Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Проблема человеческой индивидуальности в мире отчуждения : Взгляды представителей гуманистической психологии в контексте основных этико-философских подходов Кортунова, Людмила Леонидовна

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Кортунова, Людмила Леонидовна. Проблема человеческой индивидуальности в мире отчуждения : Взгляды представителей гуманистической психологии в контексте основных этико-философских подходов : автореферат дис. ... кандидата философских наук : 09.00.05 / МГУ им. М. В. Ломоносова.- Москва, 1997.- 25 с.: ил. РГБ ОД, 9 98-2/1802-9

Введение к работе

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ. Актуальность темы исследования определяется как внутренними тенденциями развития знания о человеке, так и общественными потребностями, логикой происходящих в настоящее время в нашей стране и во всем мире социальных, культурных, политических и экономических изменений. Возрастание роли, значения и влияния отдельной личности в современном обществе, с одной стороны, углубление процесса отчуждения, возрастание возможностей манипуляции личностью, способов подчинения поведения и сознания людей - с другой, вместе с накоплением знания о человеке в сферах различных наук требует нового, "синтетического" осмысления проблемы человеческой индивидуальности в современном обществе.

Человек обладает сегодня величайшим могуществом. Однако в
нынешних условиях образовалось опасное несоответствие между
научно-технической и духовно-нравственной сферами

жизнедеятельности человека: "...научно-техническая культура осталась
не подкрепленной в должной мере соответствующей культурой
разумной и гуманной организации человеческой жизни, общественных
и межчеловеческих отношений" (Григорьян Б.Т. Понятие человека в
современной философии.//0 человеческом в человеке. М., 1991, с.375).
Глубокое изучение проблемы человека "неизбежно ведет к постановке
вопроса о гуманизации социальных отношений, о причинах и путях
преодоления отчуждения и духовного оскудения" (Развитие научных и
гуманистических оснований философии: итоги и

перспективы.//Вопросы философии. 1992, N10, с.91).

Проблема отчуждения становится в современном мире одной из центральных. Распространяясь на все сферы жизни общества она принимает сегодня все новые формы, такие, например, как

экологическое и технологическое отчуждение. В условиях отчуждения человек становится орудием господствующих над ним внешних сил. В этой ситуации особенно остро встает вопрос о возможности сохранения и развития современным человеком своей индивидуальности, поскольку проблемы развития современного общества все чаще для своего решения требуют индивидуального, творческого подхода. И прежде всего речь идет об индивидуальной ответственности, которая основывается на определенной системе ценностей человека, на осознании им возможных последствий своих действий и решений.

В данном случае особенно актуальной становится проблема нового осмысления роли и места морали и нравственности в структуре личности.

В этих условиях неизбежно возрастает роль этической науки, понимаемой как единство теоретического и практического знания. С одной стороны, этика должна внести свой вклад в создание современной целостной концепции человека, с другой, - в качестве практической философии, она призвана, как нравственный регулятор поведения, входить во все сферы жизни и деятельности человека. В глубоком осмыслении нуждаются сегодня такие проблемы, как индивидуализм и индивидуальность, проблема долга, свободы и ответственности, общечеловеческих ценностей. Как справедливо отмечал академик Н.Н.Моисеев: "важно не просто размышлять о природе человека и его сущности. Нам необходимо понять возможности общества влиять на человека, как-то менять его духовный мир, научиться воздействовать на него, выстраивать в нем иную систему приоритетов" (Моисеев Н.Н. Человек во Вселенной и на Земле.//Вопросы философии. 1990, N6, с.44).

В разработке теоретических и практических аспектов этического знания важную роль сегодня играет взаимодействие этики с другими науками, как социальными, так и естественными. "Если этика, вообще говоря, рекомендует человеку "поступать так, как должно", то без помощи других наук она не могла бы ответить на вопрос "как должно поступать?" в конкретных ситуациях. Что касается науки, то она не претендует на то, чтобы отвечать на такой вопрос, ибо сам вопрос не является научным. Но она могла бы помочь этике найти ответ... Специфика таких особых понятий этики как свобода, обязанность и природа человека, необходимая для применения этих понятий в анализе конкретных человеческих действий, нуждается в привлечении результатов некоторых наук, в особенности наук о человеке (биологии, генетики, нейробиологии, психологии и социологии). Без правильного использования информации, какую дают эти науки, этика не смогла бы судить о современном человеке, тем более, что в наши дни люди уже по-новому смотрят на себя и считали бы этику, игнорирующую научное знание о человеке, безнадежным анахронизмом" (Агацци Э. Ответственность - подлинное основание для управления свободной наукой.//Вопросы философии. 1992, N1, с.40).

