Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Предмет и формы нравственного протеста личности в этике Ф. М. Достоевского Тер-Гукасова, Татьяна Альбертовна

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Тер-Гукасова, Татьяна Альбертовна. Предмет и формы нравственного протеста личности в этике Ф. М. Достоевского : автореферат дис. ... кандидата философских наук : 09.00.05 / МГУ.- Москва, 1993.- 18 с.: ил. РГБ ОД, 9 93-3/3768-7

Введение к работе

Актуальность асследовання. Этические воззрения Ф.І.*. Достоевского' слатны я противоречивы. Благодаря сЕилссогсксй наскяенпости его творчество оказало огромное влияние яг всю" европейскую культуру конца 19-начала 20 века, прочно соединялось с русской культурой. Вое зыдашиеся личности, творцы кдей, яелшие вслед Достоевскому, откликались на доставленные им "роковые вопросы". Достаточно указать якека Фрейда, Рассела, Эйяатедяг, Кемк, Сартра, Ниц-зе.

Достоевский однзм из первых высказал "неудобнее истины" о .человеке, обратившись к образам человека-убийцы, человека-мучителя, челозекз-разврзтктеля, мерзавца, завистника. Устами тероез-цнки-ков ся варззйл правду этого мира, устроенного по мерке порока л зла. Бкесте с гем, ни один другой писатель с такой волей не искал человеку оправдания, спасения, возврашеняя яз заблуждения.

Главнкм и исключительным предметом является для него человек в" лвіиении, з развиг:!к, представленный в поступках, мыслях, обо-стреп.чюс чувствах (часто дурнях к запретных). Достсевскдй создал не престо пс.тчоценные художественные образы, не сознательно преодолел слабость многих философских систем - "абстрактного человека", "автеномнуи личность". Углубленное изучение человека - это актуальная задача. Человек - противоречивее явление, вся его жизнь наполнена посгугками неординарного жррагдзональяого характера. Личность стоит особняком к обществу, пркроне, самому себе, Гогу. Трагическое мкреозутпекие личности беспрестанно толкает его з конфликтные ситуаилл, где он должен сделать выбор мекзу добром 5! злой. Именно ягдлчд& зла а :,г,:ре делает человека потенгдгльЕЬм бунтарем, днтукткано oaynazxxz:.* несправедливость а жестокость жиз-ягл. Нравственние нормы, заданные Потом реализуются с зкеппшк интересами человека ж входят в противоречие-с.другими его же кнте-реса?ш, поверхностна/л, особенными, интуитивными. Такая ситуация также роздзет протест человека, находящегося в.извечном несогласий с-собственными интересами и интересами свыше. Из протеста исподволь, если кенапрямув вытекает идея преобразования Человеческих отнозенкй.

Достоевский особо подчеркивал мысль о внутренней преображении человека, не связывая ее с изменением обстоятельств. Но он

не сводил внутреннее преображение к приспособлению стоического образца. Внутреннее изменений -человека Достоевский связывал с любовью, братанием, состраданием друг к .другу, особым добрсскеда-тедьствок - это прорыв в иные миры, приближение к Царству Божию. Опит Достоевского, художественно проанализировавшего различные варианты результатов резкстеншкк человека исследуется в диссертации.

Степень разработанности проблемы. Объем творческого наследия Доотоесного составляет 700 печатных лис-іов. Об объеме літератури о Достоевском суднть трудно, 8эстолько он велик. Трудно такие строго наделить работы литературоведческие и философские. Можно с определенностью день констатировать, что исследований художественного мастерства Достоевского больпе, чем работ о философских воззрений пгсателя. В 20-30 ходы наиболее интересными книгами о Достоевском были работа Б.Иервверзева,'М.Бахтина, I.Гроссмана, Б.Полонского. 3-го глубокие исследования без предвзятого подхода к творчеству Достоевского. В 40-50 годы вышли противоречивые работы о Достоевском, одной из которых являлась книга Ер-милоза В.Е. Ф.М.Достоевский. 15., Гослитиздат, 1956. 3 этой работе проблема букта анализируется с точки .зрения неприятия Достоевским насилия, но это ставится в вяну писателю, главным недостатком его. Тенденциозный характер обвинений такого рода в то время понятен и обсунденк» не подлежит. Досле пятидесятых годов появляются исследования А.Долинина, В.Карпотина, В.Шкловского, Г.Фркдлендерз, Н.Чиркова, У.Гуса и др. '

