Введение к работе
Актуальность теми исследования. Интеллигенция во всяком ндустриально развитом обществе является одним из его основных истемообразущих элементов, важной составной частью его соци-льной структуры. В силу сложившейся в советской научной лите-атуре традиции интеллигенция рассматривается в двух аспектах: ак социальный слой /прослойка/ и как социокультурная общность, ба эти аспекта приняты автором как исходные для целей и за-ач данного исследования, при этом основное внимание уделено горому.
Социокультурное содержание жизнедеятельности интеллигенции советском обществе - тема, недостаточно разработанная; несмо-ря на большую литературу по проблемам интеллигенции, ее роль в ряовном производстве, в создании, сохранении и укреплении ду-эвно-нравственных ценностей, гуманистических идеалов оказалась а периферии научных исследований. В трактовках интеллигенции и гховности превалировали односторонность и идеологизация, что ?ражалось в квалификации интеллигенции как социальной прослой-ї между рабочими и крестьянами, с одной стороны, с другой, ду-тность как научная категория и явление действительности не іела самостоятельного значения, не адеитифіщировалась с лично-'ью, нравственностью, туманностью, не имела человеческого изменам. Тан зке недостаточно, на наш взгляд, изучена проблема сод-жества многонациональной /в данном случае русской и казахской/ :теллигенции России, а после 1917 года - СССР в духовной сфере, итоге диалектическая взаимосвязь духовных, демократических и цнональных идеалов, следовательно, и духовных процессов в их убокой и тесной взаимосвязи с демократизацией общества, сводным и всесторонним развитием наций не получили должного ос-щения в отечественном обществоведении.
Между тем возрастание роли интеллигенции в обществе явля-оя объективным процессом, что относится не только к сфере ономики и научно-технического прогресса, все большее значе-з приобретают в современных условиях социальные задачи, осоз-заемые не только учеными, но и широкими массами как жизненно
важная проблема особенно в условиях индустриального общества, поскольку массовое производство, стандартизация, унификация создают угрозу индивидуальности человека и облегчают возможность манипуляции человеком со стороны различных политических
сил.
Особенно велика роль интеллигенции в формировании и подъеме национального самосознания, которое характеризуется усилением интереса к духовной культуре своего народа, ее ценностям и идеалам, ее истории, взаимодействию с культурами других народов. Периоды подъема национального самосознания сопровождаются возрастанием в сознании этносов идей, концепций, лозунгов, разрабатываемых его идеологами, в качестве которых выступают представители национальной интеллигенции.
Осмысление проблемы духовных основ содружества русской и казахской, в советский период - многонациональной интеллигенции в ее борьбе за реализацию гуманистических идеалов представляется актуальным и назревшим.
Состояние научной разработки проблемы. Исследование сущности духовных явлений и процессов, роли интеллигенции в духовном производстве и в духовном развитии общества, глубинных связей духовных факторов с совершенствованием общественных отношений осуществлялось на протяжении всей истории человека и общества. Проблему анализировали и к ней обращались представители разных классов, политических направлений, с разных идеологических позиций. Существует огромная литература как по данной проблеме в целом, так и по отдельным вопросам, составляющим единую проблему, при этом многие работы, написанные в иные исторические эпохи, не утратили своей научной ценности и в настоящее время. Сле^ дует отметить, что само содержание духовности в течение многих веков несло религиозный смысл; оно прошло долгий путь, было подвергнуто секуляризации и утвердилось в социально-философской мысли Запада как персоналистская установка. С эпохи Возрождения окончательно утверждается такое понимание духовности, которое не связывает становление личности с верой в спасение, с Богом, получает признание гуманистическое осознание человека и духовности: человек - свободная и самостоятельная личность, осозна-
кщая свое творческой начало и возможности, благодаря которым он может и должен преодолевать ограниченность своего физического существования и достигать состояния целостности и универсальности.
