Введение к работе
Актуальность темы исследования. Актуальность темы определяется скоренпем научно-технического прогресса, внедрением в материальные [ духовные основы жизни общества и отдельного человека новейших (остнжешш квантовой механики, ядерной физики, химии полимеров, шформатлки, кибернетики, синергетики. Человечество сделало ігромньш рывок в овладении тайнами природы и их практическом [спользовании. Современная цивилизация многими определяется как ехногенная, ценности которой все больше подвергаются сомнению.
Ситуация, складывающаяся в мире в связи с научно-техническим азвитием, привела к разрыву с духовными, нравственными устоями, оставляющими сердцевину культуры. Дегуманизация социальных и [ежличностных отношений, экологическое и технологическое тчуждение человека требуют нового понимания и осмысления этих роцессов. Вопросы взаимосвязи познания и ценностных оснований еловеческого бытия волновали мыслителей всех времен, но ныне речь дет о выживании человечества вообще.
Во-первых, в данном случае особенно актуальным становится заимодействие этики с естественными и техническими науками. При гом представляется весьма плодотворным обращение к философско-гическим проблемам, возникающим в эпоху техногенной цивилизации.
Во-вторых, остро стоит вопрос о сохранении самой ндивидуаль'ности в условиях бурного развития информационных істем, глобальных компьютерных сетей, а также и личной нравственной гветственности за принятие решений, действий в сфере науки и ;хники.
В-третьих, в свете вышесказанного актуальным является гтределение критерия нравственного прогресса общества на рубеже эвого тысячелетия.
Степень разработанности проблемы. Обращение к анализу данной :мы предполагает учет всего того, что уже стало достоянием научной
мысли. Тема "Этические аспекты научно-технического развития" крайн обширна: ей прямо или косвенно посвящено значительное количестві научной, популярной, публицистической литературы зарубежных і отечественных авторов. Данная проблематика привлекает виимани философов, социологов, культурологов и, что примечательно, ученых естественников. Анализ работ позволяет сделать вывод о том, что : материале, накопленном по этическим вопросам научно-технической развития, наличествуют противоречащие друг другу позиции, чт< обусловлено различными, на наш взгляд, подходами к проблеме а стороны естественников и гуманитариев.
Автор настоящей диссертации опирался на идеи, содержащиеся і отечественной и зарубежной литературе. Они явились одной и отправных точек данного исследования, хотя и не всегда в прямоі непосредственной форме.
В современной философской науке существует множеств! разработок по проблемам, связанным с соотношением науки і нравственности в социокультурной традиции. В отечественно! философской мысли это прежде всего работы: А.Ф. Шишкина, О.Г Дробницкого, К.А. Шварцман, С.Ф. Анисимова, В.П. Коблякова, Ф.А Селиванова, В.И. Бакштановского, Ю.Н. Тундыкова, М.П Медянцевой, Ж.И. Гермашевой, Г.Н. Гумшщкого, Н.Д. Табунова, Т.В Самсоновой, Ю.В. Согомонова, Л.В. Коноваловой, Ю.А. Бычкова Н.А. Головко, Ю.В. Малышева, Н.А. Осиповой, В.Ж. Келле, В.А Энгельгардта и др. Одни рассматривают проблему как вопрос о влияшн знаний на нравственное развитие личности (Ю.Н. Тундыков, Ж.И Гермашева, Г.Н. Гумницкии и др.); другие исследует перемены і нравственном сознании ученых-естественников (М.П. Медянцева, С.К Каргин, И.П. Култыгин, В.А. Энгельгардт, Ганжин В.Т. и др.); треты рассматривают вопрос о добре и истине (О.Г. Дробницкнй, Н.С Мотрошилова, Э.В. Ильенков и др. ); четвертые - області
і .
рофессноналыюй этики (И.Т. Фролов, Ю.В. Согомонов, С.Ф. лшсимов и др.). Из зарубежных авторов следует отметить работы М. и '.. Оссовских, Г. Кребера, Р. Рихты, Дж. Бернала, Т. Куна, Д. Прайса, [ж. Холтон ІЇ др.
