Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Проблема соотношения нравственного и атеистического аспектов воспитания личности Агаева, Солмаз Дадаш Бала кызы

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Агаева, Солмаз Дадаш Бала кызы. Проблема соотношения нравственного и атеистического аспектов воспитания личности : автореферат дис. ... кандидата философских наук : 09.00.05 / Бакинсккий гос. ун-т.- Баку, 1990.- 22 с.: ил. РГБ ОД, 9 91-1/1399-6

Введение к работе

Актуальность темы исследования. Диалектика общественного развития такова, что в ходе перестройки советского общества важнейшее закономерностью выступает возрастание роли человеческого фактора во всех сферах жизни. Вся система основополагающих динамических изменения,происходящих в нашем обществе, предъявляет новые повышенные требования к личности. В новых условиях приобретает особую актуальность "обращение к человеку". В контексте такого обращения весьма важное значение придается совершенствованию системы воспитания. 7Согда мы говорим,что при социализме осуществляется всестороннее и гармоническое развитие личности,' тем самым подчеркиваем, что в социалистическом обществе должны последовательно реализоваться цели подлинного гуманизма. Многие наши успехи в сфере формирования человека и его образа жизни стали возможны благодаря разработке и проведению в жизнь культурно-воспитательной политики, которая, к сожалений, не была свободна от многих серьезных оиибок и формализм.-;-. Примечательно в этом отношении революционное перестроечное преобрізование общества. "Главную задачу своей культурной политики,- говорил на ХХУП съезде партии М.С.Горбачев,- партия видит в той, чтобы открыть самый широкий простор для вняачения способности люде Л, сделать их жизнь духовно богатой,многогранной. Добиваясь радикальных перемен к лучшему ив этой области, ваяно постр;ить всю культурно-воспитательную ріботу так, чтобы oir-і все полнее удовлетворяла духовные запросы люде\! шч навстречу их -пт-терпсам"1. Поростро"ка, так.ім образом, активизирует" вопрос культуры и воспитания- тесно увязывает '-задачи коренного революционного преобразования общества с задачами качественного обновления системы воспитания, р-ідик-иьного её совершенствования.,3 условиях

ІР Материалы ХХУП съезда КПСС. М., Г 86, с. 114.

- г --

. перестройки приобретает особую значимость критическое переосмысле-ние накопленного опыта воспитательной работы. Сегодня от марксистской методологии требуется проявить мужество в анализе достижений и просчетов в строительстве социалистического общества / в ходе культурной революции, нравственном и атеистическом воспитании трудящихся и т.д./. В процессе "перестроечного" пересмотра нашей истории предстоит освободиться от неверных представлений о методах строительства социализма,' воспитания личности - избавиться от всего, что деформировала нравственные идеалы нашего общества.

Нравственное и атеистическое^воспитание как составные части идейной и культурно-воспитательной работы, находится под влиянием

' происходящих в нашем обществе перемен. Эти перемены направлены в сторону оздоровления нравственного климата, они призваны существенно изменить наше отношение к религии и атеизму.

И в "этой связи "неоправданы разговоры о. возможном сворачивании атеистических исследований и публикаций в силу каких-то высщих соображений. Дело состоит в том, чтобы распространить /новое мыш-ление/ на всю сферу изучения религии и атеистического воспитания, до конца преодолевая" догматизм, примитивизм, упор на административно-бюрократический стиль..."1.

Нообходиш критически переосмыслить накопленный опыт в области атеистического и нравственного воспитания, сформулировать новые идеи и принципы в данной сфере воспитательно"' работы. Актуальность изучения проблем воспитания /в частности, нравственного и атеистического воспитания/ обусловлена потребностями перестройки нашего общества на подлинно демократических основах. Обстоятельное исследование механизма взаимоотношения нравственного и атеистического (зоспитанкя, раскрытие их диалектической взаимосвязи в культурно-

I. Социализм и религия.//Коммунист. 1938. *" 4. С.123.

воспитательном процессе является зажным условием успешной реализации целей программы активизации человеческого фактора. В условиях перестройки,, демократизации и гласности всестороннее и глубокое изучение взаимоотношения нравственного и атеистического воспитания /и других направлений воспитательной работы/ приобретает особую значимость. Все это и определяет актуальность темы нашего диссертационного исследования.

