Введение к работе
Актуальность исследования. - В наши дни особо обострились многие экономические, социальные, психологические и иные проблемы, связанные с бытием человека в мире. "Эра глобальных проблем", "меняющийся мир", "эпоха перехода и перелома ..." - вот далеко не полный перечень определений, в которых философское сознание отражает современность. В центре ее насущных проблем стоит человек, чье драматическое противостояние миру и другим людям привело, по мнению многих философов, мир на грань катастрофы - или, по крайней мере, к переходу в качественно иное состояние: перед нами отчужденный человек и мир отчужденного человека.
В данной работе делается попытка воссоздать исторический путь познания феномена отчуждения различными философскими направлениями. В то же' время основное внимание уделено рассмотрению экзистенциализма I.-П.Сартра и А.Камю, сосредоточенных в основном на поиске выхода из тупика отчуждения.
Следует отметить, что вопрос о возникновении и преодолении отчуждения до сих пор остается дискуссонным в философской литературе. Заслугой же философов-экзистенциалистов можно считать даже не столько постановку в явном виде указанной проблемы /она была сформулирована раньше/, сколько раскрытие реального богатства' и сложности нравственного мира личности. Нельзя не согласиться с их тезисом о том, что сейчас, как никогда, человеку надо, хотя бы на время, "обернуться" к своей собственной сущности, увидеть внешний мир субъективно- не поддаваясь тем фальшивым ценностям и формулам, которые заставляют его забить о ~е-,бе как о супестве, обладавшем достоинством и способностью к самостоятельно?^ творчеству.
Полочный подхсд весьма актуален в пази дни, когда погоня за
внешними формами существования делает человека отчужденным не только от мира и других людей,- но и от самого себя. .
Сартр и Камю попытались вернуть человеку веру в себя, разорвать путы, связывающие его разум и чувства, придать ему импульс решимости, а значит, создать человека, готового бросить вызов Абсурду - будь то угроза войны или какой-либо иной глобальной катастрофы. -
Изучение философии I.-П.Сартра и А.Камю актуально еще и потому, что ею сформулирована новая мораль, основанная на свободном выборе личностью своего пути при полной ее независимости от какого бы то ни было авторитета и при столь же полной личной ответственности за свой выбор.
Изучение проблемы отчуждения у Сартра и Камю как нравственной актуально в связи с тем, что в их работах даются некоторые практические рекомендации спасения человека, защиты его жизни, сохранения его достоинства и чести. Проанализировать эти рекомендации, оценить их жизнеспособность и степень применимости - задача философии нашего времени, с ее поиском вы-хода из углубляющегося кризиса цивилизации. Сейчас, когда человечество оказалось перед угрозой самоуничтожения, необходимо утверждать в сознании людей приоритет общечеловеческих ценностей, идею взаимосвязи и взаимозависимости мира, уважение свободы выбора. В этом смысле идеи французских экзистенциалистов созвучны - потребностям развития современного человека и направленности его нравственного сознания. Особенно актуально 'теоретическое и практическое преодоление нравственного отчуждения при учете его огромного влияния на социальные отношения и психологию людей в ус-ливиях переживаемого ими нравственного, кризиса. Можно сказать, что в настоящее время отчуждение - не столько социальное или экс-
комическое, сколько моральное явление, в связи с чем сама эта категория может быть введена в арсенач этических категорий, а проблема морального отчуждения - в число осноеных проблем современной этики.
Разработанность теш. - Проблеме отчуждения посвящены многочисленные работы как в Советском Союзе, так и за рубежом. В их числе труды таких авторов, как В.В.Кешелава, Р.И.Косолапов, И.Н.Нарский, А.П.Огурцов, Т.И.Ойзерман, М.К.Мамардашвили и др. Разрабатывая данную проблему в общем плане, исследователи расходятся по вопросу о том, на каком историческом этапе возникло отчуждение. Ряд авторов /таких, как Н.И.Лапин, И.Н.Карский и др./ считают, что данный феномен сопутствует классово/антагонистическим формациям, основанным на частной собственности на средства производства. Именно в частной собственности, по их мнению, коренится причина возникновения отчуждения как такового.
