Введение к работе
Актуальность исследования. Категория иде.іл всегда имела глубокое общественное значение. В современную эпоху крупных социальное перемен, в период резкого столкновения различных взглядов и мировоззренческих систем, значение идеалов как элементов системі ценностной ориентации личности значительно возрастает, в связи с чей возрастает и необходимость более глубокого анализа философских основании идеалов, и в частности социальных идеалов, анализа путей их формирования.
Степень научний разработанности прсблег.ш определяется тем, что в советской философской литературе за последнее время появилось много серьезных работ, с ризншс сторон освещающих проблему идеала; так, предпринят структурный анализ идеала (Давидович В.Е.), рассмотрена связь социальных идеалов с действительностью (Печенев В.А.); во многих работах проанализированы конкретные общественные идеалы, например, эстетический (работы Сто-ловича А.Н., Ястребовой И.Я., Крюковского Н.И. и др.), нравственный (работы Дробиицкого О.Т., Титарепко А.И. и др.).
Проведен критический анализ идеалов отживших и отживающих, как присущих буржуазному обществу и формируемому им мировоззрению, так и проявившихся в условиях извращения принципов социализма и период культа личности и застоя, представлявших апологетику административно-командной системы.
Все упомянутые здесь работы отличает конкретно-содержательный взгляд на проблему, взгляд со сторони социальной значимой наполненности идеалов.
Цель и задачи исследования. Цепь данной диссертационной работы состоит в тем, чтобы наряду с уже указанным выше аспектом исследования применить и другой не менее важный подход, который можно было бы определить как формально-технологический, вскрывающий сам механизм возникновения идеала, исследующий принципиальную схему действия психологических процессов, составляющих основу возникновения, становления и функционирования идеалов в сознании личности, идеалов, включенных в систему того или иного отношения к действительности независимо от того, являются ли они истинными или ложными."Даже фашистская идеология провозглашала свой "эстетический идеал". Эстетический идеал - идеал
красоты, следовательно, отнюдь не всегда означает красоту идеала, эстетическую цен -сть самого идеала" . Это важно иметь в вида не только при рассмотрении эстетических или нравственных, но и любых социальных идеалов, а также при анализе всей структуры идеалов, от личных идеалов до общественных.
Рассмотрение абстрактных схем, собственно, самой "механики" возникновения и функционирования идеалов как элементов сознания (и в данном случае не важно, истинных, или ложных), представляет собой определенный, но чрезвычайно важный этап исследования, обеспечивающий нахождение абстрактно-философских оснований феномена, каковым является идеал человека, этап, дающий в дальнейшем возможность более успешно анализировать ото явление как на психологическом, так и на гораздо более высоком - содержательном уровне, то есть уровне социал! м.
Научная новизна работы состоит в рассмотрении социального идеала как определенного этапа в процессе развития индивидуального и общественного сознания, проистекающего из постоянного стремления человека к достижению максимальней, предельных результатов и состояний, а также в попытке взглянуть на социально-значимые идеалы личности как на некие величины, выражающие собой определенные этапы, уровни, ступени сложно структурированной системы процесса развития всей жизнедеятельности людей.
Подобный подход к анализу процесса развития человеческой жизнедеятельности потребовал выделения отдельной единицы простейшего элемента анализа. Таким первоэлементом, клеткой развития (как личностного, так и общественного) сознания выступил момент остроты процесса развития, его кульминационный пик, выражающий предельные (конечные) и промежуточные результаты поступательного движения, которые до сих пор определяются понятием "новое". Однако, в данном случае, применительно к процессу развития духовного потенциала, предлагается необходимым определять новое не просто как качественно иную ступень г, развитии старого, но как качественно иную ступень п преодолении старого и, что наиболее важно, в преодолении вполне определенном путем, выражающемся во псе большей утонченности, отточенности "пнетрумента-
Столович Л.Н. Природа эстетической ценности, - !.'., 1972. С. 224,
рия" сознания и соответствующего изменения характера деятельности. Речь идет не просто о большем усердии и старании, но и о возрастании изощренности (утонченности) деятельности человека как в сфере духовного, так и в сфере материального производства. Кроме того, понятие "изощренность", "острота", определяя собсіі способ реализации мысли в действии, наилучшим образом выражает своеобразие структурно-системного подхода при анализе многообразных вариаций развития жизнедеятельности человека, позволяет конкретизировать и различить психологические, нравственные и эстетические основания таких понятии, как "культура", творчество", "совершенство", "совершенствование", "идеал" и др.
Теоретическая и практическая значимость работы состоит в том, что материалы и выгоды исследования могут способствовать обогащению понятийно-категориального аппарата многих обществоведческих дисциплин - философии, отики, эстетики, культурологии, психологии, социологии и многих других, поскольку вьтделение понятия "острота", "изощренность" в значении экстремума- развития жизнедеятельности человека способствует более глубокому анализу таких категорий, как совершенное, абсолютное, идеальное, что, в свою очередь, является необходимым для проникновения а сущность таких явлений духовной жизни, как культура, творчество, искусство, сознание, идеал, дополняет уже существующие подходы к проблеме формирования социапьно-значимых идеалов.
Теоретико-методологическая основа исследования. Методологической и теоретической основой исследования явились труды К.Маркса, Ф.Энгельса, В.И.Ленина, разработанные ими принципы и Законы материалистической диалектики и программные документы КПСС. В процессе работы над диссертацией автор опирался на соответствующие разработки советских исследователей и специалистов, на материалы периодической печати.
Структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и списка используемой литературы.