Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Социальный проект как фактор формирования общественной морали Баталыгина Юлия Александровна

Социальный проект как фактор формирования общественной морали
<
Социальный проект как фактор формирования общественной морали Социальный проект как фактор формирования общественной морали Социальный проект как фактор формирования общественной морали Социальный проект как фактор формирования общественной морали Социальный проект как фактор формирования общественной морали Социальный проект как фактор формирования общественной морали Социальный проект как фактор формирования общественной морали Социальный проект как фактор формирования общественной морали Социальный проект как фактор формирования общественной морали Социальный проект как фактор формирования общественной морали Социальный проект как фактор формирования общественной морали Социальный проект как фактор формирования общественной морали Социальный проект как фактор формирования общественной морали Социальный проект как фактор формирования общественной морали Социальный проект как фактор формирования общественной морали
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Баталыгина Юлия Александровна. Социальный проект как фактор формирования общественной морали: диссертация ... кандидата Философских наук: 09.00.05 / Баталыгина Юлия Александровна;[Место защиты: ФГБОУ ВО Санкт-Петербургский государственный университет], 2017.- 198 с.

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Общественная мораль: теоретико-методологический анализ 17

1.1. Основные векторы прикладной этики и ее методологический ресурс .17

1.2. Феномен общественной морали в современном этическом дискурсе .29

1.3. Структура общественной морали: сознание, деятельность и отношения .45

Глава II. Социальный проект в пространстве социальной этики и социальной политики .58

2.1. Подходы к определению социальной этики 58

2.2. Содержание и направления социальной политики в современном обществе .70

2.3. Институты социального проектирования. Социальное проектирование: цели, задачи, подходы .93

Глава III. Практика социального проектирования в России: этический анализ 106

3.1. Вариативное поле социально-проективной деятельности в российском обществе .106

3.2. Социальная реклама в практике социального проектирования 124

3.3. Интегративный потенциал социального проекта (на основе анализа экопроектов) . 139

Заключение .172

Список источников и использованной литературы

Введение к работе

Актуальность темы диссертационного исследования обусловлена, прежде всего, необходимостью этической рефлексии динамично трансформирующихся социальных процессов, общественной морали современного общества.

Диссертационное исследование относится к сфере социальной этики,

которая в последнее время выступает как одно из наиболее актуальных и

востребованных как в научном, так и в практическом отношении,

направлений прикладных этических исследований. Социальная этика

актуальна и перспективна, так как обладает интегрирующим и

конфликторазрешающим потенциалом и способна решать современные

социальные проблемы путем применения инновационных прикладных

методов. Область социально-этических исследований предполагает

применение междисциплинарного методологического подхода. В

диссертации рассматриваются различные точки зрения на определение

проблемного и предметного поля социальной этики. В качестве научной

гипотезы в работе выдвигается утверждение о том, что одним из факторов

формирования общественной морали выступает социальный проект. Автор

стремится в диссертации представить теоретико-методологический анализ

социальной этики, рассматривая ее в связи с социальной политикой и

социальным проектированием, оказывающим влияние на общественное

моральное сознание и практики поведения. Социальное проектирование

является одной из инновационных социальных технологий, активно

применяемых в последние десятилетия в российском обществе. В

современной литературе высказывается точка зрения о том, что интерес к

социальному проектированию актуализировался в результате осознания

мировым сообществом глобальных проблем современности, прежде всего –

экологической проблемы. Перелом в отношении к проектированию

социальных изменений произошел после Чернобыльской катастрофы 1986

года. Изменилось в целом отношение к социальному проектированию. Если раньше ценностная составляющая социальных трансформаций не связывалась с конкретными проектными разработками, успехом считались скорость работ, наличие финансовых, кадровых и материально-вещественных ресурсов, то на сегодняшний день достижение цели не является достаточным критерием для оценки эффективности проекта. Оформилась новая мораль проектирования: цели проекта должны «устанавливаться после изучения последствий инновации для ценностного мира, в рамках которого будет реализовываться проект»1. Таким образом, проектная деятельность стала развиваться в парадигме этики ответственности, что можно проследить на примере экологической направленности социального проектирования. При оценке социального проекта, социальных изменений стали учитываться, прежде всего, возможные последствия, затрагивающие интересы и ценности различных социальных групп. В связи с этим одной из характерных особенностей социального проектирования становится «общественное участие», общественная вовлеченность в процессы социальных изменений, социально-проективная деятельность начинает рассматриваться не только как результат государственной политики, но и как деятельность общественных организаций, как единое пространство взаимодействия социальных партнеров. Все эти обстоятельства указывают на значимость и актуальность представленной в диссертации проблемы – анализа социального проекта как фактора формирования общественной морали.

Анализ современных социальных проектов позволяет не только выявить, обозначить социальные проблемы современного российского общества, но и предложить стратегии их решения с учетом прогностических перспектив их воздействия на общественную нравственность.

Луков В.А. Социальное проектирование, М. 2003 г. С.8.

Цель диссертационного исследования – проанализировать этическое содержание социального проектирования и выявить его влияние на общественную мораль.

Цель определяет следующие задачи исследования:

- представить теоретико-методологический анализ общественной морали;

выявить методологический ресурс прикладной этики;

рассмотреть социальный проект в пространстве социальной политики и социальной этики;

выделить и проанализировать структуру социального проекта, основные функции и типологические характеристики;

- проанализировать механизмы воздействия социального проекта на
практику поведения, нравственные отношения, моральное сознание
современного общества;

- рассмотреть практику социального проектирования в современной России
(на примере экопроектов и социальной рекламы).

Объектом диссертационного исследования является социальный проект как способ реализации социальной политики.