Другие /например, Л.К.Митрохин, Б.Н.Воронцов, А.И.Тктаренко и др./ полагают, что отчуждение присуще лишь капитализму и рассматривать его надо в комплексе с другими явлениями, сопутствующими этому способу производства.
Подход к отчуждению как к свойству человеческого бытия в Астре вообше, коренящемуся в онтологической раздвоенности человека, только начинает разрабатываться современной советской философией. В качестве примера можно привести исследования, предпринятые С.В.Флахомт
Феномен морального отчуждения специально рассмотрен в работах А.К.Титаренко, а также в книге П.А.Ландесмана и Ю.В.Согомо-нова "Спор с пессимизмом". Выделяются две стороны этого процесса. Во-первих, моральное отчуждение - это отчуждение от .личности -''См.: Флах СБ. Аксиологические ппоблемы гуманистических основ ксазстгенностк и гоэалыюго отчуждения: анализ трех уровней. Ав-тор^і^зрт на соискание учрной степчни и-андклата философских наук.
2?'с: Тктарекко А.И. Акги/деи. - У... 1934.
действующих норм и запретов морали. Нравственные ценности, отраженные в этих нормах и запретах начинают выглядеть как силы, враждебные личности, порабощающие ее, чуждые ей. Во-вторых, моральное отчуждение понимается как отчуждение от личности ее права на моральное творчество. При этом "внутреннее" моральное отчуждение отделяет от человека его собственную сущность, его нравственное ядро, тогда как "внешнее" - разделяет и противопоставляет человека другим людям, их нравственно-психологическим установкам. Проблема нравственного отчуждения затрагивается также в работах Ю.Н.Давидова "Труд и свобода" и С.Н.Ковалева "О человеке, его пробуждении и освобождении".
Однако следует константировать, что указанная тема только начинает обретать свое место в разработках советских философов.
Западная философия также не прошла мимо названной проблемы. Такие ее представители,как П.Тиллих, Э.Фромм, Д.Лукач, Г.Маркузе в своих исследованиях обращаются в основном к социальному и психологическому аспектам отчуждения, подвергая в то же время анализу' его нравственный аспект. Причем данные авторы не ограничиваются лишь описанием следствий данного явления или выделением пра-чин его возникновения. Они пытаются также показать взаимосвязь и взаимозависимость различных аспектов отчуждения , выявить онтологические предпосылки "утраты ценностей" современным человеком, обозначить возможные пути его нравственного возрождения.
Большинство западных авторов, разрабатывающих в той или иной форме проблему отчуждения - это марксистски ориентированные философы. И это не случайно - ведь данная проблема в явном виде впервые была сформулирована Гегелем и через него вошла в круг фи-' лософских поисков марксизма.
Однако было бы неверно утверждать, что другие философские
- 5 -школы и направления не уделяют достаточного внимания указанным вопросам. Более того, мало изученный нравственный
аспект отчуждения, как субъективного выражения "ценностного сдвига" в сознании современного человека, а также нравственное отчуждение как способ существования личности в современном обществе, весьма интенсивно исследовался, например, философией экзистенциализма. В частности, в работах Сартра и Камю представлен именно такой подход к "бытию человека в мире".
На Арабском Востоке тоже было уделено внимание изучению проблемы отчуждения в ее нравственном аспекте. Не последнюю роль здесь сыграло распространение идей экзистенциализма в процессе культурного обмена между Арабским миром и Европой, особенно усилев-шегося после второй мировой войны.
Крупнейшими представителями арабской мысли, обратившимися к вопросам, связанным с отчуждением, являются Абу-ар-Рахман Бада-ви, Рене Хабаши, Закария Ибрагим. Эти философы не просто идут по стопам своих западных коллег, но разрабатывают свои собственные подходы к пониманию причин происхождения и путей преодоления того кризиса нравственности, который, по их мнению, связан с нравственным отчуждением.
Так, Бадави, например, резко критикует Камю и Сартра за то, чт.о оюГудалили Бога из жизни людей". По его мнению, смерть Бога в сознании западного человека - это уничтожение самого человека, лкиение его существования смыслового содержания, а заодно и лишение личности ценностных ориентиров.