Проблема классификации наук интересовала многих
течественных философов: Р.С. Карпинскую, Б.М. Кедрова, П.Д. 'ищенко и др. Актуальность этой темы сегодня не вызывает сомнений, а последние годы появился ряд исследований, посвященных вопросам азмежевания естественнонаучных и гуманитарных дисциплин. Это режде всего работы Р.И. Александровой, Г.А. Антипова, А.В. іхутина, А.Н. Кочергина, С.Г. Кордонского, В.А. Лекторского, Н.В. 4отрошиловой, М.А. Розова, B.C. Степина, Л.С. Сычовой, Г.М. "авризян. Все они отмечают негативные последствия обособления стественнонаучнои и гуманитарной культур, говорят о необходимости овышения приоритетов гуманитарных наук, духовных ценностей.
По проблемам естественнонаучного и гуманитарного знания того работ написано учеными-естественниками, а именно, Н.Н. Моисеевым, В.М. Розиным, В.П. Зинченко, Б.В. Раушенбахом и др. Так ».В. Раушенбах неоднократно подчеркивал необходимость выработки .елостного рационально-образного мировосприятия. Н.Н. Моисеев, t.M. Розин говорят о повышении приоритетов гуманитарного знания ак одной из самых актуальных сегодня проблем. В.П. Зинченко ассматривает опасность формирования технократического шровоззрения, оно, по его мнению, является прямым следствием бособления гуманитарного от естественнонаучного и технического нания.
Возрастает поток публикаций, посвященных проблеме оздействия научно-технического прогресса на интеллектуально-уховный мир человека. В настоящее время уже сложилась новая область [сследований - философия техники. Она обладает всеми параметрами
научной дисциплины - сформированы и развиваются различны исследовательские программы, существует громадный массив статен монографин, изданы различные по объему обзоры и библиографически указатели по философии техники (К. Мнтчем и Р. Маккей, 1973; ПЛ Дурбин, 1982), сложилось философское общество по философии техннкі выпущен в свет учебник (Г. Шторк), выделены наиболе фундаментальные гносеологические и метафизические проблемі, относящиеся к той исследовательской области, которая уже давно носи название "философия техники".
Многие мыслители XX века уделяли внимание феномену техник;
и процессу технизации современной культуры. Среди наиболе
значительных философов техники следует отметит
культурноисторическую концепцию (Ф. Дессауер, Т. Лнтт} феноменологию Э. Гуссерля, философию жизни (А. Бергсон, С Шпенглер), экзистенциализм (К. Яспсрс, X. Ортега-н-Гассет, М Хайдеггер), философскую антропологию (А. Гелен, Г. Плесснер) эсхатологическую метафизику Н. Бердяева, франкфуртскую школу (Г Маркузе, 10. Хабермас и др.).
В отечественной литературе до последнего врсмеш
рассматривались философско-методологические проблемі
технического знания и технических наук (В.Г. Горохов, Г.Г.Бычков В.И. Белозерцев, Б.И. Козлов, Ю.С. Мелещенко, А.С. Московченко Н.П. Онищенко, Л.И. Покатаев, А.И. Половинкин, Я.В. Сазонов, В.В Чешев, Г.И. Шеменев). Сегодня проблематика существешк расширилась. Рассматриваются многие новые проблемы, в том числе і анализ того, что сделано в западноевропейской и американскоі философии техники. Выпущены в свет антологии по технократии і немецкой философии техники. Появились работы по критическом} анализу зарубежной философии техники (Г.Е. Смирнова, Г.М. Тавризян В.Н. Порус).
Вопрос о нравственном прогрессе долгое время в нашей отечественной литературе решался на основе предвзятых идеологических и политических установок. Тем не менее, богатый материал о развитии идеи прогресса вообще и нравственного в частности представлен в работах А.И. Титаренко. Из последних работ по этой теме следует отметить труды А.И. Ракнтова. В условиях техногенной цивилизации все большую популярность приобретают идеи зарубежных авторов, таких как А. Швейцер, П. Тейяр де Шарден - величайших гуманистов нашего столетия.