Предметом исследования является этическая составляющая социальных проектов.

Степень разработанности проблемы.

Диссертационная работа, посвященная выявлению нравственного

потенциала социального проектирования, представляет междисциплинарное

исследование и опирается на исследовательские традиции и разработки

современной этики и социально-политических наук. Все исследования, на

которые автор опирается в своей работе, можно разделить на ряд

направлений. Первое – это работы, посвященные изучению прикладной

этики и проблематики общественной морали.

У истоков становления прикладной этики в 70-е годы стояли такие

ученые как Г.С. Батыгин, В.Т. Ганжин, Н.Д. Зотов, В.Г. Иванов,

В.А. Кобляков, Н.В. Рыбакова, А.И. Титаренко, Ф.Н. Щербак и другие.

Большой вклад в развитие прикладной этики на разных этапах ее становления внесли: Р.Г. Апресян, В.И. Бакштановский, М.В. Богданова, В.Т. Ганжин, А.А. Гусейнов, Ю.В. Казаков, Л.В. Коновалова, Г.Д. Лутошкин, В.Н. Назаров, В.Ю. Перов, А.В. Разин, В.Н. Сагатовский, А.Ю. Согомонов и другие. Активному развитию прикладной этики послужили создание Центра прикладной этики президиума Тюменского научного центра Сибирского отделения АН СССР (1989 г.), открытие НИИ прикладной этики (1995 г.), появление образовательных программ по прикладной этике, издание специализированных журналов «Этика успеха», «Ведомости» НИИ ПЭ, «Тетради гуманитарной экспертизы».

Проблематика общественной морали представлена в трудах
Гусейнова А.А., Апресяна Р.Г., Артемьевой О.В., Разина А.В.,

Капустина Б.Г., Кашникова Б.Н., Беляевой Е.В., Мишаткиной Т.В., Яскевич Я.С., Лаптенка А.С., Мелкова Ю.А., Рогожи М.М.2 в рамках исследовательского проекта «Общественная мораль: методология исследования, нормативно-этические и прикладные проблемы».

Важную роль в изучении проблематики прикладной этики, в том числе социальной и экологической этики занимают работы иностранных ученых: A. Rich, R. Devon, R. Nash, T. Regan, P. Singer, D.D Welch3.

2 Апресян Р.Г. Понятие общественной морали (опыт концептуализации) // Вопросы философии, 2006, №5. С.
3–17; Апресян Р.Г. Понятие общественной морали: Послесловие к дискуссии // Вопросы философии, 2010,
№ 2. С. 63–75; Гусейнов А.А. Мораль: между индивидом и обществом (к вопросу о месте морали в
современном обществе) // Общественная мораль: философские, нормативно-этические и прикладные
проблемы / Под ред. Р.Г. Апресяна. М.: Альфа-М, 2009. С. 36–49; в монографии Общественная мораль:
философские, нормативно-этические и прикладные проблемы / Под общ. ред. Р.Г. Апресяна. М.: Альфа-М,
2009 URL: (дата обращения 24.05.2016)
Кашников Б.Н. Прагматика общественной морали; Лаптенок А.С. Феномен общественной морали;
Мишаткина Т.В. Общественная мораль в контексте гуманистической и авторитарной этики; Разин А.В.
Структура морали; Прокофьев А.В. Феномен общественной морали: философский анализ. М, 2006;
Прокофьев А.В. Мораль индивидуального совершенствования и общественная мораль: исследование
неоднородности нравственных феноменов Великий Новгород, 2006.

3 Рих А. Хозяйственная этика. М., 1995; Devon R. Towards a Social Ethics of Technology: A Research Prospect
// Techn, 2004, Fall, Vol. 8 № 1.; Elsbernd M. Social Ethics // Theological Studies, Vol. 66. №1. 2005; Nash R.
The rights of nature. A history of environmental ethics, The University of Wisconsin Press, Madison, 1988.; Regan
T. Ethical thinking and theory // Environmental ethics: divergence and convergence, ed. S. Camp. — Boston—
London. 1993; Regan T. On the connection between environmental science and environmental ethics //
Environmental ethics. V. 2. 1980; Regan T. The nature and possibility of an environmental ethics // Environmental
ethics. — V. 3. 1981.; .Singer P. Applied Ethics. - Oxford University Press, Oxford, 1986.; Singer P. Practical
ethics. — Cambridge University Press, 1979.; Welch D.D. Social Ethics, Overview // Encyclopedia of Applied

В диссертации один из разделов посвящен рассмотрению экологических проектов как практики социального проектирования в современной России, в связи с этим автором были проанализированы исследования, посвященные экологической этике. Теоретические основы экологической этики были заложены: американским экологом О.Леопольдом, немецким философом и врачом А. Швейцером, американским философом Г. Йонасом, разработавшим «новую этику» - этику ответственности4. Проблемами обоснования экологической этики занимались такие отечественные этики, как В.Е. Борейко, Т.В. Мишаткина, М.М. Рогожа, А.А. Сычев, И.Ю. Ларионов5. Вопросы формирования экологического сознания рассмотрены в трудах: К.Х. Каландарова, В.И. Панова, Э.В. Лидской, Н. Васильевене, А. Васильева6. О необходимости экологического воспитания, образования и просвещения пишут К.Х. Каландаров, Т.В. Мишаткина, С.Д. Дерябо, В.А. Ясвин, И. Д. Зверев, А. Н. Захлебный и др.7

Другое направление исследований, на которые опиралась автор в процессе своей работы – это социально-политические работы, в которых рассматривается проблематика социальной политики и социального проектирования. Значительными работами в области социальной политики

Ethics. Second Edition. RUTH CHADWICK. Cardiff University,Cardiff, UK. Academic Press is an imprint of Elsevier. 2012.