В зтих исследованиях Достоезекзй выделяется как самостоятельный, глубокий мыслитель, истинный чедозеколюб, не поддающийся никаким влияниям к шднкм теориям своего времени. Однако, все перечисленные работы носят преимущественно литературоведческий характер, Философских работ о Достоевском мало.

До революции трактовкой Зшгосо^ско-этическнх исканий Достоевского занимались религиозные профессора н священнослужители,. проповедники религиозных основ мировоззрения Достоевского: Н.Бердяев, Д.Шестов, Вячеслав Иванов, В.Розанов, Дм.Мерехковский, А.Волынский, Вл.Соловьев, С.Булгаков. Аргиедиском Антоний, Н.Лос-ский к многие другие. Определенные идеи Достоевского: кризис личности в современном обшестве, теория сильной личности яспользода-х Резистенция (от французского слова insistence } - сопротивление.

лкоь представителями экзистенциальных концепций, нкцкеанцзми и давали им' празо называть Достоевского "своим".

Еыделхм несколько аспектов, по которым ведется философский профиль исследования Достоевского, в частности, зтический. Проблемы добра к зла в этике Достоевского подробно исследованы в работах: Алуакина Г.Е. .Добро и зло как основнне категория нравственного мировоззрения Достоевского // Моральное сознание: элементы Формы, особенности. - М., МГУ, 1974. Его лее; проблема нравственного отчуждения личности в раннее творчества. Достоевского // Моральная регуляция я личность. - 'Л., МГУ, Ї972: Его яе: Этико-фи-лесофская концепция человека в творчестве Ф.М.Достоевского. Диссертация на соискание ученой степеня кандидата (философских наук. -М., ІІГУ. 1974. Еезносов В.Г. "Проблема.обоснования морали в творчестве -і.й.Достоевского". Диссертация нз соискание ученей степеня кандидата философских наук. Кавнна Н.Б. "Человек-в творчестве Ф.М.Достоевского". Н., 1981. Кудрявцев Ю.Г. "Три круга Достоевского". М., МГУ, 1979. Сердйчеяко. В.Л. "Зтихо-фялософскае предпосылки подхода к человеку у позднего Достоевского". Диссертация на соискание учеао-л степени кандидата философских наук. - Вильнюс, 299 . Емельянов 5.3. "Человек против "сверхчеловека". Историко-философские исследования. Вып. I., Свердловск, 1973. Селезнев К.І1. "В мире Достоевского". U., 1980. Чердаков В.Н. "Поиски Ф.М.Достоевского нравственных устоев человека" // Философские науки, 1981 # . Сосновская К.Ф. "Проблемы добра и зла з этических взглядах Ф.М.Достоевскога". Диссертация. Д., 1975. Не обопли заи-манием исследователи (Б.Г.Еезносов,Ю.Г.Магнкцкий, .С.Страхов, Е.П.Чврвийскене к др.) и одну из центральных тем философского творчества Достоевского -- проблему моральной свобода личности.

В этике Достоевского идея свободы выступает одной из вая-лей-зкх характеристик подлинности бытия человека, и связана с выбором человека той ила иной морально-этической программы хизки. Давыдов К.Н. Зтика любви и метафизика своеволия. М., IS89. Каря-кин Ю.Н. Самообман Раснодъняковз. М., 1970. Дирпоткн В.Я. Разочарование и крушение Р.Расколънйкова. U., 1970. *-

Надболее интересными работами за последнее время являются новые исследования, посвященные концепции личности у Достоевского. Личность рассматривается неизменной в своих стремлениях, статично отрицательной, "неподходящей" и должна освободить место

