы "Ненасильственные движения и философия ненасилия". Тем не менее, в отечественной литературе взгляды и деятельность М.Л.Кинга как одного из выдающихся теоретиков ненасилия и организаторов движения, использовавшего ненасильственные методы на практике, пока еще глубоко не изучены, хотя необходимость создания специального исследования о нем очевидна. Так, в 1970 г. издательство "Наука" выпустило сборник речей, статей и отдельных глав книг Кинга в сокращенном переводе с английского "Есть у меня мечта". Сборник заключает краткий политико-биографический очерк, написанный Э.Л.Ннтобургом и значительно дополняющий содержание издания. Кроме того социально-философские аспекты мировоззрения Кинга анализировал Л.Н.Митрохин. Таким образом, в отечественной литературе по существу отсутствуют работы, исследующие теолого-этические и социально-политические воззрения М.Л.Кинга в свете доктрины ненасилия, равно как отсутствует полная концепция М.Л.Кинга как религиозного мыслителя, политика и человека. Этот пробел автор стремился восполнить настоящей диссертацией.

Цели и задачи исследования. Целью настоящего

диссертационного исследования является концептуальная интерпретация теолого-этической системы М.Л.Кинга и его учения о ненасилии в их внутренней взаимосвязи и эволюции,

выявление их общечеловеческого содержания и в связи с этим значения для решения социально-политических проблем, порожденных насилием и социальной несправедливостью.

Достижение этой цели обеспечивается в ходе решения двух основных задач: описательной и реконструктивно-аналитической. Решение данных задач предполагает:

- выявление мировоззренческих предпосылок и истоков
этики М.Л.Кинга;

- реконструкцию и анализ теолого-этического учения
М.Л.Кинга о ненасилии;

выявление и анализ "внутренних напряжений" философии и этики ненасилия в учении М.Л.Кинга;

раскрытие социальных аспектов учения о ненасилии;

- выявление и теоретическая оценка общечеловеческого
содержания идеи ненасилия в свете актуальных проблем
современности;

- подробное рассмотрение методов ненасильственной борьбы
за социальные преобразования и их анализ на примере кампаний
движения за гражданские права в США в 50-60-е гг.

Источники и методология исследования. Анализ учения М.Л.Кинга о ненасилии в диссертации осуществляется главным образом на материале его сочинений, выступлений и интервью. Среди них можно назвать два наиболее важных, по мнению автора, сборника проповедей Кинга: "Сила любви" (1963) и "Трубный зов совести" (1967), в которых выражены его ключевые идеи относительно концепции ненасилия. При исследовании теологических, этических и социально-философских воззрений М.Л.Кинга использовался историко-философский подход, предполагавший описание основных сюжетов его этики, а также реконструкцию и осмысление его учения. Этому во многом способствовало обращение к анализу тех тсолого-этических и философских доктрин, в контексте которых Кинг развивал свои идеи, либо в полемике с которыми формулировал основные положения своего учения. В этой части работы использовались труды либеральных теологов Г.Фосдика, У.Раушенбуша, неоортодокса Р.Ннбура, персоналистов Б.Боуна, З.Браіпмена. Х.Девуїфа, А.Кнудсона, У.Мюлдера, теоретиков и практиков

ненасилия М.К.Ганди, Р.Грегга. Кроме того, решению описательно-реконструктивной задачи способствовало обращение к историческим, историко-философским трудам и теоретическим работам по ненасилию, в которых либо анализировались идеи Кинга, либо рассматривались положения и концепции его предшественников. В этом ряду следует назвать исследования таких западных авторов, как Р.Дитс, Дж.Дугласс, Дж.Йодер, К.Кегли, У.Кларк, Х.Круз, С.Лэнс, Дж.Макгрегор, А.Масти, Л.Фишер, Г.Харланд, Э.Эриксон и др., а также отечественных исследователей Р.Г.Апресяна, А.А.Гусейнова, А.А.Кнсловой, Л.Н.Митрохина, Э.Л.Нитобурга.

