Введение к работе
Актуальность темы исследования
Решениями Апрельского /1985 г./ Пленума ЦК КПСС, ХХУП съезда КПСС был взят курс на перестройку - революционный процесс обновления общества, цель которого - преодолеть деформации социализма, способствовать его гуманизации. В центре нового подхода к качественному преобразовании общества - человек: "Новый облик социализма - ото его человеческий облик... Важно практически обновить социализм, создав такие социально-экономические и политические структуры, которые стеноачтся средством, а человек - целью, которые на деле обеспечивают поворот всей социальной системы лицом к человеку", - отмечает М.С.Горбачев, говоря о сути происходящее в обществе изменений /Горбачев М.С. Социалистическая идея и революционная.перестройка // Правда. - 1989. - 26 ноября/.
Поворот к человеку означает, что социально-экономические, политические и т.д. проблемы фокусируются в проблеме человека и, утрачивая свои самоценность, обретают нравственный смысл; гос решение становится средством для свободного развития человека.
Возрастающая роль нравственности в процессе преобразования
общества обуславливает интерес к ее теоретическим проблемам,
требует выявления сущностных характеристик нравственности и
особенностей ее функционирования. ; _
Исследование нравственности. как целостного феномена актуализирует проблему нравственной потребности: в теоретическом отношении разработка этой проблемы позволяет глубже проникнуть в механизм функционирования нравственности, выявить закономерности нравственного развития индивидов, раскрыть диалектику индивидуального нравственного и общественного морального сознания. .
В практическом отношении знание специфики нравственной потребности важно для совершенствования теории и практики нравственного воспитания, поскольку формирование нравственной потребности составляет основу нравственного воспитания.
Через становление нравственной потребности происходит процесс гуманизации общественных отношений, т.к. нравственная потребность в ее развитой форме является структурообразующим элементом любой общественной связи; Становление нравственной потребности способствует преодоление процесса, отчуждения в отношениях ыезду лвдьми, преодолению отношения к другому человеку как а средствд.
Степень разработанносіи проблема. .
Разработка проблемы нравственной потребности находится в прямой зависимости от знаний о потребностях в целом. Тра- , диционное рассмотрение нравственных потребностей основывалось на синтезе содержания, полученного в исследованиях потребностей, прежде всего, психологией и социологией.
Психологический аспект акцентировал внимание на субъекте потребности, рассматривая потребности в контексте деятельности на уровне индивида /работы А.Н.Леонтьева, С.Л.Рубинштейна, Ш.Н.Чхартишвили и других/.
Социологический аспект трактует потребности как продукт общественного развития, как проекцию общества на личность; изучает потребности в контексте конкретной деятельности. При этом потребности истолковываются либо как исходный момент, общее в различных деятельностях /работы Б.Н.Воронцова, Н.В. Иванчука,.А.В.Маргулиса и других/, либо как различные формы отражения базисной, производственной деятельности /работы Е.АДонченко, Л.В.Сохань, В.А.Тихоновиче/.
Оба подхода рассматривают потребности безотносительно к специфике деятельности, выводят обшее из'понятия потребностей общества. Попытка синтезировать данные о потребностях на уровне конкретной деятельности приводит к тому, что специфика потребностей определяется по их функциям в яизни общества.
Социологическая ориентация в исследовании морали об.усле вила ее рассмотрение со стороны функции - как средстве рогу-' ляции поведения человека в обществе, как средства получения нудного обществу и поэтому должного поведения.
Поиски ответа на вопрос, почему челозэк выбирает долж-юе поведение, актуализировали проблему нравственной потреб-юсти, которая.выводилось из внеморальных источников деятель-юсти; трактовалась как возникающий путем интериоризации мозольных норгл и ценностей внутренний механизм, обеспечивающий ."армониэацию-общества и-личности. Данный подход замкнул изучение нравственной потребности параметрами конкретно-исторического содержания норм в кх узко регулятивной функции. Нрав-зтвенная потребность представала как потребность общества, а ле личности /работы Л.М.Архангельского, Л.Б.Волченко, Н.Н. {рутова, Т.А.Титовой, А.Н.Тшяезой и ряда других/.
Выявление специфики-нравственной потребности, ее генезиса и особенностей функционирования требует кного,'философского уровня изучения-нравствеїаости» позволяющего рассмотреть ее в контексте теории человеческой деятельности.
Методологический основы такого подхода заложены концептуальными исследованиями С.С.Батенина, Г.С.Батащеэа, В.П.Иванова, З.С.Швкрева, Э.Г.Юдина, з которых.дано понимание деятельности как специфически человеческого'. типа отношения к миру, разработано представление о субстанциональном'характере деятельности.-
-.--. Принцип'деятельностного подхода в .изучєкгаї.нравственности'предполагает, рпсскотрениз ее в контексте человеческой деятельности, как одной из форм деятельности; позволяет поднять вопрос о' всеисторическом характере морали.
