Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Концепция социальной справедливости в этико-политическом наследии Аристотеля Мушинский, Николай Иосифович

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Мушинский, Николай Иосифович. Концепция социальной справедливости в этико-политическом наследии Аристотеля : автореферат дис. ... кандидата философских наук : 09.00.05.- Минск, 1994.- 21 с.: ил.

Введение к работе

Актуальность темы исследования. Одной из актуальнейших задач этики как науки является дальнейшая разработка проблемы межличностных отношений,изучение основних факторов,воздействующих на морального субъекта в динамичных социальных условиях современности.Решение этой задачи предполагает интенсивное исследование всей совокупности вопросов,связанных с раскрытием специфики традиционных объектов теории морали в триод радикальних общественных преобразований,имеющих место на данном этапе развития.

Среди этих вопросов следует особо выделить проблему социальной справедливости.Ее актуальность определяется множеством причин .В настоящее время происходит стремительное изменение общественного уклада,что открывает возможность нарушения основополагающего нравственного принципа,которым является.последовательное проведение социальной справедливости.Злоуцотребления часто прикрываются самыми позитивными лозунгами,поэтому со всей остротой встает необходимость терминологической 'акошшкыщи указанного понятия, выработки строгих и общезначимых определений,способных иметь также действенное, прикладное значение.

Теоретическая актуальность исследования категория "справед-либость" предопределена особым местом,занимаемым ею в структуре этического знания,а также не вполне удовлетворительным уровнем ее разработанности в современной зтико-гїилософской литературе.

Настоятельно назрела потребность в дальнеШи-'м комплексном изучении проблемы социальной справедливости,углубленного анализа всех ее аспектов,имеющего .как общетеоретическую,так и широкую практическую значимость.Решение этой важной задачи предполагает разностороннее исследование предшествующих интерпретаций социальной справедливости,представленных в истории этической мысли» Среди подобных подходов особое место принадлёз(йт творчеству Аристотеля, неоднократно обращавшегося к анализу"указанной, категории. Актуальность рассмотрения его взглядов насущность и специфику социальной справедливости обусловлена сладухіщими причинами.

Справедливость является одной из центральних категорий аристотелевской этики,наряду с понятиями "блага","счастья","'добродетели",и, соответственно, с ней связаны осббенно удачные разработки и наиболее плодотворные идеи.Она занимает' доминирующее положение в созданной Стаг.чритом системе,широко использовавшейся иа

-'4 -всем протяжении историко-философского процесса и во многом сохранившей актуальность до настоящего времени.

Эпоха Аристотеля,знаменовавшая переход от "классического" к "эллинистическому" укладу,часто обнаруживает общие черты с динамическими процессами современности,чем существенно увеличивается практическая значимость аристотелевских рассуздений по повещу социальной справедливости.

По Форме воззрения Стагирита во многом соответствуют обще-. принятым критериям научной концептуальности,развиваясь в русле логико-рационалистического мировосприятия,в отличие от более ранних и позднейших религиоэно-шФологмческих ирод ставлений .Поэтому они приобретают особую актуальность в современных условиях,когда научный подход к исследованию вопросов морали всесторонне доказал овею эффективность. '

Таким образом,привлечение этико-политического наследия Ари
стотеля к анализу проблемы социальной справедливости представля
ется одной из первостепенннх задач. .

Разработанность проблеми. Рассматривая состояние опубликованных материалов,приходится признать,что хотя идеи Аристотеля во все времена вызывали живейший интерес исследователей и интерпретаторов, его концепция социальной справедливости не привлекла, достаточного внимания.Ещв в древности к теориям Стагирита неоднократно обращались самые авторитетные набавления.Зародившись в средиземноморском регионе,аристотелиэм впоследствии проник во вое наиболее удаленные уголки ойкумвны.Для античности его значение общепризнано; причем это относится и к сторонникам Аристотеля, продолжавшим изучение затронутых им вопросов и отличавшимся широкой эрудицией*.В дальнейшем к нему обратились арабские комментаторы."Девять вещей нуждаются в изучении... и взяты они у Аристотеля"*,- утверзвдал аль-Фараби .Христианское средневековье,отринув в качестве языческих искажений значительную часть античного наследия, полностью сохраняет,тем не менее,уважительное отношение к древнегреческому мыслителю,о чем косвенно свидетельствует иронич-

  1. Секст Эмпирик. СочинениягВ 2-х т. Т.2.- М.: Мысль, 1976.- С.5І.

