Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Роль интересов в формировании нравственного сознания масс : (На материалах современного Вьетнама) Чинь Минь Хо

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Чинь Минь Хо. Роль интересов в формировании нравственного сознания масс : (На материалах современного Вьетнама) : автореферат дис. ... кандидата философских наук : 09.00.05 / Ин-т философии.- Москва, 1991.- 21 с.: ил. РГБ ОД, 9 91-3/1668-4

Введение к работе

Актуальность исследования. Вопрос об интересах, их роли в общественной жизни человека является теоретической проблемой,' имеющей важное практическое значение. Его решение необходимо не только для понимания сущности перестройки всего общества современного социализма, но и для выяснения существенного содерясания процесса формирования нового чело.века, его нового морального сознания. Говоря о важной роли интересов в создании "нового качественного состояния" социалистического' общества, тов. М.С.Горбачев подчеркивал: "мы пришли к выводу, что без активизации чело-веческого фактора, то есть без учета разнообразных интересов лвдей, трудовых коллективов, общественных организаций, различных социальных групп, без опоры на них, без привлечения их к активному творчеству немыслимо радить ни одной задачи, изменить обстановку в стране .

Большое значение вопросу активизации трудящихся придает КПВ и правительство СРВ. Так, в материалах 71 съезда партии говорилось, что для ликвидации застоя и активизации трудящихся масс на основе сочетания различных интересов необходимо забо-титься больше о личных интересах тружеников . Неудивительно,что

последние годы внимание многих исследователей - философов, социологов, экономистов, представителей других общественных наук-обращено к проблеме интересов, их-роли в общественном развитии.

Горбачев М.С. Перестройка и новое мышление для нашей страны и для всего мира. - М.: Политиздат, 1988. - С.24.

См. Материалы 71 съезда КПВ, т.1. - Ханой, 1987. - С.34.

В условиях СРВ, когда вся страна строит социализм, принципом которого является "Вся для человека, все во имя человека", проблема интересов людей становится особенно актуальной. Новый тип социальных связей, как известно, должен характеризоваться взаимопроникновением личных и общественных интересов, их единством в коренном, наиболее существенном. Такое взаимопроникновение и единство создает огромные возмокности для самоутверждения широких масс трудящихся во всех областях общественной жизни, порождает глубокую заинтересованность людей друг в друге. Однако в жизни все не так гладко: подчас гармонизация интересов испытывает трудности, состояние диалектики общества и личности, интересов социального целого и интересов отдельного индивида оказывается далеко не оптимальным.

Можно уверенно утверждать, что в современной практической жизни Вьетнама причина возникновения многих сложных конфликтных ситуаций связана именно с состоянием диалектики личных и общественных интересов. При этом особенно негативно влияет и особенно часто возникает такая форма дисгармонии личности и общества, как несвоевременное и явно недостаточное внимание к роли интересов людей как к движущей силе общественного развития, недостаточное осознание роли влияния интересов на формирование нового человека и «го нравственного сознания. Долгое время сочетание интересов в обществе понималось упрощенно: казалось, что приоритет общественного интереса означает и оправдывает незначительное внимание к интересу личному... Эти теоретические позиции определяли политику, влияли на практику, что неизбежно вызывало серьезные негативные последствия.

Актуальность исследования влияния на сферу нравственности диалектики личных и общественных интересов связана и с необходимостью переосмысления культурных традиций вьетнамского народа.

В дореволюционном Вьетнаме под влиянием идей конфуцианства, идеологии феодализма, особенно его этических идей, диалектика личных и общественных интересов понималась превратно, подвергаясь искажению в духе идеологической софистики. В условиях социализма влияние этих идей преодолевается не* сразу и не легко. И ныне пренебрвгение к интересу, привычка решать социальные проблеглы на основе невнимания к праву личности на совершенствование, неправильное понимание роли интересов личности в ее деятельности, в процессе формирования морального сознания находят опору в этих представлениях.