В свете вышесказанного этический анализ концепций человека, представленных такой наукой как психология, является, по нашему мнению, важным и актуальным. Как практическая наука психология в состоянии улавливать изменения, происходящие в душевном состоянии современного человека. Данные, получаемые психологами, могут оказаться полезными для осмысления этических проблем человеческой индивидуальности, ответственности, обоснования моральных ценностей.

В этом смысле, как нам представляется, является плодотворным анализ концепций представителей гуманистической психологии. Выбор гуманистической психологии в качестве объекта анализа во многом определяется тем, что она представляет собой относительно молодую ветвь психологической науки. Сформировавшись в качестве самостоятельного течения в 60-е годы нашего столетия в условиях технизированного и омагховленпого общества, гуманистическая психология отражает насущные проблемы современного индивида.

Гуманистическая психология возникла и развивается в условиях полемики с такими психологическими течениями, как фрейдизм и бихевиоризм, чей исследовательский потенциал не может уже в достаточной степени отвечать требованиям времени. Представители этого направления аккумулировали в своих концепциях положительный опыт исследования личности различных направлений и школ (гештальтпсихологии, бихеворизма, психоанализа, экзистенциальной психологии и психотерапии).

При этом сами гуманистические психологи, как и критикуемые ими фрейдизм и бихевиоризм, выходят далеко за рамки чисто психологического знания, фактически стремясь выработать свой метод осмысления современных проблем, стоящих перед обществом, и в первую очередь это касается личностно-мировоззренческой, этической проблематики. Представители этого психологического направления исследуют такие проблемы, как проблема природы человека, его сущностных характеристик, проблемы общечеловеческих ценностей, свободы воли, ответственности.

Все эти особенности гуманистической психологии, на наш взгляд, обусловливают актуальность исследования этого направления не только психологической, но и философской наукой. При этом следует отметить, что, несмотря на наличие философской,

мировоззренческой проблематики в трудах гуманистических психологов, в отечественной философской литературе еще не предпринималось попыток их систематического анализа.

СТЕПЕНЬ НАУЧНОЙ РАЗРАБОТАННОСТИ ТЕМЫ. В настоящее время в отечественной литературе нет специального исследования по проблеме человеческой индивидуальности в мире отчуждения. Также отсутствуют и специальные работы, посвященные этико-философскому анализу трудов представителей гуманистической психологии. В связи с этим в работе над данной диссертацией автору приходилось использовать источники, относящиеся к трем различным направлениям. Первое направление связано с исследованием проблемы человеческой индивидуальности, второе - с проблематикой отчуждения, а третье с анализом творчества гуманистических психологов.

Проблема человеческой индивидуальности давно привлекает к себе внимание представителей как гуманитарных, так и естественных наук. Многогранный и многоаспектный характер этой проблемы породил обширную литературу, начиная с древнейших времен и до наших дней. При этом на различных этапах истории общества и развития наук о человеке на первый план выдвигались те или иные аспекты исследования человеческой индивидуальности.

В наши дни происходит интенсивное осмысление проблемы дефиниций индивидуальности, индивидуальных различий, роли индивидуальности в жизни общества, индивидуальной инициативы, ответственности.

Проблема определения человеческой индивидуальности, индивидуальных различий разрабатываются в трудах В.Г.Ананьева, А.Г.Асмолова, Г.М.Гака, М.Г..Гулямова, В.Е.Давидовича,

А.Н.Леонтьева, В.С.Мерлина, В.Д.Небылицына, А.В.Петровского, И.И.Резвицкого, В.М.Русалова.

Внутренний мир человека, потребности, мотивационная сфера и проблемы, связанные с самореализацией индивидуальности рассматривались такими авторами как К.А.Абульханова-Славская, Л.П.Буева, В.Т.Бахур, Л.Н.Каган, И.С.Кон, В.Л.Леви, А.В.Мялкин, Л.В.Скворцов и др.