  2. Аль-Фараби,Абу Наср Мухаммзд. Философские трактаты: Пер. с авдбок.-Алма-Ата: Наука, 1970.- С. 3.

пая аналогии Эразма Роттердамского: "Аристотель,»тот бог... дикторов богословия"1.Ренессанс, подвергши уничтожающей критики спекулятивную Философии схоластов,к Стагириту неизменно относится о традиционным ииэтетом.Так Николай Куааискиїі н&гравдкет 5;ч> эпитетом "проницательнейшим Аристотель"**, отражая этим ооіцуи для гуманизма точку арония.

Утвердились и зашдио-ввропейокой кул ьту і ні, учение (,'та ги рита также онаэало влияние на духоил.ум жизнь Восточной Нщюии я олавянокого мира.В период,непосредственно предшествовавший раз-дедам Речи Поснолитоіі, именно ариототелизм являлся одним иа ведущих направлений философской мысли,развивавшейся на белорусских, территориях,политически входивших в состав й.к.Л. Особенио это касается этического наследия античного мыслителя.Лука Зялусокий. преподаватель Виленского университета,родившийся на Миншине в 1604 г.,пишет применительно к анализу морали /"практическая философия"/, что Аристотель "охватил... все части этой науки"4.Белорусский автор Теодор Биллевич,издавший в.Вильно в 1675 I*. свою магистерскую диссертацию,заявляет следующее: "Мы разделяем... философ»,следуя Аристотелю... на раіиональиую, натуральную и моральную. Желательно начинать с этой последней в системе учения,но первой по достоинству"5.В Краковском университете аналогичны высказывания известного схоласта Павла из Ворчина6.Такого рода приоритет нравственно-этических аспектов позволил аристотвлеио-кой системе частично сохранить свое значение в духовной культуре.

  1. Эразм Роттердамский. Похвала глуп оста: Пер. о лат.- М.:1'оо. изд-во худож. лит.,I960.- С. 97.

  2. Николай Кузаиокий. Охота за мудроотью // Николай КузанокиЙ. Сочинения: В 2-х т. Т.2.- М.: ЫисльДЭШ.т- (J. 365.

  3. Чернышева ЛД. Аристотелизм ХУІ-ХУП в.в. к -его восприятие » Белоруссии и Литве: Историко-культурнвй аспект /7 Нот», традиция филоо.культури народов СССР и современность.- Киев,1983.- С.206.

  4. Залусекий" Д. Общая филооофия...// Памятники филос.мясля Бело-руссил ХУП-перв.полДУІИ в.- Мн.:Навука І тэхнТкаДЭЭ1.~ С.93.

  5. Биллевич Г. Философия рацлональяая.іштуральная и ыоральмал в трех частях // Там же,- С. 156.

  6. См.: Retoeta I. Koraentarz bawla z Worosyna do "Btyki nikoui-chojakiej" Arietotelesa z 1424 roJcu.Zapya problenatyki fllir.ofic-zno-spolecanej.-Wroclaw і і.sWyd.РАЯ,1970? Cuurtoryokl P. Исг^яім recepcia "Polltiki" Arletotolesa na unlwaraytecle Krakowaklm.-Wroolaw а.о.,.І9бЗ.' л. 40-43.

'- 6 -

западно-русских земель я в ХУІІІ "веке, когда естественно-научные труды Стагкрита подверглись некоторой дискредитации со стороны амиирического естествознания,опиравшегося на картезианский метод.

Интерес к Аристотелю вновь пробудился на рубеже XIX-XX веков в рамках философской мысли русского православия.Практически все представители этого направления широко цитируют Стапирмта,вступают с ним в полемику,используют его идеи в своих концептуальных построениях."Аристотеля можно считать отцом ученого сословия"*,-провозглашает Н.Ф.Федоров,построивший систему "супрашрализма, или всеобщего синтеза",призванную "воскресить умерших отцов" и преодолеть сиротские отношения меаду живущими.Представитель мистического рационализма В л. Соловьев, стремившийся в "Критике отвлеченных начал" и в "Чтениях о богочеловечестве" раскрыть высший смысл исторического процесса,констатирует,что "такие Философы, как... Аристотель.хотя и не делали прямо истории,но весьма сильно на нее повлияли"2.Он также весьма уважительно упоминает "редкий! дар умозрения и синтеза""',который присущ антдаому мысли-телю.Автор "Опавших листьев", В JB.Розанов помимо прочего с увлечением занимался переводом "Метафизики".Первые шть книг этого сочинения печатались в "Журнале министерства народного просвещения" на протяжении 1890-1835 г.г.4 Приступая к исследования трансцендентного субъекта хозяйства, СН .Булгаков считает нулным "рекомендовать возвращение... к Аристотелю**5.Таким образом,при всем раанообразии проблематики,каздый из русских Философов неизменно находит у Стагирита что-либо для себя интересное.