Степень разработанности проблемы. Проблема роли интересов в общественной аизни человека, в частности в формировании его нравственного сознания, yse давно интзресует философов, социологов, экономистов, психологов, педагогов разных стран. Особенно важное значение имеют работы советских ученых и в области исследования интересов, и в области исследования формирования нравственного сознания. Работы, посвященные проблеме интереса, можно условно разбить на две группы: Во-первых, работы, в которых вопрос о сущности интересов рассматривается попутно - в связи с исследованиг ем интересов конкретных классов, групп населения, закономерностей развития социалистического общества (соотношения общественных и тачных интересов, сочетания материальных и духовных стиму-лов и т.д.)1. Во-вторых, работы, посвященные искоючительио раз-

В.О.Бернацкий. Интерес: познаватальная и практическая функция. Томск.1984; Г.Б.Глозерман. Исторический материализм и развитие социалистического общества. М.:1973; В.Ж.Келле, М.Я.Ковальзон. Теория и история: проблемы теории исторического процесса. М.; 1981; Г.В.Мокроносов, А.Т.Москаленко. Методологические проблемы исследования общественных отношений и личности. Новосибирск, 1981; С.В.Солодкова. Система производственных отношений социализма. М.:1Э77; А.А.Тарасенко. Общественные интересы личности. Минск,1980 и др.

4 работке понятия "интерес" как категории исторического материализма . Почти все эти работы ориентированы на преодоление психологических трактовок понятия "интерес", на выяснение общей природы интереса и на этой основе - на вычленение их специфических разновидностей. В центре внимания исследователей вопрос о месте интересов в системе общественных отношений.

В подходе к решению данной проблемы наметились три направления. Одни авторы трактуют интерес как состояние сознания субъективно. Вторые считают интерес единством объективного и субъективного, наконец, третьи рассматривают интерес как объективное свойство общественной изни. Следует отметить, что в настоящее время преобладающим стало, покадуй, убевдение в правиль- ' ности третьей установки.

В работах, исследующих формирование нравственности, определяется сущность, функция и специфика морали,4факторы, влияющие на формирование морального сознания и закономерности формирова-

Г.С.Арефьева. Социальная активность. М.:1974; А.Д.Гринкевич. О соотношении категорий социальная потребность и интерес/ Вестн.ЖУ. Сер. экономики, философии и права, 1966, вып.3,й17; Ю.J.Завьялов.-К вопросу о содержании понятия интереса/ Вестн. ШУ. Сер.философия, 1966, 4; А.Г.Здравомыслов. Потребности. Интересы.Ценности. М.:1986; В.П.Каманкин. Экономические интересы развитого социалистического общества. М.:1978; В.Н.Лаври-ненко.Проблема социальных интересов в-ленинизме. М.:1978; . В.С.Морозов. Социальный интерес и поведение личности. М.\1979; Б.К.Плетников. О природе социальной, формы движения. Ы. :1971; В.В.Стеяанян. Социальные интересы и социалистическое право. Ереван ,1980; В.В.Столяров. Диалектические противоречия и движущие силы социализма. Ы.:1979; А.Т.Ханипов. Интерес как форма общественных отношений. Новосибирск, 1987 и др.

нин социалистического морального сознаниям

Особенно следует отметить работы, которые специально посвящены анализу влияния на сферу нравственного сознания диалектики личных и общественных интересов, какими являются работы Н.Н.Крутова, О.Н.Крутовой. Эти работы ориентированы на выяснение связи состояния морального сознания о диалектикой личных и общественных интересов на основе освещения глубинного противоречия общественной визни - меаду развитием способностей рода "Человек" и развитием конкретного индивида.

Во Вьетнаме исследование проблемы интересов в связи о проблемами морали, роли интересов в формировании нравственного сознания, по существу, еще только начинается. 3 работах, исследующих мораль, до сих пор в основном освещаются лишь некоторые аспекты процесса формирования нравственного сознания, но не осуществляется углубленное и всестороннее исследование проблемы. Пока нет ни одного автора, специально изучающего проблему влияния на сферу нравственного сознания диалектики личных и общественных интересов. Изучение этой проблемы является для вьетнамских ученых в целом еще совершенно новым направлением.