4 Леопольд О. 1980. Календаpь песчаного гpафства. — М.: Миp, 1980; Швейцер А. Культура и этика/ А.
Швейцер. – М., 1973; Г.Йонас Принцип ответственности. М.: Айрис-Пресс, 2004.

5 Борейко В. Е. Прорыв в экологическую этику, издание пятое, дополненное /В. Е. Борейко; Киев. Эколого-
культ. центр. — К.: Логос, 2013; Мишаткина Т.В. Экологическая этика: образовательные технологии и
принцип обратной связи// Прикладная этика: экспертный потенциал. Ведомости прикладной этики. Вып. 41/
под ред. В. И. Бакштановского, В. В. Новоселова. – Тюмень : НИИ ПЭ, 2012; Рогожа М.М. Экологическая
этика в гражданском обществе: теоретико-прикладные аспекты / Лесной вестник. № 4, том 19, 2015;
Ларионов, И. Этика индивидуальных малых дел: общее благо или личная ответственность? // Экологическая
этика: сила этики для устойчивого развития: коллективная монография / Под ред. Н. Васильевене, А.
Юрчуконите. – Вильнюс: Университет Миколаса Ромериса, 2010.

6 Каландаров К.Х. Экологическое сознание. Сущность и способы формирования. М.: Монолит, 1999; Панов
В.И., Лидская Э.В. Концепция устойчивого развития: экологическое мышление, сознание, ответственность/
Социально-экологические технологии. № 1, том 1, 2012; Сычев А.А. Экологическая этика как сфера
практических действий / А.А. Сычев // Этика и экология / Под ред.Р.Г. Апресяна. – Великий Новгород:
НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2010; Васильевене Н., Васильев А., 2010. Этика организаций и экологическая
этика // Этика и экология. — Н. Новгород: МИОН.

7 Каландаров К.Х. Экологическое сознание. Сущность и способы формирования. М.: Монолит, 1999;
Мишаткина Т.В. Экологическая этика: образовательные технологии и принцип обратной связи// Прикладная
этика: экспертный потенциал. Ведомости прикладной этики. Вып. 41/ под ред. В. И. Бакштановского, В. В.
Новоселова. – Тюмень : НИИ ПЭ, 2012; Дерябо, С.Д., Ясвин, В.А. Экологическая педагогика и психология./
С.Д. Дерябо, В.А. Ясвин. Ростов-на-Дону: Изд-во «Феникс», 1996; Зверев, И.Д., Захлебный А.Н.
Теоретические основы природоохранительного просвещения в школе //Советская педагогика, 1973, №12.

являются труды немецких ученых: М. Вебера, В. Зомбарта, В. Веддигена, Х. Ламперта8. Теоретические основания вопросов социальной политики изложены в работах современных отечественных ученых: Т.И. Заславской, Б.В. Ракитского, А.Н. Шохина, Стребкова А.И. и других9. Вопросами изучения социальных технологий занимались такие видные отечественные ученые, как Т.И. Заславская, Л.Н. Коган, Ж.Т. Тощенко, Л.Я. Дятченко и другие10.

Наиболее полно понятие «социальное проектирование» раскрывается в следующих работах: В.И. Курбатов, О.В. Курбатова «Социальное проектирование», В.А. Луков «Социальное проектирование», И. В. Бестужев-Лада «Прогнозное обоснование социальных нововведений», Н. Стефанов «Общественные науки и социальная технология», С.В. Соколов «Социальная конфликтология».

Исходные принципы социального проектирования разрабатывались отечественными учеными, среди которых – Н.А. Аитов, Г.А. Антонюк, Т.М. Дридзе, Ю.А. Крючков, Н.И. Лапин, В.А. Луков, Ж.Т. Тощенко и другие11. Основы прогнозного социального проектирования изложены в работах отечественных ученых И. В. Бестужева-Лады и Т.М. Дридзе12.

8 См.: Вебер М. Избранные произведения: Пер. с нем.; сост., общ. ред. и послесл. Ю. Н. Давыдова; предисл.
П. П. Гайденко; коммент. А. Ф. Филиппова. — М.: Прогресс, 1990; Зомбарт В. Идеалы социальной
политики. - СП(б), 1906; Зомбарт В.Социализм и социальное движение в XIX столетии. - СП(б), 1902;
Ламперт Х. Социальная рыночная экономика. Германский путь. М., 1994.

9 См.: Заславская Т.И. Социальная структура современного российского общества // Общественные науки и
современность. 1997. № 2. С. 5-23.; Ракитский Б.В. «Социальная политика, социальная защита, самозащита
трудящихся в обществе» Часть 1. 1997. Часть 2 — 1998; Шохин А.Н, Социальные проблемы перестройки.
М., 1987; Стребков А.И. Социальная политика: теория и практика. СПб. 2000.

10 См.: Заславская Т.И. Развитие сельских поселений: Лингвистический метод типологического анализа
социальных объектов (руководитель коллектива, автор, редактор), М. Мысль,1977; Коган Л.Н., Панова С.Г.
Социальное проектирование: его специфика, функции и проблемы // Методологические аспекты
социального прогнозирования. Красноярск, 1981; Тощенко Ж.Т. Социология: Общий курс [Текст] / Ж.Т.
Тощенко, 2-е изд., доп. и перераб. - М.: Юрайт-М, 2001; Дятченко Л.Я. «Социальные технологии в
управлении общественными процессами». – Белгород, Центр социальных технологий, 1993.

