Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Социально-нравственная проблематика в современной буржуазной латиноамериканской философии Петякшева Наталья Ивановна

Социально-нравственная проблематика в современной буржуазной латиноамериканской философии
<
Социально-нравственная проблематика в современной буржуазной латиноамериканской философии Социально-нравственная проблематика в современной буржуазной латиноамериканской философии Социально-нравственная проблематика в современной буржуазной латиноамериканской философии Социально-нравственная проблематика в современной буржуазной латиноамериканской философии Социально-нравственная проблематика в современной буржуазной латиноамериканской философии Социально-нравственная проблематика в современной буржуазной латиноамериканской философии Социально-нравственная проблематика в современной буржуазной латиноамериканской философии
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Петякшева Наталья Ивановна. Социально-нравственная проблематика в современной буржуазной латиноамериканской философии : ил РГБ ОД 61:85-9/225

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Идейные и социально-исторические истоки латиноамериканской философии 19

1. Особенности социально-исторической ситуации Латинской Америки и становление латиноамериканской философии 19

2. Позитивистские и антипозитивистские тенденции в латиноамериканской моральной философии /конец ХIX - начало XX века/ 36

3. Философия "ибероамериканской расы" Хосе Васконселоса 64

Глава II ."Этика освобождения" 88

1. "Теология освобождения" и "философия освобождения" 88

2. Обоснование "этики освобождения" в философии Энрике Дусселя

3. Учение об этосе и "де-струкция" истории этики 135

4. Добродетели "этоса освобождения" как попытка...преодоления европейского "этоса господства" 149

Заключение 176

Библиография

Введение к работе

Актуальность исследования. В современной идеологической борьбе особое место занимает идеология развивающихся стран. Как указано на ХХУІ съезде КПСС, в настоящее время значительно возросла на мировой арене роль государств Латинской Америки1. Анализ идеологической и политической ситуации в этих странах является актуальнейшей,; задачей марксистских исследований. Это относится и к такой малоизученной в нашей литературе теме, как становление философской мысли в этом регионе.

Специфика буржуазных философских учений в отдельных регионах и странах давно является объектом внимания в советской критической литературе. В границах одной или нескольких стран /можно, например, говорить об англоязычной или испаноязычной философии/ существует некоторая преемственность долговременно действующих материальных и идеологических факторов, которые преломляются вгфилософских исследованиях.

Политико-идеологическая ситуация на латиноамериканском континенте ві последние годы характеризуется дальнейшим развитием революционного процесса, вовлечением в этот процесс средних слоев, крестьянских масс, активизацией социальной и философской мысли, появлением ряда течений, выступающих против олигархии и империализма и направленных на постижение исторических судеб и перспектив развития континента, осмысление процессов становления "сознания Америки". Можно говорить о создании некоего достаточно цельного идеологического комплекса, определяющего духовную жизнь латиноамериканских стран, что нашло свое выражение и в философии. По мнению многих латиноамериканских философов:, период, "когда говорить о латиноамериканской

I. Материалы ХТО съезда КПСС. - М.: Политиздат, І98П, с.25. - 4 -философии - это значит рассказать о европейской философии в Латинской Америке"1, уже прошел, латиноамериканская философия обрела свое лицо как "философия освобождения. В марксистской советской и зарубежной литературе достаточно широко утвердился взгляд, что латиноамериканская философия утке приобрела континентальный характер, предварительно пройдя стадию оформления в национальных границах3, диссертант поддерживает эту точку зрения, полагая, что, несмотря на существование определенных и неоспоримых национальных различий, латиноамериканская философия: обладает рядом общих характерных черт, позволяющих рассматривать ее как единое целое и в континентальном масштабе.

Проблемам становления латиноамериканской философии, анализу ее специфики посвящен ряд работ в марксистской философской литературе. Среди них можно выделить диссертации о таких латиноамериканских мыслителях как Хосе Марти, Хосе Инхеньерос, Фран-сиско Ромеро, а также диссертации по современной философии Аргентины, Мексики. Отметим работы В.Аладьина, В.Анишина, Р.Бурге-те, А.Дессау, Г.Кромбет, А.Кудрявцева, С.Леви, 0.Тернового, В. Шишкиной и др., а также сборники, освещающие некоторые проблемы специфики латиноамериканской философии и культуры^. Однако, ла-

1. См.: Bond у$ql#zar A SevJldo у pro Ще те, de/pevsa/v/ev-Jv -fibsoiiсо h/sp4iiD0MertC0f70. - /a wr^ncej /060, р. /З

2. См.: TeaL: *DependehcjQ'i//fierce/oft e/j/#ci/tttjrg /#-//#оа#7е- п'сят - М-єх/со /074, p. to,

На это указывают, в частности: С.Леви. Философия "ибероамери-канского" человека и буржуазный историцизм. - Философские науки, 1973, & I, с.122; А.Дессау. Утопии Самуэля Рамоса. - Латинская Америка, 1974, № I, с.8Г; Г.Кромбет. 0 книге 0.Тернового "Философия Кубы". - Латинская Америка, 1973, Ш 4, с.217.

См.: К вопросу о специфике латиноамериканской философии. М., Институт философии АН СССР, 1980; Проблемы философии и культуры в Латинской Америке. М., Институт философии АН СССР, 1983. тиноамериканская философия исследована еще далеко недостаточно. Автор рассматривает свою работу как продолжение начатых исследований, вызванных необходимостью "обратить внимание на теоретико-методологические проблемы, связанные с изучением конкретно-исторических форм и своеобразных путей развития философии и духовной.^культуры отдельных народов и этнических регионов""1, в: данном случае, специфики латиноамериканской философии:, ее социально-нравственной:проблематики.