Степень разработанности проблемы, 'ларксистс ая философия с момента своего возникновения включала в себя проблематику воспитания в качестве ватного элемента своей программы развития личности /марксистская концепция всестороннего и гармонического развития человека/. Вполне естественно, что проблемы воспитания все время находились в центре внимания. Воспитание как сложный диалектический процесс со своими специфическими противоречиями, уровнями и подсис-тепами по мере развития общества сталкивается с новими трудностями, намечает каждыЧ раз певні круг проблем. Непреходящее актуальное значение воспитательно" рдботы объясняется тем, что на каядом этапе напего общества в динамике процесса воспитания выявляется новые возможности и перспективы, а это, в своп очередь, выдвигает комплекс нових вопросов. В последние годы в контексте задач перестройки предъявляются новые требования к проблематике'воспитания. Эти требования связаны непосредственно как с переосмысление накопленного в этоГ области опыта, так и с розріботко.'' ново;'' стратегии культурно-воспитательно" работы, отвечало Я духу демократизации п гласности.

Автор умовно выделяет три основных направления, кот..рів иігз-ют отноаение к теме исследования. Первое напраыениз связью с об-цк'л: проблемами воспитания: нризственчоо и атеистическое воспитанно рісматр-.-затея xax составные части систем воспитания. Второе

направление характеризуется разработками специфических проблем нравственного и атеистического воспитания. Наконец, третье направление - это исследование вопросов связанных с диалектическим взаимоотношением нравственного и атеистического воспитания. По стзпе-ни разработанности отмеченные направления представлены как бы по "убывающее" линии.

Общетеоретические проблемы воспитания личности в вашей стріне
исследованы довольно подробно. Но, как ужк отмечалось, перестройка
придала особую актуальность проблематике человека, выдвинула на
первый план задачи нравственного обновления культурно-воспитатель
ной политики государства. Можно сказать, 'наметился новый "перестро
ечный интерес" к человеку. Это находит свое выражение в общем мас
сиве научной литературы1. Исследование проблем активизации челове
ческого фактора, естественно, акцентрирует внимание ученых на проб*
лематику воспитания.ь

Еакироп Б.С.Ценностное сознание и активизация человеческого фактора. Харьков. 1983; Марксистская концепция человека и культура личности.Владимир. 1987; Шендрик «.т. іомму-шетич -ский идеал личности: [|ішосо^іско-отический аспект.Львов.1988.

А таїш

суіцнос

j'eua активизации человеческого Фактора в условиях перестро "кн.

р:

асе сл.статьи:Вестужсва-Лада И.З..Человеческий факторгєго їсть и пути активизации. /Науч. комм. 1980.!,Ч; Иванов В.г.Проб активизации человеческого '.актора в условиях перестро "кн. 'мауч.кокм.Г'ВУ.^Ъ; Кругова 0.П.Пути активизации человеческого :ктора.//Философ.науки.1 "37.'01; '/'рутова 0.ІІ.Человеческим ]акто лічадьно-*.uloccv;csuu аспект. /ЛЬup. Т-илосо . Ir.!G7. VS;!i'raimn S.7.., Uv.Tiou Б. Б.Перестройка советского общества и -Тормирование нового человека.//Науч. комм, 1033, Н? 2;Малкин А.З.ІЗсестпроннее р з питие ;""Ччосїи:і:деалРсовреме 'ность.//!!ауч.ісомм.ї037.г 3; 'л'інчгскн'1 В.ІЗ 'і;г;-у.'ілі,ні*(! лроолемы рчзп.тш лич,юсти:і;о.'імунистичес:киг идеал ч социалистическая действительность.//^илос.науки.І- 33.У6; Сули-".'':г ЇІ.І.гіокотошє вопроси активизации человеческого ."актора.// ,'/;іауг..ксм;.ч1937. V 3.

