Введение к работе
Актуальность темы исследования. Неистребимое свойстпо человеческого духа выражается в извечнокЬ стремлении различать добро и зло, справделивость и несправедливость, счастье и несчастье. Когда происходит разрушение привычных нравственных ориентиров, люди лихорадочно воздвигающие фундамент новой жизни а первую очередь пекутся о ценностях нравственной жизни, опасаясь, что именно без них захлебнется в хяосе страстного переустройства любое разумное начало. Разумеется, проблема нравственных исканий в философии не нова, эта проблема имеет многовековые традиции в мировой философской и этической мысли.
Главным из острейших противоречий в нашей недавней духовной истории можно считать контраст между выработанныш в процессе длительного жизненного опыта многими поколениями людей моральными нормами, национальными традициями, нравственным потенциалом народа и навязанными ему моральными критериями, подчинение морали политическим интересам. Но природа нравственности как духовного феномена, порой гибкого и жесткого, невидимого и явного, утвердившегося в чувствах и дуыах людей закрепленного в рационально возвышенных конструкциях и определениях; своеобразно возрождается каждый раз когда общество, казалось бы решило навсегда расстаться с отой обузой- В настоящее время мы являемся свидетелями и участниками того процесса, когда происходит возрождение подлинной нравственности, прежде всего преодоления "этического манкуртизма".
Это, в свою очередь, обусловило необходимость переосмысления традиционных ценностей, нового более пристального взгляда на факты, события и явления прошлых лет. Стремление к новому фило-софско-этическсму осмыслению богатого духовного наследия стимулирует в настоящее время интерес к разработке исторически сложившейся филоеофско-этической мысли Казахстана.
Этим объясняется выбор темы диссертации, б которой главным объектом исследозания избраны произведения акынов-жырау. На материале стихотворений, толгау-раэдумий, айтысов, размышлений отдельных мыслителей, в данном случае на примере Бухар-жырау и Кабан-жырау мы попытались с позиций сегодняшнего дня проанализировать те нравственные ценности человека, которые были присущи казахскому народу ХУШ в. При этом следует особо
отметить, что изучение философской и этической мысли казахского народа призвано также способствовать формированию гордости за свою духовную культуру, историю, создавший подлинные духовные ценности на протяжении всей многовековой истории и имеющие непревходящее значение в анналах мировой культуры.
В этом плане большой интерес представляет исследование этических воззрений Бухар-жырау и Кабан-жырау. Поскольку оно способствует воспроизведению исторического становления общечеловеческого содержания духовно-нравственных ценностей казахского народа. Анализ творчества Бухар-кмрау и Кабан-жырау, в котором отразилось все богатство и разнообразие идей в области этической мысли, воссоздает адекватную картину этикс-филоеофских учений казахских мыслителей в целом.
В этом состоит, на наш взгляд, актуальность темы исследова
ния и вызвавшие у нас наибольший интерес к истории этической
мысли казахского народа и особенно нравственной философии Бухар-
жырау и Кабан-жырау. '
Степень разработанности проблемы. '
Несмотря на то, что духовный мир казахского народа, обычаи и традиции, культура в широком смысле, получили всестороннее отражение в трудах как предшествующих, так и современных авто-'Д ров , теоретическое исследование исторически сложившегося нравственного сознания казахоь, взятой как целостный способ духовно-практического освоения мира, т.е. как предметная область истсрико-эгического исследования еще не начато. Именно, отсутствие епеци~. яльных работ, посвященных етическим представлениям Еухар-жырау и Кабан-жырау, недостаточная изученность дайной темы в целом в казахской философии явились главными обстоятельствами, повлиявшими на выбор диссертационного исследования. Келанием восполнить , этот пробел и вызвано наше обращение к творчеству обоих акынов-жырау. При этом, мы рассматриваем творчество Бухар-жырау в сопоставлении с творчеством Кабан-жырау, что обусловлено общностью
Каеабеков А.К., Алтаев Ж. А. Казак филоелфияецнын тарихына кіріспе.Алмати. J994; Касышанов А.Х.,Касымжанова С.А. Духовное' наследие казахского народа,Алма-Ата,1992; Магауин М. Поэты Казахстана.Л.: IS78; Мєргулан А.Х. О носителях древней поэтичес-
. кой культуры казахского народа. В сб. М.О.Ауэзов.Алма-Ата,1959; Орынбеков M.G. Предфилосойия протоказахов.Алматы.1994; Уразбе-ков А. «этическая мысль в Казахстане.А.: Наука. 1982.
' .. I
их судеб, обостренным вниманием к нравственной проблематике,
продиктованным переживаемым временам. Сопоставительный анализ
творчества двух акынов-жырау дает возможность прийти к интерес
ным выводам к наблюдениям. . ,
В отличие от Бухар-жырау наследие Кабан-жырау впервые становится объектом специального изучения. На сегодняшний день нет ни одной серьезной работы, посвященной изучению его произведений. Имеется лишь ряд газетно-журнальных статей, носящих В основном популярный характер. В этих отдельных работах, посвященных истории казахских шслителей, не содержится сколько-нибудь серьезного анализа специфики творчества акыно-жырау, темболее анализа нравственных аспектов их творчества. Неизучеиность наследия Бухар-жырау и Кабан-жырау создает, безусловно значительные трудности, но о то же время побуждает нас в определенной мере восполнить этот пробел.
В виду отсутствия каких-бы то ни было работ, за исключением сугубо художественно-литературных произведений, автор обратился к непосредственным творениям самих акынов-жырау, используя работы из истории духовной культуры казахского народа, имеющие отношение к исследуемой предметной области.
