Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Проблемы нравственного воспитания в трудах К.Д. Ушинского Бельский, Виталий Юрьевич

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Бельский, Виталий Юрьевич. Проблемы нравственного воспитания в трудах К.Д. Ушинского : автореферат дис. ... кандидата философских наук : 09.00.05.- Москва, 1994.- 28 с.: ил.

Введение к работе

Актуальность исследования.

Вопросы нравственного воспитания волновали людей издавна. Первые философские системы, да и вообще первые фиксированные знания людей носили не в последнюю очередь этический характер. Во все времена людей интересовало не просто то, как поступать, но и то, как сделать, чтобы люди поступали определенным образом. Эта проблема в разные времена принимала различные формы, но, несмотря на общее историческое развитие совокупности теоретических систем и практических средств и технологий, не может считаться решенной в удовлетворительной степени.

В настоящее время известны методологии и технологии обучения, практически гарантирующие достижение желаемых результатов в области образования и обучения человека. Однако того же самого нельзя сказать в отношении нравственных человеческих качеств. Более того, в области воспитания и формирования нравственных характеристик человека ныне ощущается сильный дефицит теоретически обоснованных и практически приемлемых разработок.

В связи с изменением политической структуры российского общества сильно изменились нравственные ценности и ориентиры, пропагандируемые средствами массовой информации, в вопросах нравственности стало изменяться и общественное мнение. Перед теоретической общественной мыслью России снова, как это бывало уже не раз, встает вопрос о пути дальнейшего движения общества, о средствах, которые можно, нужно, необходимо или же нельзя и не нужно использовать в достижении ставимых целей. Особенно сильно дискутируется вопрос о нравственных качествах человека, необходимых для самого существования и развития общества. Это проблемное поле настоятельно требует обращения к истории вопроса, анализа существующих позиций.

Между тем сама постановка вопросов нравственного воспитании для этической мысли особой новизны не представляет. Идеи и идеалы нравственного воспитания, иногда даже достаточно систематизированные и обоснованные не только общественным опытом, в истории человечества предлагались достаточно многими мыслителями, начиная от безвестных коллективных авторов-исполнителей исторических песен и апосов и вплоть до наисовременнейших западных систем интерактивного или трансперсонального погружения.

Развитие систематической практической этической мысли на Западе славно такими именами, как Платон, Руссо, Коменский, Локк, Кант, Гегель, Песталоцци. Нас же интересует русская педагогическая традиция. Этот особый интерес имеет оправдание и обоснование в том обстоятельстве, что в России западные философские, этические и педагогические идеи прорастали в существенно своеобразной почве. В связи с этим следует, по нашему мнению, уделить большее внимание тем первым системам воззрений на'природу и особенности нравственного воспитания, которыми отмечено развитие педагогических и воспитательных идей в России в XIX веке.

В России первым на стезю систематического исследования нравственного воспитания вступил Константин Дмитриевич Ушинский - дворянин и педагог, философ и практик, демократ и христианин. Его педагогическая деятельность в условиях царской России оказалась искусственно ограниченной, что привело однако к более острому осознанию К.Д.Ушинским насущных потребностей общественного воспитания. К.Д.Ушинский развил теоретическую систему взглядов на процесс воспитания как соединение трех основных элементов школьной деятельности - административного, учебного и воспитательного - причем он высказал целый ряд и поныне методологически плодотворных положений в области практического регулирования нравственного воспитания.

Степень разработанности проблемы.

Взгляды К.Д.Ушинского на воспитание и образован не, сю система

теории педагогического просвещения чрезвычайно высоко оцениваются философами, учеными и педагогами. Это верно для дореволюционных авторов - современников, учеников, последователей и исследователей, к которым относятся П.П.Блонский, Н.Ф.Бунаков, В.И.Водовозов, Е.Н.Водовозова, Н.К.Грунский, В.Е.Ермилов, В.Люстрицкий, Л.Н.Модзалевский, А.Н.Острогорский, Ю.С.Рехневский, В.И.Семевский, В.Я.Стоюнин, М.К.Чалый. То же характерно и для советских ученых, педагогов и общественных деятелей, таких как Б.Г.Ананьев, Н.К.Гончаров, М.И.Калинин, Н.К.Крупская, Д.О.Лордкипанидзе, Е.И.Медынский, В.Я.Струминский. Этого обстоятельства самого по себе уже достаточно, чтобы обосновать наш интерес к его теоретическому этико-практическому наследию.

