Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Качество жизни в аспекте морального творчества Фофанова, Катерина Владиславовна

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Фофанова, Катерина Владиславовна. Качество жизни в аспекте морального творчества : автореферат дис. ... кандидата философских наук : 09.00.05 / Мордовский ун-т.- Саранск, 1997.- 15 с.: ил. РГБ ОД, 9 98-3/11-6

Введение к работе

Актуальность исследования. Современный этап общественной кизни характеризуется исключительной динамичностью в сфере мо-зальных отношений и ценностных ориентации, сменой предпочтений и :нятием некоторых ограничений, налагаемых на жизнедеятельность іюдей. Особенно бурно эти процессы протекают в странах, где основы бытия претерпели революционные изменения, например в России и іекоторьіх других странах. В очередной раз наше общество стоит на эаспутье и выбирает версию "ответа" на исторический "вызов", требующий сосредоточения сил, творческого напряжения.

Динамизм жизни неотделим от ситуации морального творчества, которое представляет неизменный интерес для философско-этическо-го осмысления. Эта тема находила отражение в работах русских фи-пософов В. С. Соловьева, Н. А. Бердяева, Б. П. Вышеславцева, И. А. Ильина, П. К. Энгельмейера. В советский период ее разрабатывали М. М. Бахтин, Г. С. Батищев, В. С. Библер, А. И. Титаренко, Д. Бандзеладзе, В. Т. Ефимов, Б. 0. Николаичев и другие авторы. Проблема морального творчества глубоко укоренилась в тематике философских работ феноменологического и экзистенциального плана. Она составляет одно из центральных мест философии жизни (Ф.Ницше, А.Бергсон, Г.Зиммель), феноменологии (Э.Гуссерль), социологии (Г.Тард).

Мораль в совокупности своих консервативных и творческих потенций играет незаменимую роль в осмыслении, оценке, контроле за поведением людей, обеспечивая их согласование. Как феномен культуры она концентрирует социальный опыт людей, стимулирует их жизненно-смысловые потенции, осмотрительность, смысловую определенность и несет в себе тенденцию здорового консерватизма.

В то же время этот феномен выполняет важнейшую креативную Функцию. Концентрируя идеалы и нормы, мораль обеспечивает ответственное отношение личности к жизни, ориентирует ее в координатах добра и зла, нацеливает на самосовершенствование и самовоспитание.

Моральное творчество имеет непосредственное отношение к проблеме качества жизни, которая возникла четверть века назад как своеобразная основа критического осмысления человеческого бытия в

аспекте различных составляющих, в том числе духовных, нравствен ных. Понимаемая как универсальная мера сравнительных исследова ний, категория "качество жизни" первоначально оказалась в эпицен тре идеологических дискуссий, когда на ее объективные и субъек тивныо компоненты советские авторы пытались смотреть лишь как н; стандарты, задаваемые Западом. Неудивительно поэтому, что проблемы, связанные с данной категорией, оказалась на периферии интере сов отечественной этической мысли. Лишь отдельные авторы обраща лись к проблеме качества жизни ( В. Т. Ганжин, А. А. Гусейнов Б. Г.Юдин).

Настоящая работа нацелена на преодоление дефицита в області этического исследования проблемы качества жизни, которая имплицитно содержит вопросы о смысле жизни, счастье, нравственно: идеале, реализуемых на основе именно морального творчества.

Понятие "качество жизни" имеет много трактовок, в которм подвергаются детализации прежде всего экономические и социальны! параметры его содержания, расширяется диапазон индикаторов, уточняются сферы применения его показателей. Учеными было предложен! несколько моделей этого феномена: "одномерные" и "многомерные' (Т. Пармент, Д. Эванс), аксиологические (М. Адамец, К. Попиалек) и т. д. Широкий спектр мнений обусловлен многими причинами, которьп сопутствует "ненаучность", эмоциональность, идеологизированность, неоднозначность и безграничность в попытках определения этого понятия. Наиболее часто качество жизни определяется как теоретическая система, включающая объективные условия существования и и: оценку на уровне общества и индивида. В целом, существующие подходы к проблеме качества жизни позволяют обнаружить определенны! дефицит отражения в них ценности жизни и перспектив дальнейшей развития, определяемых мировоззренческими, жизненно-смысловым! ориентирами, наполненными нравственным содержанием.

В этом смысле этический аспект качества жизни становите важной проблемой теоретического исследования. Изучение этого феномена в контексте морального творчества предполагает рассмотрение таких структур нравственной жизни общества и личности, каї нравы, императивно-оценочная устремленность личности, кодексы поведения, нормо-ценностная система поведения. Такой подход позволяет делать выводы о взаимосвязях различных компонентов качеств;

жизни и решать проблему практического применения его показателей при планировании и осуществлении региональной социальной политики в условиях сосуществования разнородных культур.

Степень разработанности проблемы. Изучение проблемы качества жизни началось в середине 60-х г. XX века, когда в высокоразвитых странах Запада стал осуществляться переход к постиндустриальной стадии развития. Повышенное внимание к данной проблеме было обусловлено интересом общества к гуманитарному содержанию экономического прогресса.

Впервые термин "качество жизни" появился в книге американского экономиста Дж. К. Гэлбертта "Общество изобилия" (Нью-Йорк,1960), позднее он был использован в работе социолога Д. Рисмена "Одинокая толпа". Принято считать, что своим введением в политический лексикон и, тем самым, формированием социального заказа на научную разработку, этот термин обязан президенту США Дж. Кеннеди, который в "Докладе о положении нации" в 1963 г. выдвинул тезис о том, что "качество американской жизни должно идти в ногу с количеством американских товаров".