Обращение к латиноамериканской философии объясняется не только указанными причинами, но и общей позицией автора, всецело присоединяющегося" к мнению советского исс ледовате ля-латино -американиста В.Б.Земскова, подчеркивающего необходимость "вписать латиноамериканскую культуру в историко-теоретическую картину мировой .культуры" как "в интересах полноты общей картины, так и в интересах изучения собственно латиноамериканских проб-лем . Б полной мере это требование относится и к философии, как важнейшей стороне проявления духовной культуры региона. Насколько всесторонне освоены такие сферы латиноамериканской культуры как история, экономика, литература, искусство, настолько очевидна недостаточная разработанность проблем латиноамериканской философии;.

Этико-гуманистический характер латиноамериканского мышления отмечается зарубежными исследователями. На этико-эстетиче-скую направленность латиноамериканской философии указывал испанский философ Хосе Іаос, который в этой связи подчеркивал и особый тип латиноамериканского философа - моралиста, творчество

См.: "Вопросы философии на рубеже 80-х годов". - Вопросы философии, І9ВД, № І, с.1б.

ЗемсковВ.Б. Аргентинская поэзия гаучо. -М.: Наука, 1977, с.201. т которого носит пропагандистко -проповеднический характер . Об "этической, озабоченности" латиноамериканской философии, которая "питает и дает ей смысл", говорит и аргентинский философ

Р.Фрондиси .

Американский историк философии Патрик Романель, сравнивая североамериканскую и латиноамериканскую философии также отмечал, что латиноамериканская мысль "инспирирована в основном проблемами поведения", моральной проблематикой в целом", что выражает, по его мнению, "трагическое чувство жизни", в отличие от североамериканского - "эпического чувства жизни", на-правленного на проблемы познания . Мексиканский философ Лео-польдо Сеа, продолжая сравнение, говорит о необходимости согласования идеалов с соответствующим видением мира. Североамериканская философия - прагматизм, выражает растущее господство человека над природой. Латиноамериканская же, "обратилась к миру этики и конкретной политики, соответственно своему мировиде-нию"4. Американский ученый Кроуфорд В.Р. в книге "Сто лет латино американской мысли", отмечает: "Взаимопроникновение этики, эстетики и политики не обещает научности, и результаты, действительно кажутся далекими от монументов европейской философии типа систем Декарта, Спинозы, Гегеля. Но будет ли разумным отрицать, что в разных культурах философия может существовать в разных формах, что ее цели и границы суть также продукты истории? Должны ли мы отказывать латиноамериканцам в праве на фило-

I . G$0SJ- Pe(lSqm/en-/-D Je /<Я lertCJUQ <2Sp<2/Toh, -///єХ/СО /#45 f>\//5.

2. Trondi'zi R. ttay unci fi/osolfc? /Ізегротепажя ?-Tt?'. ^e^f/al^ej* B.AJ4W, тагго-абп'І, у. /70.

3. Poma/iё//P. J$ -/оґнщс/оп Je h те^/я/їс/аа/ мех/ссг^а - Mexico, ЮМ, p. 35.

4. Ze.oL VepehdehctQ у /flewc/on e/i /q a/MurQ М'поате/^/- caw - /77ex/c% /$74, f>- 4D. софию только потому, что мы понимаем это слово иначе?"х

В советской.литературе также отмечена эта специфическая этико-эстетическая окрашенность латиноамериканского философствования и подчеркивается1: необходимость специального изучения ее становления и развития .

При определении и анализе особенностей латиноамериканской философии возникает ряд методологических трудностей. В целом современную латиноамериканскую мысль довольно трудно расчле-нить на определенные направления, школы или системы0. Однако, идентичность социально-экономических проблем обусловливает и определенную идеологическую общность. Отличительной чертой философского мышления в Латинской Америке стала его содержательная общность, в основе которой лежит сходство исторического развития стран, региона. Несмотря на политическую "дробность" континента, возникшую после завоевания независимости /процесс, начавшийся в ЖХ веке и совпавший с образованием самостоятельных наций/, у латиноамериканских стран имеется целый ряд общих черт, объясняемых экономической отсталостью и зависимостью этих стран.

Историческая общность латиноамериканских стран выразилась в сходных тенденциях как экономического и политического, так и культурного развития. Социально-экономическое положение стран

Цит. по: Концепции историко-культурной самобытности Латинской Америки. -М.: Наука, 1978, с.Ю.

См. там же, с.II.

За исключением традиционных форм неотомизма, неокантианства, мексиканского экзистенциализма, нельзя говорить о философских школах в Латинской Америке, - утверждают составители антологии : U homore. у /us ^qlores ел ^ /i/osoff'Q /а/-//7одґГ7Єґ/с^/7? del Sigh X/. - Шехісо, /975p. 20. региона представляет собой ;так называемый "зависимый" капитализм. В первые три столетия испано-португальского господства культурная жизнь в каждой,;.из колоний была единой. Схожесть интеллектуальной- жизни континента является важным фактором для объяснения содержания латиноамериканской философии.. Видный латиноаме-риканист Манфред Коссок /ГДР/ выделяет следующие факторы, которые сказались на развитии всего региона: относительная географическая самостоятельность; общая колониальная история, приведшая к определенной^структурной унификации; сознание континентальной общности; единство языка, проявляющееся во всеобщем распространении испанского и португальского; деформированное социально-экономическое и политическое развитие после достижения самостоятельности в условиях косвенной реколонизации; общность задач, стоящих перед народами этого региона, заключающихся в достижении национального освобождения посредством антиолигархиче- ской и антиимпериалистической революции . Таким образом, социально-историческая и идеологическая обусловленность латиноамериканской философии несомненна. Совокупность материальных и идеологических факторов в качестве культурно-исторического опыта, с очевидностью обнаруживает себя в формировании латиноамериканской философии.