Проблемы духовной и политической свободы были ведущей темой русской общественно-политической мысли, литературы и искусства. Духовность, справедливое социальное устройство, свободный народ, свободная личность - в таком ряду можно рассматривать идеологию и практику освободительного движения, в котором лидирующую позицию занимала интеллигенция. Обоснование высокого идеала - уничтожение рабства и освобождение народа во имя истинного предназначения каждого человека - содержится в трудах выдающихся ее представителей. А.И.Герцен, П.Л.Лавров, Н.Г.Чернышев-зкий, западники, славянофилы, их преемники в конце XIX и начале DC вв., представители "критики прогресса", православно-религиозной философской школы, разных политических партий основное внимание уделили духовно-нравственному содержанию свободы народа х отдельной личности. Идейно-политическое развитие освободительного и революционно-демократического движения прошло ряд этапов, на рубеже веков произошло идейное и политическое размеже-зание самой интеллигенции, литература, отразившая различные этапы осмысления интеллигенцией своих насущных задач, такде испо-пьзована при написании данной работы.
Большое значение для раскрытия темы взаимосвязи духовных процессов и демократизации общества имеют значимые для русской сультуры, социально-философской мысли идеи "всеединства", "все-геловечности", России как особой историко-культурной целостности. Эти положения мыслителей и художников разделялись передовой састью русской интеллигенции, что, в свою очередь, оказало огро-ное влияние как на воззрения национальной интеллигенции, так и іа становление социально-философской мысли в национальных райо-гах российского государства. Не составляла исключения и казахс-вя интеллигенция; в работе использовались труды ее представи-елей.
Не обошли вниманием различные вопросы сферы духовности ос-овополояники научного социализма и создатели Советского госу-
дарства, В.И.Ленин, руководители молодой Советской республики, видные деятели коммунистического и рабочего движения. Вопросы духовной сферы жизни советского общества всегда были в центре внимания КПСС, анализ этих материалов также нашел отражение в диссертации, посвященной проблемам интеллигенции.
В советском обществоведении создана обширная литература, объектом исследования которой, была интеллигенция. Эти исследования мшено подразделять'не несколько групп, К первой следует
отнести работы,, прослекквакщие историю становления советской интеллигенции; работы Н.С.Бастраковой, М.Т.Власова, Н.М.Катун-цевой, В.РЛейкинрй-Свирской, В.И.Максименко и В.Г.Хороса, ИЛ Минца, В.Д.Соскина, В.А.Ульяновской, А.В.Ушакова, С.А.Федюкинг и других содержат большой материал о деятельности КПСС и Совєї
' ского государства по формированию в послереволюционный период новой, получившей название рабоче-крестьянской, интеллигенции. В работе данной группы авторов значительное внимание отведено раскрытие прогрессивных, революционно-демократических убеждею русской интеллигенции, сыгравшей важную роль в освободительно! движении.
Вместе с тем история становления советской многонационалз ной .интеллигенции, ее преемственность с дореволюционной расемг ривалась лишь с позиции служения революции и борьбе с аксплуаі
»торскими классами. Такой подход отступал от принципов обьектш ного исследования деятельности и роли интеллигенции в советски период, как и до революции, и обходил молчанием трагедии ее си дельных групп и представителей! частью вынужденных змигрироваї либо подвергнувшимся репрессиям.
К этой же группе относятся исследования по истории формих вания казахской интеллигенции. Начиная с 30-х гг., в республик появляются работы о становлении нового для казахского народа многочисленного социального слоя /Т.Жургенев, И.К.Лукьянец/. Крупные исследования, посвященные вопросам культуры, интеллиге ции,. духовных процессов, связаны с именами таких ученых, как Б Бисембиев, М.С.Бурабаев, Р.Б.Сулейменов, Ш.Ю.Тастанов и др. Ру ководствуясь классовым подходом в анализе дореволюционной наци ональной интеллигенции, казахстанские ученые также оценивали е
с позиции отношения ее к Октябрьской революции и Советсной власти, что приводило к односторонности освещения ее деятельности, выпадала из поля зрения ее просветителъско-культурная деятельность.