";- Актова 0.II,Философские основи коымунистическрго воспитачия.М. Г!'27: І'изуно А.В.Методологические проблемы комплексного подхода ь коммунистически лу воспитанию,Киев.1936; Чумак Я.Г.Коммунистическое воспитание:система и предесс.Кишинев.ІР67.

мітодо.'іогии классового воспитания в свете решении ОСУП съезда П33,//Оилос. науки. 1'\%Лъ;Коломиец й.Л. .'Оржров-і,,.іе маркепстско ..енинского мироьоззрения-в.ахне"шая задача коммунист'/ч.-сого вос-.";'іншія.//Науч.ком!;,ІГі37.'г 3; Удовен'го Н.'»'. 0 ;актор'.х воспита-\'м: коллективизи'і.//г-луч.коміі.1.-37. '"- 2.

Намеченный перестройкой,демократизацией и гласностью задачи в области культурно-воспитательной работы поднимают определенные комплексы специфических проблем в сфере нравственного, атеистического воспитания. В последние годы появляются работы,в которых предметом особого внимания исследователей становятся вопросы нравствен-

I ?

ного и атеистического*" воспитания. В этих работах подробно анализируются особенности нравственного и атеистического воспитания в условиях перестройки. В некоторых исследованиях подчеркивается важность изучения взаимоотношения нравственного и атеистического воспитания как необходимого условия успешного решения некоторых общетеоретических проблем воспитания, а также конкретных вопросов нрав-ственного и атеистического воспитания3. Однако данная проблема не

I. Актуальные проблемы нравственного воспитания.Новосибирск.1987; Вардомацкий А.П.Моральная регуляция поведения личности.Минск. 1987;Методологические проблемы исследования социалистическое морали и нравственного воспитания.М. 1087; Соколов-Н.М.Социология нравственного развития личности.М.1987: Теория и практика нравственного воспитания.Баку,Т987; Этика.Мировоззрение.Нравственное воспитание.!'!. 1У07;Голубева Г.А.Ускорение научно-технического прогресса и проблема юрмировзния нравственной культуры личности. /Ежегодник философского общества СССР.1986.МЛ987.С.25-39;Иванов

2.


потенциал' совершенствования социализма.//Вопр

Актуальные проблемы науччо-атеистического воспитания молодежи. Материалы П Всесоюзной школы молодых ученых.М.,1с;07;Криштопа С.V,. Криштопа В.''.Атеистическая направленность нравственных цемностеС социалистического общества.'{иев.ІГ37;0рганизіция и методика атеистического воспитания.л. 1906;Шпак В.ЗЛтелзм и нравственные идеал личности.ІСиев. 1987. ;Мамелоп ''. ,<\хідоп п.,,ретестве:Р")-ть .тсчинских пр:і!:ппсв научно-атеистического Босгп:таш;я.//:юм).!.Азербайджана. 1937.Т?1;3илимонов 3.Воспитывать атеистов.//Кому.Лзер-баАг*жанаЛп.3.]^1\Атеистическое воспитание как фактор Армирования духовних потребностей молодежи.Авторз{.дисс.,.канд.|Илос. нцук7л.,19~8.

,- б т

была еще предметом специального анализа. В меру возможностей диссертант попытался восполнить пробел в этой области.