Учитывая вышесказанное, рассмотрение в данной работе культурно-исторических факторов формирования латиноамериканской философии и критический анализ ее социально-нравственной проблематики предполагается провести, главным образом, на материале философских концепций аргентинских и мексиканских мыслителей, как представителей наиболее развитых в философском отношении

I. Коссок М. Общее и особенное в историческом развитии Латинской Америки. -В кн.: Расы и народы. М., 1974, с.46. - 9 -стран*. Кроме того, буржуазная философская мысль этих стран в своем развитии дает представление о комплексе идей, присущих всему континенту. Подтверждение этому мы постоянно находим в работах самих латиноамериканских философов. Так, в частности, аргентинский философ Энрике Дуссель отмечает: "То, что здесь говорится об Аргентине, аналогично может быть отнесено ко всем латиноамериканским странам .

Этическая проблематика в философских построениях латиноамериканских мыслителей является специфическим продуктом разви-тия "зависимого" капитализма слаборазвитых стран третьего мира . Проблема этико-морального возрождения латиноамериканских народов поставлена социальньми процессами "зависимого" капитализма более остро, чем в развитых капиталистических странах. Эту ситуацию выражает своеобразный "моральный язык" философских воззрений: тема насилия, одиночества, отчуждения, социальных форм симуляции как выражения неподлинности существования, мистификации, безнадежности, зависимости и т.п.

Обращение к "этическому" в современной латиноамериканской философии является не только реакцией на кризисное состояние буржуазной этики, но и продолжает традиции так называемых "основателей" латиноамериканской философии /общая характеристика

См.: [[ Ііотбґе If bs v#Jores...,p 2D. Mussel F. Atnericq Ш/Ш dependeficf'ci у Herod Oft. -BA. I$73p2

Подобные процессы характерны и для расово-этнических групп, находящихся на низших ступенях социальной лестницы развитых капиталистических стран. Так, канадский психолог и антрополог Отто Клайнберг отмечает, что движение черного населения США. сопровождается'выработкой сложной философской концепции самобытности и формированием "новой этики черных", базирующейся на расовом самосознании, высоком чувстве собственного достоинства, гордости, полноценности, уверенности. См.: 0.Клайнберг. Культура и культуры. - Курьер ЮНЕСКО, август. 1982, с.9. - ю - творчества "основателей" будет дана ниже/. Так, у мексиканского философа Антонио Касо встречается мысль о необходимости ос- т новать национальную моральх. Определенно говорит о постулировании "новой философии" - "не научного характера, а этической ориентации" аргентинский философ Алехандро Корн . В свете своеобразной этической теории пытается осмыслить процессы освободительной борьбы, обосновать подлинные моральные ценности латиноамериканского народа современный аргентинский философ Э. Дуссель.

В последнем случае речь идет не просто о понимании этики и морали. Подобно тому, как ставится вопрос о специфике латиноамериканской философии речь идет не о том - существует или не существует философия в Латинской Америке. Факт изучения и постановки философских проблем не вызывает у латиноамериканских мыслителей сомнений. Вопрос стоит о существовании именно "латиноамериканской" философии, ее субъекте и объекте, методе исследования. Таким же образом ставится вопрос о возможности латиноамериканской "этики освобождения" в философии Э.Дусселя.

Исходным методологическим пунктом для понимания характера, современной латиноамериканской философии в данном случае может служить идея о том, что представления о нравственности в том или ином философском учении зависят от "характерного для него понимания человека, общества, истории, подчас даже мира в це-лом, от истолкования задач и путей философствования" . в современной -.латиноамериканской философии эта зависимость очевидна. Собственно философскому анализу проблем здесь предшествует или,

I См -filkgosfi. Panorama Je U f/losofa /Serot/ner/cctfrq

См.: Rodtigez-Mcelq/l. Korhf Uwtou/W, ^/%? -BA /$5~tff>. 3

Дробницкий О.Г. Понятие морали. -M.: Наука, І974, с.121. - II - точнее, непосредственно включается в контекст суждений об "американском", интерпретация исторического развития Латинской Америки, обсуждение проблем культурной самобытности, определение сущности латиноамериканского человека. Бытие последнего рассмат-ривается через призму истории континентах, но скорректированную с общечеловеческой историей как относительное с абсолютным. Поиски сущности латиноамериканца как "нового человека" связаны с явлением метисации - процессом этнической и культурной ассимиляции, происходящем на континенте со времен конкисты. "Мир в целом" мыслится здесь в плане соотношения человека и универсума, интерпретируемых в сеєтє "американских обстоятельств". Задачами философии становятся описание и определение сущности латиноамериканского человека и его культуры. Вопрос о специфике самой философии ставится, таким образом, как вопрос о возможности выражения самобытности в философских категориях.

Направленность латиноамериканской мысли на обсуждение проблем культурного самоопределения во многом предопределила ее характер как философии моральной, отличающейся, в то же время, от традиционной философии морали западной философии. Аргентинский философ Э.Дуссель называет латиноамериканскую философию "этиче-ской" , понимая под этим такую "практическую философию", которая должна выявить жизненные принципы и идеалы современного латиноамериканца.

Так, для мексиканского философа Х.Васконселоса конкиста становится отправной .точкой для разработки концепции "космической расы". Основные категории "этики освобождения" Э.Дусселя вырабатываются им в процессе пересмотра исторического развития не только континента, но и всего человечества.

См.: tyusseiE. filosofiq el/cg /йЬ'яой^еп'ся^а. -/77Є.Ї/СО

Культурно-исторический опыт латиноамериканского региона отражается здесь, как правило, в специфических моральных представлениях. В латиноамериканской философии характерной является не постановка собственно этических проблем, но привлечение нормативно-ценностной, моральной аргументации при попытках выявить гуманистические основания латиноамериканской реальности и ее человека. Понимание морали и этики дается здесь в контексте более широких проблем культурного самоопределения.