11 См.: Аитов Н.А. Тощенко Ж.Т., Лапин Н.И. Социальное проектирование. М. Мысль, 1982; Антонюк Г.А.
Социальное проектирование и управление общественным развитием. Минск, 1986; Крючков Ю.А.
Методология и методы социального проектирования. Учебное пособие для студентов социологического
факультета. - М.: Союз, 1998; Луков В.A. Социальное проектирование. М.: Изд-во Моск. Гуманит.-
социальн. академии, 2003; Прогнозное социальное проектирование /Под ред.Т.М-Дридзе. М.1989.

12 Бестужев-Лада И. В. Прогнозное обоснование социальных нововведений. — М.: Наука, 1993; Прогнозное
социальное проектирование /Под ред.Т.М-Дридзе. М.1989.

Изучением социальной рекламы занимались такие зарубежные ученые,

как Д. Огилви, К.Л. Бове и У.Ф. Аренс13. Теорией социальной рекламы занимаются такие видные российские ученые, как В.М. Горохов, Л.М. Землянова, А.Н. Лебедева, Г.С. Мельник, В.И. Михалкович, В.Л. Музыкант, Г.Г. Николайшвили, Д. М.И. Пискунова, Л.И. Рюмшина, В.В. Ученова, Л.Н.Федотова и др.14 Цели, задачи, функции социальной рекламы были разработаны в трудах Т.В. Астаховой, С. Жарова, Е. Степанова, А.В. Ковалевой и др.15

Методология и основные источники исследования

Теоретико-методологические основы исследования определяются задачами диссертации и особенностями привлекаемого материала. Методологической основой ее послужили труды как отечественных, так и зарубежных исследователей, касающихся проблематики прикладной этики, общественной морали, социальной этики.

Для раскрытия содержания социального проектирования в работе применялись исторические методы, такие, как историко-генетический, предполагающий изучение генезиса данного феномена, историко-типологический, благодаря которому можно выстроить картину многообразия социальных проектов в зависимости от типологических оснований и исторической динамики. При помощи структурно-функционального метода анализируется общественная мораль в единстве ее структурных компонентов: сознания, деятельности и отношений.

13 Огилви Д. Огилви о рекламе. М., 2004; К. Бове, У.Арнс Современная реклама. М., 1995.

14 Горохов В.М. Основы журналистского мастерства. М., 1989; Землянова Л.М. Современная американская
коммуникативистика. М., 1995; Мельник Г.С. Маss3медиа: психологические процессы и эффекты. СПб., 1996;
Николайшвили Г.Г. Коммерческая, политическая и социальная реклама: сотрудничество или конкуренция;
Пискунова М.И. Социальная реклама как феномен общественной рефлексии //Сборник научных трудов
кафедры экономической журналистики и рекламы. М., 2004; Рюмшина Л.И. Манипулятивные приемы в
рекламе. М.; Р3н3Д., 2004; Ученова В.В., Старуш М.И. «Философский камешек» рекламного творчества. М.,
1996; Ученова В.В. История отечественной рекламы. М., 2004; Федотова Л.Н. Массовая информация:
стратегия производства и тактика потребления. М., 1996; Федотова Л.Н. Социология рекламной
деятельности. М., 2002.

15 Астахова Т. В. Хорошие идеи в Америке рекламируют // Рекламный мир. – 1994. – № 2; Жаров С. Понятие
социальной рекламы URL: (дата обращения: 27.03.2016);; Степанов, Е. Социальная
реклама в России: генезис, жанры, эволюция. М.: Вест-Консалтинг, 2006; Ковалева А. В. Особенности
функционирования и тенденции развития российской социальной рекламы в ХХ веке и ее модернизация в
условиях либерально-рыночных реформ (по материалам социологических исследований): Автореферат дис.
докт. социол. наук. – Барнаул, 2006.

Приоритетным методом исследования является метод междисциплинарного анализа, позволяющий сочетать методологию этического и социологического анализа с учетом современных методов прикладных этических исследований. Применение метода многофакторного анализа морали позволило сформировать теоретическую гипотезу работы, в которой социальный проект рассматривается как фактор формирования общественной морали.

В процессе исследования были рассмотрены и изучены материалы
социальных проектов и социальной рекламы на сайтах фестивалей и
конкурсов («Лучшие социальные проекты» - URL: ,
Международный Интернет-конкурс детского и молодежного компьютерного
творчества «Экология Планеты - 2017» URL:

, «Зеленая планета» URL:

портал «Экодело» - URL: ), проанализированы сайты Фондов и НКО. При анализе образовательных и просветительских ресурсов были использованы материалы следующих сайтов: Всероссийский Экологический Портал (URL: ), «Экокультура» (), независимый экологический портал (URL: , Центр экологической информации и культуры (URL: , Центр новостей ООН Окружающая среда (URL: ), Природа России. Национальный информационный портал (URL: EcoVoice - социально – информационный портал (URL: и другие.

В процессе анализа социальных государственных программ, документов и законов были использованы электронные ресурсы Правительства РФ (URL: , Правительства Санкт-Петербурга РФ, Министерства образования (URL: ), Министерства труда и ряд других официальных сайтов.

Научная новизна диссертационного исследования

В диссертационном исследовании впервые осуществлен целостный анализ этического содержания социальных проектов и их влияния на общественную мораль.

Научная новизна диссертационного исследования заключается также в том, что в нем на основе современной методологии междисциплинарных исследований

осуществлен теоретико-методологический анализ прикладной этики, социальной этики, общественной морали в пространстве их взаимодействия, намечены проблемные области и исследовательские векторы;

выявлены механизмы влияния социальных проектов на общественное моральное сознание, нравственную деятельность и отношения;

социальное проектирование представлено как совместная общественно-значимая деятельность социальных партнеров в пространстве взаимодействия социальной этики и социальной политики;

исследование осуществлено с привлечением значительного эмпирического материала, что позволило актуализировать практическую направленность проблематики диссертации.