Цель диссертационной работы заключается в том, чтобы на основе анализа особенностей нравственного и атеистического воспитания, а также прояснения некоторых моментов механизма диалектического взаимодействия данных направлений'воспитательного процесс", изучить роль нравственно-атеистическогс воспитания в формировании личности, в решении культурно-воспитательных задач перестройки. Для реализации поставленной цели необходимо рассмотреть следующие взаимосвязанные исследовательские задачи:

проанализировать основные этапы и тенденции домарксистской мысли'в области разработки концепций нравственного и атеистического воспитания в контексте решения задач воспитания личности;

определить концептуальное своеобразие марксистско-ленинской системы воспитания и выявить доминирующую роль диалектического подхода в решении проблем нравственного и итеистичєсі.ого воспитания;

рассмотреть основные моменты процесса рлзвертызания нравственного и атеистического воспитания в ходе перестройки в свете требований демократизации и гласности, а также исследовать с позиции воспитательной политики перестройки диалектику нравственного и атеистического воспитания в общ :й системе воспитания личности.

Методологической основой исследования являются положения марксистско-ленинской концепции воспитания, методологические принципы диалектического материализма.

Научная новизна исследования. Диссертация является самостоятельным исследованием диалектики нравственного и атеистического воспитания в общей системе воспитания личности. 3 ней предпринята попытка последовательного и всестороннего рассмотрения этой проблемы. Формулируется ряд новых положений. Суть положений, содержа-

О . >

щих элементы новизны и выносимых на защиту, заключается в следующем:

на основе анализа домарксистских концепций нравственного и атеистического воспитания предпринимается попытка проследить предысторию становления диалектического подхода в рассмотрении проблем воспитания;

раскрывается основное методологическое содержание марксистс-ко-ленин-яой концепции воспитания,в которое главное внимание уделяется диалектическому подходу. Показывается, что в данной концепции основополагающее значение приобретает диалектическая идея воспитания личности, которая представляет собой сложный процесс взаимодействия нравственного, атеистического, эстетического, трудового и др. видов воспитания;

-обосновывается положение,что диалектическое взаимоотношение нравственного и атеистического воспитания на протяжении всей предшествующей истории развития нашего общества не реализовало в полной мере свои потенциал в деле воспитания гармонично и всесторонне раэ-витой личност?;

аргументируется прівомерность и плодотворность критического переосмысления оптиа воспитательно!' работы с целью восстановления марксистско-ленинской /социалистической/ концепции воспитания с её ориентацией на методологическую значимость диалектического взаимоотношения нравственного и атеистического воспитания;

в условиях перестройки, демократизации и гласности, когдл. особо подчерчивается важность активизации человеческого фактора и оздоріплония нравственной атмосферы общества, первостепенное ;. :аче-ние приобретает рчзвертнилние воспитательного процесса как процесса диалектического взаимодействия различных направлёниЛ культурно-воспитательно:"! работы. Важную роль в этон процессе играет диалектнчес-itoe взаимоог.оиение нравственного и атеистического воспитания.

1-і

Научно-теоретическая и практическая значимость работы. Результаты проведенного исследования могут быть испольэо: аны в научно-исследовательской работе по изучению актуальных проблем воспитания личности. Сформулированные в диссертации выводы и положенмя применимы в курсах научного атеизма и этики,а также могут быть использованы для организации культурно-воспитательной работы среди молодежи. ?ла?ериалы диссертации представляют определенную методологическую и практическую ценность при разработке учебных курсов по проблеме нравственного и атеистического воспитания личности; в научно-исследовательской работе студентов и при разработке тематики докладов и рефератов, а также чтений лекций по линии'общества "Знание" в моло-\ дежной.аудитории;

Апробация работы. Основные' положения и выводы диссертационного исследования нашли отражение в опубликованных работах автора, в докладах на научно-практической конференции АГШЯ им. 50-летия СССР /Баку,1983 г./; на межвузовской научной конференции в Каспийском KVN им.С.М.Кирова /Баку,19Э7 г./.

Основные положения работы также использо.ечлись автором в пре-подавчтельской работе.

Структура работы. Диссертг. дия состоит из введения, двух глав, разбитых на параграфы, заключения и списка использованной литературы.