Чем объясняется данный характер латиноамериканской философии? Из всех форм общественного сознания мораль имеет прямую, непосредственную связь с человеком, человеческими проблемами, ее интересует знание не само по себе /как науку/, а знание, преломленное в ценностях1- и потому "моральное измерение" берется латиноамериканскими мыслителями /в частности, Э.Дусселем/ как наиболее приемлемый способ "человеческого" осмысления проблем латиноамериканского общества и его истории.

Тема данного исследования ограничивается хронологическими рамками - современной латиноамериканской философией XX века, поскольку именно с начал нашего века в Латинской Америке началось серьезное исследование возможности собственно "латиноамериканской" философии. Но, поскольку современная латиноамериканская мысль возникла как реакция на позитивизм, который после периода господства схоластики был наиболее распространенным философским течением в Латинской Америке, то это предполагает обращение к основным идеям позитивистской философии, господствовавшим на континенте в конце ХЕХ - начале XX века, особенно в плане интересующей,нас моральной проблематики. От господства позитивистских моральных доктрин - их критики в творчестве "ос-

I. См.: Марксистская этика. -М.: Политиздат, 1976, с.95. - ІЗ - нователей" /Родо, Басконселос/ - до попытки обоснования "независимой" от европейского мышления "этики освобождения" - такова общая картина развития моральной^философии в латиноамериканских странах, анализ которой и предполагается дать в работе.

Рассматривая становление и развитие латиноамериканской философии как отражение процесса формирования национального самосознания латиноамериканского общества, автор определяет общую цель работы: проследить в историко-философском плане одну важную и характерную черту в развитии современной латиноамериканской философии - ее морально-этическую направленность, акцентирование ценностного аспекта рассматриваемых философских проблем; показать этико-гуманистический характер латиноамериканской философии как отражение сложного культурно-исторического опыта континента; раскрыть сущность этого духовно-идеологического явления, его роль в освободительной борьбе латиноамериканских народов; показать его социальную и теоретическую ограниченность, несостоятельность его притязаний на определение путей реального гуманистического развития современного латиноамериканского общества.

Поставленная цель предполагает решение следующих задач: показать социально-историческую обусловленность латиноамериканской философии, роль специфических культурно-исторических факторов, определивших ее этршо-гуманистический характер; установить общие тенденции в развитии латиноамериканской философии и определить степень и формы влияния на латиноамериканскую мысль европейских философских школ /показать взаимосвязь латиноамериканской философии с мировоззренческими и методологическими особенностями современной западной-буржуазной философии/; выявить своеобразие аргентинского и мексиканского позитивизма в сфере моральной философии; дать критический анализ философии "ибероамериканской расы" мексиканского философа Хосе Басконселоса, одного из "основателей" латиноамериканской философии, в творчестве которого нашли свое выражение характерные проблемы современной латиноамериканской,.мысли ; - дать критический анализ философской концепции аргентинского философа и теолога Энрике Дусселя, пытающегося в рамках философии и теологии "освобождения" разработать систему посылок, служащих обоснованием латиноамериканской "этики освобождения" ; показать исходные теоретические и методологические посылки его философии; раскрыть сущность учения об этосе, концепции "другого"; доказать бесплодность попыток аргентинского философа обосновать "вечную" этику, на деле представляющую модернистский вариант теологической этики.

В исследовании автор руководствовался методологическими принципами анализа историко-философского процесса, сформулированными в трудах К.Маркса, Ф.Энгельса, В.И.Ленина.

В ходе критического исследования возникла необходимость конкретизировать принципы марксистско-ленинской историко-философской методологии на материале латиноамериканской философии. Так, с точки зрения марксистской методологии принцип социальной обусловленности означает требование понять любую философскую систему, философию вообще, во-первых, в связи с историческими условиями своего существования, во-вторых, в связи с другими философскими системами. Зто означает, другими словами, понять латиноамериканскую философию как момент всемирно-исторического хода историко-философского процесса.

В отношении изучения идеологии, философских учений, концепций, возникающих в рамках современного национально-освободительного движения'"все более ощущается потребность в выработке общих методологических подходов к анализу идеологических течений "третьего мира" . Так, в отношении предмета нашего исследования возникает задача объяснения характерной для философских построений латиноамериканских мыслителей противоречивости, эклектичности, сочетания-традиционализма и модернизма, радикализма и консерватизма, национализма и социализма и т.д. Марксистская оценка идеологического явления, в нашем случае, латиноамериканской, -философии, требует учета тех социально-классовых условий и реальных проблем, которыми вызваны к жизни эти концепции.

Б литературе, посвященной общественной мысли развивающихся стран имеется две тенденции*1: первая состоит в установке на подчеркивание специфики, уникальности ситуации развивающихся обществ; другая рассматривает идейные процессы с точки зрения более широких универсалий -и закономерностей всемирной истории. В этом случае анализ конкретного материала необходимо ведет к уточнению и разработке общетеоретических проблем. Тема нашего исследования, на первый взгляд, следует первой из указанных тенденций.1: Но здесь надо иметь в виду, что, в принципе, оба подхода не только правомерны, но и должны взаимно дополнять друг друга. Другими словами, необходимо исходить из диалектики общего и особенного, их проявления в историко-философском процессе. Понимание специфики невозможно без выхода к "общему" - без учета ранее известных закономерностей и понятий. Нахождение необходимой меры - гармонично дополняющих друг друга конкретно-исторического и историко-философского /причем - социально-этического/ анализа составляет здесь безусловную трудность.

Хорос В.Г. О популистских течениях в развивающихся странах. -Вопросы философии, 1978, № I, с.68.

См. об этом: Хорос В.Г. Идейные течения народнического типа в развивающихся странах. -М.: Наука, 1980.