Работы и идеи К.Д.Ушинскогр подробно анализировались многими исследователями в аспектах исторйко-биографическом (Н.Ф.Бунаков, Н.К.Гончаров, Н.К.Грунский, М.И.Демков, С.Ф.Егоров, К.В.Ельниц-кий, В.Е.Ермилов, В.К.Зажурило, Н.В.Зикеев, А.Н.Иванов, Д.О.Лордкипанидзе, Л.Н.Модзалевский, М.Л.Песковский, Ю.В.Сальникова, А.В.Старчевский, В.Я.Струминский), дидактическом (М.А.Данилов, М.И.Демков, А.В.Детгерер, Л.Н.Исаев, В.П.Канакина, Ж.Х.Косинский, О.М.Надлер, Т.С.Назарова, Г.А.Обернихина, Л.А.Смирнова, В.Я.Струминский, Л.В.Тодоров, Л.А.Щедрина), онтодидактическом (А.М.Алексеев, А.В.Детгерер, Н.А.Кислякова, Н.С.Лях, В.В.Осокин, М.Н.Петерсон, Т.А.Поспелова, Ю.Т.Ревякин, Е.А.Сивов, В.М.Скрипченко, М.М.Соколов), публицистическом (Е.Н.Водовозова, В.В.Карпов, Т.В.Карпова, В.Мирочник, Й.Скворцов, В.И.Чернышев), психологическом (Б.Г.Ананьев, Н.И.Бокарев, Н.Г.Дебольсккй, В.В.Кисловская, А.Д.Колбин, К.Н.Корнилов, И.Л.Кулев, Л.Ф.Пекарская, З.С.Сахарова, А.А.Смирнов, Т.Тажибаев, В.Токарева, Л.А.Фомин, И.Г.Шабаев, Г.М.Шваровз, И.К.Экгольм), методическом (Е.И.Аимбетова, А.М.Александров, Т.Н.Болдышева, Н.И.Глазунов, Г.А.Гришина, М.И.Демков, А.В.Детгерер, В.И.Лебедев, В.Н.Львова, В.В.Осокин, С.М.Ривес, Н.А.Стусь, Л.И.Тихвинский, И.К.Турсунов, М.Цебрикова, Л.А.Щедрина) и праксеологическом (А.Ж.Джумабаев, Е.М.Лыбин, Ю.Т.Ревякин, С.М.Соколовский,

&

Л.А.Стуканов), если упоминать только о наиболее разработанных сторонах теоретической системы К.Д.Ушинского.

Вопросы нравственного воспитания также затрагивались в работах многих исследователей наследия К.Д.Ушинского как в дореволюционный период, так и после революции. {Тут следует указать на следующие работы: Н.К.Грунский «Жизнь, деятельность и взгляды К.Д.Ушинского^//Сборник женской гимназии им. А.С.Пушкина в г.Юрьеве. Т.1 - Юрьев, 1906; К.В.Ельницкий «К.Д.УшинскиЙ: Его жизнь, деятельность и педагогические труды*. - СПб.: Изд. Д.Д.Полубояринова, 1903; В.Ф.Люстрицкий «Очерк деятельности К.Д.Ушинского и его взгляд на общественное воспитание». Казань: Типолитография В.М.Ключникова, 1882; Л.Н.Модзалевский «О народности в воспитании по Ушинскому»//Рус. школа. - 1895. - N12; Л.Седов «Ушинский о воспитании»//Вестник воспитания. - 1901. - N3; М.Цебрикова «Воспитание души и ее сил: Опыт педагогической антропологии К.Д.Ушинского»//Детский еад. - 1872, - NN1-12; Н.В.Чехов «Национальное воспитание по'К.Д.Ушинскому»//Пед. листок. -1915. - Кн.2; Б.Г.Ананьев «» Педагогическая антропология» К.Д.Ушинского и ее современное значение»//Вопр. психологии. - 1969. - N2; А.А.лапшина «К.Д.УшинскиЙ и проблема нравственного воспитания»/ /Вопросы истории педагогики: Материалы науч. конф., посвященной 150-летию со дня ррждеігия К.Д.Ушинского. Разд.2./Томский пед. ин-т им. Ленинского комсомола. Томск, 1975; Л.А.Стуканов «К.Д.УшинскиЙ о роли труда в формировании личности»//Вопросы истории педагогики: Материалы науч. конф., посвященной 150-летию со дня рождения К.Д.Ушинского. Разд.2./Томский пед. ин-т им. Ленинского комсомола. Томск, 1975; М.И.Петров «Вопросы семейного воспитания в педагогическом наследии К.Д.Ушинского»//Вопросы истории педагогики: Материалы науч. конф., посвященной 150-летию со дня рождения К.Д.Ушинского. Разд.2./Томский пед. ин-т им. Ленинского комсомола. Томск, 1975; С.Н.Осинова «К.Д.УшинскиЙ о воспитательном идеале»//Вопросы обучения и воспитания в педагогическом наследии К.Д.Ушинского: Материалы научно-теоретической конференции, посвященной 150-летию со дня рождении К.Д.Уипшского/Влади-