Показательно,насколько диаметрально меняется оценка этого мнслителя в период общега ренеосанса русской философской мысли,в отличие от резко отрицательных высказываний,характерных для предшествующей религиозно-догматической эпохи.Если полемисты русского

  1. Фецоров Н.Ф, Из I тома "Философии общего дела"// Федоров Н.Ф. Сочинения.-М.: Мысль, 1982,-С 87.

  2. Соловьев B.C. ФилосоФокая публицистика // Соловьев B.C. Сочинения: В 2-х т. Т.2.- М.: Правда,1989.- С. 404.

  3. Соловьев B.C. Жизненная драма Платона // Соловьев B.C. Сочинения: В 2-х т. Т.2.- М.: Мысль,1990,- С. 590.

  4. Резанов В.В. Литературные изгнанники,- Спб.: Тип. А.С.Сувори-на.ІОІЗ,- T.I.- С. 213-214.

ь. Булгаков С.Н. Философия хозяйства.- №.: Наука, 1990.- С. 94.

средноьаконья считали,что "лешо... изучити часословец... и жизнь вечную немучити,нежели постигнута Аристотеля... - и в сши оті,атч"1,'ю в новейшее время подход резко изменился.Учение Ста рита не только вспомнили,но и бережно использовали.Среда наторог непосредственно его анализировавших,можно назвать имена Ф.Зелет горского,Н.Скворцова,Д.С.Блек:си,М.М.Покровского и других" исследователей.

Впрочем,интерес к наследию античного мислителя присутствова, не только в России.Еще Гегель отмечал "бессмертную заслугу" Ари-стотеляг,состоявшую в разработке всеобъемлющей научной системы. "Философия жизни" з лице А.Шопенгауэра обратила внимание на прикладную ценность аристотелевских теорий,которые "продолжают существовать... .живут и действуют""',не смотря на изменившиеся условия социальной жизни.

Современность полностью приняла столь высокую оценку; об этом свидетельствуют высказывания представителей аналитического направления философии,экзистенциализма и философской герменевтики."Не следует... считать,что аристотелевская традиция... - это устарелый предрассудок"'*,- предостерегает финский исследователь ГД.Вригт.Его поддерживает А.Камю: "В ясности... доказательств никто... не превзошел Аристотеля" .Наконец Х.-Г.Гадамер приходит к заключению, что сейчас "особое значение получает... Аристотелева этик амЬ,поскольку "каких только истин ми не найдем у Аристотеля"'.Специальные труды,посвященные древнегреческому мыслителю, опубликовали Ян Лукасевич /Львовско-Варшавская школа нвопозитивизма/,Г.Джвксон,А,И.П.Квшш,Р.Робинсон,Р.Болы-ои,

  1. Флоровакий Г,Пути русского богословия.- Вильнюс,1991,- С. 37.

  2. Гегель Г.В.Ф. Сочинения: В 3-х т. Т.З.-М.: Мысль, 1972.- С.ЗО.

  3. Шопенгауэр А. Свобода воли и нравственность.- М.: Республика, 1992.- С. 328.

  4. Вригт ГД..фон. Объяснение и понимание// Вригт Г.Х.фон. Логико-философские исследования: Пер.с англ.- М.:Пр.огресс,1986.- С. 42.

  5. Камю А. Миф о Сизифе. Эссе об абсурде // Сумерки богов-. Иер.-М.: Политиздат,1990.- С. 232.

  6. Гадамар Х.-Г. Истина и метод: Основи філоо. герменевтики: Пер. с нем.- М.: Прогресс,1988.- С. 369.

  7. Гадамер Г.-i'. Актуальность прекрасного: П9?.с ием.-U.: 'искусство, 1991.- С. 187.