На сходной позиции стоит Ибрагим Закария, который считает, что отчуждение заложено в самом способе бытия человека как результате его взаимоотношений с Богом. Проявляется ае это онтоло-
гическое противоречие в отчуждении между внутренним миром человека и внешним по отношению к нему миром. Философ полагает, что для преодоления отчужденного состояния человек должен не только, образно говоря, "помнить о Боге", но и реорганизовать общественные отношения, изменить свое отношение к окружающему миру, утвердить свою самостоятельность перед его лицом.
Большое внимание проблеме отчуждения уделил Р.Хабаши в книге "Время сострадания". Ливанский философ ищет пути преодоления "чувства абсурда", переживаемого современным человеком. Непосредственной причиной этого чувства Хабаши считает взаимную отчужденность людей друг от друга. Главный вывод, к которому приходит Хабаши: необходимо руководствоваться религиозной моралью - это единственный путь преодоления "чувства абсурда" и причин, его порождающих.
Отметив, что в позициях арабских философов много общего, следует признать, что перспективы изучения проблемы нравственного отчуждения в арабской философии еще очень широки.
В данной работе автор делает попытку проанализировать проб-
г -
лему отчуждения с позиций нравственного сознания, проследив путь осмысления данной проблемы в истории философии и выявив, предло-, женный Сартром и Камю, возможные варианты ее решения. .
Целью диссертационного исследования является анализ причин и форм существования отчуждения в современном обществе, в том - числе морального отчуждения человека в его внутреннем и .внешнем отношении к миру, к самомуісебе, как они сформулированы в философии экзистенциализма Сартра и Камю.
В->этой связи решаются следующие задачи:
. 1. На основе изучения теоретического наследия Ж.-П.Сартра и А.Камю и соответствующей начной литературы раскрыть сущность и
причины нравственного отчуждения. .
-
Выявить, показать и оценить этические, гуманистические' и сициаоьно-психологические концепции отчуждения во французском экзистенциализме в сравнении с марксистской теорией отчуждения.
-
Показать заслугу экзистенциализма S.-П.Сартра и А.Камю в постановке проблемы человека в современном обществе и в критика негативных сторон этого общества.
-
Показать гуманистический пафос философии Ж.-П.Сартра и А.Камю, как подход к решению многих проблем сегодняшнего дня.
-
Выявить основные формы нравственного отчуждения в экзистенциализме Я.-П.Сартра и А.Камю.
-
Раскрыть основные нравственные принципы философии Ж.-П.Сар-тра и А.Камю, направленные на преодоление отчуждения в этом мире.
-
Показать место и роль человека в создании новой морали, новых моральных отношений в обществе.
. Нагчная новизна заключается:
-
В исследовании еще мало изученных этикой проблем, связанных с нравственным отчуждением. Постановка и разработка данных проблем представляет собой определенный вклад в развитие этической теории.
-
В диссертации показано, что отчуждение является естественным состоянием для человека, живущего в современном мире. Оно обусловлено противостоянием человека природе, противоречивостью общественной жизни, несовпадением сущности и явления в индивидуальном бытии человека.
-
На основе анализа проблемы нравственного отчуждения в работах I.-П.Сартра и А.Камю раскрываются гуманистические принципы их философии, ценностное значение их поиска путей его преодоления.
-
В связи с тем, что проблема нравственного отчуждения недостаточно исследована в современной арабской философской литературе, автор диссертации восполняет этот пробел, взяв за основу работы Ж.-П.Сартра и А.Камю.
-
В диссертации впервые в арабской философии в этике анализируются работы Ж.-П.Сартра и А.Камв в свете проблемы нравственного отчуждения человека в современном мире.
Теоретическая и практическая значимость работы состоит в том, что она дает методологические основы для дальнейшей разработки проблемы нравственного отчуждения, открывает новые ракурсы в исследовании философии экзистенциализма, в частности, философии Ж.-П.Сартра и А.Камю. Содержание работы может быть использовано в спецкурсах по этике и истории философии. Результаты работы мо-гуть быть приняты во внимание как рекомендации по решению задач нравственного воспитания.
Апробация.работы. Идеи диссертационного исследования были доложены на спецсеминаре аспирантов кафедры этики философского факультета МГУ им.М.В.Ломоносова. Диссертация была обсуждена на заседании кафедры этики философского факультета МГУ- им.М.В.Ломоносова и рекомендована к защите.
Структура работы;
Диссертация состоит из введения, двух глав, четырех параграфов и заключения.