Касаясь этих положений методологии истории философии, следует, однако, отметить, что методологические проблемы исследования-философии отдельного народа /народов, региона/ и подходы к ее изучению еще недостаточно определены . Таким образом, рассмотрение истории философии не только со стороны общих закономерностей, но и со стороны национальных особенностей является важной задачей историко-философской науки. Национальная философия как конкретно-историческая форма всемирно-исторического развития философского познания воплощает диалектическое единство всеобщих закономерностей философского развития и индивидуально-своеобразного проявления этого развития. Анализ латиноамериканской философии на уровне диалектической взаимосвязи общего и особенного позволяет учитывать не только общие закономерности, что обычно и делается, но и специфические особенно-' сти развития этой^философии. Поскольку национальный момент присутствует в революционном движении угнетенных народов не просто как его форма, а как выражение его сущности, особую важность приобретает то своеобразие, в котором выражается духовная сущность нации.

В своем исследовании автор опирался на методы и результаты исследования современной буржуазной философской мысли XX столетия. Это работы А.С.Богомолова, Б.Т.Григорьяна, О.Г.Дробницкого, А.Б.Зыковой, Т.А.Кузьминой, Ю.К.Мельвиля. М.К.Мамардашвили, Э.Ю.Соловьева, Т.И.Ойзермана и др.

Методологическими принципами исследования проблем этики и морали в латиноамериканской мысли являются положения, выработанные советскими этиками. Автор опирался на исследования А.А.Гусейнова, О.Г.Дробницкого, А.И.Титаренко, К.А.Шварцман и др.

Г. См.: Каменский З.А. История философии отдельного народа. -Вопросы философии, 1968, № 3.

Существенное значение для проведения диссертационного исследования имело также изучение работ по истории, политике, культуре стран Латинской Америки, выполненные советскими иссле-дователями-латиноамериканистами /М.С.Альперович, И.Р.Григуле-вич-, Т.В.Гончарова, В.Б.Земсков, В.А.Кутейщикова, Л.С.Осповат, И.А.Тертерян. А.В.Шестопал и др./. диссертация написана на основе анализа латиноамериканских источников. Диссертантом критически осмысливаются работы латиноамериканских философов, историков, социологов. В частности, для реконструкции позитивистской философии в Мексике и Аргентине существенную помощь оказали работы мексиканского философа Леопольдо Сеа, панамского историка философии Рикаурте Солера, аргентинского исследователя-марксиста Берты Перельштейн.

Научная новизна исследования. Работа представляет собой первую в советской литературе попытку систематического анализа социально-нравственных проблем и этико-гуманистического характера латиноамериканской философии. В работе предпринята попытка проследить развитие указанной особенности латиноамериканской философии в ходе ее становления. В таком аспекте латиноамериканская мысль еще не исследовалась. Фрагментарно поднималась проблема специфики латиноамериканской философиіг, но не ставилась специально задача целостного воссоздания в рамках историко-этического анализа одной из характерных тенденций в развитии современной латиноамериканской философии.

Практическая и теоретическая значимость исследования. Результаты и материалы работы могут быть использованы при подготовке спецсеминаров по изучению истории философии, истории нравственности и моральных учений, критике современных буржуазных

I. См.: К вопросу о специфике латиноамериканской философии. М., Институт философии АН СССР, 1980. этических концепций, в лекционно-пропагандистской работе. Критический анализ латиноамериканской философии, ее социально-нравственной проблематики важен также и для понимания особенностей: современной интеллектуальной жизни латиноамериканских стран.

Критический анализ латиноамериканской философии, предпринятый в диссертации, может служить основанием для развертывания дальнейших исследований философской.мысли этого культурного региона.

Позитивистские и антипозитивистские тенденции в латиноамериканской моральной философии /конец ХIX - начало XX века/

Латиноамериканская философская мысль в конце ЖХ - начале XX веков находится под влиянием общих позитивистских умонастроений, инспирированных такими неоднородными элементами как эволюционистский натурализм Г.Спенсера, позитивизм О.Конта и утилитаризм Дк. Милля. Позитивизм утверждается практически во всех испаноамериканских странах. Несмотря на существующие национальные различия , можно говорить о латиноамериканском позитивизме как некотором единстве, где влияние Конта является наибольшим на начальном, и Спенсера - на последнем этапе. Влияние Милля-: было наименьшим и замечается лишь на поздних этапах1. Это единство сводится к единству скорее методологическому, чем содержательному.

Позитивистская; философия в Латинской Америке не была объектом чистого изучения на университетских кафедрах, но рассматривалась как практический инструмент для решения конкретных социальных задач. С точки зрения идеологической "... позитивизм был философской доктриной, принятой господствующими классами Испаноамерики в период внедрения и утверждения в наших странах международного капитализма," - отмечал перуанский философ А.Саласар Бонда . Позитивизм был философией, с помощью которой латиноамериканские страны пытались преодолеть испанское наследие, рассматриваемое в:этот период как препятствие на пути к включению в современный мир. Для позитивистов социальный вопpoc - это прежде всего культурно-педагогический вопрос, проблема просвещения. Организовать воспитание, обучение, изменить нравы, концепцию мира, унаследованные от схоластики - вот задачи, которые ставили латиноамериканские мыслители позитивистской ориентации.

Практический характер позитивизма особенно хорошо виден в;мексиканском позитивизме , который был официальной философией, идеологическим оправданием диктатуры Порфирио Диаса /1876-І9Ю/. Идея диктатуры постулировалась в контовской социократии как необходимый элемент социального порядка, прогресса, которые не может быть достигнут на пути анархической свободы. С по-зиций позитивизма группа ученых, "сьентификое" приближенная к правительству Диаса, пропагандировала "научные" методы управления государством, претендовала на духовное и нравственное руководство обществом. С помощью образовательных и воспитательных мер интеллектуалы-позитивисты надеялись установить единое общественное мнение, которое обеспечивало бы, тем самым, необходимую для нормального функционирования общества солидарность.

