Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Этика творчества Николая Бердяева Силантьева, Маргарита Вениаминовна

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Силантьева, Маргарита Вениаминовна. Этика творчества Николая Бердяева : автореферат дис. ... кандидата философских наук : 09.00.05 / МГУ им. М. В. Ломоносова.- Москва, 1993.- 16 с.: ил. РГБ ОД, 9 93-1/2650-3

Введение к работе

Актуальность исследования. Общее изменение интеллектуального климата в нашей стране и внутренняя логика развития философской мысли обусловили то, что интерес к русской религиозной философии, ярчайшим представителем которой является Николай Александрович Бердяев (1874-1948), неизмеримо возрос в последнее время.

В современных условиях с новой силой звучат вопросы о самих основах нравственной жизни, их значимости и насущности для существования человека - ведь человек постольку человек, поскольку он находится в поиске таких основ. Задача этики -корректно формулировать подобные вопросы и пытаться прояснять их.

Показательно, что обращение к наследию русской религиозной философии, своеобразно подходившей к проблеме поиска нравственных основ человеческого существования, в наши дни наблюдается не только в России, но и за рубежом, что наглядно иллюстрирует непреходящую ценность и актуальность подходов русских философов начала века к данной проблеме.

Своеобразие трактовок, предложенных Бердяевым, состоит в том, что "вечные" (в смысле лх неизменной актуальности, значимости для человека) вопросы этот автор ставит с позиций современного человека, человека эпохи атома и мировых войн, человека, столкнувшегося с реальным социализмом и рыночной экономикой, с революцией и сгагнащей. Время Бердяева - это время тех процессов, которые заложили основу многих проблем сегодняшнего дня, поэтому даже его язык - язык нашей эпохи, постановка "вечных вопросов", предложенная им - нага а постановка, и именно в такой постановке эти вопросы волнуют нас так не, как волновали людей пятьдесят-восемьдесят лет назад.

Прежде всего речь идет о проблеме человеческой активности, ее характере, направленности, источнике и роли - то есть обо всем том, что Бердяев понимает под нравственным

- 2 -смыслом творчества (при этом творчество трактуется предельно гдроко - как всякая человеческая активность в шре, деятельность человека "здесь и сейчас"). Итак, человек - это, по мысли Бердяева, активное существо, которое задается вопросом о характере, источнике и направленности, т.е. о смысле своей активности. Философии Бердяева, охарактеризованной им самим как экзистенциализм , присуща принципиальная новизна, обусловившая значимость его учения и определившая актуальность обращения к данной философии современного исследователя.

Разработанность темы. Еще в 70-е годы в Советском Союзе велись "закрытые" диссертационные исследования, посвященные русской религиозной философии. Среда изысканий, касающихся на-сладия Н.А.БердяеЕа, можно назвать работы Р.А.Чанталадзе, Я.Зембровски, А.А.Емичева, В.В.Куликова, Х.В.Гогочури, Н.Н.Голикова, В.Н.Дудникова и др. Перечисленные авторы анализируют отдельные аспекты философии Бердяева, такие как смысл творчества, свобода, проблема человека, принципы соотношения философии, науки и религии и т.д. Следует отметить, что, несмотря на закрытый характер этих исследований, взгляды названных авторов все же несут груз определенной тенденциозности. Она проявляется не только в неизбежных в те годы политических оценках, но пре-кде всего в применении к заведомо немарксистскому учению методологических принципов диалектического материализма (что заметно искажает позицию самого Бердяева, выводя за рамки рассмотрения как "абсурдные" такие важнейшие темы, как, например, тема личности,Богочеловека и т.п.).'

В последнее время в отечественной литературе появился ряд новнх исследований философии Бердяева. Это пренде всего издание в сборнике "Параллели"1 статьи А.Смирнова, Л.Полякова, В.Лоску-това и М.Семочкиной. Данные статьи охватывало? широкий спектр вопросов - от проблемы "Бердяев и марксизм" (далеко не однозначно решаемой, по_ мнению авторов статьи "Опыт философии общей судьбн

I. Параллели:- Алманах Философской компаративистики. - Вып.1. -- В.: ИФАН, 1991. . *

- з -или был ли Бердяев антиыарксистом?"1) до проблемы соотношения истины и свобода в его философии. Авторы статей из сборника "Параллели" не подвергают этику творчества Н.Бердяева самостоятельному рассмотрению, однако по ходу своих рассуздений они неизбежно касаются данной темы. Так, А.Смирнов прослеживает "мистику творческого внутреннего развития бытия", Л.Поляков затрагивает вопрос об эволюции взглядов Бердяева на творчество, В.Лоскутов и М.Семочкина исследуют вопрос о соотношении исторического творчества и творчества как духовного акта. Однако целостной картины философии творчества Бердяева в этих работах не дается.

Говоря о литературе, посвященной Бердяеву, нельзя не упомянуть работы русских богословов, живших за рубезем, - Г.Фло-ровского и В.Зеньковского . Анализ взглядов этих мыслителей на творчество Бердяева такке представлен в данной диссертации.