- a -.

и'.М'їк-Качл.Д.Рооо и другие авторы.

Іпмческнл мисль,развивавшаяся на территории онвсюго СССР и спш "социалистического содружества",тоже неоднократно обращалась к Стагириту,затрагивал,среди прочего,и его интерпретацию ooiiwuimoii опрапедливости.Указанная проблематика анализируется > иботах А.А.Гусеіінова,Д.ВЛжохадзе,*.1.Кессї«и,АЛї.Чанишева, Л .

Однако иногда встречаются и отрицательные .отзывы.Критика,как правило,ведется по двум основным направлениям: религиозно-тйсшогическому и аналитическому .В первом случае затрагиваются вопросы веры,поэтому здесь вряд ли уместны попытки научного оиро-ьерк«нил.Деііетвительно,Аристотель жил до начала Христианской эры, поэтому не мог постичь трактовку справедливости,выдвинутую впо— , следствии апологетикой и патристикой.Он не познал таинство крещения; ооответотвенно.Данте помещает его в ад,где в первом круге /Лимб/ заключены добродетельные нехристиане.Рационалистическая ориентация аристотелевского учения вызывает раздражение религиозных авторов,которые видят в атом признак "крупного пробела % этической системе Аристотеля"*.Тенденциозность подобных обвинений очевидна.

В свою очередь,позитивистская философия критикует,во-первых, отсталость фактологических оснований и,во-вторых,силлогистику в противоположность эмпирической методологии.котя эта критика на-правлена в основном против естественно-научных разработок Аристотеля, однако косвенно она бросает тень я на предпринятый им анализ социальной справедливости.Однако необходимо иметь в виду,что обусловленное развитием технического обеспечения науки отставание "физических" разделов его система значительно менее характерно для гуманитарного знания.Противопоставление же ивдуктивизма /эмпирический метод/ и дедуктивного выведения /силлогизм/,присущее эпистемологии ШИ-Ш. в.в.,в настоящий момент в рамках аналитическом философии вполне успешно преодолено,что признается многими

I, Еяокки А.С. Четыре аьазиса нравственности. Сократ,Аристотель, христианство,утилитаризм,- М.: Тип, Вильде,1899,- С. 246.

_ 9 -

из наиболее авторитетных представителей этого направления1.

Касаясь научноіі разработанности проблемы,уместно сказать несколько слов о состоянии первоисточников.С именем Аристотеля обычно связывают три сочинения,затрагивающие нравственные вопроса: "Нтсошхову","с!вдемову" и "Большую этику".Все от* имеют соответствующие русские переводы.С достоверностью принимается подлинность только первой из них .Вторую часто относят к творения»* Эвдема Родосского,при этом Ф.Иілейермахор,Л.1!шенгель,їЛиглер категорически отрицают авторство Стапн>;таЛ1аііротив,В.Йегер предлагает рассматривать это произведение как свидетельство эволюции взглядов мыслителя и относит его к раннему,"платоновскому" периоду его творчества*'."Большая этика" представляет собой краткий конспект указанных работ,составленный,скорео всего,кем-то из перипатетиков, хотя некоторые критики согласны признать ее подлинность .Как бы то ни было,эти труди вполне аутентичны и могут использоваться при изучении аристотелевских воззрении на социальную справедливость^ целом же нельзя не,признать,что творчество античного мыслителя исследовано достаточно подробно,поэтому при обращении к его наследию стоит задача нз столько поиска и привлечения новых материалов,сколько вычлененія нужных сведении из всего их существующего объема.

В отличие от текстов Сташрита, категория справедливости при влекла внимание учених в значительно меньшей степени.В разное время к ней обращались В.С.Пазенюк,З.А.ЬербЄйікина,В.Е.Даввдович, В.3.Роговин,№. [I .Руткевич,А.М.Мосоров,Г .В .Мальцев.Qu на ко приходит сн констатировать,что "идея социальной справедливости не получила... должной разработки в научных исследованиях"*.Ото особенно странно,если учесть,что.в политической лексике термин "сіціаведли вость" - один из наиболее употребительных.Еще основоположники марксизма активно апеллировали к необходимости, "добиваться того, чтобы простые законы .,. справедливости ... стали высшими зако—

  1. См.: Лукасевич Я. Аристотелевская силло.. «тика с точки зрения современной формальной логики: Пер.с англ. Ч.И.Стяжкина и А.Л. Субботина.- М.: Изд-во ин.лит.,ІУ5іі.- 307 с;

  2. Гуоеіінив А.А. Зтика Аристотеля.- М.: 'ммав.ТВЬА.- С. І4-І5.