Следующая группа исследований сконцентрировала свое внимание на анализе, социальной структуры советского общества и интеллигенции, как ее элемента; отличаясь широтой и многоплановостью, работы А.А.Амвросова, П.П.Амелина, В.И.Астаховой, К.Г. Ба-рбаковой, И.В.Бестужева-Лады, Л.С.Бляхмана, А.К.Булкина, М.Р. Зозиной, Р.О.Карапегяна, В.А.Конова, В.А.Мансурова, Н.П.Пищули-на, М.Н.Руткевича, В.Ф.Сбытова, Л.П.Сверчковой, В.С.Семенова, С.Л.Сенявского, П.И.Симуша, Л.Я.Смолякова, Ц.А.Степаняна, Ф.Р. Филиппова, А.И.Шендрина, О.И.Шкаратана и др. содержат ценный фактический материал, эмпирические социологические данные, на основе которых определяются качественные черты интеллигенции, основные сферы ее жизнедеятельности, анализируются динамика ее развития и изменения внутри данного социального слоя, сущность интеллигенции в социалистическом обществе. В то же время следует отметить, группа работ названных авторов в исследовании интеллигенции сосредоточивала свое внимание на бесспорных достижениях советского общества в области культуры, вследствие чего изучение сложных и противоречивых процессов в развитии интеллигенции /как и самого советского общества/ не получило должного развития.
Третья группа исследований представляет большой интерес для данной работы, поскольку в них анализируются вопросы развития культуры, духовной сферы, духовного производства, личности. В работах Е.А.Ануфрисва, А.И.Арнольдова, Л.П.Буевой, Е.В.Боголюбовой, М.Б.Демина, Н.с.Злобина, Г.С.Батищева, Э.В.Ильенкова, М.Т.Иовчука, Г.Г.Квасова, «.К.Кедле, С.М.Ковалева, Л.Н.Когана, П.Н.Комиссарова, И.С.Кона, Ю.Е.Котунова, А.Н.Леонтьева, И.К. Мамардашвили", В.М.Межуева, Г.Л.Смирнова, -К.В.Тарасова, В.ИЛо-лстых, Ж.Тощенко, А.К.Уледова, Р.Г.Яновского и др.рассматриваются важные функции интеллигенции по укреплению и развитию гуманистических основ общества.
Работы, посвященные интеллигенции в капиталистических
странах,составляющие следующую группу, представляют интерес с общеметодологических позиций. Работы И.Л.Андреева, Л.Г.Антонова, Э.А.Араб-оглы, Л.П.Арского, Ф.М.Бурдацкого, Ю.А.Васильчу-ка, А.А.Галкина, Г.Г.Дилигенскрго, Ю.А.Замошкина, В.Б.Кувалда-на, Е.Б.Решковского и др. использовались для выявления сходных тенденций в развитии изучаемой социальной группы, а также их различий в разных странах и разных социальных системах.
К пятой группе относятся труды русских мыслителей, историков, общественно-политических деятелей, писателей,чье творчество пришлось на первые десятилетия XX века и было продолжено в эмиграции. В нее входят Н.А.Еердяев, С.Н.Булгаков, П.Н.Новгоро-дцев, Р.В.Иванов-Разумник, П.Н.Милюков, П.Б.Струве, Г.П.Федотов, И.А.Ильин, Ф.А.Степун, как и авторы известных сборников "Вехи", "Из глубины", все они оставили глубокий след в истории общественно-политической мысли России. Многие мыслители начала века обратили пристальное вігишние на русскую интеллигенцию и ее роль в судьбе России и русского народа. Подвергнув критическому анализу революционную деятельность русской интеллигенции, ее повальное увлечение идеей свержения самодержавия и свободы, русские философы и социологи /главным образом, представители православно-религиозной философской школы/ посвятили свои работы раскрытию дуь.овно-нравственного смысла личной свободы, обосновывали высшую ценность - человеческую личность, подчеркивали сложность внутреннего мира человека. Социально-этичеокий подход в анализе интеллигенции, традиционный для дореволюционной социально-философской мысли, был использован и выше названными авторами в выявлении важнейших идейно-нравственных принципов в общественно-политической деятельности интеллигенции. Мыслители "серебряного века" русской культуры указывали, что планы радикального социального переустройства требуют всестороннего учета истории, культуры, политических традиций, особенностей русской государственности, духовно-нравственных ценностей народа и государства. В процессе осмысления значимости духовных факторов во взаимосвязи со свободой человека в двух аспектах: внешнем, определяемым принципами демократии и. реализацией прав человека, и внутреннем, обусловленном степенью самостояния человека, его
7 нравственной зрелостью, работы данных авторов имели важное значение.