Среди представителей зарубеткной философии, обращавшихся к изучению трудов Бердяева, необходимо назвать Q.Ф,Кларка, М.Спинку, ГЛ.А.Баллона, Е.Лаклерт, Ф.Хейнеманна, Е.Роуэлла, А.Уоррена, В.Берка, Х.Виемана, Б.Уильямса к П.Тиллпха. Исследования ззих авторов характеризуются скрупулезностью и сиротой историко-культурного анализа, однако проблемой остается степень адеватности вхождения западных мыслителей в са;<; историко-культурный контекст: Бердяев остается для них представителем русского православия и "восточного типа" христианства, которые сами в таком случае долганы становиться предмете:.', дополнитель-ного неследования.

В целом мошш констатировать, что несмотря на достаточно обиирную литературу, так или иначе касающуюся проблем этики тзорчества Николая Бердяева, эта тема еще требует специального изучения.

  1. См.: Лоскутов В., Сег.'.очюша М. Ошіт Философии общей судьбы или был ли Бердяев антимарксистом? //Параллели.

  2. См.: Флорозский Г. Пути русского богословия. - Париж, 1953.: Зенькевскяй В.З. История русской философии. - Л., 1ЭЭ1.

_ 4 -

Цель и задачи исследования. Цель работы состоит в том, чтобы выяснить специфику этики творчества Н.Бердяева, а именно: изучить-ее основное содержание, понятийный аппарат и место этики в философии; проанализировать и сопоставить различные типы этики, которые выделяет Бердяев; показать смысл и значение этики творчества в деле духовного освобождения личности.

Соответствующие этой цели задачи диссертационного исследования таковы:

дать общую характеристику этики творчества Н.Бердяева как религиозной философии; описать специфику соотношения этики, философии, науки и религии;

показать связь этических и онтологических проблем как по существу, так и по средствам выражения (парадоксия);

рассмотреть понятие "личность" в его соотношении с понятиями "человек" и "индивидуальность" в этическом аспекте;

показать центральный парадокс этики (парадокс свободы) в его связи с этическим творчеством и творчеством художественным;

изучить методологическую значимость этического анализа в философии Бердяева, а также специфику данного анализа;

дать интерпретацию проблемы творчества в аспекте различных его проявлений, обозначить эвристическую ценность концепции творчества.Н.Бердяева с этической точки зрения;

обозначить принципиальную внесистематичность и в то же время философскую корректность, логичность и аргументированность концепции творчества Н.Бердяева .

Теоретико-методологической базой диссертационного исследования является широкий спектр положений, разработанных в отечественной и зарубежной философии и этике,так или иначе отвечающих задаче специфического - экзистенциального - анализа.

Диссертант опирается на работы отечественных философов: В.В.Бибихина, П.П.Гайденко, А.Л .Доброхотова, А.Ф.Лосева, Т.А.Кузьминой, А.И.Титаренко и др.

В некоторой части методологического подхода использованы также отдельные идеи З.їуссерля, М.Хайдеггера и К.Ясперса.

При обращении к историко-этической части работы были использованы труды М.А.Валлош, О.Ф.Кларка, ГЛ.Спинки, Т.А.Кузьминой, Е.Н.Трубецкого.

На формирование концепции диссертационного исследования повлиял также анализ идей В.В.Зеньковского н особенно Г.Фло-ровского, связанных с оценкой этими авторами "этики творчества" Н.Бердяева.

Натчная новизна исследования. Одной из центральных а в то же время малоизученных проблем в учении Бердяева является проблема творчества в ее этическом аспекте. В данной диссертации впервые делается попытка целостного изучения данной темы с учетом двух основных моментов. Первое. Этика имеет дело с человеком в его собственно человеческом - т.е. личностном, а не природном - измерении. Следовательно, рассмотрение чего-либо в этическом аспекте означает прежде всего выявление такого измерения среди всех прочих характеристик изучаемого предмета. Творчество как предмет философии творчества, которой занимается Бердяев, с этой точки зрения рассматривается как имеющее личностный смысл.

Второе. Творчество в этическом аспекте есть творчество не только л и ч н о е, но и творчество личнооти, ее усилие быть, воплотить Божий замысел о себе (как это формулирует религиозная философия). Последнее означает, что сама тема творчества, если брать ее в этическом (т.е. прежде всего в личное тно-значимом) аспекте, приобретает совершенно неожиданное звучание: она ставит проблему смысла творчества как дара и предназначения человека, проблему значения этого дара для человечества в целом, т.е. проблему смысла истории? наконец, вообще проблему смысла как такового и проблему того, з какой мере его попеки определяют жизнь человека.

Теоретическая и практическая значимость работы состоят в том, что ска дает методологические осповы для дальиейсего теоретического анализа проблем творчества, открывает новые ракурсы в исследовании творчества как з общетеоретическом, так л в прикладном направлении. В то не время в работе собран и проанализирован обширный историко-философский и этический материал, спределенная часть которого впервые вводится в оборот созреиен-

ной отечественной философской литературы. Содержание работы может быть использовано для разработки спецкурсов по этике, методологическим проблемам этики, по проблеме этики творчества.

Апробация работы. Отдельные идеи диссертационного исследования докладывались автором на методологическом семинаре на кафедре этики философского факультета Московского государственного университета им. М.В.Ломоносова, а также на Международной теоретической конференции "Этика прав человека" (Москва. МГУ, 1993 г.). Диссертация была обсуждена на заседании кафедры этики философского факультета МГУ и рекомендована к защите.

Структура работы.

Диссертация состоит из введения, двух глав и заключения.