мирский пед. ин-т им. П.И.Лебедева-Полянского. - Владимир, 1974; С.М.Соколовский «К.Д.Ушинский о труде и его роли в развитии и восігитании личности*//0 педагогическом наследии К.Д.Ушинского: Материалы чтений памяти великого педагога. - Ярославль, 1972; С.М.Ривес «Учение К.Д.Ушинского о методах нравственного воспитания*//Памяти К.Д.Ушинского/Уч. записки МГПИ им. В.И.Ленина; т.ЗЗ. М.,1946; П.И.Горбулин «К.Д.Ушинский о средствах нравственного воспитания*//Педагогическое наследие К.Д.Ушинского в современной практике воспитания и обучения. - Киев-Одесса, Вища школа, 1980; А.Ж.Джумабаев «К.Д.Ушинский и проблемы всестороннего развития личности*//К.Д-Ушинский и проблемы народного образования в Казахстане. - Алма-Ата, Мектеп, 1975.}

Отдельные аспекты этической проблематики в воззрениях К.Д.Ушинского были также затронуты в работах А.А.Гусейнова и А.И.Титаренко. ' Однако целостное исследование системы воззрений К.Д.Ушинского по проблемам нравственного воспитания, которое было бы предпринято с философско-этической, теоретической точки зрения, до сих пор отсутствует, на что справедливо указывает Д.О.Лордкипанидзе: -«Богатое же философское наследие Ушинского... ждет своего специалиста-исследователя, и чем раньше это будет сделано, тем лучше для нашей отечественной философской науки в целом и педагогики в частности* {Д.О.Лордкипанидзе «Педагогическое учение К.Д.Ушинского* Тбилиси, 1974, с.15}

С ним согласны и Ш.И.Ганелин и М.С.Зенченко, которые восклицают: «Достойно удивления, что богатейшее наследство К.Д.Ушинского в области нравственного воспитания у нас недостаточно оценено, а между тем в нем есть что взять на вооружение.* {Ш.И.Ганелин, М.С.Зенченко «К.Д.Ушинский и современность*//К.Д.Ушинский и современность: Сб. науч. трудов/ЛГПИ им. А.И.Герцена. - Л., І975, с.23.}

С тех пор, как были сделаны эти оценки, прошло два десятилетня, мы отмечаем уже 170-летие со дня рождения великого педагога, но проблема научного рассмотрения системы его взглядов на нравственное воспитание остается открытой. Настоящая работа представляет собой попытку ее частичного решения.

Необходимость комплексного подхода к воспитанию, соединяющего усилия, направленные на обучение и формирование характера человека одновременно, в наше время остаются практически столь же актуальной, как и сто лет назад, во времена Ушинского. Можно только согласиться с мнением, высказанным на круглом столе по проблемам молодежи в современном мире: «Исторически сложилось так, что основной акцент деятельности нашей школы сделан на обучении, приобретении знаний, а воспитание до сих пор выступает, по сути, побочным продуктом обучения. ... до сих пор воспитательная работа в школе в отличие от учебной не составляет целостной системы, оставаясь лишь совокупностью локально (и*нередко формально) проводимых мероприятий.» // Фельдштейн Д.И., Выступление на круглом столе «Молодежь в современном мире: проблемы и суждения» Вопросы философии, 1990, N5, с. 23.//

Система взглядов К.Д.Ушинского на нравственное воспитание появилась не на пустом месте. Многие философы, педагоги и психологи занимались проблемами воспитания и нравственности. К.Д.УшинскиЙ сообразовывался с результатами, полученными его предшественниками, критически подходя к их идеям.