  3. '7м.: Dirlnuier P. Zur Chronologie der Gi-оЬе» Blhik. ЬмІ Arlutoteloa.- НчЫо1Ъег«,Т970.

  4. Печеней В.А. Истина и справедливость: /Рнзг/!-п"ііоііуія о н;;аі*ст-

BeilHO-it:it'IOCOt43KHX аспектах Проблемы/.- (.1. :!:<.,.''. .ЇЗИНТ.Т'УІ;.!.- С.''А.

ні4мииї,ііол»даи.чир<шапи с Е.Дюрині'ом2,вскрывая клаоссч.ую сущность ..тосо понятия.Ирц аналогичным лозунгом начинались рлїормн М.С. Горбачена, который и оо та и ил задачу борьбы о "явным нарушение социально;! си равеїілтюсти"3, наметившимся к предшествующий период. Возникла точка прения,что именно частые столкновения с различными Тюрмами "социальной несправедливости... стали одной из главных, причин отчуждения части трудящихся от общественных ... ценностей" ,К преодолении атих негативных явлении частично сводились планировавшиеся преобразования,предусматривавшие "вослодо-нательное ушерадение нринциыа... справедливости"0.После распада СССР идея справедливого переустройства общества легко пришлась па почву национального воэроздения.Лидер НИ> З.Поздинк считает, что любая политическая система порочна,"калі... иеснравядліва парні нь непіиаватм чалане*"^ .Вместе о тем некоторые политические деятели склотш вернуться к точке зрения известного революционера II.Л.Лаврова,утверждавшего,что "эпоха борьбы есть эпоха прекращения справедливосте"7.Сочетание столь разнородных позиций внзиннат сомнение в однозначном употреблении тершка "справедливость", исключающем подмену тезкса.Возшжно, именно этическая ммоль Стягирита,попытавшегося разработать универсальное по сс-аоржанию и научное ио форме определение этой категории,позволит преодолеть указанное противоречие.

Предмет диссертационного исследования. Рассматривая представления Аристотеля о социальной справедливости,следует ввделить в качестве предмета изучения присутствующие в его этико-политичес-ком наследии элементы научной кош'еотуальности, обусловливают е актуальность,теоретическую ценность и практическую значимость' укачанных положений.

Г. Маркс К.,Энгельс Ф. Сочинения: Изд. 2-е, Т.І6,- С. II.

г. См.: Там т.- Т.20.- С. 85-96.

  1. Горбачев М.С. Избранные речи и статьи / Т.4.- М.: Политиздат, J9&7,- С. 373.

  2. Злслппскйя/Т.И. Человеческий фактор развития экономим и социальная справедливость // Коммунист,1Э86,№ 13.- С. 6G.

!,. Горбачев f .С. Политич. доклад ЦК КПСС 27-му съезду КПСС, 25 Ф^врг'ля ІУб'ї г.- М.: Политиздат,І98Є.- С. 27. _ о. ;.а:«ьияк З.Сапрауднне аблЬюа.«4*н.:ТВЦ "ПалГфакт'МЭ^.- С.Ш 7.Лдврон П.Л.Философия и социология. Избр. произв.: В 2-х т. Т.к.,- М.: МисльДУбЗ,- С. 462.

- ix

1кЛк.Л-аМ»'«.Я исследовании. Исходи из специфики очерчоииий предметности,главная цель диссертации состоит в том,чтобы обратившись к сочинениям античного Философ»,виявить согласованность излагаема тим взглядов на социальную справедливості, с общепринятыми критериями научной концентуалыюсти и обосновать утьчрздь-ние.что Аристотелем оила создана научная концепции социальной справедливости,отразившая общечеловеческое содержание указ&ишлі категории.Цель работи достигается решением рдца конкретних задич;

требуется,кратко охарактеризовав основные подходи к определенны понятий "наука" и "концепция",выдвинутые современной философией науки,уточнить сущность и содержание этих терминов;

рассмотреть связь упомянутых дефиниций с аристотелевской методологией.а также - с положениями его этической системы,касающимися социальной справедливости;

раскрыть социально-экономические предпосылки и идейно-теоретические истоки учения Стагирита,проанализировать совокуи-ность культурологических Фаиторой.двтерминировавших творчество мыслителя;

исследовать развитие античних представлений о справедливости", завершившееся созданием аристотелевской концепции;

охарактеризовать научно-теоретические аспекты ятои концепции, изложенные в основгих этических сочинениях філософа;

проанализировать практическую аиробацию понята» "справедливое ть", up ед принятую Аристотелем в трактате "Политика.*;

Решение этих задач иозволнет сделать вывод о научном статусе аристотелевской концепции социальной справедливости * ее немаловажном практическом значении.

