Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Рационалистический интумтивизм в английской моральной философии нового времени Артемьева, Ольга Владимировна

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Артемьева, Ольга Владимировна. Рационалистический интумтивизм в английской моральной философии нового времени : автореферат дис. ... кандидата философских наук : 09.00.05.- Москва, 1994.- 24 с.: ил.

Введение к работе

Обоснование темы и предмета исследования'

Данная работа посвящена анализу одной из концепций морального познания - новоевропейской этической концепции рационалистического интуитивизиа. Ее истоки можно обнаружить еще в философии Сократа и Платона, в Новое время идеи данной концепции развивали, с той или иной степенью полноты и последовательности, кембриджские платоники, главным образом - Ральф Кэдворт (1617-1688) в сочинениях "Интеллектуальная система универсума" (1678), "Трактат о вечной и неизменной морали" (бил опубликован посмертно в 1731); интеллектуа-лист-ньютонеанец Сэмвэл Кларк (1675-1729) в сочинении "Рассуждение о неизменных обязанностях естественной религии, истине и достоверности христианского откровения" (1706). Идеи рационалистического интуитивизма в этике обосновывал Уильям Уолластон (1659-1724) в -"Начертании естественной религии" (1722), Джон Бэлгай (1686-1748) в работе "Основание моральной доброты", состоящей из двух частей-, а также Ричард Прайс (I723-I79I) - в "Обозрении основных вопросов морали" (1758) и Генри Сиджвик (1838-1900) - в "Методах этики" (1874).

Исследование нрвоевропейского рационалистического интуитивизма представляет интерес и с историко-этической, и с теоретической точек зрения. В рамках данной концепции еще до И.Канта при анализе природы морального знания были сформулированы положения об императивном характере морального знания, о чистоте и осознанности морального мотива. Идеи, высказанные рационалистическими интуитивистами, активно обсуждались в этическом интуитивизме XX в. - в этике Дх.Э.Цура, Г.А.Причарда. Ч.Д.Брода, У.Д.Росса, Г.Рэшдэлла и др., косвенно затрагивались в этике лингвистического анализа Р.Хеарои, С.Тулмином и др. Теоретическое значение этической концепции рационалистического интуитивизма определяется тем, что в ее рамках были поставлены проблемы, которые далеки от разрешения в современной этике. Основные среди них - соотноаение эиоционального и рационального в морали, роль интуиции в моральном познании и пр. Возможно, анализ предложенных в истории этики способов решения названных проблем будет выступать в качестве положительного или отрицательного стимула к их осмыслении в современной отечественной этике.

Состояние исследования теми

Этическая концепция рационалистического интуитивизма у нас по
существу не рассматривалась. О моральных философах, развивавших
эту концепцию в ХУП-ХУИ вв.. русскоязычный читатель мог узнать из
книг Ф.Иодля, Н.Д.Виноградова. А.И.Смирнова . В этих работах ре
конструировались и достаточно подробно описывались идеи рационали
стических интуитивистов того времени, однако отсутствовал "прагма
тический", или проблемно-теоретический подход к осмыслению выска
занных ими идей. Иными словами, в названных работах учения рацио
налистических интуитивистов анализировались сами по себе, без по
пытки вовлечения в собственно этическую дискуссию, или без попыт
ки выявления того, что, благодаря построению именно такой концеп
ции, им удалось сказать о .морали. ,.

В современной отечественной историко-этической литературе имена новоевропейских рационалистических интуитивистов лишь упоминаются, если же какие-то высказанные ими идеи и рассматриваются, то только в контексте исследования иных моральных теорий . По

сравнению с другими рационалистическими интуитивистами, Прайс у

3 нас известен лучше г ему посвящена статья в словаре по этике .

Этим, насколько можно судить, исчерпываются сведения-в нашей литературе об этической концепции рационалистического интуитивизма и о иоральных философах, разрабатываваих ее.

Си.: Виноградов Н.Д. Философия Давида Ема. В 2 т. Т.2: Этика Юма в связи с важнейшими направлениями британской морали ХУП-ХУИ вв. U., 191I; Иодль . История этики в Новой философии. В 2 т. T.I. Н., I89G; Смирнов А.И. Английские моралисты ХУП в.: Реформа .моральных наук и основание научной этики в Англии. Казань, 1880.