Цель и задачи исследование. Целью настоящего исследования является анализ этических воззрений Бухар-жырау и Кабан-жырау, . который дает нам возможность проникнуть в глубинные пласты духов- : ной культуры казахского народа.
Поставленная цель определяет следующие задачи исследования:
показать генезис основополагающего принципа историзма, играющего большую методолгичэскуа роль в изучении процесса формирования этических воззрений Бухар-жырау и Кабан-жырау;
исходя из конкретно-текстологического изучения произведений Бухар-жырау и Кабан-жырау показать духовно-нравственное состояние казахского общества в ХУШ в.
выяснить характер и направление развития этической мысли, обусловленные особенностями социально-экономического и духовного состояния общества рассматриваемого периода; .
анализировать идейные истоки, накопленные в предшествующих этапах развития казахского общества и их влияние на формирование этических воззрений Бухар-жырау и Кабан-жырау;
- вскрыть характер духовной связи времен через нравственность,
л атом выделяя такие ыорально-парадигмальние периода в историко-
.I.^урологическом процессе, которые действительным образом рас-
чнали бы нравственно-значимые ценности в обществе;
- воспроизвести основные этические мысли Бухвр-жырау и Кабан-
-ii(ay и іілтєм систематического анализа раскрыть их содержание, !
:.. отой основе определить характер, а также общую направленность
'.«ческкк представлений акъшов-жырау вообще;
показать схожесть, преемственность, идейную близость и і'сдстбо, различие учений Бухар-жырау и Кабан-жырау по главным опросам этики; '
определить значимость этических воззрений обоих акын-жыроу пля последующего DTana развития духовно-нразственной сферы казахе- і кого общества. ,._ [
Научная новизна исследования и положения, выносимые на акдит.у.
-
Статусом новизны обладает сама постановка проблемы* актуализации зтических воззрений Бухар-жырау и Кабан-жырау и их место в духовной культуре казахского народа.
-
Принципиальной новизной работы является то, Лс в ней систематически проводится сравнительный анализ этических взглядов Бухар-жырау и Кабан-жырау и на этой основе показывается генезис духовно-нравственного состояния-общества в ХУШ в.
-
Элементы новизны содержатся в выдвижении и реализации определенной концепции, вытекающей из особенностей культурно-исторического развития казахского народа, где нравственные воззрения органически переплетаются в традиционных, художественных и религиозных текстах, что побуждает специалистов исследовать этические воззрения акынев-жырау в социокультурном контексте.
-
В этом исследовании этические воззрения Бухар-жырау впер--Бые рассматриваются в целостном интерпретационном контексте оеноЕОПоложной для их этико-нравственных воззрений проблемы духовней жизни народа, судьбы и исторических перспектив казахского общества.
-
Научная новизна диссертации усматривается во введении в неучный оборот ряда ранее не рассматривающихся аспектов духовного наследия казахских акынов-жцрау в тем числе:
- особенности проявления духовной жизни казахского народа в
творчестве конкретных мыслителей;
-гуманистическое содержание этических воззрений Вухар-жьграу и Кабан-жырау;
общечеловеческое содержание нравственных ценностей казахского народа, их воплощения в творчестве рассматриваемых акннов-rsnpay;
принципы систематизации узловых понятий и категории этики в контексте особенностей мировоззренческих универсалия;
смысловое содержание пля казахов таких родовых категгрий, как добро и зло, счастье и справедливость.
6. В диссертации научно обосновывается место Бухар-жырну и Кябан-жырау в становлении и развитии этической шсли казахского народа.
Научная новизна исследования и положения, выносимые на защиту резюмируются следующим образом: в творчестве Бухар-жырау и Кабан-жырэу представлены новые грани и аспекты духовно-нравственных ценностей казахского народа, а именно тс, что центром мироздания, камнем пр ткновения выступает прежде всего сам человек как предметнее всеобщее основание бытия, как высшая ценность. Отсюда целостный.характер их этических воззрений, где вера и знание, мысли и действия, духовность и рассудочность, ,мудрость и могущество находятся в единстве. В этом и состоит "самобытность" культуры казахского народа, которое выступает условием самодвижения истории казахского общества, жкзонным ядром духовности, динамическим принципом развития духовности казаха, что требует дальнейшего серьезного научного исследования.
Научно-практическая значимость работы.
Разработка круга вопросов, связанных с осмыслением зтико-нраЕственных воззрения Бухар-жырау и Кабан-.чсырау, в значительной мере может способствовать прояснению проблемного контекста духовно-нравственно'»! истерии казахского общества и конкретно-исторического содержания реального состояния сознания казахского народа в ХУШ в.
Теоретико-метсаологичееі'ие принципы, подходы, выводы, положения, литературный и культурно-исторический материал, содержащиеся в диссертации могут быть "использованы при чтении основных и специальных курсе в по истории казахской философии и этики.
Методологической основой исследования послужили достижения мировой философской (Культуры в области понимания духовной сферы развития человеческой истории вообще и специфической особенности развития нравственности в особенности. Но при атом главным основанием выступила логика двиаения исторического процесса, присущая евроазиатским странам, цитаделью которого выступает Казахстан. В целом при исследовании автор опирался на объективность, конкретность и историческую преемственность в понимании духовного развития человеческой истории с учетом индивидуальной особенности восприятия мира каждым человеком.
Апробация результатов.исследования. Ряд проблем, поставленных в работе, излагались в докладах и выступлениях на философских, научных конференциях, ;'в опубликованных статьях, тезисах, выпущено методическое пособие. Диссертация обсуждена на заседании кафедры историй казахской и зарубежной философии КазГУ имени Аль-фараби и рекомендована к защите.
Структура и объем работы подчинены ее общей задаче, Диссертационное исследование состо т из введения, двух глав, заключения и библиографии.