Методологическая база диссертации. Прк рассмотрели указанных вопросов предполагается творческое использонаіше основопола-гаюіцих научно-ф;ілосо<юких гринципоэ.К их числу в первую очередь принадлежит клториалистическое истолкование социальной реяльно^-сти.в соотзетствии с которым,анализируя аристотелевскую концепцию социаяыюл справздливости,необходимо всесторонне учитывать базисные производственные отношения,детерминировавшие ее появление в структуре обадеи«еологических надстроечных процессов.Важон также диалектический принцип развития и всеобщей взаимосвязи, предписывающий анализировать учение Стагирита о справедлив-.юга в контекзте динамических процессов,приоушлх шгьчіїои цивилизи я ". общечеловеческой культуре, з учетом ясна совокупности воздействующих на него общестлшшоокоиомичесюи и идейно-теорътич<; '.ких

({акторов, предопределивших внутреннюю логику рассуедешш мыслителя и последовательную эволюцию его воззрешій.Кроме того,в работе используются методологические принципы единства индуктивного обоснования и дедуктивного выведения,теории и практики.исторического и логического,чем обусловлены ее структура и содержание.

Источников-то базу диссертации составляют опубликованные переводы основних текстов аристотелевского наследия,а также критические публикации белорусских авторов,представитачей ближнего и дальнего зарубежья,в которых аиали:"'руется творчество Аристотеля, а также общие закономерности развитая античной культуры,проблемы методологии науки,социальная справедливость как явление нравственной жизни и другие вопросы,затрагивающиеся в диссертации.

Научная новизна исследования. Опираясь на указанные источники и решая поставленные задачи,работа обнаруживает многие элементы самостоятельности и научной новизны: і/ В ней впервые в отечественной отико-философской литературе на основе комплексного подхода к проблеме социальной сігжзєдливостл осуществляется , критический анализ ее аристотелевской интерпретации, 2/ Диссертация обосновывает необходимость проблемного подхода к суявленню основных характеристик и категориального статуса понятия "справедливость" и предлагает новый подход к этой проблеме,осноланний на творческом использовании этикс-политических разработок Стаги-рита.которче являются величайшим достижением античной и мировой духовной культури. 3/ Диалектическое использование принципов. социально-экономической и имманентно-логической обусловленности структурных характеристик исследуемого объекта позволило раскрыть моменты культурной преемственности,отразившиеся в аристотелев--ской концепции социальной справедливости и предопределившие ее непреходящую ценность,недостаточно учитываемую в настоящее время.

Нузнтическая значимость исследования. Выводы,сделанные в диссертационной работе,позволяют шире использовать в учебно-воспитательной деятельности историко-философский материал,не утративший своей актуальности и сохранивший вневременную значимость, в частности - созданную Аристотелем концепцию социальной справедливости. Более подробное знакомство с ней необходимо в цолях успешного профессионального к личностного совершенствования учащихся, выработки обиїв-іутішстических установок.Кроме того,идея Стагирита могут успешно применяться дли всестороннего осмысления социальных преобразований,имеющих место в современную эпоху.

- ІЗ -

-'ДВОваща .работы. Основные положения диссертации излагались на ксыФеронциях.в докладах и сообщениях на профессорско-преподавательские семинарах НПИ /БЇТІА/ за период с 1987 по IS'J3 г.г. Диссертация обсуждена и одобрена на заседаний кафедры отаїш»эстетики и культурологии ФЭФ Белорусского государственного университета .Результаты исследования нагали отражение в публикациях автора, анализирующих частные аспекты рассматриваемой проблематики.

Объем и структура диссертации. Работа насчитывает 150 страниц текста и состоит из-введения,четырех глав а заключения. Библиография включает 313 наименований.