В этике зта проблема была поставлена в работах О.ГДроб-ницкого и А.И.Титзренко, выделиваиш вопрос о содержательной специфике морали как исходный.при определении ее всеисториче-ского характера. Опрзделяя моральный способ освоения мира человеком через дихотомий добра и зла, выраженную в нориативно-оценочных отношениях, А.И.Титаренко рассматривает нравственные потребности через спектр моральных ценностей, представляет их как достоягае личности. &?есте с тег* генезис нравственных потребностей не получает достаточного освещения.
-*-. '-> ...'.:
Дальнейшее развитие 'ориентации, в которой .мораль трактуется как способ освоения мира .человеком,-.осуществляется в концепциях, в которых всеисторический характер морали выводится из понимания ее как родовой деятельности человека, каї способа непосредственного и адекватного присвоения человекоь своей родовой общественной сущности. На базе такого понимай; открывается возможность представить нравственную потребності как имманентную человеческому саморазвитию.
Разработка проблемы нравственной потребности в этом направлении к составляет цель данного исследования.
Цель исследования состоит в рассмотрении специфики
НраВСТВеННОЙ ПОТребНОСТК В КОНТекСТе ДеЯТеЛЬНОСТНОГО ПОДХОД!
к нравственности, в выявлении механизма становления нравственной потребности.
В соответствии с поставленной цель» определяются следующие задачи:
реализовать принцип деятельностного подхода к-разра-ботке проблемы нравственной потребности;
раскрыть мировоззренческий характер нравственной потребности;
выявить специфику нравственной потребности;;
показать роль нравственной,потребности в определени культурности и цивилизованности и выявлении их различия '
Теоретико-методологической основой исследования являются концептуальные определения и выводы основоположников марксизма-ленинизма.
В диссертации использованы разработки советских философов, посвященные проблеме человека и его сущности, анализу нравственности и морали, проблемам культуры; использованы публицистические материалы.
Научная новизна работы в целом определяетсяоснованным на деятельностном подхода к нравственности рассмотрении нравственной потребности, ее специфики и становления в процессе обобществления человека нравственным способом;
осувествлен критический анализ концепций морали как деятельности в отихе, раскрыты исходные основания для дальнейшей разработки проблемы нравственной потребности но безе теории деятельностной сущности морали;
реализован принцип делтельностного подхода в исследовании нравственной потребности,,ее генезиса и особенностей, выраженных в соотношении общечеловеческого и исторически-конкретного: становление нравственной потребкости осуществляется в процессе обобществлен человека з его жизнедеятельности з целом, но непосредственно и адекватно оно - . происходит в нравственной деятельности, составляет ее смысл и определяется самодвижением нравственного индивидуального сознания до марали - общественной форк-ы сознания;
показано, что нравственная потребность выражает ?.;и-розоззренческий аспект бити, свидетельствует о родовом характере нравственной деятельности и становится доступной понимания; в контексте анализа-специфически-чалоазческого отношения к миру;
-' выявлена специфика нравственной пстрэбностп в процессе ее становления а единстве двух аспектов: потребности в сопричастности другим, составляющей сшеяообразущэо основание жизнедсятелькос-'и человека, реализукцзося в отношении к другому как человеку - и' возникающей з этом отношении потребности быть человеком;:
- показано, что становление.нравственной потребности
находит выражение в мировоззренческом самоопределении чело
века; осуществляясь в параметрах определенного обрзза жизни,
нравственное выражает ого человеческий смысл в содержании и
характере норм, выступает критерием для различения 'цивили
зованности и культурности.
' -6- '.'
Научная и практическая значимость. Результаты работы углубляют знания о механизме функционирования морали, дают целостное представление о нравственности как 6 творчестве индивида, участвующего в формировании моральных норм.. 'В. работе обосновывается органическая связь между родовой общественной сущностью человека и егоиравственной потребностью, выявляется обавчеловеческое содержание нравственной потребности. Результаты исследования могут быть использованы в разработке проблем и практике нравственного воспитания.
В учебно-практическом отношении основные положения и выводы диссертации могут быть реализованы в процессе со вер-^ шенствования преподавания этики. Полученные результаты позволяют уточнить и конкретизировать структуру и содержание существующих учебных программ и методических рекомендаций по этике.
Апробация работы
Основные результаты научного исследования докладывались на областной научно-практической конференции "Новое мышление и формирование духовного мира студенческой молодежи" /Львов, октябрь 1988 г./, научной конференции "Духовность и новое мышление" /Симферополь, апрель 1990 г./, областной научно-практической конференции ні{ультура и перестройка: диалектика духовных процессов" /Львов, май 19^0 г./ использовались в лекционной работе по линии общества "Зна-, ние", применялись при разработке и чтении курса лекций по этике студентам Харьковского зооветеринарного 'института. '
Структура работы. Работа состоит из введения; двух глав, пяти параграфов и заключения, а тг^гже списка основной использованной литературы.