Еще одна группа работ, представляющая интерес для данного исследования, может быть отнесена к современной шровой соїща-льно-философской мысли, труды ее представителей /речь идет о западных ученых/ хотя и публиковались в нашей стране, но крайне избирательно. Советский исследователь свободно располагал работами ученых, близких к коммунистической идейной ориентации, в последние годы эти ограничения во многом устранены,, и в научный оборот вошли важные для исследования интеллигенции труды М.Вебера, Э.Дюркгейма, А.Камю, Г.Маркузе, Е.-П.Сартра, К.Поппера, К. Мангейма, К.Поппера, М.Хайдеггера, Г.Честертона, А.Швейцера и
др. '
Следует также назвать литературу, изданную за рубежом, как
на русском, так и на иностранных языках. В течение многих лет за рубежом' на русском языке довольно широко издавались работы авторов, находившихся в оппозиции к советскому режиму: деятели первой волны эмиграции, в последние десятилетия - различных представителей диссидентских групп. Так, были изданы сборник "Из-под глыб" /1974 г./, художественные произведения и публицистические статьи А.И.Солженицына, статьи А.Д.Сахарова и другие. Часть их ныне переиздана в нашей стране, однако немалое число "работ этой группы пока существует в западных изданиях.
В советский период была создана большая литература по различным аспектам национального развития народов СССР, для данного исследования представляют интерес работы С.М.Арутюняна, Ю.В. Бромлея, Л.М.Дробижевой, М.С.Джунусова, С.Т.Калтахчяна, Н.Джан-дильдина, Э.В.Тадевосяна, В.А.Тишкова и др.
При написании диссертации использовались работы политолов А.Миграняна, Э.Паина, А.С.Йанарина, З.П.Пугачева, В.Ф.Халипова, Г.М.Шахназарова и др.
Следует сказать и о публицистике последнего десятилетия. Как и многие, другие вопросы общественной жизни, проблемы духовности, интеллигенции, демократии, всестороннего развития наций, стали одними из важных тем публицистических позиций по данной проблеме. В публицистике, особенно художественной, анализ духовной сферы общества разворачивается в широком контексте, ценным
является, на наш взгляд, сам подход к обществу, его достижениям и утратам, с позиций отдельной личности, ее самоосуществления.
Завершая обзор исполвзованной диссертантом литературы, следует отметить, что идеи и теоретические положения, представляющие интерес для данного исследования и содержащиеся в различных публикациях, упомянутых выше, рассматриваются в диссертации преимущественно в рамках основной темы. Литература, созданная советскими учеными, при неизбежной идеологизации исследовала реальные социокультурные процессы, протекавшие в обществе, и в силу этого она является необходимым и важным материалом- при изучении советского общества.
Несмотря на большое количество опубликованных работ,- многие теоретические вопросы, связанные с сущностью интеллигенции, ее ролью в духовном развитии общества, его продвижения по пути демократизации и реализации прав и свобод человека, остаются неразработанными и требуют современной оценки.
Научная новизна предлагаемой работы заключается в разработке неисследованных или недостаточно исследованных проблем, связанных с интеллигенцией, как- субъектом духовных основ общества в их глубокой взаимосвязи с демократизацией, ролью интеллигенции в этих процессах с учетом изменений, происходящих в обществе. Существовала упрощенная, но широко распространенная и официально признанная в советском обществоведении концепция, согласно которой духовность отождествлялась с коммунистическим мировоззрением, с марксистско-ленинской идеологией; при этом утрачивали значимость духовно-нравственные идеалы каждого народа, его культуры, сложность и богатство внутреннего мира человека, его духовные запросы. Такое толкование духовности и духовных процессов в обществе создало свои стойкие стереотипы.
Нельзя не признать, что в анализе духовных процессов интеллигенции не уделялось достаточного внимания. Определяя принадлежность к этому социальному слою лиц, исходя из уровня образования и содержания труда, без учета традиционной в нашей стране для него исторически преемственно|д"еятельности в сфере духовного производства, совершенствования общественных отноше-
ний, официальная идеология- тем самым отказывала ей в статусе духовно-нравственного лидера общества. Понятие "прослойка" размывало содержание феномена интеллигенции, рассматривая ее как социальную группу, не имевшую самостоятельного социального, политического и культурного статуса. Понятие "прослойка" отражало опредленное мест^о в обществе, занимаемое данным социальным слоем, весьма отдаленное от той роли, которую занимала интеллигенция в истории и культуре России в течение многих десятилетий, на этой основе отрицалась возможность полного и всестороннего осмысления специфической роли интеллигенции в процессах духовного и .социально-политического развития советского общества.