Позитивизм рассматривался как инструмент, способствующий формированию типа человека, соответствующего "эпохе прогресса". Предполагалось, что только народы, способные создавать технику и пользоваться ею, могут достигнуть прогресса; а поскольку таковыми выступали представители саксонских стран,:в Латинской

Америке распространяется позитивистское воспитание, цель которого состояла в "саксонизации латинской души" , в формировании людей практики. Связанная с социал-дарвинизмом, позитивистская педагогическая доктрина насаждала идеал "янки" как наиболее соответствующий эпохе прогресса. Самой способной социальной группой для восприятия этого идеала, "агентом прогресса", считалась мексиканская буржуазия. Согласно позитивистской доктрине, прогресс осуществляет "счастливый" класс, который, обладая наилучшими данными, представляет собой вид более приспособленный к среде и, потому, имеющий почти священное право эксплуатировать и поддерживать свое господство над менее приспособленными. Очевидно, что в эволюционизме Спенсера и социал-дарвинизме находила эта социальная группа оправдание своего места в обществе.

Таким образом, позитивизм как идеологическое выражение порфиризма и так называемой группы "сьентификос" был инструментом, который служил определенному социальному классу - мексиканской буржуазии для оправданиям ее социальных и политических притязанию Исконное индейское и метисное население, с точки зрения этой теории, представляло наименее способную часть общества в борьбе за прогресс0. Кроме того, поддерживалась идея "мексиканской шации", из которой индейцы исключаются вообще как "не мексиканцы" и принадлежащие к низшей расе .

Стремлению к свободе препятствовали, по мнению мексиканских позитивистов, противоречия и непоследовательность в национальном характере /"дефекты расы"/, которые отражались, якобы, и в социальных институтах. Тирания, варварство, отсталость и т.п. рассматривались как проявление остатков колониальной структуры. На базе позитивистской педагогики предполагалось устранить -наиболее глубинные психологические и социальные основы колониальной культуры Соориентировать программу жизни на преодоление прошлого и принятие форм жизни и мышления таких современных стран и наций как Франция, Англия и США. объявлялось непосредственной целью позитивистского воспитания и образования.

В идеологическом отношении латиноамериканский позитивизм имел значительные последствия: после многих веков господства схоластики был выдвинут лозунг изучения естественных наук. Ан-тисхоластическая направленность позитивизма выражалась в замене идеи бога идеей..природы, божественной воли - естественными законами. Это стало точкой отправления для объяснения как физических и биологических явлений, так и социальных, включая психику человека. В отличие от господствующих спекулятивных и догматических учений, страдавших концептуальной неясностью, позитивизм привлекал своей ориентацией на опыт, претензией на логическую строгость, догматизм и вербалистский, дискурсивный метод обучения, господствовавшие в ведущих центрах просвещения в Ибе-роамерике в:середине ХЕХ века, были заменены методом естественных наук, наблюдением и экспериментом,

Философия "ибероамериканской расы" Хосе Васконселоса

Мексиканский философ Хосе Васконселос /1882-1959/ принадлежит к "основателям" латиноамериканской философии. Антипозитивистская направленность его мышления способствовала формированию социо-культурного комплекса идей, которые оказали значительное влияние на латиноамериканскую философию.

Новое поколение мексиканских буржуазных мыслителей, хотя и сформировалось внутри позитивистской системы образования, выступало против позитивизма, его концепции человека и представлений о философии. Знаменитая философско-литературно-худо-жественная группа "Атенео молодежи" /Ї908/, с которой началось движение нового поколения мексиканских интеллектуалов, выражало общее недовольство господствующей позитивистской идеологией. Основателями "Атенео" были Педро Энрикес Уренья, Антонио Касо, Альфонсо Рейес, Хосе Васконселос.

Буржуазно-демократическая революция /1910-1917/ открыла новый этап в социально-экономическом развитии страны, расчистила путь развитию национальных капиталистических производственных отношений. Революционная обстановка способствовала формированию национального самосознания мексиканцев, возрождала интерес к традициям национальной культуры, органично включавшей в себя как испанские, так и индейские элементы. Эти процессы требовали своего теоретического осмысления. Мыслители нового поколения ставили своей целью развитие самобытности латиноамериканцев. Они считали, что латиноамериканская культура в рамках позитивистской философии не находила адекватного выражения. Антипозитивистская деятельность "Атенео", начавшего, по словам Васконселоса, "реабилитацию мышления расы" , в этом смысле отвечала интересам буржуазной революции. По словам современного представителя этой философской тенденции Л.Сеа, "в мексиканской революции проявилось стремление добиться признания человеческого в его конкретных обстоятельствах" 1-.

Молодые интеллектуалы, объединенные вокруг "Атенео", организовали шесть конференций, посвященных проблеме личности, латиноамериканскому человеку и его культуре. На последней конференции /1910/ выступил Х.Васконселос с сообщением "Дон Г.Бар-реда и современные идеи". Васконселос высказал мысль, что воспитательная система, предложенная Барредой, лучше, чем схоластическая, и что "научный фанатизм" более прогрессивен, чем фанатизм религиозный. Но позитивизм не понял, по мнению Васконсе-лоса, что "поэтическое чувство", присущее латиноамериканцу, является чем-то большим, чем просто характерной чертой примитивного этапа человеческого мышления; окончательно преодоленного наукой. И потому позитивизм Конта и Спенсера никогда не сможет удовлетворить стремления латиноамериканцев. Эта конференция и выступление Васконселоса очень точно выразили дух и программу "Атенео", всего нового поколения 1910 года, они, по словам американского историка философии П.Романеля, представляли собой "акцию независимости мексиканской философии .

