Введение к работе
Актуальность исследования определяется теоретически и : практически значением проблемы человека, ставшей сегодня одной из главных в науке и культуре, остротой глобальных проблем человечества, насущной потребностью выработать экологическую этику и пересмотреть антропопентриетоки высокомерное я потребительское отношение к природе.. Решение всех этих задач невозможно без позитивного усвоения гуманистических идей, содержащихся в различных культурах. Феномен семьи Рерихов практически опровергает догмы европоцентризма и азкацентризма с . их утверждениями об абсолютной противоположности Запада и Востока. Интерес к общественной жизни развивающихся стран, стремление, к мирному диалогу с ними, делают ocqqo актуальными попытки изучения к осмысления религиозно-философских учений Востока. : . Особо актуальным на современном этапе развития культуры становятся стремление Н.К.Рэриха начти общечеловеческие ценности в традициях народов. Востока и Запада и соединять деятельное начало европейской культурней градации с присущим во-
"4 ~ ' сточной мысли созерцательным мироотношением, интересом к глубинным слоте внутреннего мира человека.
Степень здзрзботаннооти проблемы. О Рерихе-худоаашке существует богатая литература как в нашей стране, так и за рубежом. О Рерихе писали такие'его знаменитые современники как Л.Андреев, Ю.Балтрушайтиа, А.Беяуа, Д,Бурлюк, М.Волошин, А.М. Горький, Д.Неру, С.Рвдхакришнан, А.Ремизов, В.Стасов, Р. и А. Тагоры и др. О Н,К,Рерахе писали А.Гвдони, Э.Голлербах, Е.Дю-вэрнуа, Боев.Н.Иванов, С.Маковский, А.Мантель, В.А.Москов, А.Ростиславов, Н.Селиванова, С.Эрнст и др. Високо оцонивая . роль Рериха как художника и общественного деятеля, исследователи, по существу, не касались филооофско-этичзоких оснований его творчества. Учение Рериха ..о красоте я культуре рассмотрено в трудах,Р.Я.Рудзитаса. В своем многотомном исследовании А.К.Клизовский воспринял учение Живой Этики как контуры нового миропонимания.
Второе рождение Н.К.Рериха на родине состоялось в 1957 году после воэвращения на родину сына худоаника известного востоковеда Ю,Н.Рериха. Рериховедение 60-х - нач.70-х годов развивалось ь искусствоведческом и биографическом русле (А.Д. Алёхин, П.Ф.Беликов, В.Н.Булгаков, А.Н.Белинский, В.Кеменов, Л.В. Короткина, В.П.Княвзва, Е.Полякова и др.). В .70-х - иач.80-х годов многогранностью личности и наследия Н. К. Рериха и его семьи заинтересовались исследователи развнх специальностей: археологи, фольклористы, медики, литературоведы, естествоиспытатели (В.Н.Волкова, Б.И.Гостеева, В.Г.Казначоев, С.И.Карпова, В.Б.Ляричов, Е.П.Маточкин, А.П.Окладшков, В.М.Сидоров и др.). Публикации этой поры отразили шогограннооть наследия Рериха и уточнили малоизвестные детали его биографии (Е.Александров, М.М.Богуславский, П.Ф.Беликов, Л.В.Короткина, М.И.Полевая, В.М.Сидоров, Е.Г.Сойни, Л. В. Шапошникова и др.). Из работ, спуб-ликоэглшых е этот период наиболее важными для философского осмысления наследия Н.К.Реряхя явились статьи Ю.В.Линийка и В,В. Мантвтова, а такие диссертационные исследования Короткиной Л.В., Свдоровн В.М.,.Сойнч Е.Г. Рериховедение конца ?0-х -нач. 80-х годов, ряЗо?акі:ее v ололошх условиях, рассматривало творчество Реркхя без гфояснония его глубинной сопричастности Учению Лп>м\ Эц'ки. Сочти cobcgs-. випал us поля зреяия после-
доватеяей образ Е.И.Рерих - "ведущей" творческих начинаний Н.К.Рериха. В конце 00-х годов ситуация в рериховедении меняется к лучшему: постепенно и Осторожно вводятся Учение Нивой Этики, большее внимание исследователей привлекает личность Е.И.Рерих (Ю.М. в С.Ю.Клтниксвн, Л.В.Шапошникова, В.М.Свдо-ров и др.). В советской философской литературе кроме вышеупомянутых статей вопрос о философско-этических взглядех Н.К.Рериха специально не рассматривался.