Анализ идей Р.Кэдворта в связи с исследованием сентименталистской этики можно найти в книге Р.Г.Апресяна "Из истории европейской этики Нового времени (этический сентиментализм)" (Н., 1986, с. 12-13). В контексте противопоставления материалистическрй этики Ф.Бэкона и Т.Гоббса об учении Р.Кэдворта упоминается А.А.Гусейновым и Г.Иррлитцем в "Краткой истории этики" Ш., 1987, с. 377). Некоторые морально-философские идеи Прайса в связи с анализом этической концепции И.Канта рассматривал О.Г.Дробницкий в "Проблемах нравственности" (П., 1977, с. 199-200). Помимо этого, упоминание о морально-философских учениях Прайса и Снджвика в контексте анализа интуитивистской этики XX столетия можно найти в работе О.Г.Дробницкого и Т.А.Кузьминой "Критика современных буржуазных этических концепций"Ш., 1967, с. 9j-96).

Дробницкин О.Г, Прайс Ричард //Словарь по этике. II., 1989, 6-е изд.

' - з -

В англоязычной этико-философской литературе этика рационалистического интуитивизма получила достаточное освещение. Анализу учений Прайса и Сидявнка посвящено мнохество серьезных работ . В них описываются все стороны творчества этих мыслителей, подробно исследуется различные аспекти их концепций, проводятся ретроспективные, параллельные и перспективные сравнения сформулированных ими положений, определяется место этих мыслителей в истории этики и философии. Значительное внимание уделено моральной эпистемологии Прайса, в меньшей степени - Сиджвика. Исследовательский интерес к Сидквику был вызван главным образом его утилитаристской трактовкой морали, а также - концепцией и методологией этики. В работах же. где фундаментально и весьма скрупулезно, позитивно-критически анализируется концепция морального познания Прайса, историко-философский подход преобладает над проблемным этическим подходом (как и в названных историко-философских работах, которые были изданы у нас в дос'оветский период). Исследование этико-гно-сеологической концепции Прайса проводитгя изолированно от достигнутого им понимания природы и особенностей морали, формы ее данности человеку, которое всецело определяло эту концепцию, вне контекста которого она оказывается малопонятной.

Цель и задачи исследования

Цель.данной работы состоит в исследовании этической концепции рационалистического интуитивизма как концепции морального познания, обусловленной определенным пониманием природы морали. Достижение этой цели обеспечивается в ходе решения трех основных задач: описательной, реконструктивно-аналитической и проблемно-теоретической. Решение данных задач предполагает:

выявление суцности этической концепции рационалистического интуитивизма;

выявление и анализ обцефилосо'фских предпосылок этической

Cone Carl В. Torchbearer of Freedom. The Influence of Richard Price on Eighteenth Centure Thought. Lexlnqton, I95Z; Hudson H.D. Reason and Right: A Critical Examination of Richard Price's Moral Philosophy. London, 1970; Hudson 3.D. Ethical Intultlonlsn. London, 196.; Labouchelx H. Richard Price as Moral Philosopher and Political Theorist. Oxford. 1932; Thonas D.O. The Honest JJlnd. The Thought and ttork of Richard Price. Oxford, 1977; Schneenlnd J.B. Sldgwlck's Ethics and Victorian Moral Philosophy. Oxford. 1977. etc.

концепции рационалистического интуитивизма;

анализ обоснования рационально-интуитивистской концепции морального познания в райках этического абсолютизма Р.Прайса:

анализ обоснования рационально-интуитивистской концепции морального познания в рамках этического утилитаризма Г.Сидявика;

сравнительный анализ обоснования рационально-интуитивистской концепции морального познания в этике Р.Прайса и Г.Сиджвика;

выявление характеристик морали, в контексте осмысления которых рационалистические интуитивисты обосновывали концепцию морального познания;

рассмотрение решения проблемы природы морального знания в этической" концепции рационалистического интуитивизма;

реконструкция и анализ аргументов в полемике Р.Прайса и Г. Сидявика с. основными положениями этического сентиментализма;

анализ положения рационалистических интуитивистов об интуитивном характере морального познания;

реконструкция и анализ основных аргументов в полемике Р. Прайса и Г.Сиджвика с рационально-дискурсивными концепциями морального познания;

анализ учения рационалистических интуитивистов.о природе моральной мотивации.

Источнихи и методология исследования

Анализ этической концепции рационалистического интуитивизма в диссертации осуществляется на материале учений Р.Прайса и Г.Сидж-вика.