Комплексный подход к человеку в контексте проблемы культуры, гуманизма, диалектики отношений человек-общество представлен в работах С.Ф.Анисимова, В.В.Белоуса, Л.П.Буевой, Б.Т.Григорьяна, А.А.Гусейнова, М.В.Демина, Б.Ф.Ломова, М.К.Мамардашвили, В.С.Мерлина, А.В.Мялкина, А.И.Ракитова, И.Т.Фролова, О.П.ЦеликовойА.И.Щебетенко и др.

Представители зарубежной философской и философско-антроиологической мысли обратили свое внимание прежде всего на осмысление существования отдельного, конкретного человека. Можно сказать, что ориентация на проблемы человека, его индивидуальности, ценностей, размышления по поводу человеческой активности, деятельности, свободы, ответственности, моральных установок и повседневного поведения характерны почти для всех философских школ и направлений Запада. Классическими стали работы таких авторов, как Э.Агацци, У.Джеймс, А.Камю, Г.Марсель, К.Маркс, Э.Мунье, Х.Ортега-и-Гассет, А.Печчеи, Ж.-П. Сартр, О.Тоффлер, П.Рикер, В.Франкл, З.Фрейд, Э.Фромм, Ю.Хабермас, К.Г.Юнг, К.Ясперс и др.

Следует, однако, отметить, что при большом разнообразии работ, посвященных проблеме человеческой индивидуальности, это проблема все еще остается дискуссионной и требует в этой связи своей дальнейшей разработки прежде всего в аспектах, связанных с

определением человеческой индивидуальности, а также с ее существованием в условиях современного общества.

Второе направление составляет литература, отражающая проблему отчуждения в современном мире.

Проблема отчуждения пережила несколько этапов пристального к себе внимания со стороны ученых. Ею активно занимались в период кризиса капиталистической системы середины 19 - начала 20 столетия , в шестидесятых годах - как ответ на молодежные движения в Европе и Америке, в СССР - в период оттепели и в ходе объяснения причин кризисов в социалистических странах. Последний всплеск внимания приходится на последние советские годы - период перестройки и крушения социалистической системы в некоторых странах социализма.

Этой проблемой занимались представители различных классических методологических школ в гуманитарных науках, например, Т.Гоббс, Ж.Ж.Руссо, Г.В.Ф.Гегель, К. Маркс, Ф.Энгельс, Т.Адорно, Э.Фромм, Ж.-П.Сартр и многие современные авторы, например, Блаунер Р., Маркович М., Кениг Р., фон Ринтелен Ф.Дж., Ритцер Г., Хортон Дж., Шатц О., Шафф А. и др.

Несмотря на большую разнородность школ и концепций, практически все современные исследования отчуждения в западной литературе развиваются в рамках уже имеющихся классических концепций - марксизма, фрейдизма и неофрейдизма, экзистенциализма, персонализма, философской антропологии. Большой вклад в исследование этого явления внесли теоретики Римского клуба, в частности, А.Печчеи.

В качестве недостатков некоторых трактовок отчуждения, которые встречаются в современной философской литературе можно назвать антиисторизм и психологизм в трактовке причин этого

явления. При этом следует отметить, что в западной литературе феномен отчуждения часто анализируется без употребления самого понятия "отчуждения", например, при анализе бюрократии у Манхейма и Вебера, социальной аномии у Дюркгейма и Мэртона. В то же время, исследования западных авторов, отражающие различные подходы к проблеме отчуждения позволяют полнее охарактеризовать и глубже изучить этот феномен в различных его проявлениях.

Среди отечественных авторов, в трудах которых разрабатывается проблема общего понимания отчуждения, следует назвать Г.С.Батищева, Э.В.Ильенкова, М.Мамардашвили, Мысливченко А.Г., И.С.Нарского, Т.И.Ойзермана и др.

Отечественные ученые в своих трудах большое внимание уделили категориальному анализу понятия отчуждения, проблеме генезиса отчуждения, его исторических рамок, а также описанию и анализу последствий этого явления для общества и индивида.