Несомненна идейная связь его теории (как позитивная, так и негативная) с педагогическими теориями Я.А.Коменского, Дж.Локка, Ж.-Ж.Руссо, К.А.Гельвеция, Д.Дидро, И.Г.Песталоцци, И.Ф.Гербарта, А.Дистервега. Он опирался также и на русские педагогические теории. В России к середине XVIII века сложилась сословная система образования. Идеологами просвещения в России выступали Н.И.Новиков, А.Н.Радищев, декабристы. На взгляды К.Д.Ушинского сильное влияние оказали его старшие современники - учителя и друзья, такие как директор Новгород-Северской гимназии И.Д.Тимковский, Т.Н.Грановский, П.Г.Редкин, К.Ф. Рулье, знаменитый хирург, общественный деятель и педагог Н.И.Пирогов.

Цепь и основные задачи исследования.

Переходя к постановке задачи, стоящей перед данным диссерта-

ционным исследованием, необходимо указать, что система взглядов К.Д.Ушинского на нравственное воспитание велика и многосложна. Достаточно сказать, что основной труд его жизни, в котором Константин Дмитриевич собирался свести воедино все современные ему сведения, необходимые для воспитания педагогов, - «Человек как предмет воспитания: Опыт педагогической антропологии* - несмотря на незавершенность, составляет три тома, два из которых занимают около 800 страниц в двух томах шеститомного собрания сочинений, тогда как последний существует в подготовительных материалах и набросках. Поэтому даже предварительные оценки заставляют ограничить поле исследования материалом, не превышающим возможности диссертации. Это непосредственно проявляется в сужении исследовательской программы. Так, вне поля зрения настоящего исследования оказываются вопросы истории развития системы идей К.Д.Ушинского, вопросы синхронического идейного взаимовлияния в контексте современных ему мыслителей, проблемы логического снятия как индивидуальных, так и общественно значимых исторических линий развития педагогической теории и практики. Необходимо также учитывать, что и сам Ушинский не раз подчеркивал, что в своих трудах, посвященных теоретическим и практическим сторонам воспитания он не стремился создать всеобъемлющей, законченной системы нравственного воспитания, но хотел лишь, опираясь на достижения современных ему наук о человеке, сделать первую попытку их обобщения с «педагогической целью». // Ушинский К.Д.. собр. соч. в 6 т т.5 с.37// Это обстоятельство заставляет в исследовании системы взглядов великого русского педагога избрать двухступенчатую схему движения исследования. Мы сначала рассмотрим внесистемные условия, определявшие возникновение и развитие взглядов Ушинского. Затем мы предпримем попытку исследования некоторых основных особенностей развития системы его взглядов в его собственном изложении. При этом в настоящей работе не рассматриваются конкретные методические принципы вроде принципов доступности материала для воспитуемого, конкретной связи учебного материала с жизнью и окружением воспитуемого и др. Эта сторона наследия великого педагога и теоретика педагогики уже достаточно изучена предшествующими

исследователями.

Настоящее исследование преследует две основные задачи. Первая состоит в выявлении основных неизменяемых структур мысли К.Д.Ушинского на примерах его публикаций по частным вопросам нравственного воспитания. Это -«Три элемента школы» 0857), «О народности в общественном, воспитании» (1857), «Письма о воспитании наследника русского престола» (1859*) и «Труд в его психическом и воспитательном значении» (1860), анализу основных идей которых с точки зрения особенностей их теоретического включения в систему нравственного воспитания посвящена основная часть главы I.

Вторая основная задача состоит в выявлении теоретической системной целостности представлений К.Д.Ушинского о нравственном воспитании на основе как общего анализа основоположений его теории, использующего результаты первой главы, так и с упором на фактическое их наличие в основной работе «Человек как предмет воспитания: опыт педагогической антропологии». Изложение хода и результатов этого анализа составляет главу II настоящего диссертационного исследования.