Анализ основных этапов развития реркхозедения подвел кэс к необходимости заполнить образовавшийся здесь пробел:сделать' "попытку исследования этического учения Н.К.Рериха в совокупно-, оти с фцлософскиют взглядами мыслителя-художника. Это и составило главную цель диссертации, которая определила следующие задачи исследования: сделать реконструкцию этического учения. Н.К.Рериха,- исследовать мировоззренческие и культурно-истерические предпосылки и истоки его этики, выявить характерные особенности присущего ему способа мыслительной деятельности, раокрыть'сшел и этическое содержание основных образов, метафор,' символов, идей, ценностей и целей учения,-сделать попит-' ку выявить позитивное содержание Живой Этики в езете насущных проблем современности.
Методологическую и теоретическую оокову диссертации составили работы К.Маркса по историк культуры, философии, его ранние работы по проблемам гуманизма, труды русских, советских и зарубежных философов, содержащие принципиально важные положения по рассматриваемым прсблекам. Бсльшое значение для диссертанте вмели труда советских философов, этиков, культурсяо-гоз и историков культуры:- С.С.Аверинцева, С.С.Батенина, Г.С. Батицева, М.М.Бяхтина, В.В.Еычкова, Г.Д.Гачвва, П.П.Гайденко, Я.З.Голосовкера,:Л.Долгополова, ЮЛГ.Дазндове, О.Г.Дробницкого, А.Ф.Замалееза, В.Г.Ивакова, Д.А.Кйкнадэе, В.П.НЬблякова, М.С. Кагана, З.М.Кэкабадзе, Д.СЛяхачевв, А.Ф.Лосева, 30,3. Линийка, В.З.Мантатова, Э.С.Маркаряна, А. В. Михайлова, К.Г.Мяло, М.К.Ма-мардашвили, В.М.Межуева, Ю.В,Перово, К.Я,Пигроваг В.А.Подоро-ги, В.А.ЇЇЄТРЕЦКОГО, К.А.Сваоьяна, Ю.М.Сзрабьянова, Г.Ю.Стерни-на, А.И.Тнтаренко, ВЛ.Уколовой, И.ТЛрэлова, О.П.Иелккозой, Н.3.Чзвчзвадза и др.
Большую помощь диссертанту оказілли работы по проблемам
.-6» '" '
русского космизма и космизации,культуры (Л.И.Ваоиленко, ф.И. Іиренок, В.П.Казначеев, Г.С,Семенова, А,Д.Урсул и др.) и воо-токоведчеокзе исследования (Н.В.Абаев, Г.М.Бонгард-Левин, П.А.Грищер, А.П.Зелинский, Е.В.Завадокая, Н.И.Конрад, B.C. Костючегасо, А.Д.Литмал( В.В.Малявин, B.C.Семенцов, Б.Л.Смирнов, А.А.Ткачева, В.Н.Топоров, И.П.Челшева, В.К.Шохин в др.).
Основными источниками диооертации являются книги учения Ждвоё Этики, публикации, картины, отихи, пьеса, публицистика, письма, дневники Н.К.Рериха, работы Е.И.Рерих, работы а выступления и оьшовей Ю.Н. и С. Н. Рерихов.
Научная новизна исследования определяется решением поставленных задач и заключается в филооофско-этическом анализе творческого наследия Н.К.Рериха:
на основе изучения иоточниковедческого материала предпринята попытка реконструкции этического учения Н.К.Рериха средствами концептуального анализа. Учитывая метаморфозы "эйдооа" и "логоса" в наследии Рериха приходилось осуществлять понятий-но-логичеокую конкретизацию обра зно-миметического содержания;
уточнение иоточниковедческих аспектов привело к необходимости прояснить опецифику феномена оемьи Рерихов, выявить глу-биннуа связь духовного наследия Рерихов с традицией "духовного наставничества". Это позволило по новому взглянуть на роль Н.К.Рериха в русской культуре, углубить понимание значимости наследия оемьи Рериха в развитии культурного диалога между Востоком и Западом, выявить роль семьи в философскс-этическом творчестве;
выявлен свойственный Рериху "эстетически-художественный" иди "поэтизирующий" способ мыслительной деятельности, являющийся своеобразной реакцией на чрезмерную гнооеологизацию различных областей культуры;
ярко выраженная синтезирущая тенденция философии Рериха, ярче всего проявиыпяяся з сращении философии, поэзии, искусство, "мудрости", религия,'разрушает, понимание философии как йв-тонокиой двоцкплкны.. Рерих задает ситуацию гегерочомноочи %я-
ХОСОфСЛЮВиШМ,' СГЛЗЫШуК- ВО МНОГОМ С ЬОЗПраТОМ В МИфО-іІОЗТИ-
46ci"'tf. коїиог;-
тлапсны ocHotHue сьислоьые модуси с./цєствобв'.шд архаического » :'ьор-ірс:?е П.К.Гегпса;
сделана попытка экспликация тех неявных онтологических и гносеологических предпосылок, из которых исходил H.H.Fepnx,показана интенция Рериха-даслителя к чувственно-пространственней артикуляции идей, к их "опацизлизации'';