Мексиканский исследователь А.Вильегас пишет, что Васконселос "был первым, кто поставил проблему возможности мексиканской или американской философии" в новый период история - время самоопределения} мексиканской нации. Хотя идея американской философии постулировалась еще аргентинским мыслителем Х.Б.Альберди /І8І0-І889/, мексиканская револкция обусловила качественно новый уровень развития национального сознания и выдвинула задачу определения характера ибероамериканской философии в новых условиях. Попытки Васконселоса найти и философски обосновать иберо-американское видение мира отражали эти процессы становления национального самосознания Мексиканский философ Х.Васконселос является одним из наиболее известных и противоречивых мыслителей в истории латиноамериканской философии. В его творчестве своеобразным образом переплелись личная судьба и судьба латиноамериканской культуры. Ускользающая от однозначного определения личность Васконселоса

всегда была объектом обсуждения не только в Мексике, но и дру т гих странах Латинской Америки .

Некоторые моменты биографии Васконселоса дают представление о формировании его сложной личности, которая во многом является результатом его активной жизни как политика, писателя и философа. Католическое воспитание, полученное в детстве, наложило отпечаток на последующее духовное развитие Васконселоса, в частности, сказалось на его философских взглядах. Всегда чувствуя призвание к философской деятельности, он получил, тем не менее, юридическое образование, так как позитивистская тенденция в системе образования Мексики привела к тому, что Национальный университет не имел философского факультета2. Позитивистское отрицание традиционной метафизики получило здесь практическое выражение.

В течение своей долгой политической жизни, полной побед и поражений /политические изгнания в 1910 и І9ІЗ гг., неудавшееся выдвижение на пост президента в 1929 г. / Васконселос ведет огромную работу в области образования, занимая посты директора национальной подготовительной школы, ректора Национального университета, министра просвещения, директора национальной библиотеки. Кроме того, он был основателем мексиканского философского общества, его первым президентом.

Активная общественно-политическая деятельность, а также простой и естественный стиль языка Васконселоса как писателя, сделали его одним из наиболее читаемых авторов, принесли ему известность по всей :Латинской Америке и титул "Учителя молодежи .Америки". Другие титула - "Апостол расы", "Пророк континента", "Американский Гегель" философ получил за свою оригинальную интерпретацию будущего Америки, представленную в работах "Космическая раса" и "Индология".

Обоснование "этики освобождения" в философии Энрике Дусселя

Кризис современной европейской культуры определяется как кризис человеческой солидарности. Самобытность способствует формированию коллективизма народа, мобилизует внутренние ресур- сы для созидательной деятельности. Учитывать культурный аспект развития - значит признавать, что целью развития должен быть человек, такое общество, которое объединено чувством солидарности. Культура, проявляющаяся во всех сферах жизни, определяющая ее смысл, становится в построениях философов "освобождения" тем факторов, который направляет и гуманизирует экономический рост и технический прогресс.

Необходимость переосмысления развития и создания новой стратегии, которая была бы в состоянии учесть специфику образа жизни и культуры каждой страны является у философов "освобождения" ответом на расширяющуюся тенденцию к единообразию, стандартизации образа жизни, которые вторгаются во многие страны и распространяются среди различных слоев населения. Эта тенденция проистекает не столько из схожести различных ценностей цивилизации, сколько из преобладания европейских центров выработки и распространения знания, навыков и социальных норм, присущих развитым капиталистическим странам. Б результате самого факта возрастающей универсализации экономической, социальной и культурной областей в различных обществах создается преобладание некоторых потребностей и устремлений, а также их следование одному и тому же образцу, основанному на товарах и услугах, производимых и распространяемых в масштабе планеты. Во всех областях жизни - от питания до одежды, от транспорта до отдыха, наблюдается стремление к распространению одних и тех же структур потребления. Эта тенденция усиливается под влиянием средств массовой информации, индустрии культуры, которые накладывают тот же отпечаток на культуру, идеи, типы восприятия и отображения действительности.

Этой„логике растущего единообразия философы "освобождения" противопоставляют идеи самобытности, национальную народную культуру. Культурная самобытность рассматривается в качестве созидательной силы, исходящей "изнутри" и определяющей подлинный путь развития общества. В этой связи Х.де Сан формулирует как абсолютный принцип незаменимости человека человеком, иначе разрушение любой человеческой общности чуждой ей культурой "обедняет интегральноеть всего человеческого сообщества"1. Растущее единообразие, униформизация мира, по мнению Сана, может привести к ситуации, когда отсутствие достаточной дифференциации между культурами приведет к потере жизнестойкости у всего человечества.

В своей "философии культуры" Сан формулирует также "закон трех состояний" народной культуры, который противопоставляет контовскому. этическая стадия этой культуры - это период вторжения неоколониализма, когда культура, по Сану, доказывает свою способность к сопротивлению: создание "человеческой.:позиции" как формы проявления подлинного бытия народа; эстетическая стадия -появление самобытных поэтов, писателей, художников, объективирующих в образах и символах аксиологического содержания смысл этоса народа; критическая стадия - народ как исторический индивид поднимается до рациональности самосознания посредством рефлексивного мышления: создает свои собственные ценности и разрушает господствующие культурные формы, создает свой собственный проект. Это, собственно, согласно Сану, - "час философии освобождения?, эти стадии, по признанию самого Сана, напоминают гегелевские - субъективный дух, объективный дух и абсолютный ;,дух. Но в отличие от гегелевской трактовки, "речь идет не о метафизической, а историческойипостановке вопроса", поскольку "эти моменты культурной реконструкции: движутся не посредством имманентной диалектики, но посредством внешнего импульса, который берет начало вьсфере политической жизни народа"1.

Все эти философские настроения вызваны реальными процессами духовного и материального порядка, происходящими сегодня в большинстве стран "третьего мира". Здесь появляется множество новых потребностей и мотиваций, вытекающих из систем норм и ценностей современного индустриального общества. Наряду с традиционными привязанностями появляются новые устремления, которые все чаще влекут за собой раздвоенный характер ценностей в целых регионах, в сознании отдельных людей. Разрыв между современностью и традиционными культурами во многих странах превратился, по всей видимости, в;пропасть, разделяющую тех, кто приспособился к новому обществу, и тех, для кого оно осталось чуждым, что усиливает размежевание между различными группами населения.

