Введение к работе
Актуальность темы. На нынешнем этапе развития нашего общества неуклонно возрастает потребность в формировании гарионично развитой личности, убежденной в правоте гуманистических идеалов, Формирование нового человека, общественно активной личности само по себе процесс многослойный. Все дело воспитания, образования и учения долано быть воспитанием в ней национально-гуманистических, материалистических норм в сочетаний с общечеловеческими нравственными ценностями.
Принципиальное значение этот вопрос приобретает в настоящее время, когда роль высококвалифицированного и образованного человека в совершенствовании хозяйственного механизма, а также всех сфер жизни нашего общества неоспорима.
В силу этого обстоятельства анализ научной и ненаучной, и в том числе религиозной, концепции понимания морали приобретает особую теоретическую актуальность.
Сопоставление материалистических и религиозно-идеалистических морально-этических учений прошлого показывает, что материалистическая и религиозно-идеалистическая трактовка природы и сущности морали находятся не на одной горизонтале. Несмотря на то, что релетиозно-идеалистическая трактовка морали в сущности ненаучна, она в то же время включает в себя немало общечеловеческих ценностей. То обстоятельство, что религиозно-идеалистическая мысль, теологическая апологетика все время модернизируется, приобретает более современную форму и более утонченную аргументацию, то научно-теореіическая актуальность исследования состояния взаимоотношений материалистической и реллг.озяо-
.-4-идеалистической доктрин морали не вызывает принципиальных-воз-' ражений.
Б основе анализа несовместимости религиозной и научной морально-этических систем лежат онтологический, гносеологический и социальный аспекты, которые глубоко-взаимосвязаны, диалектически переплетены и органически неразрывны. Эти обстоятельства позволяют вести более цельную, организованную и убедительную критику.стремления некоторых религиозных деятелей отокдествлять общечеловеческие моральные ценности с религиозными установлениями морали.
Исследования по вопросу о несовместимости религиозной и научной морали в нашей отечественной философской литературе отличается своим обилием. Но вместе с.тем, уровень аргументации и степень исследования несовместимости научной и религиозно-идеалистической доктрин морали в разработанных аспектах на сегодняшний день Нас не удовлетворяет,так как другая сторона, то есть апологеты религиозного мировосприятия, со всей присущей им активностью Стараются реконструировать мощь религиозной морали. Поэтому в данном исследовании автор достаточное внимание уделяет рассмотрению вопроса о несовместимости научной этики и нравственного богословия.
Неменьшего, внимания заслуживают и проблемы морали'в динамике современного состояния религии, формы проявления противоречивости религиозной морали в развитии мировоззрения верующих. Роль морали в этих процессах долгое время недооценивалась. Сфера внутреннего несовпадения развивающего нравственного сознания со аногими кормами религиозной норали до сих пор еще мало исследована.
Анализ религиозной морали является на самой деле этическим анализом всей религиозной системи, всех составных частеіі дзнкой религии с точки зрения их роли в-нравственной регуляции.
Вес это и определяет научно-теоретическую актуальность данного исследования.
Степень разработанности тепы. За последний голи в СССР било опубликовано множество книг , монографий, брошюр, статей, за-цшцено диссертации, посвяцешшх анализу религиозной нравственности, религиозных нравственных ценностей и идеалов, причина;! возникновения религиозно-нравственного сознания. Кроме того, за последнее время учеными создан ряд Фундаментальних работ, з которых рассматриваются обцеметодологнческне и теоретические про-
I. Андрианов Н.П., Лопат:;:-н F.A., Павлюк В.В. Особенности современного религиозного сознания. .',!., І9іб; Аинров Н. Нравственные поучения современного ислама. йі.,1977; Взгабов М.В. Ислам и сеиья. 1.1,, 1980: Гадяиев С.Ї.І., Кнразов К.З. ''слан и мораль. Махачкала, 1970; Тапочка П., Пвдик Ю.Б. идеалы человеческие и божественные. М., 1975; Доля В.Е. Современное православне я мораль.Киптика этической доктрины православной церкви. Львов,1958; Каримскпіі A.M. Проблема зла в современной' теологии. М.,1970; Костиков Н.А. Атеизм и нравственность. !.!.,1?82; Кравец З.Н. Научная несостоятельность и антигуманная сущность моральных догм христианское религии. Киев, 1975; Красников Н.П, Православная этика: пооалос и настояцез. М.,І93І; Красовскиіі Ю.Ю. Методические вопросы критики христианской морали. М,, 1973; Кучинский С. Атеизм и іюавствснннн идеал. Л.,1981; Иартиненко Н.". Критика поавославного учения о нравственност/Т. 'Зооонеж, IS73; .'.Іатпс Д.М. Христианское человеколюбие.В чем его'сиксл? іігнек, 198'*; Никитин В.И. Религиозная нравственность кок проблема этики. Категории этики и эстетики, л., IS73; Нравственность и религия. Сб. статзї.. М.,І9Є'*; Писманик М.Г. Особенности сознания верующего. М.,1973; Поокойьев В.1'. Категории морали и религия. М., 1970; Рустамов Ю.". 'Делам и общественная ннсль современной урции. Баку, 1980; Субботин Ю.К. Проблема ценности в неотомизме. П., 1980; і'илиппова іі.". О религиозной морали. М. ,1971; Хмельницкая А.П. Христианская любовь: Что это такое? М.,1970; Цавкилов Б.Х. Мораль ислама.Нальчик, 1967: Шердаков В.Н. Евангельская нравственность v гуманизм. Л., 1967; Ніердаков В.Н. Соииэльно-пспхологкчрский анализ христианской морали. Д., 1974 у др.