Учение о морали Прайса в данной работе исследуется главным образом на основе его сочинения "Обозрение основных вопросов морали", состоящем из '"Трактата о моральном добре и зле" и "Рассуждения о бытии и атрибутах Божества", в котором морально-филособские взгляды Прайса получили систематическое, концептуальное выражение. В меньшей степени при написании диссертации использовались другие сочинения Прайса, которые играют роль иллюстрации к ключевым идеям, выраженным в "Обозрении..." Среди них мокно назвать проповеди

Прайса, его переписку с Да.Пристли. "Четыре рассуждения" ("О провидении", "О молитве", "Об основаниях для ожидания того, что добродетельные лвди после снерти встретятся'счастливнми", "О важности христианства, природе исторического доказательства и чудесах"), а также сочинения, посвященные политико-правовым вопросам.

Этические взгляды Сидявика в диссертации исследуются на осно
ве его фундаментального сочинения "Методы этики", иногократно из
дававшегося при жизни автора с его доработками. Помимо "Методов
этики", в данной работе используются "Очерки по истории этики"
Сидхвика. Остальные его сочинения не имепт самостоятельного значе
ния и для анализа концепции «орального познания Сидгвика интереса
не представляй.
__

Исследование этической концепции рационалистического интуитивизма, основанное на -анализе текста названных сочинений Р.Прайса и Г.Сидхвика, в диссертации проводится при осуществлении единства двух подходов: историко-философского и проблемно-теоретического. Историко-философский подход предполагал описание основных сюхетов этики Прайса и Сидявика. В моральной философии Прайса - это мораль и истина, мораль и Божество, мораль и традиции.мораль и гражданские законы, разум и чувство и пр., в моральной философии Сидхви-ка - концепция этики и этической методологии, классификация методов' этики, позитивно-критический анализ методов этики и т.д. Реализация историко-философского подхода предполагала реконструкцию этических концепций Прайса и Сидхвика, которая, помимо выявления основных морально-философских сикетов, требовала обращения к общей философской традиции, в контексте которой Прайс и Сиджвик развивали свои идеи, к индивидуальный истокам их творчества, а также и прояснения перспектив развития их идей в этике более поздних авторов. Для репения этих задач при написании диссертации использовались сочинения Платона, Аристотеля, кембриджских платоников, Р.Декарта, !!.Канта, Дх.С.Милля, Дя.Э.Мура. Осмыслении этической концепции Прайса и Сидквика во многом способствовало обращение к анализу морально-философских теорий, в полемике с которыми Прайс и Сидявяк формулировали основнне положения своих учений. В этой части работы в качестве дополнительных источников превлекалнсь сочинения Т.Гоб-бса, Дя.Локка, Д.Юма, Ф.Хатчесона, .Г.Брэдли.

Е.Н.Трубецкого с положением П.А.Флоренского об антинонизме разума и способе его преодоления через "отсечение" рассудка: идеи В.С.Со-аовьева о границах разуца, веры и опыта;' учения о сердце Б.П.Зыве-славцева и П.Д.Вркевича.

При написании работы учитывались замечания, высказанные Р.Г. Іпресяион, к.В.Кричевекіш и В.О.Николаичепіш.

Научная новизна исследования

Научная новизна данной работы определяется тем, что этическая юнцепция новоевропейского рационалистического интуитивизиа по су-іеству впервые стала предиетом специального исследования в отечес-венноЛ этике. На зациту выносятся следующие положения я выводы:

  1. Сущность этической.концепции рационалистического интуитп-изыа как концепции морального познания составляот положения о по-іятийной природе морального знания и об интуитивном характере провеса морального познания.

  2. Сравнительный анализ этики Р.Прайса и Г.Сидхвика показал, то свои учения о моральной познании они обосновывали посредством аскрытия и деионстрацип рациональной природы но.ралн. Особенности ациональноГі природы ыоралп в обеих концепциях обусловили главную ерту ее рационального познания - интуитивность. Различие между ознавательныии концепциями Р.Прайса и Г.Сидхвика определялось азличиеы в понимании того, в чей выражается рациональность иорали

как она может быть продемонстрирована.