Вне рамок и интересов советского обществоведения оказались целые пласты отечественной /русской и национальной/ социально- философской и художественной мысли, отвергаемые по политическим и идеологическим причинам и зачастую не имевшим под собой веских и убедительных причин. Произвольное изъятие или замалчивание имен и идей, противоположных официальной идеологии, практиковавшееся в нашей стране /и не преодоленное и в настоящее время/, должно быть отвергнуто, научная объективность требует изучения идейного наследия каждого народа в полном объеме без изъятий и идеологических ограничений.
Слабость разработки проблемы духовности, интеллигенции, демократии отчетливо проявилась в последние годы. Задачи, перед которыми оказалось постсоветское общество, требуют усиления интеллектуально-духовного фактора, что нельзя осуществить без интеллигенции. Необходимо, определить роль интеллигенции в нравственном воспитании масс, в утверждении духовных ценностей и их защите, противостоянии бездуховности и антигуманизму.
Проблемы интеллигенции нельзя рассматривать вне национальных отношений, которые оказались сейчас в глубоком кризисе. Между тем истоки сближения и содружества народов коренятся во всех сферах их жизнедеятельности, не только в общей борьбе с царским режимом. Духовные начала, сближающие национальные культуры и народы, заключены в единых гуманистических идеалах, в широкой сфере интеллектуально-культурной деятельности русской и национальных отрядов интеллигенции, что составляло общее историко-куль-
турное "поле" жизни народов нашей страны. При таком подходе становится очевидным возрастание роли интеллигенции в защите ею общечеловеческих ценностей, нравственного содержания исторического, социального опыта советского народа, ценности общих свершений. Особенно актуальна в современных условиях позиция интеллигенции в сфере межэтнических отношений. Исследование очерченной выше проблематики с социально-философских позиций с выходом на философию политики составляет замысел диссертации.
Цель и задачи исследования. Цель исследования монет быть определена как разработка некоторых новых подходов в методологии изучения духовных процессов в обществе и роли в них интеллигенции, выявление на этой основе существенных в развитии духовной сферы в разных исторических и социально-политических условиях, в том числе, и в советском обществе, взятом в определенной целостности, и в Казахстане, а также выяснение взаимосвязи духовно-нравственных идеалов с принципами демократии и национальной независимости, раскрытие роли интеллигенции в сломе административно-командного типа общества и его коренного обновления.
Для достижения этой общей цели автор выдвигал следующие задачи:
-
Раскрыть содержание понятия "духовность" на основе трудов представителей мировой гуманистической мысли, в том числе, и русской философской школы, художественной мысли, так как утве рдившаяся в советском обществоведении трактовка духовности в силу идеологизации не отражала, на наш взгляд, ее подлинного содержания. Не менее важной задачей является выявление сущности интеллигенции с позиции социально-этического подхода в ее анализе как социокультурной общности и ее роли в духовном, социально-политическом развитии общества.
-
Раскрыть основополагающее значение духовной сферы, духовного аспекта бытия, ее все большее возрастание как объективной тенденции общественного развития, характерной для всего мирового сообщества. Духовные запросы человека требуют совершенст-вования социума, всех его сфер, что ведет к социальному прогре-
зсу, в свою очередь, развивающаяся личность постоянно раздвигал .' социальные границы своего бытия, может располагать необходимыми условиями для всестороннего развития.
3.Рассмотреть процесс формирования и развития социально-рилософской мыслью духовно-нравственных идеалов русской интеллигенции, показать их роль в борьбе революционно-демократической интеллигенции за их осуществление.
-
Выявить линии взаимосвязи борьбы передовой интеллигенции з самодержавием и высоких духовных идеалов, исповедуемых интел-нигенцией, раскрыть сильный духовный компонент, содержавшийся в хдаободительном и революционном движении в России.
-
Раскрыть идейно-теоретические и духовные основы содружества русской и казахской интеллигенции в дооктябрьский период, значение культурно-просветительской деятельности национальной интеллигенции, ее роль в истории культуры и пробуждении национального самосознания казахского народа, ее участие в деволю-іионно-демократическом движении России.