Положения, выносимые на защиту

Методологический ресурс прикладной этики позволяет выявить и проанализировать нравственный потенциал социального проекта как одной из форм осуществления социальной политики в современном российском обществе. Сама прикладная этика может рассматриваться как особый вид проектного знания, предписывающего и оценочного, включающего образ должного и выступающего, в свою очередь, детерминантой деятельности моральных субъектов в общественном пространстве.

Интегративный и конфликторазрешающий потенциал социального

проекта оказывает влияние на формирование общественной морали, как на

уровне общественного сознания, так и на уровне практики социального

взаимодействия, воплощающихся в социальной деятельности.

- В информационном пространстве современного общества особым
способом репрезентации социального проекта выступает социальная
реклама, направленная на формирование нравственных ценностей,
императивов и социальных практик. В социальной рекламе раскрывается
императивно-ценностное содержание социального проекта, направленное на
формирование социальной вовлеченности индивидов и профилактику
социального безразличия.

- Социальный проект позволяет решать социальные проблемы,
консолидируя общественность, вовлекая в процесс социальной деятельности
различных социальных субъектов, формируя практики социального
поведения, ценностные установки морального сознания и пространство
нравственных отношений.

- Экопроект как глобальный социальный проект, объединяя усилия
различных социальных партнеров, демонстрирует действенность и
значимость социального проекта в формировании общественной морали.

Теоретическая и практическая значимость работы.

Диссертационное исследование вносит весомый вклад в теоретическую разработку проблематики современной социальной этики, в исследовании уделено особое внимание определению, типологическому анализу такого механизма реализации социальной политики, как социальный проект. Социальное проектирование анализировалось в социологической мысли, но не выступало предметом этического анализа. В этом аспекте диссертация обладает несомненной теоретической значимостью, задавая векторы дальнейших междисциплинарных исследований и определяя точки взаимодействия морального и социального в пространстве общественной морали.

Результаты диссертационного исследования имеют и несомненное

практическое значение. Они могут применяться на практике на этапе

формирования социальных проектов, их этического сопровождения и

экспертной оценки, определения их ценностного содержания и практической

направленности, а также при прогнозировании отдаленных нравственных результатов и последствий.

Результаты диссертационного исследования могут быть использованы при разработке лекционных курсов и практических занятий по таким предметам, как прикладная этика, социальна этика, общественная мораль, социальная философия и ряде спецкурсов для студентов, осваивающих основные образовательные программы бакалавриата и магистратуры по направлениям подготовки «Философия», «Прикладная этика», «Практическая философия».

Апробация работы.

Основные научные результаты диссертационного исследования отражены в 7 научных публикациях, в том числе 4 – в научных журналах, рекомендованных ВАК РФ для публикации основных результатов диссертационных исследований.

Результаты исследования были представлены в научных докладах на международных и российских конференциях:

  1. VI международная конференция «Теоретическая и прикладная этика: традиции и перспективы. Этика. Наука. Политика». Санкт-Петербург, 20-22 ноября 2014 г. Доклад на тему: «Социальное проектирование как инструмент управления конфликтами в социальной этике»;

  2. VII международная конференция «Теоретическая и прикладная этика: традиции и перспективы. Справедливость. Свобода. Ответственность». Санкт-Петербург. 29-31 октября 2015. Доклад на тему: «Социальная политика современной России: моральные стратегии»;

  3. Всероссийская конференция «Актуальные вопросы современных общественных наук». Екатеринбург, 12 марта 2015 г. Доклад на тему: «Социальная этика как актуальное направление прикладных этических исследований»;

  4. VIII международная конференция «Теоретическая и прикладная этика:

традиции и перспективы — 2016. Наследие Аристотеля и современная

этика». Санкт-Петербург, 17–19 ноября 2016 г. Доклад на тему: «Конфликт ценностей в социальной этике».

Структура работы. Диссертационная работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы.

Феномен общественной морали в современном этическом дискурсе

Если обратиться к отечественной практике, то развитие прикладной этики как практической науки у нас началось с 70-х годов XX века, а с начала 2000-х годов прикладная этика вошла в перечень образовательных программ высшего образования. В статье Бондаренко Л.И. и Перова В.Ю. «Этика и/или моралеведение?»17 представлена реконструкция дискуссии относительно специфики прикладной этики и ее соотношения с философской этикой, которая состоялась в 1982 году на страницах журнала «Вопросы философии»18. Изучение вопроса авторы начинают с истории развития прикладной этики в советское время. Вследствие идеологии и государственного устройства в СССР появилась необходимость разработки прикладного знания и новых методов воздействия на личность и общество, с помощью которых можно было бы изменить систему нравственных отношений. В 70-е годы к прикладной этике приковано внимание ученых, создается Проблемный Совет по этике при Философском обществе СССР, немалую роль в обсуждении вопросов играют сектор этики Института философии Академии наук, кафедры этики университетов страны, отечественные научно-исследовательские этические школы.

