Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Проблема эроса в истории духовной культуры: этико-философский аспект Абрамова, Анрида Григорьевна

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Абрамова, Анрида Григорьевна. Проблема эроса в истории духовной культуры: этико-философский аспект : автореферат дис. ... кандидата философских наук : 09.00.05 / Мордовский ун-т.- Саранск, 1998.- 16 с.: ил. РГБ ОД, 9 98-3/2713-8

Введение к работе

'

В переломные. Кризисные эпохи, когда особенно остро воспринимается' несовпадение сущего и должного, действительности и идеала, усиливается личностное миро- и самоощущение, происходит переосмысление нравственных ценностей.

В эти периоды нравственная проблематика перерастает область конкретных межличностных отношений и приобретает космический, вселенский характер, еыкодит на мировоззренческий уровень: человек "переживает " мир как объект своих стремлений, вносит в свое отношение к нему новые личностные и социальные смыслы.

. В истории духовной культуры тема эроса, любви всегда сопутствует стремлению человека осмыслить и проявить целостность своего существования, определить свою позицию в мире и отношение к нему.

Выступая как Форма преодоления отчуждения человека от человека, человека от мира, любовь представляет собой гармонический объединяющий принцип и в этом смысле приобретает универсальный, всеобъемлший характер, предстает в качестве ФилосоФско-этйчес-кой категории. Лвуединство духовного и телесного имманентно присуще любви: взаимообусловленность и несводимость друг к другу этих противоположностей характеризуют любовь как многосторонний Феномен, различные аспекты которого остаются малоисследованными, к их числу относится проблема Эроса как ее важнейшая сторона.

.Актуальность темы исследования определяется тем, что изучение Феномена любви, возникающего на стыке различных срезов человеческого бытия, прежде всего его духовного и телесного аспектов, предоставляет новые возможности для понимания сущности человека и общества в плане "Вечное/временное". На Фоне бурных изменений общественной жизни, кризиса ценностей и поведенческих установок, особенно важно иметь адекватное представление о глубочайших духовных и метафизических основах личности, опираясь на которые можно преодолеть деструктивные тенденции времени. Нам представляется, что любовь, являющаяся своеобразной квинтэссенцией гармонизации нравственного общения.. является важнейшей среди этих основ.

Изучение Феномена любви, с одной стороны, предполагает возможность осмысления отношения человека с природой (космосом). Богом, обществом: с другой - связано с пониманием его телесного.

эмоционального, духовного бытия. Иными словами, в наиболее широкой своей перспективе любовь как проявление человеческих жизнеутверждающих стремлений, выражает потребность к объединению и сближению, представляет собой общее нравственное отношение, к миру. Это во-первых.

Во-вторых, любовь не сводится ко взаимоотношению между МУЖЧИНОЙ и женщиной, но именно этот вид любви можно считать парадигмой всех иных ее проявлений, определяющий тип отношений с миром. а следовательно и ценностный центр определенной исторической эпохи. Путь к духовному единству проходит через понимание в системе ценностей. А потому проблема любви, эроса неизбежно выходит на уровень конечных вопросов бытия: смысла жизни и творчества, судьбы и назначения человека.

В-третьих, в западноевропейской и российской культурах тема любви и эроса приобрела различное осмысление. Следует отметить, что своеобразие традиций восходит к различию представлений о человеке в его сущностных проявлениях, в его отношении к миру и людям. Если первая, при всем многообразии точек зрения, исторических ориентиров, склонна к рациональному подходу в постижении человека и его связей в мире, то вторая, пытаясь ухватить глубины человеческого бытия, исходит из представлений о человеке как онтологической целостности. Любовь в этом плане предстает как некий духовный катализатор культурной жизни общества в целом. Думается, что обращение к этой теме с позиции этико-ФилосоФского анализа позволит нам не только осмыслить прошлое, но и разобраться в происходящем ныне.

Проблема любви . эроса переживала несколько этапов пристального внимания. Особенно характерно это для кризисных, "пограничных" ситуация и связано со стремлением прорвать кольцо внешней и внутренней духовной несвободы. Темой любви, эроса занимались представители разных школ в гуманитарных науках. Автор работы опирался на идеи, содержащиеся в литературе, в определенной части принимая их. Они предстают отправной точкой исследования, хотя и не всегда в прямой, непосредственной Форме.

В аспекте духовно-нравственной, смысложизненной проблематики рассматривают природу любви Р.Г.Апресян. А.В.Гулыга. В.Н.Шердаков. Г. С. Батишев. К.Г.Исупов. С. с. Хоружий. С. С. Аверинцев. А. И. Абрамова. Н.К.Бонецкая, В.Ш.Сабиров и др. В этих работах любовь' определяется как сущностная характеристика человеческого бытия, культу-

росозидашая и культуроохранительная сила.