Р.Г.Апресян. Социальная активность личности: нравственные измерения /Этическая мысль/. Ы.: 1988; А.А.Гусейнов. Социальная сущность и функция нравственности. М. :1974; О.Г.Дроб-ницкий. Понятие морали. М.:1974; Л.В.Коновалова. Понимание морали - основополагающая проблема этики Ато такое мораль/. М.:1988; Н.Н.Крутов, О.Н.Кругова..Человек среди людей. II.: 1989; О.Н.Крутова. Проблема человека в социальной философии марксизма. М.:1990; А.И.Титаренко. Структуры нравственного сознания. М.-.І974; В.И.Толстых. Сократ и мы. М.: I98S и др.

Цель и задачи исследования. Исходя из степени и характера разработки проблемы мы ставим себе цель определить теоретические и практические основы понимания диалектики личных и общественных интересов, выяснить причины, которые ведут к конфликту в отношениях мегщу личностью и обществом при социализме, рассмотреть сущность и характер влияния на сферу нравственного сознания диалектики интересов, определить значение гармонизации интересов в социалистическом обществе для формирования социалистического нравственного сознания масс, выявить основные направления этой гармонизации.

В соответствии с этой целью поставлены следующие задачи:

Рассмотреть некоторые особенности морали, обусловленные ее связью с диалектикой личных и общественных интересов, в частности специфические социальные функцид этой особой формы общественного сознания.

Проанализировать состояние диалектики личных и общественных интересов при социализме, показать причины, ведущие к конфликту в отношениях меаду личностью и обществом, оценить негативные последствия невнимания к интересу личности.

Рассмотреть роль интересов в формировании общественного сознания, определить основное 'содервание и направление гармонизации интересов при социализме.

Проанализировать изменения нравственного сознания масс в процессе реформы общества, ставящей целью обеспечить более полный учет интересов трудящихся.

Осмыслить закономерности формирования социалистического нравственного сознания масс в современном Вьетнаме.

Теоротпко-мегодологическая основа исследования. При осуществлении исследования, при решении поставленных выше задач, ав-

тор руководствуется основными методологическими и теоретическими положениями классиков марксизма-ленинизма, материалами ХХУП, ХХУШ съездов КПСС и УТ съезда КПВ, трудами партийных и государственных руководителей СССР и СРВ. В работе широко используется научная продукция ученых СССР и СРВ.

При выполнении работы автором были использованы его статьи и работы, посвященные данной темо, которые были опубликованы в журнале "Философия" СРВ и в печати СРВ.

Научная новизна исследования сосооит в том, что это - одна из первых, выполненных в СРВ, монографических работ о проблеме роли интересов в формировании нравственного сознания.

Автор вносит известный вклад в разработку вопроса о связи состояния диалектики личных и общественных интересов с отчуждением, с уровнем развития общественного производства, о влиянии на нравственное сознание сущностных характеристик культурно-исторического процесса.

Осуществлена попытка рассмотрения сущностных определений морали сквозь призму ее связи с 'интересом.

Дополнительно обоснована специфические функции морали в качестве особой формы общественного сознания.

г Дополнительно аргументирован вопрос об обеспечении права личности ва соверсюнствование как предпосылке развитая общества, морального сознания личности.

- Впервые проанализировано состояние массовых нравов во
Вьетнаме, выявлены закономерности формирования нравственного
сознания масс в современной вьетнамском обществе.

Практическое значение исслетговаяи^, Материалы диссертации могут быть использованы для подготовки лекций и спецсеминаров по соответствукпсл темам з курсе этшш. - Основные выводы, поло-

8 кения, обоснованные в диссертации, могут быть использованы в научно-исследовательских работах и при решении практических задач: составлении планов социального развития, особенно в условиях перестройки общественной казни современного социализма. Опираясь на выводы, имеющиеся в диссертации, организации, учреждения, коллективы могут определить основные направления практической деятельности по гармонизации отношений между личностью и обществом, месду интересами социального целого и интересами отдельного индивида, основные задачи в деле воспитания социалистической личности, формирования ее морального сознания.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и библиографии.