В отечественной и зарубежной литературе последнего времени наряду с дальнейшим углублением категориального анализа понятия "отчуждения", уточнением его объема наблюдается повышение интереса к исследованию конкретных проявлений отчуждения в различных культурах и отдельных сферах социальной действительности. Специальным предметом исследования становится и такой вид отчуждения как отчуждение в сфере морали или моральное отчуждение.

Непосредственному исследованию морального отчуждения уделялось до сих пор не слишком много внимания. Оно рассматривалось обычно в контексте общих проявлений отчуждения в обществе. В имеющихся публикациях часто проявляется тенденция психологизации этого явления, когда анализ сводится к описанию

психологического состояния индивида. В первую очередь этот упрек относится к западным авторам.

Среди отечественных исследователей, уделивших внимание этой проблеме следует особо выделить С.Ф.Анисимова, А.А.Гусейнова, Ю.М.Смоленцева, А.И.Титаренко, которые внесли значительный вклад в процесс определения и анализа морального отчуждения.

Третий блок или направление составляет литература, относящаяся к гуманистической психологии.

Гуманистическая психология, как одно из направлений психологической науки, предлагающее свои ответы на философские, мировоззренческие и этические вопросы современной жизни человека, возникло относительно недавно. Главными представителями гуманистической психологии считаются А.Х.Маслоу, К.Р.Роджерс, В.Э.Франкл, Г. Олпорт, Ш.Бюлер, Р.Мэй,

По-видимому, относительная молодость гуманистической психологии и является причиной того, что исследовательской литературы об этом направлении весьма немного. Материалы о школе гуманистической психологии, разбор и анализ концепций гуманистических психологов представлены в отечественной литературе в основном в виде статей, при этом анализ философских и этических аспектов их концепций практически отсутствует.

Среди отечественных авторов, занимающихся исследованием концепций гуманистических психологов в первую очередь следует назвать Анциферову Л.И., Леонтьева Д.А., Каганова Л.С, Слепову Т.В., Шевеленкову Т.Д.

Среди зарубежных исследователей трудов гуманистических психологов можно назвать М.Аллена, Ю.Ф.Т.Бугенталь, Ш.Бюлер, Л.Геллера, М.Б.Смита, В.Э.Франкла, Л.Первина, Ю.Лайонса и др.

За последние два года в связи с повышением интереса к гуманистической психологии вышло еще несколько посвященных ей книг. Среди них первый русский перевод книги А.Х.Маслоу "Психология бытия", а также работы Д.Я.Райгородского, В.Н.Колесникова, Л.Хьелла и Д.Зиглера, посвященные изложению и популяризации идей представителей гуманистической психологии.

Как уже говорилось выше, аспект, в котором творчество гуманистических психологов рассматривается в данной работе, является до сих пор наименее исследованным.

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ. Целью работы является систематизация и этико-философский анализ взглядов представителей гуманистической психологии на проблему бытия человеческой индивидуальности в мире отчуждения, и включение полученного знания в общую систему философских взглядов.

Реализация поставленной цели предполагает решение ряда взаимосвязанных задач. Для разработки темы представлялось необходимым и целесообразным:

дать характеристику основных философских подходов к проблеме определения человеческой индивидуальности, ее места и роли в современном обществе. На основе полученных данных рассмотреть проблему индивидуальности в нравственной сфере;

выделить проблематику человеческой индивидуальности в трудах гуманистических психологов и проанализировать ее с этико-философской точки зрения;

рассмотреть состояние современного общества и феномен отчуждения в нем. Охарактеризовать основные философские подходы к данным вопросам. Определить нравственно-этический аспект проблемы отчуждения в современных условиях;

показать взаимосвязь категорий, используемых в гуманистической психологии и в теории отчуждения, проанализировать трактовку проблемы отчуждения в трудах представителей гуманистической психологии;

- проанализировать различные подходы к проблеме преодоления
отчуждения в их отношении к возможности преодоления морального
отчуждения;

рассмотреть терапевтические методы гуманистической психологии с точки зрения проблемы преодоления отчуждения, определить роль нравственных факторов в их теоретическом обосновании и в ходе практического применения;

-проанализировать тезис о том, что гуманистическую психологию можно рассматривать как реакцию на обострение проблематики отчуждения в обществе, как феномен, порожденный необходимостью решения современных проблем и отражающий ситуацию "неподлинности" существования человека в мире;

- определить значение способов снятия отчуждения в
гуманистической психологии для действительного преодоления этого
явления. Определить практическую и теоретическую значимость
концепций гуманистических психологов для решения этой проблемы.