Неким итогом дискуссий стала статья Ефимова В.Т. «Этика и моралеведение. Полемические заметки», в которой автор делает вывод, что необходимо пересмотреть предмет этики, ее содержание для выделения особой прикладной области. Ефимов использует понятие моралеведение («прикладная этика» в современной интерпретации) и считает, что в нем «…должна быть сосредоточена вся система нефилософских знаний о морали, то есть знаний конкретно-теоретического характера, которое сможет стать действительной теорией морали – наукой, изучающей генезис, структуру, функции морали, закономерности развития нравственности, взаимодействие общественной и индивидуальной морали. Уже данный круг проблем нацеливает моралеведение на исследование многих комплексных, междисциплинарных вопросов, требующих совместных усилий специалистов различных отраслей обществоведения: экономистов, правоведов, искусствоведов, социологов и т. д. (особенно для изучения проблем функционирования общественной морали), а также представителей других сфер знаний о человеке: антропогенетиков, психологов, физиологов, медиков и т. д. (прежде всего в исследованиях вопросов функционирования индивидуальной морали)»19.

В.Ю. Перов и Л.И. Бондаренко так характеризуют современное положение прикладной этики: наблюдается расширение сфер прикладных и профессиональных этик, возникает необходимость развития большей «практичности» этического знания из-за постоянного возникновения все новых проблем. Ученые отмечают, что первоначально прикладная этика развивалась представителями профессий – биологами, медиками, предпринимателями и т.д., и существовал и до сих пор существует спор, кто же должен заниматься прикладной этикой – профессионал или философ-этик. Спор возник из-за того, что многие считают этику набором правил поведения, и ее применение в конкретной области сводится лишь к использованию «моральной интуиции», а не этико-философских концепций.

Такой исследовательский ход как реконструкция теоретической дискуссии 80-х годов позволил Бондаренко Л.И. и Перову В.Ю. продемонстрировать, что вопросы, касающиеся обоснования прикладной этики, установления границ ее соприкосновения/пересечения с философской этикой, актуально звучат и в современном этическом дискурсе и требуют специального исследования.

Дискуссии о прикладной этике породили ряд вопросов как теоретического, так и прикладного характера, например: Прикладная этика – это новая прикладная наука или все-таки теоретическая этика? Что является предметом прикладной этики? Может ли прикладная этика действительно решать моральные проблемы?

Многих современных ученых занимает феномен прикладной этики: московская школа (Р.Г. Апресян, А.А. Гусейнов, А.В. Прокофьев, А.В. Разин и др.), тюменская школа (В.И. Бакштановский, Ю.В. Согомонов), санкт-петербургская школа (Л.И. Бондаренко, Е.А. Овчинникова, В.Ю. Перов и др.).

Стоит отметить, что исследователи не сходятся во мнении относительно определения, предмета и статуса прикладной этики. Существует четыре позиции по поводу определения прикладной этики: «прикладная этика является приложением этической теории к практике и восходит своими истоками к античной древности; представляет собой новейший вариант профессиональной этики; выступает как совокупность особого рода практических моральных вопросов современности; может быть интерпретирована как новая стадия развития этики, характеризующаяся тем, что теория морали прямо смыкается с нравственной практикой общества»2 А.А. Гусейнову ближе четвертая позиция, которую он пытается объяснить на примере профессиональной и прикладной этики. За основу он берет врачебную этику и биомедицинскую этику. Ученый считает, что профессиональная этика задает какую-то профессию в качестве «нормозадающей этической инстанции» и описывает какие-либо исключения от общих моральных принципов в каждой конкретной профессиональной области. То есть врачебная этика является сама нормозадающей инстанцией (клятва Гиппократа), рассматривается как миссия, призвание, нравственно ценная деятельность, в которой могут присутствовать такие отступления от общих норм морали, как «не лги» в случае сообщения о скорой смерти больного.

Структура общественной морали: сознание, деятельность и отношения

Другие варианты использования этого слова вполне возможны, но они требуют дополнительных пояснений. Ближайшие ассоциации со словосочетанием “социальная этика”, возникающие даже у профессионального гуманитария, всегда будут связаны скорее с одним из разделов философии морали, чем с определенной системой самих нравственных нормативов»94. По данным причинам автор в дальнейшем решает использовать для определения социальной репрезентации морали термин «общественная мораль», а термин «социальная этика» оставляет зарезервированным «для особой исследовательской сферы, которая ориентирована на изучение нормативных оснований общественно-политической практики». Возможно, поэтому в статьях, посвященных дискуссии об общественной морали, если и упоминается термин «социальная этика», то нет его четкого определения и разграничения с общественной моралью.

Дискуссия об общественной морали, на протяжении ряда лет развернувшаяся в отечественной этике, была во многом инициирована попытками определения социальных смыслов и значений социальной этики в зарубежной литературе. Как отмечалось выше, в зарубежных исследованиях социальная этика понималась по-разному и выражалась в ряде синонимичных понятий: social ethics, public morality.

В иностранной научной литературе термин «социальная этика» более четко выявлен и определен. Профессор юридических наук Юридической школы в Университете Вандербильта (США) Дон Уэлш в статье «Социальная этика» рассматривает понятие «социальная этика» и считает, что она является «отражением моральной стороны социальных структур, систем и сообществ»96. По его мнению, социальная этика – это отрасль прикладной этики, которая предусматривает применение этических рассуждений к социальным проблемам. Перечень вопросов, рассматриваемых социальной этикой, включает: распределение хозяйственных товаров, проведение исследований с участием человека, права животных, эвтаназия, аборты, дискриминация, порнография, преступление и наказание, война и мир и т.д. Основными задачами социальной этики являются: «(1) рассмотрение социальных условий и определение проблемных условий с учетом норм; (2) анализ возможных действий, которые могут изменить условия, признанные проблемными; (3) предписание решений, основанных на изучении проблем и анализа вариантов действий»97. Каждый из этих трех шагов является ценностно ориентированной деятельностью.