В ходе решения этих основных задач естественно возникают следующие вспомогательные задачи:

краткий историко-биографический обзор жизни К.Д.Ушинского;

выделение основных схем обоснования К.Д.Ушинским структуры процесса воспитания и основных категориальных схем такого обоснования;

рассмотрение отношения основных идей и принципов К.Д.Ушинского к гегелевским теоретическим истокам его системы;

рассмотрение отношения основных идей и принципов К.Д.Ушинского к эмпирическим основаниям его системы;

определение основных особенностей теоретических взглядов К.Д.Ушинского на воспитание как на сознательный целеполагающий процесс (соотношение в процессе нравственного воспитания общества и индивида, части и целого, единичного-особенного-общего, знаний и практики);

рассмотрение проблем существования, универсальности и реальности нравственного идеала с точки зрения теоретической системы

взглядов К.Д.Ушинского.

Эти вспомогательные задачи естественным образом определяют разбиение глав диссертации на параграфы.

Теоретическая и методологическая основа работы.

Настоящее диссертационное исследование основано на диалектико-материалистнческой методологии в ее трансформации применительно к аспектам и задачам диссертации. В частности, как методологические регулятивы явно'используготся такие подчиненные моменты диалектико-материалистического метода как структурный и структурно-функциональный анализ, моменты диалектического соотношения логического и исторического, диалектика содержания и формы, рассмотрение существования как взаимодействия, принцип историзма (рассмотрение человека как деятельного существа, преследующего свои цели).

Теоретической основой настоящего исследования являются работы, посвященные философско-этическим вопросам нравственного воспитания. {См.: А.И.Титаренко «Структуры нравственного сознания.» М., 1974; О.Г.Дробницкий «Проблемы нравственности.» М., 1977; А.А.Гусейнов «Социальная природа нравственности.» М., 1978; В.А.Вазюлин «Логика истории.» М., 1988; А.И.Титаренко «Мораль как особый способ освоения мира.»/В сб.: Социальная сущность и.функции нравственности. М.,1975; «Нравственное воспитание. Проблемы теории и практики.» М., 1979; В.И.Добрынина, Ю.М.Смояенцев «Беседы по марксистско-ленинской этике.» М., 1980; Н.Н.Крутов «Мораль в действии.» М., 1977; Е.Л.Дубко, В.А.Титов «Идеал, справедливость, Счастье.» Изд. МГУ, 1989; В.А.Василенко «Мораль и общественная практика.» Изд. МГУ, 1983; С.Ф.Анисимов «Мораль и поведение.» М., 1985; «Актуальные проблемы нравственного воспитания.» Новосибирск, 1987; С.Ф.Анисимов «Роль нравственного просвещения в духовном формировании личности.» М., 1981; Л.М.Архангельский «Комплексный подход к теории и практике нравственного воспитания.» М.,1984; Ю.М.Смоленцев «Мораль и нравы: диалектика взаимодействия.» М., 1989; Э.В.Ильенков «Об идолах и идеалах.» М., 1968;

Э.В.Ильенков «Что же такое личность?»/ В кн.: С чего начинается личность. М., 1979.)

Непосредственной эмпирической базой исследования являются следующие работы К.Д.Ушинского:

«Три элемента школы» (1857) - Педагогические сочинения в шести томах, т.1,М., 1988, с.177-193.

«О народности в общественном воспитании» (1857) - Педагогические сочинения в шести томах, т.1,М.,1988, с.194-256.

«О средствах распространения образования посредством грамотности» (1858) - Педагогические сочинения в шести томах, т.1,М.,1988, с.300-308.

«Письма о воспитании наследника русского престола» (1859) -Педагогические сочинения в шести томах, т.1,М.,1988, с.317-340..

«Труд в его психическом и воспитательном значении» (1860) -Педагогические сочинения в шести томах, т.2,М., 1988, с.8-26.

«Вопрос о душе в его современном состоянии» (1866) - Педагогические сочинения в шести томах, т.2,М.,1988, с.233-282.

«Человек как предмет воспитания: Опыт педагогической антропологии» (т.1 - 1867, т.2 - 1869) - Педагогические сочинения в шести томах, t.5,M.,199Q, с.7-514, Педагогические сочинения в шести томах, т.6,М.,1990, с.5-498.