блемы формирования подлинно научного идеала .
Как представляется автору, во многих этих работах недоста-їочно раскрыт механизм воздействия религии на мораль, не полностью вычвлены потенции механизма формирования и становления научного иіфовоззрения, оооиенно роль включения в этот механизм нравственных ценностей.
Степень разработанности данной проблемы на сегодняшний день не удовлетворяет уровню требований современной науки, так как до сих пор нет фундаментальных обобщенных трудов,'посвященных сравнительному анализу нравственных принципов мировых религий.
В настоящее время, за исключением нескольких работ, все е-ще малот.сследуемой проблемой остается анализ религиозного и научного понимания ценностей и оценок..Выявление же этой противоположности служила бы ценностной ориентацией в научной и религиозной системе ценностей. ...._.'
В свете целей и задач нашего исследования хотелось бы вы-, делить из многочисленных работ, упомянутых выше, следующие, в которых в той или иной степени исчерпанности затронуты интересующие нас проблемы: Анисимов С.Ф. Ценности реальные и мнимые.Критика христианского истолкования и использования ценностей жизни и культуры.- U. ,1970; Аширов 'Н. Нравственные поучения современного ислама. П.,1977; Карийский A.M. Проблема зла ь современной теологии. М.,1970» Цавкилов' Б.Х. Мораль ислама. Нальчик,1967; Нердаков В.Н. Социально-психологический анализ христианской морали. М., 1974; Тугаринов В.П. Теория ценностей в марксизме.
I. Лльенков-Э.В. Об идолах и идеалах. М.,1968; Шпак S.B. Атеизм и нравственный идеал личности. Кглв, 1987; Яценко А.И. Целепо-лагакие и идеалы. Киев, 1977 и др. -
Л., 1968 и др.
Несомненно, научный материал и, особенно, теоретические вы- , воды и обощения, содержащиеся в этих работах слуяиля в значитель- . ной степени полезными для настоящего исследования. Естественно, в изданных работах не гее вопросы и аспекты интересующей нас проблемы и не в почерпающей полноте нашли свое отражение.
1'сли и задачи исследования. Цель диссертационной работы заключается в обстоятельном анализе учения религии о нравственных ценностях в его гносеологическом, онтологическом, психологическом и социальном аспектах. Достнление поставленной цели предполагает решение следующих задач:
-
Проанализировать и выявить яеидентичность научного и религиозного понимания ценностей и оценок.
-
Определить истоки и причины возникновения религиозно-нравственного сознания как социального явления.
-
Раскрыть с научных позиций смысл жизни и показать недостаточную обоснованность религиозной интерпретации- этого ваяней-шего для каждого человека вопроса.
-
Проанализировать .сущность, структуру нравственных идеалов в религиозном сознании, их несто и роль в системе религиозных ценностей.
-
Проанализировать традиционные представления религиозных деятелей о добре и зле и опред'читй их сущность.
Научная новизна исследования. Раскрывая сущность рлигиоз-ного учения о нравственных ценностей, автор уделял особое внимание определению социальной и гносеологической детерминации этой концепции, обращался к.ее идейным истокам, выявлял особен-
нооти их интерпретации в современной богословии. В работе-про-' водится аналиа социально-исторических и религиозно-философских предпосылок религиозного учения о нравственных идеалах и ценностях.
Исследование содержит подробный анализ узловых положений рассматриваемой концепции: гносеологическую, онтологическую, социальную и.психологическую ее характеристику, исследования богословской интерпретации диалектики нравственных ценностей.
Теоретической и методологической основой исследования являются важнейшие положения материалистической философии, а такке крупных ученых о морали, религии,'.философии.
л Общей методологической основой исследования и изложения материала является метод материалистической диалектики. В ходе а-иалива материалов автор пытался максимально применять такие фундаментальные принципы материалистической диалектики, как историзм, конкретность, всеобщность охвата, выоор главного звена и т.д. На базе общего диалектического метода главный образом применяли системный метод, который, как нам представляется, позволил ис-. пользовать выводы и обощения предшествующей нашей работе элеыен-таристского исследования проблемы, но, не ограничиваясь указанными, рассмотреть проблему нравственных религиозных ценностей как сложную систему, имеющую особенности и специфику.
Большой вклад в разработку методологии исследования анализируемой проблемы внесли известные философы - Анисимов С.Ф.,Андрианов Н.П.,Аииров Н.,Вагабов Іі.В.,Гадяиев С.М.,Красовский ю.д., Крывелев И.А.,Никитин В.Н..Субботин Ю.К.,Цавкилов" Б.Х.,Шерда-ков В.Н, и другие.
Практическая значимость исследования заключается в том,что результаты исследования и сформулированные в ней выводы могут быть использованы в преподавании курсов философии, этики, история религии и атеизма в вузах, а такяе в студенческих научных работах и рефератах.
Работа в целом или отдельные ее части могу? быть использованы студенчеством, широким читательским кругом, интересующимися проблемами морали в религиозной интерпретации.
Апробация работы. Основные полояения и выводы работы док-ладывалиь на Республиканской конференции молодых ученых /Баку, IS90 г./, на ХШ Республиканской конференции аспирантов, вузов Азербайджана /Баку,199Г г./, на меявузовской научной конференции в АЗНЕї>ТЕОТе им. М.Азизбекова, и на или свое отражение в 3 опубликованных работах автора.
Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух
глав, разбитых на параграфы, заключения и списка использован
ной литературы. .