Введение к работе
Современная жизнь в России полна противоречий. Встает вопрос осмысления действительности, которое невозможно вне духовной связи настоящего с прошлым. Сегодня, в момент демократических преобразований общества, появилась возможность непредвзятого философско-этического анализа творчества М.Е.Салтыкова-Щедрина. Долгие годы наследие сатирика рассматривали в аспекте социальных проблем, а его моральные воззрения не принимались во внимание.
Актуальность исследования определяется тем, что анализ творчества М.Е.Салтыкова-Щедрина с позиций современного философского-этического знания представляет новые возможности понимания нравственной философии писателя. М.Е.Салтыков-Щедрин обращался к обширным пластам социальной жизни и создал галерею нравственных архетипов России второй половины XIX века. Показал их нравы, образ жизни и модель поведения. Сатирик вскрыл подлинную сущность той морали, что исповедовали новоиспеченный хищник-предприниматель, чиновник различного ранга, прекраснодушный апологет в лице историка ли, писателя ли, поэта ли. Им была предложена реальная нравственная мера оценки русской жизни, имеющая важное значение для понимания современных духовных процессов в России — это во-первых.
Во-вторых, непреходящая актуальность наследия писателя в том, что он показал значимость семейных установлений, которые сатирик связывал с любовью, трудолюбием, общими интересами, стабильностью, равенством полов, стремлением к идеалам.
В-третьих, для самой этики целый ряд проблем, поднятых М.Е.Салтыковым-Щедриным, представляются актуальными. Это проблема идеала, резюмируемая
— 2 —
им тремя категориями: свобода, равенство, справедливость. Сатирик исследовш также проблемы добра и зла, добродетелей и пороков, поступка и ответственности лицемерия и так далее. Писатель в условиях пореформенной России хотел возродит* такие понятия, которые остаются злободневными и по сей день: совесть, правда истина, человечество, патриотизм.
В-четвертых, особенно злободневным при анализе моральной ситуации нашего времени остается щедринское обличение бюрократии как морального зла.
Значительный интерес для этики как науки представляет нравственный аспект сатиры писателя-моралиста. Ее" социально-этические функции могут служить объектом исследования российской действительности как в XIX веке, так и сегодня.
В отечественном литературоведении было немало работ, рассматривающих различные стороны творчества М.Е.Салтыкова-Щедрина. Советскими щедриноведами были подробно изучены литературные особенности языка, стиля, сатирических приемов отображения действительности, жанровое своеобразие отдельных произведений, а также его беллетристика, отношение к литературе и искусству, связи писателя с демократами и народниками, исследовано его теоретическое и публицистическое наследие.
Среди наиболее известных щедриноведов выделим таких как: А.П.Ауэр, В.Н.Баскаков, В.Э.Богад, А.С.Бушмин, М.С.Горячкина, Е.Г.Елина, Л.Ф.Ершов, С.А.Макашкин, В.А.Мысляков, Д.П.Николаев, Л.Я.Паклина, Е.Т.Покусаев, В.В.Прозоров, А.Турков. Однако, несмотря на огромную работу, проделанную советскими литературоведами, в основном творчество сатирика
— З —
лнтерпретировалось на основании предвзятых политических установок. Но если у литераторов идеологические штампы были незначительными, служили в большей степени данью времени, то философские работы советских исследователей отличает откровенный схематизм и вульгарный социологизм.
В диссертациях на соискание ученой степени кандидата философских наук Л.Г.Шпаровой "Мировоззрение М.Е.Салтыкова-Щедрина" (1952), И.П.Никитина "Социологические воззрения М.Е. Салтыкова-Щедрина" (1953), В.Н.Лукина "Философские и эстетические взгляды М.Е.Салтыкова-Щедрина" (1954), И.К.Дорногина "Общественно-политические взгляды М.Е.Салтыкова-Щедрина" (1962), а также в монографии В.Я.Кирпотина "Философские и эстетические взгляды Салтыкова-Щедрина", сатирик исследуется как откровенный социалист и ярый атеист.
Обращаясь к творчеству М.Е.Салтыкова-Щедрина, некоторые из отечественных философов — А.И.Введенский, П.А.Кропоткин, Н.О.Лоссшй, Н.К.Михайловский, В.С.Соловьев отмечали моральный характер щедринского наследия. Но специального исследования, посвященного морали сатирика как области нравственной философии, еще не было. Поэтому выводы, сделанные в данном исследовании, основываются на следующих источниках: 1. Произведения М.Е.Салтыкова-Щедрина. 2. Произведения русских мыслителей. Они привлекались с целью сравнительного анализа и определения места моральных взглядов писателя в истории русской философии. З.Литературно-критические статьи дореволюционных и современных авторов, которые были необходимы при вычленении нравственных аспектов творчества М.Е.Салтыкова-Щедрина.
Существенное значение для раскрытия темы диссертации имели критические замечания о творчестве писателя его современников: И.А.Гончарова, Н.А.Добролюбова, Ф.М.Достоевского, С.Н.Кривенко, Н.К.Михайловского,
— 4 —
Д.И.Писарева, В.В.Розанова, Н.Н.Страхова, И.С.Тургенева, Л.Н.Толстого Н.Г.Чернышевского.