Настоящее диссертационное исследование выносит на защиту следующий основной тезис:

К. Д.Ушинский создал в основном целостную теоретическую систему взглядов на нравственное воспитание, дидактическое, методическое и методологическое содержание которой сохраняет актуальность вплоть до нынешнего времени. Этот основной тезис обосновывается нами с помощью следующих вспомогательных, тезисов, также доказываемых в работе:

  1. Первое основание системы взглядов Ушинского на нравственное воспитание состоит в том, что человеческая история с точки зрения органической представляет реализацию особенных идей, воплощающихся в существовании отдельных народов.

  2. Второе основание системы взглядов У шинского на нравственное

воспитание состоит в том, что человеческая история имеет единую нравственную основу - христианский идеал.

  1. Третье основание системы взглядов Ушинского на нравственное воспитание состоит в том, что основой построения теории нравственного воспитания в силу общей человеческой физиологической, психической и душевной природы должны служить факты, устанавливаемые науками о человеке.

  2. К.Д.Ушинский в построении теоретической системы педагогического образования использует принцип, противоположный гегелевскому - принцип подчинения общего особенному. Этот принцип образует основу принятия К.Д.Ушинским фактов современных ему наук и сближает позицию К.Д.Ушинского с позициями естественнонаучного материализма.

  3. К.Д.Ушинский впервые в известной нам литературе формулирует различие материальных и нематериальных условий существования общественных организмов как телеологическое отношение частей-организмов и целого-общества и сопрягает эти условия с деятельностным пониманием процесса образования нравственных наклонностей у человека.

  4. К.Д.Ушинский рассматривает особенную форму существования организма в истории - народность - как реальную основу существования особенной формы нравственного идеала.

  5. Основной принцип, обеспечивающий целостность теоретической системы представлений К.Д.Ушинского о нравственном воспитании, состоит в использовании теоретических знаний для обоснования практической педагогической деятельности и является дуалистическим.

  6. Дуализм основного системообразующего принципа позволяет К.Д.Ушинскому примирить постулат универсальности христианского нравственного идеала, выступающий в качестве теоретического горизонта и основания системы его взглядов, с эмпирически признаваемым фактом существования и развития особенных идеалов, выступающих целевыми функциями общественных организмов.

Научная новизна исследования.

Научная новизна данного исследования прежде всего заключается в том, что впервые взгляды К.Д.Ушинского на процесс нравственного воспитания выделяются из общего контекста его работ и рассматриваются в их систематическом единстве. Устанавливается система оснований, на которых построена эта система взглядов. Исследуется методологическая состоятельность применения К.Д.Ушинским методологических принципов в ходе построения его системы. Основные тезисы, доказываемые в ходе диссертационного исследования, позволяют рассмотреть взгляды К.Д.Ушинского на процесс нравственного воспитания в их систематическом единстве и дают возможность сравнительной оценки данной системы представлений в отношении к современным взглядам как на процесс нравственного воспитания, так и на его естественнонаучные и философско-этические основания/Содержание этих тезисов, возможность обоснованного сопоставления хронологически и категориально различных теоретических систем, равно как и само доказательство систематического единства также составляют научную новизну и практическую значимость настоящего диссертационного исследования.

Практическая значимость исследования.

Результаты диссертационного исследования способствуют решению ряда проблем философско-этической теории нравственного воспитания и могут быть использованы в процессе их дальнейшего изучения, что, в свою очередь, будет способствовать более углубленному пониманию сущности и своеобразия нравственного воспитания, основных особенностей систем нравственного воспитания. Материалы диссертации могут быть использованы в преподавании курса этики в вузе и школе, при разработке спецкурсов по проблемам нравственного воспитания, в работе методологических семинаров, а также в лекционно-пропагандист-ской работе.

Апробация работы.

Диссертация обсуждена на заседании кафедры этики философскою факультета МГУ им. М.В.Ломоносова. Основные положения диссерта ции отражены в публикациях автора, докладывались на методологическом семинаре кафедры йтики философского факультета.

Структуре работы.

Диссертация состоит из введения, трех глав, объединяющих три ладнать параграфов, заключения и списка использованных работ.