В зарубежной науке существует множество исследований, фиксирующих, как те или иные факторы влияют на качество жизни. Такие личностные интенции и чувства, как самоуважение, терпение прямо влияют на качество жизни индивидуума. Взаимодействие этих и некоторых других факторов чрезвычайно сложно и исследуется с помощью самых разных методик. Многие из этих методик ориентированы на область подсознательного, иррационального во внутренней жизни человека, учитывают неистребимость представлений о механизмах человеческого существования.

В отечественной науке 70-80-х г.г. данная проблема развивалась в русле идеологического заказа. В это время советские авторы активно разрабатывают категории "образ жизни", "уровень жизни", исследование которых проводится как в теоретичеком? так и "прикладном" планах. Учеными в определенной степени исследуются социальные, политические, социально-экономические, материально-технические и морально-идеологические основы этой проблемы. Концепция качества жизни анализировалась такими исследователями, как И. В. Бестужев-Лада, А. А. Возмитель, Б. И. Дубсон, Г.А.Захаров, И. Ю. Петрушина, С. И. Попов. А. Г. Здравомыслов, А. Г. Милетский,

М. Б. Митин, М. В. Научитель, М. Н. Руткевич.

В настоящее время среди российских ученых наблюдается повышенный интерес к данной проблематике. Так, в частности, проблему качества жизни исследуют А.В.Аваков с позиций математического моделирования, Б. А.Алдатов в контексте рыночной экономики, а Е. В. Давыдова и А. А. Давыдов представили западный опыт в обобщенном виде и определили основные методологические направления решения проблемы относительно ряда.субъективных факторов. А. Е. Когутом и В. Е. Рохчинон, качество жизни населения региона определяется состоянием окружающей среды и рядом социально-экономических факторов (уровнем медицинского обслуживания, качеством питания, жилищными условиями, уровнем жилищно-коммунального обслуживания и т.д.).

Что касается зарубежных исследований, то проблема качества жизни нашла свое отражение в работах Ф. Конверса, У.Роджерса, Ф. Андрузы, Л. Милбрейт, А. Мак-Кеннела, С.Райта, А. Михелоса.

В русле проблемы качества жизни существуют публикации по вопросам экологической этики, биоэтики, а отдельные аспекты качества жизни рассматриваются сквозь призму экологической этики. Работ интегрального плана нет.

Цель диссертации - изучение проблемы качества жизни в аспекте морального творчества, реализуемого в ходе свободного выбора жизненной ориентации, конструирования идеала, градуирования норм и правил, оценки в координатах добра и зла. Система жизненно-смысловых и предметно-ценностных ориентации влечет за собой стремление социума осуществлять жизнеутверждающие принципы и строить жизнь в соответствиии с ними, что предполагает выявление возможных условий, обеспечивающих удовлетворение потребности в самореализации и самосовершенствовании.

В задачи исследования входит : 1) обосновать этическую специфику понятия "жизнь" в плане детерминации личности и формирования смыслового поля - источника морального творчества; 2) попытаться определить модели нравственного идеала как одной из наиболее универсальных форм морального творчества, определяющих интенцию качества жизни; 3) раскрыть этико-психологический механизм повышения качества жизни в доминантном ряду Понятий "нравственный идеал", "счастье", "полнота жизни"; 4) выявить социокультур-

іую сущность и особенности нравов. детерминирующих локализацию :ачества жизни через функционирование категорий "идентификация", мода", "здравый смысл", "вкус".

Методологические основы исследования. Диссертационное иссле-ювание опирается на философско-этические, этико-социологические і этико-психологические подходы, сочетание которых позволяет ана-іизировать эволюцию представлений о счастье и качестве жизни, (сторический дискурс выдержан в духе цивилизационного подхода, а >еконструкция смысловых контекстов и подтекстов категориальных и функциональных свойств проведена на базе герменевтических, структурно-функциональных методов и системного анализа. Соотнесен-юсть творчества и жизни методологически восходит к идее эволю-іионного универсализма. При трактовке концептуальной позиции осо-Joe внимание было обращено на метод доминантных положений, разра-їотанньїй В. С. Соколовым. Примененные исследовательские подходы -юзволяют решать поставленные задачи на основе взаимодополнения, 4то достигается в использовании достоинств аксиологического и іеятельностного подходов, а также метода диалога культур, ориентированного на сравнительный анализ (компрамативизм). Большое знимание также уделено основным принципам, регламентирующим систему взаимоотношений в современной цивилизации и российском об-цестве в частности, заложенных в Декларации прав человека, Кон-;титуции РФ, Концепции устойчивого развития и других програмных документах.

Научная новизна диссертации состоит в том, что в ней впервые решена проблема этического изучения качества жизни. В диссертации: 1) исследуется сущность этико-философского понятия "жизнь", проявляющаяся через моральное творчество, содержанием которого служит производство инновационных смыслов и агрегация норм на основе экзистенциального опыта и оценки социального бытия; 2) рассматривается этика счастья на основе амбивалентной природы нравственного идеала, ориентирующая функция которого реализуется как жизнеутверждающее (жизнеотрицаюшее)' начало; 3) выявляется зависимость содержания качества жизни и его структуры от содержания понятий "нравственного идеала", "счастья", "полноты жизни"; 4) в результате изучения этико-психологических основ счастья определяется эволюция представлений о качестве жизни в

контексте развития нравов, тенденциях моды, вкуса, что связано с различными формами социальной идентификации.