3. Реконструкция и анализ клочёвых идей этики Р.Прайса позво
ляй установить, что Р.Прайс обосновывал свое учение о моральной
озпации. исходя из представления об абсолютной и автономной мора-
II. Рациональная природа морали в его концепции определялась от-
штость» морали для рационального и только рационального постиже-
ІЯ. а также разуцностьэ основания императивности морали. Возмох-
>сть познания морали Прайс объяснял тем, что и мораль, и челове
чное сознание ииевт одинаковуо - "идейнув". или понятийнув,
руктуру. Положения о понятийной (в противоположность чувственно-
юциональной! природе морального знания и об интуитивном (в про-
івоположность дискурсивному) характере морального познания в кон-
пции Прайса были основаны на осознании тех суцественних черт, в-

которых для Прайса как для новоевропейск'ого мыслителя выражалась абсолютность морали. Среди них Прайс выделял необходимость, объективность, универсальность, априорность и по существу признавал автономность и беспредпосылочность иорали. Основание моральной императивности Прайс усматривал в ее онтологическом характере. Он считал, что неисполнение моральных требований противоречит разуму, так как равносильно стремлению не быть, идти наперекор закону собственного существования.

  1. Реконструкция и анализ ключевых положений этики Г.Сидхвика показали, что Сиджвик обосновывал свою концепций морального познания, исходя из утилитаристского понимания морали. По Сиджвику, рациональность природы морали,проявлялась в том, что сущность морали составляли содержательно определенные, нетавтологичные принципы справедливости (равенства), благоразумия (разумного себялюбия) и рациональной благожелательности, которые ориентировали человека на достижение личного и общего блага. Эти принципы.к тому хе выступали в качестве основания императивности морали, поскольку были сформулированы таким образом", что необходимость их осуществления ни у кого не могла вызвать сомнения: они были" ясными и точными, самоочевидными, обоюдно совместимыми и универсальными. Положения о понятийной природе морального знания и интуитивном характере процесса морального познания в этике Сиджвика определялись признанием таких характеристик ключевых моральных принципов, как объективность, универсальность, априорность, беспредпосылочность, императивность, самоочевидность.

  2. Анализ обоснования рационалистического интуитивизма Р. Прайса и Г.Сиджвика показал, что способ познания морали не зависит от понішания ее нормативного содержания, а определяется представлением о сущностных характеристиках иорали. Кроме того, положение о понятийной природе морального знания в этической концепции рационалистического интуитивизма выражало понимание того, что знание морали не может быть лмиь спонтанным, и, помимо эмоций и непосредственных побуждений, с необходимостью включает осознанные принципы и убеждения, к положение об интуитивном характере морального познания подразумевало принципиальную несводимость морали к внеио-ральной реальности как одну из самых важных особенностей существования морали в моральном сознании. В ключевых утверждениях этичес-

кой концепции рационалистического интуитивизма провозглапалась моральная автономия и вменяемость каядого человека, его способность, преодолевая партикулярность собственнога бития. без указания каких бы то ни было авторитетов, открывать для себя знание объективно:'!, универсальной, априорной морали и делать его законом сзоей хизни.

6. Анализ взглядов Прайса и Сиджвика на природу моральной мо
тивации позволил сделать вывод о том,.что одним из cautix вапных
положений этики рационалистического интуитивизма является положе
ние об императивности морального знания. Следствием утвврядения о
понятийности, интуитивности и императивности морального знания в
данной концепции стало признание осознанности и чистоты «орального
мотива. -

Значение исследования

Значение данной работы определяется новизной темы, которая.к тому же, раскрывается на иатериале учений почти не известных у нас. но несомненно достойных серьезного внимания моральных философов. Выводы, полученные в результате исследования способствуют распире-ниіз и углубления представления об историко-философском процессе, позволяв! обнаружить связь идей рационалистических интуитивистов и И.Канта." проследить истоки этичесгого интуитивизма XX в.. основоположником которого считается Дх.Э.Цур, по-новому взглянуть на этические открытия последнего. Кроме того, результаты работы позволяют уточнить понятия "рационализм" и "интуитивизм" в контексте гносеологии морали, что делает представление о признанных классическими рационалистических и интуитивистскнх концепциях морали более полным. Анализ исследования рационалистический!! интуитивистами проблемы природы морального знания и в ее рамках - императивности как сущностной особенности морального иожет выступать в качестве стимула к постановке, осмыслению и решению проблем в современной гносеологии морали. Результаты работы могут использоваться в преподавании этики и истории философии.

Апробация результатов исследования

Основные идеи исследования изложены в ряде научных публикаций (см. список в конце автореферата). Ключевые идеи диссертации излагались в выступлениях на международных философских гаколах в Крако-

. ве'(Польша, 1992) и в Плесе (Россия, 1992).

Диссертация била обсуждена на заседании лаборатории этики Института философии РАН 23 ноября 1993 г. и рекомендована к защите.

Структура диссертации

Диссертация состоит из введения, двух глав, объединяющих иесть параграфов, заключения и списка использованной литературы.