Важными источниками для формирования общей концепции диссертациі» явились исследования, посвященные проблемам отечественной философии П.Я.Чаадаева, Н.А.Бердяева, М.Н.Громова, Б.Гройс, В.В.Зеньковского, К.Д.Кавелина, П.А.Кропоткина, Н.О.Лосского, Т.Г.Масарик, В.С.Соловьева, М.И.Туган-Барановского, Г.В.Флоровского, С.Л.Франка, Г.Г.Шпета.
В своей работе диссертант опирался на группу работ культурологического характера, представленную трудами: А.Бергсона, Л.В.Карасева, В.К.Кантора, Д.С.Лихачева, В.Я.Проппа.
Целью данного исследования является этический анализ различных аспектов творчества М.Е.Салтыкова-Щедрина и выявление специфики преломления нравов России второй половины XIX века в наследии сатирика. В соответствии с поставленной целью решается ряд задач.
1. Выявляются духовные истоки, а также социальные и культурно-философские
предпосылки моральных воззрений М.ЕСалтыкова-Щедрина.
-
Прослеживается своеобразие взаимодействия художественного и морального сознания в творчестве сатирика.
-
Выявляются особенности интерпретации российских нравов в творчестве писателя.
-
Анализируется эволюция взглядов М.Е.Салтыкова-Щедрина на юралистический нигилизм.
-
Выявляется система моральных взглядов М.Е.Салтыкова-Щедрина на бщечеловеческие ценности: правду, совесть, моральное зло.
В качестве теоретических оснований выступают философско-этические )азработки отечественных и зарубежных авторов. Это работы: Р.Г.Апресяна, 1.Н.Архангельского, К.Войтылы, А.А.Гусейнова, О.Г.Дробницкого, В.П.Ефимова, ^.Оссовской, А.Ф.Лосева, Ю.Н.Смоленцева, А.И.Титаренко, A.M.Щербины — в них этражены особенности исторического развития морали, основное содержание этических категорий.
При анализе бюрократизма как морального зла и проблем семьи используются положения и выводы В.А.Блюмкина, Г.Н.Гумницкого, СДЛаптенок, А.П.Скрипника, В.И.Толстых, К.А.Шварцмана, В.М.Шепель и др.
Выявляя взаимопроникновение духовных ценностей отечественной литературы и морали, диссертант обращается к трудам Р.И.Александровой, М.М.Бахтина, В.Н.Шердакова, Д.СЛихачева и др.
Методологическую основу диссертации составляет синтез этического и культурологического подходов, смысл которых обусловлен спецификой объекта исследования, где творчество М.Е.Салтыкова-Щедрина олицетворяет взаимодействие моральной мысли и литературы.
— 6 —
Аксиологический подход позволяет увидеть принципиальные особенності русской нравственной философии и, в частности, нравственно-философскоп творчества М.Е.Салтыкова-Щедрина.
Метод сравнительного анализа философско-этических концепций направлеї на выяснение содержания и сущности нравственных исканий М.Е.Салтыкова Щедрина.
Концепция "народной смеховой культуры" М.М.Бахтина позволяет обнаружит! своеобразие нравственного аспекта сатиры М.Е.Салтыкова-Щедрина.
-
Данная работа является первой попыткой теоретического анализ; морального наследия М.Е.Салтыкова-Щедрина.
-
Научная новизна диссертации предполагает изложение в систематическое форме этико-философских воззрений М.Е.Салтыкова-Щедрина.
-
Определено своеобразие моральных взглядов М.Е.Салтыкова-Щедрина, и> место в истории отечественной философии, морали и культуры в целом.
-
Предпринята попытка анализа нравственного аспекта сатиры М.Е.Салтыкова-Щедрина.
5. Проблемы бюрократии, семьи проанализированы в свете достижение
современной этики.
1. М.Е.Салтыков-Щедрин — писатель-сатирик, сумевший с помощью эзопова языка моральную критику выразить в литературной форме.
— 7 —
2. В литературном творчестве М.Е.Салтыкова-Щедрина выявляется моральный
аспект, имеющий существенное значение для раскрытия особенностей нравственной
жизни России второй половины XIX века.
3. М.Е.Салтыков-Щедрин — моралист в лучшем смысле этого слова.
Интерпретируя российские нравы и создавая архетипы нравственного сознания
второй половины XIX века, никогда не опускался до диктатуры морального суждения.
Материалы и выводы диссертации могут быть использованы в разработке проблем философии, этики и литературы, истории мировой и отечественной культуры, в преподавании соответствующих курсов.
Основные результаты исследования докладывались на научных Огаревских чтениях (Саранск 1993-1996), 111 международных Бахтанских чтениях (Саранск, 1995), на межрегиональной конференции "Социальные трансформации и положение женщин в России" (Иваново, 1995), Бахтанских чтениях в Орле (Орел, 1995), I Международных Эрьзинских чтениях (Саранск, 1997), на заседаниях кафедр этики и философии Мордовского государственного университета, на семинарских занятиях аспирантских семинаров, а также изложены в публикациях. Диссертация обсуждена и рекомендована к защите.
— 8 —