Нравственно-психологический аспект любовно-эротических отно-иении представлен в публикациях Ю. Б. Рюрикова. Г. Я. Стрельцовой, М.Тартаковского. В.Т.Лисовского. И.С.Кона и др. Особо следует отметить исследования и статьи Р.Г.Апресяна. А.И.Титаренко. В.А.Малахова, р. и. Александровой. Т. А. Кузьминой. Б. Н. Шердакова. в которых избранная тематика рассматривается в аспекте межличностных отношения: чувство любви определяет такие отношения между людьми, при которых происходит отождествление интерасов и устремлений, добровольная Физическая и духовная отдача друг другу.

Среди работ, посвяшенных сексуальному аспекту любовных отношений, можно отметить исследования и публикации И. С.Кона. И. С. Андреева. С. И. Голода, работы Е. Андреевой. Л. Куклина. А. Пурина. М. Кононова. В.Розина и Р.Шапинской и др.

Несмотря на постоянный интерес к данной проблеме, отсутствуют специальные исследования, содержащие зтико-Философский анализ. В связи с этим автору пришлось привлечь к исследованию источники различного рода: во-первых, автор опирался на идеи, содержащиеся в русской Философской мысли, представленной работами В.В.Зеньковского. Н. 0. Лосского, Вл. Соловьева. . Н. А. Бердяева, П. А. Флоренского. О.Г.Флоровского. Е.Н.Трубецкого. А. Ф.Лосева, Б. П. Вышеславцева, С. Л. франка. Ф.М. Достоевского, Л. Н. Толстого, В.В.Розанова, С.Булгакова. И.Ильина. В.Ильина, Л.Шестова.

Во- вторых, при рассмотрении западноевропейской духовно-нравственна* культуры автор обращался к трудам Платона. Августина. Фомы Аквинского. Канта. Шопенгауэра. Ницше. Фейербаха, Фрейда, Фромма, йнга. Льшса. ж. Мише: были привлечены "История западной Философии " Рассела. "Иллюстрированная история нравов" 3. Фукса, исследование И.Блоха "История проституции".

Третий круг источников представлен дореволюционными изданиями, в которых освещаются отдельные аспекты любви, эроса: социокультурный, межличностный, духовно-нравственный. Это работы С.А.Андрианова. С.Е.Аронсона . М.Н.Крашенникова . А.Б.Селихановича В. Андреева. И. И. Лапшина, м.0. Гершензона. Дж. Льюиса, П. Милюкова.

Кроме того, исследуя проблему любви в православном нравственном богословии . автор привлекал к анализу труды Архимандрита Платона. Игумена Филарета, ректора Богословского института А.Кураєва. Иоанна Павла II - К.Войтылы. С этой же целью проводился анализ статей, представленных в "Полном православном богословском энциклопедическом словаре".

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ. Целью данного исследования является этический анализ различных аспектов Феномена любви С духовного, телесного, эротического и т.д.) в историко-философском контексте, и. прежде всего, роль любовно-эротических переживаний в процессе формирования, гармонизации нравственных отношений, путем анализа основных Философских традиций, в частности, российской. Данная цель достигается посредством решения ряда конкретных задач. ЗАДАЧИ ДИССЕРТАЦИИ: 1. Анализ основных методологических и теоретических подходов в Философском осмыслении любви.

  1. Определение места категории любви в структуре морали, роли любви в становлении нравственного сознания.

  2. Исследование метафизического, духовного, телесного, эротического аспектов любви в гармонической взаимосвязи и их оценки в различных культурно-исторических традициях и Философско-зтичес-ких концепциях.

  3. Выявление взаимосвязи изменения ценностных ориентиров личности и преобладающих типов любовных взаимоотношений в определенные исторические периоды.

  4. Проведение сравнительного анализа российской философии любви с соответствующими западноевропейскими концепциями, сложившимися к концу XIX - началу XX вв.

  5. Определение специфики понимания любви РОССИЙСКОЙ Философской традицией, метафизического и культурно-исторического значения "Русского Эроса".

Феномен любви традиционно вызывал многообразие и разноречивость теоретических подходов к его осмыслению - от религиозно-мистических, выводивших любовь в качестве духовного основания человеческого бытия, до рационально-утилитарных, рассматривающих любовь как вторичное культурное отражение более глубоких или более простых человеческих потребостей. Многообразие теоретического спектра подходов к Феномену любви объясняется его многоаспек-тностью и своеобразной-"потаенностью". которая приводит к большим сложностям при его исследовании. Тем не менее мы можем обозначить профилирующие подходы к указанной проблеме, которые мы используем в качестее научно-теоретической базы.