личности "подходящей". Ceo» зпоху Достоевский определял как время всеобщего разложения, ао он верил, что в будущем чековая снова будет "собран", что Россия двикезся к созданию "цельного типа личности" (Ф.М.Достоевский. Пола.собр.соч. Т. 12.' С.90). Золотоко-сов К.А. Концепция личности и принципы изображения положительного героя у Ф.М.Достоевского. Русская литература 1870-1890 гг. Эстетика «.методология. Свердловск, 1387. С.86-95. Интересны также работы Мехеда Н.Г. Творческое наследие Ф.М.Достоевского в системе социально-этических определителей J/ Человек, йклософия, культура. М., IS84. Был." 2. 4.2. C.5S-60. В статье дїехеда доказывается весь спектр взглядов идейных оппонентов писателя, трагдческий пессимизм, который приписывался Достоевскому, считалось, что Достоевский признавал неустранз&юсть зла в человеке. Заслуживают внимания исследования Твардовской А.А., посвященные религиозно-нравственаым всканиш Достоевского. "Религиозно-нравственная утошш Ф.М.Достоевского". Вопросы научного атеизма. М., 1988. Вып. 37. & 4. С.226-236. ПЬаидта а.Г; "Пути исканая нравственного идеала" U., 1988. Оригинальными является и новейшие работы по Достоевско?^у. Кошера В.Ф. "О карнавалаз'апии клк генезисе "двойного сознания" // Вопросы іглосо^аи. і'., 1931, К- I. С.165-185, а также Захарова В. "Синдром Достоевского" // Север Петрозаводск, IS9I, * II. С.144-155. Серьезное изучение наследия Достоевского продемонстрировали и зарубежные ученые:

AiUin.louiS Dos.toei'sk'i et J'aatre -Т. І984

InsiJtul d'etudes slavtes, тЛО Slunr», Ernest Conscience et unpuisxaVncs chez Dostoevski

et Camus'. Рз га It е. Je entr* "Le sous-sci* e"t

la Chute.", Paro, Libr Wiiet, «6? Drouiiiy, Jean La j>en?ee poJitiqu« e"t r^iigfeuse da

ЇМ Dostoevski : J>avis, Libr. ties

continent, i9?l .

Приведенный обзор литературы свидетельствует о том, что в изучении творческого наследия Достоевского нашли выражение специфические и характерные для всего его философского материала идеи: поиск подлинной морально-этической программы, проблемы существования абсолюта, Бога в корали, образ ыорально-созершеяной личности, проблемы добра и зла, моральной свободы, падения и

восставзняя человека, аморализма й подлинной морали и многие другие вопросы. По проблеме предмета и формам нравственного протеста личности в этяке Ф.Ы.Достоевского существует немного публикаций, не считая основных: Кудрявцева Юл. "'Бунт или религия". i-U, IS69. Давыдова ЗС.Н. "Этика любви и метафизика своеволия" II., 1989, а также исследований Досского Н.О. "Достоевский и его христианское миропонимание". Ньв-Йорк, 1953 я Бердяева Н. "Миросозерцание Достоевского". Пария, 1968. 3 книге Кудрявцева "Бунт и религия". U., 1969 наиболее полно представлено явление бунтую-ыего сознания ка примере произведений Достоевского "Братья лара-мазозы", "Подросток", "Преступление я наказание", "Записки из подполья", подробно исследуется проблема революционного бунта. Работа Давыдова Ю.Н. "Этика любви и метафизика своеволия". М., 1939 аналазкрует человека впавшего в нигилизм, отрицание нравственных идеалов, крайние формы пессимизма зз аморализма. Уаболое по.тяо истоки возникновения протеста личности исследуются Досскдм її. З кнкге "Достоевский я его христианское миропонимание',' КьіО-'Лорк, 1353. Досскям исследуется путь человека, отошедшего от Гога ил! усеккйкпегося в нем, вставпєго ка путь своевольного провозглашения себя Челозексбсгсы, т.е. путь гордеца' пли "бесовский путь". В известной книге Бердяева "У-иросозерлание Достоевского" Пзркх, I9SS рассматривается открытый Достоевским подпольный протест личности, Енрзжашейся в уходе е пир собственных интеллектуальных упражнений я вызове обаеству.