Методологическими основами настоящего исследования послужили положения, разработанные в трудах К.Маркса, Ф.Энгельса, Э.Фромма, Л.С.Выготского и других классиков гуманитарной мысли. В работе использованы положения и теории, содержащиеся в трудах отечественных и зарубежных философов, этиков, психологов, социологов, исследовательские данные, результаты прикладных социально-психологических исследований.

НАУЧНАЯ НОВИЗНА. Научную новизну предлагаемой работы можно сформулировать в следующих положениях:

1) в систематической форме изложены и проанализированы
различные взгляды, связанные с воздействием феномена отчуждения
на человеческую индивидуальность, критически рассмотрены и
классифицированы возможные пути преодоления отчуждения и
освобождения человеческой индивидуальности;

2) представлен нравственно-этический аспект данной
проблематики: обобщен и проанализирован материал по проблемам
индивидуальности в морали и морального отчуждения, показано
влияние отчуждения на нравственное творчество, роль нравственного
фактора в преодолении отчуждения;.

3) с этико-философской точки зрения систематизированы и
проанализированы взгляды гуманистических психологов на проблемы
индивидуальности и отчуждения. Выявлен этический аспект в
теоретических и прикладных исследованиях представителей
гуманистической психологии;

4) показано, что понимание здорового, полноценного человека в
гуманистической психологии соответствуют этико-философскому
пониманию свободно развивающейся человеческой
индивидуальности;

5) установлено, что проблематика исследований
гуманистических психологов представляет собой специфическое
отражение проблемы отчуждения в психологической науке;

6) показано, что такие понятия гуманистической психологии как
"экзистенциальный вакуум", "потеря смысла" представляют собой
характеристики состояния отчужденности у человека, а понятие
психологических защит характеризует один из способов преодоления

человеком состояния отчужденности путем отказа от своей индивидуальности;

7) показано, что системы терапий, предлагаемые гуманистическими психологами можно рассматривать в качестве способов временного и локального преодоления состояния отчужденности.

При разработке темы автор руководствовался стремлением, соединить научный и гуманистический принципы.

Исследование опирается на принципы "интергративно-плюралистического" подхода к существующим и существовавшим концепциям отчуждения и человеческой индивидуальности. Предполагается, что различные концепции выявляют различные аспекты этих проблем, и, следовательно, могут внести свой вклад в разработку общей теории.

НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ ИССЛЕДОВАНИЯ. Методологические и теоретические положения, сформулированные в диссертации, могут быть использованы для расширения и углубления взаимодействия этической и психологической наук и дальнейшего продвижения по пути создания синтетической, интегративной теории человека.

Включение отдельных положений марксисткой теории позволяет не отбрасывать ее достижения, а использовать их совместно с достижениями иных методологических и теоретических подходов.

В работе систематизированы основные этико-философские подходы к проблеме человеческой индивидуальности в условиях отчуждения. Анализ трудов представителей гуманистической психологии с точки зрения данной проблематики позволяет обогатить уже имеющееся философское знание в этой области.

Анализ таких представленных в гуманистической психологии проблем, как проблема долга, смысла жизни, свободы и

ответственности, общечеловеческих ценностей может быть использован для исследований этической науки.

Основные результаты могут быть интересны для философов, психологов, социологов и специалистов других областей, занимающихся ценностно-нормативной и личностной проблематикой.

Идеи и положения диссертации могут быть использованы при подготовке к некоторым темам в курсе преподавания этики, социальной философии, истории современной зарубежной психологии.

АПРОБАЦИЯ РАБОТЫ. Положения и выводы данного исследования на различных стадиях разработки прошли апробацию: обсуждение на аспирантском семинаре кафедры этики философского факультета МГУ им.М.В.Ломоносова, обсуждение на заседании кафедры этики МГУ им.М.В.Ломоносова.

СТРУКТУРА ДИССЕРТАЦИИ. Работа состоит из введения, трех глав, заключения и библиографии. Первая и вторая главы содержат по два параграфа, третья глава состоит из трех параграфов.