Прежде всего это немецкая и русская классическая Философия, в рамках которых были обозначены принципиальные и всесторонне разработанные системы морали, включающие интересушую нас состав-

ляшую:' И.кант. Вл.С.Соловьев. Е.Трубецкой. В.В.Розанов и др.

Кроме того, принципиальную теоретическую базу исследования составили работы отечественных и зарубежных авторов, в которых нашли отражение вопросы обшей теории морали, основные тенденции и особенности ее исторического развития, -проблемы становления и развития этических категорий. Формирования нравственного идеала. іЗиссертант обрашался к трудам О.Г.Дробницкого. А. А. Гусейнова. Р.Г.Апресяна. Р. И. Александровой, о. В. Брейкина. А. И. Титаренко, Ю.М.Смолениева. А. П. Скрипника. В. Н. Мердакова. А.В.Гулыги.

При исследовании ФилосоФско-зтических проблем воспитания, соотношения эмоционального и рационального в морали были использованы работы Е.Л.Дубко. Л, Б. Волченко. К. А. Шварцман. Б.О.Ни-колаичева. в.Ш.Сабирова. B.C.Библера. Г.С.Батииева. М.М.Бахтина.

В качестве методологических оснований выступают:

метод сравнительного анализа ФилосоФско-зтических концепций. выявлявший динамику различных подходов к объекту исследования: .

аксиологический метод исследования, позволяющий раскрыть смысл и значимость Феномена любви в истории культуры:

метод исторической реконструкции, с помошью которого прослеживается развитие представлений о-любви во времени:

метод интерпретации, способствующий углублению сущностного понимания Феномена любви.

Научная новизна диссерации предполагает изложение в систематической Форме этико-философских концепция любви и эроса.

В работе эрос выступает в качестве предмета специального исследования в контексте культурно-исторического процесса, представленного как взаимовлияние западноевропейской и отечественной традиции с выделением соответствующей специфики, определяющей вклад каждой из них в историю учения о любви.

Подчеркивается, что в отличие от классической западной Философии, ориентированной на гносеологическую проблематику и систему доказательного знания - истины, русская Философская мысль движима идеей постижения смысла цельного Бытия, опирается на онтологическую включенность Добра в сущность самого Бытия, живет интуи-циями и установкой на диалог как живое участие другого.

Отмечается, что русские Философы рассматривают любовь как

единственный путь духовного обновления и спасения человечества, преображения мира и личности. Новая концепция любви как единства эротической. филическои и агапической ее видов складывалась в контексте конечных вопросов бытия, выходила на уровень утверждения вселенского назначения человека и необходимости выработки такого нравственного идеала, в котором бы осуществился необходимый синтез плоти и духа.

1. Любовь - универсальное, многоплановое отношение к миру, в
котором реализуется представление человека о ценностях жизни и
выражается стремление к преодолению всех Форм отчуждения, гармо
нии ir единству.

  1. Все многообразие жизненных связей опосредованно отношением к человеку, сам характер этих отношений становится источником Формирования и становления личности, гармонизации личных и общественных интересов.

  2. Мораль как система интериоризации ценностей, выработанных данной культурой, предполагает отношение к человеку как выспей ценности. В этом смысле она единосущна с идеей любви, согласно которой утверждается незаменимость, исключительность и неповторимость личности в ее конкретном жизненном единстве.

  3. Любовь как специфическая Форма выражения гармонии телесного и духовного невозможна вне человеческой чувственности. Включенная в систему духовных ценностей, эротика выступает как преображенная сексуальность, одухотворенная природа человека, эрос становится первопричиной, первоосновой любви как величайшей человеческой способности принимать, утверждать и творить.

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ РАБОТЫ Работа имеет не только теоретический, но и практический характер. Любовь представляет собой многогранный Феномен, проявляющийся в различных сферах человеческого бытия, выявление его сущности и своеобразия позволяет направлять духовное взрастание личности в направлении высших ценностей. Данная работа может быть использована в курсе преподавания гуманитарных дисциплин как в средних, так и в высших учебных заведениях.

АПРОБАЦИЯ РАБОТЫ Основные результаты исследования сообщались на научных Ога-ревских чтениях ССаранск. 1995). Ш Международных Бахтинских чтениях (.'Саранск. 1996). 1 Международных Эрьзинских чтениях с Саранск,

1997). 1 Сафаргалиевских научных чтениях С Саранск. 1997). на заседаниях каФедры философии Мордовского государственного университета, докладывались на занятиях аспирантских семинаров, а также изложены в публикациях.