Диссертант пытается продолжать ведущую в науке линяй анализа противоречивой езтз человека и его бунтующего начала в творчестве Достоевского. Это представляется необходимом л потому, что специальных работ, включая диссертационную sa 1993 год по проблеме нравственного протеста и его формам в этике Достсевского, б кале?, литературе кет. Автор диссертации делает попытку подчеркнуть самостоятельный характер проблемы моральной резистендии, отметить и обосновать ее перспективное и социально-практическое значение з близкие десятилетия история. 3 связи с этим дальнейшее изучение этических взглядов шелателя такого масштаба как Достоевские, несмотря на значительную работу, проведенную исследователями в этом направлении будет способствовать развитии этической науки.

Основная цель работы:

- кссдедовать одну 5їз проодам атако-фцлософекюс поисков
Ф.й.Достоевского - Пре;шьі- и уорш нравственного протеста лич
ности в этике Ф.М.Достоевского".

Отсюда ьнтекаот к оообкз задачи исследования:

воссоздать подлинность мировоззрения Достоевского его ре-лкзиознкх основ, прзвослаззо-христііанских позиций;

рассмотреть все его творчество с точки зрения православно-христианских позиций писателя.

Дпть анализ содержания категорий добра, зла, свободи как основных в этической концепции Достоезсісого;

- определить основные мотивы, ведущие к феномену "резистен-
ідаї" личности.

Выделить формы протеста личности:

(пассивный и актішше формы протесте личности);

описать вида протеста:

"подпольный протест",

мечтэтельство,

скептицизм,

"бесовский* бунт:

(активная его форма как. своеволие и насилие не принималась Достоевским),

- смиренный протест

(как высшая форма протести личности, совериенного состояния человека, выхода из сушєегвушєго факта неполноты и неуяов-летворенияэдячности сушествоваккйч человека).

Методологической" к теоретической основой диссертации - послу-яили произведения русских философов XIX века, работы этиков и исследозателей-зостоевсковедов, ушных ка<уедры этики МГУ.

3 своем исследовании нравственной философии Ф.М.Достоевско
го автор опирался на щирокий тоут художественных и публицисти
ческих произвелений писателя и мыслителя, под углом зрения по
ставленной проблемы анализировались подготовительные материалы,
черновые автографы, записные книжки и тетради, эпистолярное на
следие, другие творческие рукописи писателя. "*

Нгучная новизна .нанкоЯ" диссертации заключается а том, что эта работа является .практически первым систематическим исследование:.», форгл протеста личности в этике Достоевского, раесгиатри-вао.'.'.ого поя утло:,; зрения его тйдосоЗско-редигиозкых Представлений.

3 их центре находятся размышления писателя о судьбе человека, отошедшего от Еога и впавшего з вечно бунтарское настроение v.jxa, иауюго свои пути построения гармонии на земле, и забыв-кего о подлинном идеале - абсолютного лобра, Бога, о высоком предназначении человека - его душе, которую надо совершенствовать согласно 1о;гьи?л заповедям.

Предлагаемый в диссертации, полхол позволяет целостно ccse--тить прес леку - от обпего, теоретического, 'философе/.ого уровня рассмотрения, на котором выясняются причинк появления мятежной бунтарской психологик личности до ее субъективного уровня. ин-= лизядупльного своеволия, выраяакталися в различных формах протеста.

Теоретическая к практическая значимость исследования. Результати проведенного исследования когут сить использозакь* при подготовке спецкурсов по история этическах учекгі!, s также при чтении отдельна разделов курса по этлке, по русской этической мысли.

Аптюбацак работа. Диссертация обсутдал2сь на заседании кафедры отякд философского фзкультета }«ГУ 25-го июня 1993 г. я была рекомзяновйка к защите. Основное содержанке работы отражено в публикациях автора. Участие в конференциях, "круглых столах" и т.д.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав,- заключения и библиографии кз Ш нйіімєйобзнлй.