Также по своим методологическим основаниям исследование является прикладным: в нем не только уточняются нормативно-этические требования учения о ненасилии, но и рассматривается, каким образом эти требования могут быть реализованы и реализуются в социальной практике. С этой целью в диссертации применен, в частности, ситуативный анализ (ad hoc analysis) практического применения ненасилия в ходе кампаний движения за гражданские права в США в 50-60-е гг. Кроме того, в исследовании реализован междисциплинарный подход с использованием данных философской этики, протестантской теологии, психологии, истории развития протестантской этической мысли в США и негритянского движения за гражданские права.

Существенную роль в становлении и уточнении теоретических взглядов автора сыграло его участие в семинарах по ненасилию в НПЦ "Этика ненасилия", участникам и организаторам которых он благодарен за многочисленные советы и замечания, высказанные в адрес его идей.

Научная новизна исследования. Научная новизна

диссертации определяется решением поставленных диссертантом задач и заключается в том, что впервые в отечественной лігтературе представлена систематизация этики М.Л.Кинга в единстве ее теолого-философских истоков, теоретического содержания и практического выражения. Конкретные исследовательские результаты состоят в следующем:

- осуществлена реконструкция учения М.Л.Кинга о
ненасилии и предложена новая интерпретация его теолого-
этической системы воззрений;

установлено, что динамизм этической системы ненасилия обеспечен ее внутренними напряжениями по линиям индивидуального и социального, субъективного и объективного. Внутренняя напряженность ненасилия проявляется в сближении идеального и событийного;

обосновано, что принципиальное ненасилие возможно лишь с осознанием человеком своей сверхсоциальной сущности, но его действительное утверждение возможно лишь в социально-активном действии;

философия ненасилия М.Л.Кинга типологически определена как система этического универсализма. Ее теоретико-методологическое основание - принцип этической целостности бытия. В субъективной проекции - это собственно практический разум в его полноте и цельности; в объективной проекции -нравственный прогресс как обнаружение высшего закона жизни (универсальный нравственный закон). Кинг утверждает несомненную правоту ненасилия как культурной регулятивной идеи, в свете которой оцениваются реальные взаимоотношения людей. Вне ненасильственной перспективы невозможна сколь-нибудь значимая гуманизация общественных отношений;

- при рассмотрении и анализе методов ненасильственной
борьбы в ходе кампаний движения за гражданские права в США
в 50-60-е гг., использовавшего такие средства, как пассивное
сопротивление в форме бойкотов, прямые действия в форме
маршей, демонстраций, забастовок и акций гражданского
неповиновения, установлено, что как этически оправданное
действие принципиальная ненасильственная акция невозможна без
абсолютной веры в силу и действенность любви, всепрощения,
самопожертвования и знания основ ненасильственной борьбы.
Кроме того, опыт движения за гражданские права в США
продемонстрнроваа, что эффективное ненасильственное действие
возможно только в обществе с развитыми демократическими
традициями, в котором противостоящие стороны в определенной
мере разделяют одни и те же нравственные ценности и убеждения.

Теоретическое и практическое значение исследования
определяется прежде всего новизной в постановке темы.
Результаты диссертационного исследования представляют
интерес в историческо-этическом и теоретико-этическом плане и
могут быть использованы для дальнейшего изучения идейного
наследия М.Л.Кинга, а также специалистами в области
социальной философии, социальной этики, протестантской
теологии и экуменизма, социологии и политологии. Также они
могут быть интересны участникам социально-политических
объединений, придерживающихся принципа ненасилия в своей
деятельности. Положения и выводы настоящего

диссертационного исследования также применимы в практике нравственного воспитания, при чтении лекций по философии, этике, истории этики, в спецкурсах по проблемам культуры и истории религии.

Апробация результатов исследования. Основные идеи, теоретические положения и результаты исследования изложены в ряде научных публикаций (см. список публикаций в конце автореферата), представлялись в докладах на научных встречах, в частности, в 1993 г. на семинарах по ненасилию в лаборатории этических исследований Института философии РАН были сделаны доклады "Этика ненасилия М.Л.Кинга" и "К проблеме критериев политического, юридического и этического оправдания применения гражданского неповиновения".

Диссертация была обсуждена на заседании лаборатории этических исследований Института философии РАН 14 ноября 1995 г. и рекомендована к защите.

Структура диссертации. Текст диссертационного

исследования складывается из введения, трех глав, объединяющих одиннадцать параграфов, заключения и списка использованной литературы.