идея "Синтеза", выотупавдач как общая тенденция лшроосу-щения Н.К.Рериха рассмотрена на онтологическом, гносеологическом, эстетическом, социально-культурологическом и этическом уровнях;
рассмотренная со стороны своей направленности, синтезирующая тенденция философии Рериха выявляет свою жиэнетворческую; нравственную устремленность}
произведенный аналиэ мировоззренческих и культурно-исторических предпосылок этического учения Н.К.Рериха покезал.что Рерих интересовался, по преимуществу, такими философско-этлче-скими учениями, которые стремились синтезировать зачастую противоположные принципы культур Востока и Запада: неоплатонизм, гностицизм, манихейство, раннее христианство и др.; %
показана связь рериховокой идеи "йгнтеаа" -о осногншот ик-туициями русской философской традиции;
показана многосчойно'сть текста Учения Живей Этики, выявлена цвето-овето-коовдчнооть образш-символического ряда учения;
специфика учення Живой Этики прослеживается на пути синтеза традиционного и современного, "логосоцентричности" европейской мысля и восточной "идеацлонноста", показана связь Зивой Этики с традициями русского космтгзмр;
выявлен совершенный 8ивой Этикой радикальный стказ от I' антропоцентризма в морали?
сделана попытка прояснить подлинно гуманистический смысл основных этических идей, принципов, ценностей учения;
преодоление антропоцентризма в даралп рассмотрено как вы- і ход чатовечеотва на новый уровень развития гуманизма, как создание предпосылки формирования экологическое этики.
В процессе работы автор иопельзозал иолузабытые и малоиз-
зеоткые источника, а также неопубликованные материалы из архи
вов Латвийского общества Рериха, архива А.ПДейдока, К.П.Рчли-
кова. ''-,.'
Практическое значение работы
Диссертационное исследование, обобщая материал,, накоплен-
. - 8-нкй в рериховедешда, может вранесги пользу в ходе дальнейшего фидооофского иооледовавая творчестве Н.К.Рериха в духовного наследия всей его семьи, изучения продлен этики и языка морали. Исследование ыожет способствовать развитию дальнейшего вваишпондаакия народов СССР и Шдаи.
Материалы диосертации могу* быть использованы в практике нравственного, эотетичеокого и художественного воопитания.прв чтении лекций по философии, эстетике, отаке, истории философии, в спецкуроах по проблемам культуры, человека и педагогики.
Апробация работы. Диссертация обсуждена на кафедре теории культуры, этики и естетики философского факультета Ленинградского государствеаного университета. Результаты выполненного исследования отражены авторш в о щи научных публикациях. Основные идеи и виводи исследования налагались в выступлениях, стендовых докладах и тезисах на ел едущих конференциях: I Прибалтийские чтения молодых ученых (Ленинград, 1986}, Конференции молодых ученых философского факультета ЛГУ (Ленинград, 1986), У Межвузовская конференция -молодых ученых "Развитие фундаментальных и прикладных исследований'* (Ленинград, 1987), Научно-практическая конференция, посвященная 113-й годовщине со дня рождения Н. К. Рериха (Йзвара, 1987), УЩ Всесоюзные чтения молодых ученых "Молодежь и творчество: социально-филоооф-ские проблемы" (Москва, Химки, 1968), Научно-практическая конференция "Диалектика социального познания и управлеюшв (Улан-Уда, 1988), Научно-практический семинар "Творческое наследие семьи Н.К.Гериха и гуманизация международных отношений" (Москва, 1988), П Йзвьрская научная конференция, посвященная 60-летию института "Урусвети" (Извара, IDS8), Общественная конференция, пс священная ИО-летето со дня рождения Е.И.Рерих"Куль-гурное '"и философское наследие семьи Рерихов" (Новосибирск, ' 1909), IX Всесоюзные философские чтения молодых учени* "Философия истерии: диалог культур" (Москва, Уимкк, 1989).
Материалы диссертации использовались автором при проведении семинаров и чтении лет#:$ по курсам "Маркснстско-леш'нская философия", "Мкрксгстскоплениііскші эстетика" в Ленинградском . шг.еиерно~стройтел>нс« институте, "Марксистско-ленинская этике", Mkvcpsa этических лонг;';" гл философском факультете ЛГУ.
- % -
Структуре работа. Диссертация состоит из введения, двух глаз, заключения и библиографии.