Но в целом, можно сделать вывод о недостаточной разработанности темы, касающейся этических аспектов научно-технического развития.
Цель и задачи исследования. Целью работы является
систематизация и этико-философский анализ концепций на проблему развития науки и техники в эпоху техногенной цивилизации. Реализация поставленной цели предполагает решение нескольких взаимосвязанных задач:
-
Дать характеристику основных этико-философских подходов к проблеме взаимоотношения науки и нравственности, вычленяя основополагающие социокультурные традиции.
-
Определить основные оперативные модели гуманитарного, естественнонаучного и технического знания, выделив проблематику духовно-нравственных последствий их размежевания.
-
Рассмотреть состояние современной техногенной цивилизации и феномен отчуждения интеллектуально-духовного мира человека.
-
Определить критерий нравственного прогресса в эпоху стремительного развития науки и техники.
6 Методологические основания. Методологическими и теоретическими основаниями исследования являются положения, разработанные в философско-этнческих трудах отечественных и зарубежных авторов. В работе используется категориальный аппарат , разработанный в исследованиях А.А. Гусейновым, В.П. Зинченко, Н.Н. Моисеевым, В.М. Розиным, B.C. Степиньш и др.
В качестве теоретических оснований выступают работы
выдающихся мыслителей античности Аристотеля, Платона, Эпикура и
др., философские взгляды Ф. Бэкона, Р. Декарта, И. Канта, Ж.Ж. Руссо,
Б. Спинозы. Исследование проблем соотношения науки и
нравственности в социокультурной традиции опирается на положения и выводы, сделанные В.Ж. Келле, В.Т. Ганжнным.
При написании второй главы использовались труды немецких философов техники Э.Раппа, X. Ленка, А.Хунинга и многих других. Определению критерия нравственного прогресса способствовали идеи, содержащиеся в работе А.И. Титаренко "Критерий нравственного прогресса", исследования А.И.Ракитова, теории прогресса П. Сорокина и А. Швейцера.
Ценность и научная новизна исследования. Научную новизну данной работы можно определить следующими положениями:
1. В систематической форме проанализированы различные концепции
связи научно-технического прогресса и нравственности без
идеологических и политических установок.
2. Представлен нравственно-этический аспект проблематики: обобщен и
проанализирован материал по проблемам специфики инженерного
мышления, особенностей технократизма как типа мировоззрения.
З.С этико-философской точки зрения исследованы духовные,
нравственные последствия размежевания гуманитарного,
естественнонаучного и технического познания, что ведет к еще большему
отчуждению человека от науки и техники. Установлено, что в эпоху техногенной цивилизации необходимо признать приоритет гуманизации знания, где ведущая роль должна быть отведена гуманитарным наукам.
4. Показано, что социальные, экологические, этические, эстетические
ценности должны преобладать над технико-экономическими или, по
крайней мере, быть равноправными.
5. Обосновано, что в качестве интегрального критерия нравственного
прогресса современного общества предстает степень свободы для
самореализации личности, однако" она предполагает прежде всего
ответственность,, которая должна увеличиваться по мере роста
преобразующих возможностей человека.
Практическая значимость. Материалы и выводы диссертации могут быть использованы при разработке курсов по социальной философии, этике, социологии, культурологии, политологии, специальных курсов по проблемам этики науки и техники.
Апробация работы. Основные результаты исследования обсуждались на Огаревских чтениях в Мордовском государственном университете имени Н.П. Огарева, на III международных Бахтинских чтениях «ММ. Бахтин и гуманитарное мышление на пороге XX века» (Саранск, 1995), на Сафаргалиевских научных чтениях «Гуманитарные науки и образование: Проблемы и перспективы» в Мордовском государственном университете имени Н.П. Огарева (Саранск, 1997), на I международных Эрьзннских чтениях «Творчество Степана Эрьзи в контексте диалога культур XX века» (Саранск, 1997).