Дон Уэлш выделяет два подхода к рассмотрению социальной этики. Первый обозначает различие между моральным выбором человека и корпоративным решением, принятым коллективом, корпорацией, муниципалитетом, страной и т.д. В таком случае социальная этика фокусируется на политике и практике, которые должны регулироваться социальными институтами – это область социальной политики. Второй подход заключается в понимании того, что этика сама по себе является социальной, так как этика занимается социально значимыми вопросами и встроена в социальную матрицу. Смысл второго подхода заключается в понимании того, что индивидуальная мораль формируется социальными условиями, а моральный выбор человека, в свою очередь, формирует социальные условия.

Профессор считает, что при оценке социальных условий необходимы два метода анализа: дескриптивный и нормативный. Первый заключается в том, что анализ социальных условий предполагает выделение и описание проблем, которые невозможны без профессиональной социальной экспертизы и изучения действий основных общественных институтов. Нормативная социальная этика предполагает предписание со стороны субъектов социальной практики. В основе нормативной ответственности лежит набор убеждений о природе общего блага, целях учреждений в служении обществу. Ситуация считается проблемной только тогда, когда ясно, что конкретный набор обстоятельств отличается от того, что должно быть и от того, что должно произойти.

Дон Уэлш выделяет несколько теоретических оснований социальной этики: телеологический подход, который предполагает, что происхождение моральных обязанностей выводится из тех последствий, к которым приводят поступки; утилитаристский подход, который выражается в оценке всех явлений с точки зрения их полезности; деонтологический подход, заключающийся в следовании долгу и выполнении обязательств при совершении поступков.

Исследователь считает, что этика сама по себе является социальной, так как касается человека, а люди по своей природе социальные животные. Таким образом, любая граница между социальной этикой и тем, что может быть названо личной или индивидуальной этикой, по мнению автора, является искусственной. Если этику невозможно измерить, то «социальная этика» может сделать акцент на то, что личные нравственные ценности формируются социальной средой, и то, что действия на основе этих ценностей в свою очередь влияют на среду. Этот способ концептуализации социальной этики отражает процесс, в результате которого отдельные нравственные решения и действия, относящиеся к социальным проблемам, влияют на действия социальных учреждений.

Институты социального проектирования. Социальное проектирование: цели, задачи, подходы

Типология социальных проектов дает возможность представить социальный проект в качестве масштабного, многопрофильного и разноуровнего социального инструмента. Типология помогает определить проблемное поле, направление деятельности, способы реализации, инструменты и методы того или иного проекта.

В научной литературе социальные проекты классифицируют по разным признакам. Один из примеров - типология по системе управления коммерческими проектами. Выделяют следующие типы социальных проектов:

1) По характеру проектируемых изменений: инновационные и поддерживающие. Инновационные проекты характеризуются внедрением принципиально новых разработок, что связывает социальный проект с инновацией в области науки и техники (создание Интернета, телевидения и т.д.). Целью любого социального проекта является изменение социальной среды, то есть осуществление инновации. Инновация или нововведение - это целенаправленная деятельность по созданию нового и его внедрению в жизнь. «Нововведение — не что иное, как процесс, в ходе которого идея (открытие, изобретение, рационализаторское предложение и т.п.) превращается в новшество, т.е. в продукцию, имеющую качественные отличия от простой репродукции уже существующих образцов, стереотипов и т.д.».

Поддерживающие (реанимационные, реставрационные) проекты решают задачи экологического характера. Пример такого проекта -«Практическое руководство по Всемирному десятилетию развития культуры». (1988-1997 гг.). Этот проект был направлен на сохранение и использование культурного достояния - на охрану и восстановление какого-либо памятника архитектуры и т.д. Данный пример не только сохраняет культурное наследие, но и осуществляет такие задачи как обеспечение занятости, развитие туризма, участие населения в принятии решений и т. д.).

2) Типы проектов по направлениям деятельности: образовательные, научно-технические проекты, культурные проекты. Образовательные проекты направлены на предоставление образовательных услуг и развитие образовательных реформ (в современной России первые значительные изменения в образовании были закреплены Законом РФ «Об образовании» (1992)).

К научно-техническим проектам относятся такие нововведения, которые затрагивают общественную жизнь и имеющие социальные последствия (Интернет, различные научные проекты, экспедиции, выставки и т.д)

Культурные проекты (художественные, символические, экзотические и др.) выявляют социальную функцию культурных объектов. Одним из примеров могут служить театрализованные представления на открытии и закрытии Олимпиады в Москве (1980), во время Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Москве (1985). Современные проекты нередко направлены на социальную реабилитацию и социальную поддержку лиц с ограниченными возможностями. Примером может служить проект француженки Анабель Арден, которая в 1998 г. поставила балет с участием инвалидов-колясочников. Современное телевидение довольно часто проводит акции помощи болеющим детям (смс-акции в рамках «Новостей» на «Первом канале», «День добрых дел» на «Пятом канале»). 3) Типы проектов по особенностям финансирования: инвестиционные, спонсорские, кредитные, бюджетные, благотворительные проекты. Инвестиционные проекты направлены на извлечение максимальной прибыли. Наиболее эффективными инвестиционными социальными проектами считаются проекты в области здравоохранения и социального обеспечения, имеющие целью удовлетворение потребности населения и медицинских учреждений в лекарственных средствах, медицинской технике и т.д. Спонсорские проекты предполагают безвозмездное финансирование проекта сторонними организациями. Кредитные проекты предполагают получение финансовых средств под условия предоставления гарантий кредитному учреждению. Нередко государственные учреждения могут содействовать в получении кредита под социально значимый проект и брать на себя поручительство по кредитным обязательствам.