Поскольку "философия освобождения" претендует быть философией масс, то для распространения новой концепции мира и человека, вырабатываемых этой философией, решающим оказывается привлечение не рациональной, но скорее "эмоциональной" аргументации, базирующихся на новых постулатах веры и образно-символической интерпретации проблем латиноамериканской истории и культуры. "Философия освобождения" как философия практики стремится стать "культурным движением", в котором определенная концепция мира.

Добродетели "этоса освобождения" как попытка...преодоления европейского "этоса господства"

Через раскрытие этоса и выведения из него "подлинных " этических добродетелей Дуссель полагает возможным осуществить переход от исследования морали как структур сознания к морали как бытию. Этика, таким образом, является мышлением об "истине бытия" как первоначальном элементе человеческого существования. Для практической этики это означає, что человек "открыт" бытию. Б этом случае конкретный опыт жизни порождает ситуационные этические императивы.

Дуссель критикует европейскую этику, поскольку она не имеет выхода к реальной жизни и занимается исследованием внутренней структуры морального сознания индивида. Этика, таким образом, замыкается на исследовании намерений, мотивов поведения и оказывается "индивидуальной этикой". "He-этичность" современного буржуазного общества, "Тотальности", на языке Дуссе-ля, определяется, по его мнению, отсутствием морального измерения социальных проблем. Дуссель предлагает "социальную этику", дающую моральное измерение социальной жизни, и таковой у него оказывается христианская мораль. Моральное совершенство в христианском этосе достигается в сообществе, оно начинается в семье и завершается в человечестве. Это этика солидарности, где ведущей является функция "бытия-с-другими", а идеал совершенства - стремление к общему благу в отличие от теоретического созерцания- греческой философии. Христианская мораль, в этом смысле, едина в двух своих ипостасях: она применима, по мнению Дусселя, для всех сфер жизни - и для личной, и для общественной. Она ориентирована на современного "пограничного человека", христианина, принадлежащего одновременно к двум мирам - миру культуры и миру церкви1.

Обращение к христианской морали у Дусселя следует из рассмотрения им разделения морали и политики в так называемом "политическом реализме" современной буржуазной философии. Областью "этического" в современной буржуазной философии, по Дусселю, объявляется только сфера индивидуального поведения и морального сознания личности. В политике, свободной от моральных критериев, работает принцип - "цель оправдывает средства", Причину такого разделения политики и морали Дуссель видит в "непреодолимом солипсизме европейской философии, исходящего из картезианского "эго когито" и, таким образом, не включающего Другого в свое мировидение . Дуссель ставит своей задачей преодолеть европейскую точку зрения в этом вопросе, т.е. свойственное европейской философии подчинение этики неморальнойшолитике, и показать, в то же время, что политика является конститутивной частью этики.

Такое разделение сфер личного и общественного дуссель усматривает в идущей от Аристотеля ориентации этики на так назы-ваеоме "естественное право , т.е. на право и политику. Право и политика были, тем самым, по мнению дусселя, дегуманизирован, поскольку человек рассматривался только как гражданин; моральное измерение - человек как личность, христианин, исчезало. Естественное право провозглашает легальность несправедливости или, другими словами, по Дусселю, провозглашает неморальность существующего общества как законный порядок. Таким образом, естественное право, понимаемое Дусселем как уже предустановленный порядок, фактически утверждает неморальными средствами "систему", "Тотальность".

Дуссель пересматривает понятие "естественного права", которое и ныне широко используется в социальной демагогии тради-ционной католической церкви. Естественному праву Дуссель противопоставляет "естественный закон". В дусселевском понимании это не закон природы, но закон, который воплощается в истории. "Природному" в человеке Дуссель противопоставляет "историческое". Через понятие естественного закона дуссель считает возможным преодолеть разрыв между политикой и моралью, обосновать нормативность онтологической этики.

дуссель справедливо отмечает, что естественное право как некоторый абсолют, выражающий "естественную справедливость", как правило отождествляется идеологами буржуазного общества с действующим правом действительно несправедливого порядка. На самом же деле, по дусселю, в современном обществе существуют два порядка, два закона, две "Тотальности". За ними скрывается только один эсхатологический порядок, не поддающийся определе-ниЕГ, на который, собственно, и ориентирован естественный закон, дуссель пытается показать, что естественное право, оправдывающее законнасть на самом деле несправедливого общества, не может быть основанием моральности как в философии, так и в человеческой истории. Главный .аргумент Дусселя - легальность и моральность не одно и то же. Другими словами, следование закону данного общества и этически справедливый поступок - не тождественны. Под легальностью закона Дуссель понимает в первую очередь установленный господствующий порядок. Так, для греков первоначальный божественный закон на самом деле был законом греческого полиса: "греческое" было естественным и законным, и антигреческое -злом. В средневековом мышлении божественный закон отождествляется с христианским, представляющим остальной мир, вне христианства, как варварский, мир "неверных". Философия нового времени представляла буржуазный индивидуалистический порядок как законный, следовательно, и моральный. Наилучшим выражением этого "морализирующего легализма" дуссель считает мораль Канта, так как его категорический императив "в: своем основании предполагает действующую европейскую культуру". Под формализмом, всеобщностью категорического императива скрывается европейское видение мира и человека. Кантовское уважение к закону - поскольку этот закон по своему содержанию является этосом определенного периода европейской истории - является утверждением неизмннности существующего порядка. Таким образом, философские этики прошлого скрывали господство, которое "натурализовало", освящало героев прошлого, убивающих истинных героев.будущего. "Латиноамериканская этика освобождения восстает против этих этик и объявляет их неморальными".