Бюджетные проекты осуществляются в рамках государственной социальной политики и за счет государственного бюджета. На социальные проекты выделяются субсидии (подобный механизм имеется у многих международных организаций: ООН, ЭКОСОС, МОТ, ЮНЕСКО, Фонд Сороса, Фонд Форда и др.), гранты (грантами часто поддерживают молодежные и детские общественные объединения, например: грант «Великая княгиня Елизавета Федоровна» поддерживает проекты, связанные с созданием учреждений, центров, отделений в рамках системы социальной службы для детей и молодежи с целью их правовой защиты и социальной поддержки; грант «Лев Яшин» поддерживает проекты, направленные на укрепление здоровья молодежи и детей, формирование здорового образа жизни, грант «Владимир Вернадский» поддерживает экологические проекты в области охраны окружающей среды, экологии культуры и развития ноосферы и др.).

Благотворительные проекты не предполагают коммерческих задач. Примером такого проекта может служить галерея Третьякова, которая никогда не планировалась как доходное предприятие, но поспособствовало развитию искусства и стало местом, имеющим социальную и культурную значимость. Еще одним примером благотворительного социального проекта из прошлого может служить созданное княгиней Н. Б. Трубецкой в 1862г. Московское Братолюбивое Общество, целью которого было снабжение неимущих людей жильем. Таким же образом осуществлялись проекты по созданию народных кухонь (создатели: А. Н.Стрекалова, Е. Г. Торлецкая, С. С.Сабашникова). Современным аналогом может служить выездная машина с продуктами и другой помощью для нуждающихся лиц от организации «Ночлежка».

Интегративный потенциал социального проекта (на основе анализа экопроектов) .

Многие перечисленные документы, и прежде всего, доклад «Наше общее будущее» стали основой для формулирования новой идеологии концепции устойчивого развития (sustainable development), которая предполагает модель ответственного отношения человека к природе. В докладе утверждалось, что невозможно решить экологические проблемы вне их связи с экономическими, социальными и политическими проблемами. Экологическая сфера имеет социальное и экономическое измерение – проблемы бедности, безработицы, качества жизни, уровня образования и т.д. тесно связаны с характером отношений человека к окружающей среде. Предпосылкой устойчивого развития является экологическая устойчивость, то есть сохранение оставшихся 40% естественных экосистем и восстановление разрушенных природных объектов. Для этого должно снизиться общемировое производство и потребление, нужно перейти на возобновляемые источники электроэнергии (солнечная, ветровая, водородная) и т.д.

В работе утверждается призыв к социально-ответственному развитию, которое предполагает развитие без ущерба для будущих поколений, то есть ответственность нынешнего поколения перед будущими поколениями. Концепция формирует идеологию нового экологического мировоззрения, исключающую нанесения вреда природе, и экологическую грамотность.

Появление концепции устойчивого развития подтверждает факт того, что общество осознает ситуацию и понимает, что для предотвращения экологических катастроф необходимо восстановление баланса между природой и человеком, для чего нужно изменить мышление человека и ввести экологические нормы и принципы в практику его жизнедеятельности. Однако даже необходимые для устойчивого развития совершенствование управления природопользованием, экономикой и политикой не сравнятся по сложности с изменением общественной морали. Должны быть выработаны новые правила согласования действий разных структур, основы для нового мировоззрения и поведения людей, что предполагает существенное изменение жизни, смену стандартов и ценностей. Концепция устойчивого развития дает возможность людям гармоничного и комфортного существования, развития цивилизации в новой биосферосовместимой форме, основанной на уважении и ответственности человека перед природным миром. При следовании стратегии устойчивого развития страны должны совершенствовать экологическое законодательство и экономические механизмы природопользования, разрабатывать системы стимулирования и ответственности за экологические результаты хозяйственной деятельности, создавать инструменты оценки состояния экосистем и допустимого уровня воздействия на них, формировать эффективную систему воспитания, образования, информирования и пропаганды идей устойчивого развития. Формирование нового экологического сознания и введения экологических императивов требует влияния на общество от локального до глобального уровня – от образования, воспитания, информирования до крупномасштабных акций, законодательных актов, общественных движений и формирования идеологии.

Концепции устойчивого развития предполагает эко-ориентированную систему образования, которая была изложена в документах встреч 2002 («Йоханнесбургская декларация по устойчивому развитию»216) и 2005 гг. («Стратегия Европейской комиссии ООН для образования в интересах устойчивого развития»217). Внимание международных сообществ к вопросам экологического образования открыло новый этап развития экологического культуры и просвещения. Основной смысл этой концепции заключается в экологизации всех уровней и форм образования, которая способствовала бы формированию экологического мышления и сознания людей на всех этапах их личностного и профессионального развития. В выше упомянутых документах отмечено, что причина экологического кризиса коренится в кризисе управления, при этом большое значение придается образованию. Новая идеология предполагает переход к модели образования, основанной на целостном подходе к человеку, обществу и природе, на единстве современного научного знания и гуманистических ценностно мировоззренческих установок.

Как отмечают В.И. Панов и Э.В. Лидская, концепция устойчивого развития требует изменения традиционной системы образования, в результате которой формировалась «экологически-ориентированная познавательная сфера учащегося, которая, как правило, обособлена от его личностной и духовно-нравственной (ценностной) сфер и потому субъективно не выступает для учащегося в качестве экологического императива его восприятия, чувствования, мышления и поведения»218. Ученые утверждают, что экологическое образование должно изменить свой статус – из педагогической дисциплины стать социальным средством практической реализации, что предполагает развитие экологической культуры и сознания в рамках экоцентрической модели отношения человека к окружающему миру. «Экологическое образование призвано способствовать формированию морально-интеллектуальной базы для реализации идей коэволюции на основе обращения к экоцентристской парадигме в системе нравственных императивов посредством воспитания ответственности перед природой»