G. Подытожить результаты культурных преобразований в СССР и Казахстане, в т.ч. становления и развития многонациональной интеллигенции. Объективно оценить деятельность интеллигенции в ду-совной сфере, как помощника КПСС в формировании нового типа ли-шости, с одной стороны, и, с другой, в сохранении, укреплении і дальнейшем развитии духовно-нравственных идеалов.
7. Исследовать деятельность интеллигенции в общедемократиче-жих, национальных движениях, ее роль в разработке их программой положений, как и в тех процессах, которые привели к распаду !ССР и изменению общественного строя во всех бывших советских >еспубликах.
в. Постсоветская политическая реальность ознаменовалась 'вхождением во власть" заметного слоя представителей лнтеллиген-даи, что порождает ряд проблем. Интеллигенция, в традициях кото-)ой всегда было очень сильным осознание репрессивной природы іласти, сильна память о борьбе с ней нескольких поколений рус-жой интеллигенции и о духовном противостоянии тоталитарному южиму, утрачивает одну'из. своих сущностных черт - известной шпозиционности к власти. Из среда интеллигенции также рекру-
тируются творцы новых мифов, образов, представлений, ценностей, чуждых подлинной иерархии духовно-нравственных ценностей, что также требует изучения.
9. Показать необходимость разработки в Казахстане идеологии казахстанского субэтноса, его многонационального населения, казахской интеллигенцией, укрепляя в этих целях единство многонациональной интеллигенции в самой республике и преодолевая сложившуюся культурную изоляцию вовне.
Объектом исследования явилась особая социальная и социокультурная общность - интеллигенция - на протяжении достаточно длительного этапа ее развития, охватывающего дореволюционный и советский периоды, представленная в лице русской и казахской, после 1917 года - многонациональной советской интеллигенции.
Предметом исследования стали духовно-нравственные идеалы интеллигенции и ее борьба за их осуществление, а также духовная сфера советского общества, на которую значительное воздействие оказывала интеллектуально-культурная деятельность советской многонациональной интеллигенции.
Методологическая и теоретическая основа исследования. Диссертация основывается на разработанных-в философии положениях о социальной структуре общества и ее элементах; о социальных функциях интеллигенции; о духовных процессах в обществе, глубоко взаимосвязанных с разными сферами последнего и с сущностью конкретнс-йзторического общественного строя; о проявлении диалектики общего, особенного и единичного в действии общих закономерностей социокультурных процессов; об общности духовных ценностей, составляющих основу каждой национальной и мировой культуры в целом; о возрастании роли духовных факторов в общественном развитии и необходимости противостояния дегуманизации, различным формам дискриминации человека,, групп людей, народов.
Важное значение для исследования имели комплекс идей, разработанных отечественной социально-философской мыслью и возвращенные в последние годы, идеи о сущности духовных процессов и их развитии, активно' разрабатываемые в постсоветских республиках.
Источниковедческая и информационная база исследования. ) работе над исследованием названной выше проблематики автор )пирался на идеи, содержащиеся в трудах представителей социаль-ш-философской мысли, русских, казахских, советских и зарубежных гченых, на работы философов, социологов, политологов, культуро-?ов, этнологов, историков, исследующих проблемы духовных проце-5Сов, деятельности интеллигенции в этой сфере, процессы демократизации общества. .
Источниками служили также различные официальные документа латериалы съездов и пленумов ЦК КПСС, съездов народных депутатов )ССР, Верховных Советов СССР и Казахстана, решения съездов твор-іеских союзов и др. Использованы статистические материалы, дан-ше социологических.исследований,публикации газетно-журнальной іериодики.
Теоретическая и практическая значимость исследования. Исследование- предлагаемых автором подходов к изучению названной вы-ие проблематики создало возмокностагсущности духовности, интеллигенции,и ее роли в совершенствовании общественных отношений, іреодоления идеологизированного их понимания, что может служить методологической базой для дальнейшего исследования различных іспектов большой и многогранной проблемы в таких отраслях науч-юго знания, как социальная философия, политология, этнология, культурология и др. Особенностью исследуемой проблемы является зе место - на пересечении нескольких социально-гуманитарных дис-пшлин. Учитывая диалектическую связь духовных процессов с эко-юмическими, социальными, политическими, национальными, следует этаетигь, что основные положения данного исследования могут рассматриваться в широком контексте.
Во-первых, рассмотрение социальной роли советской интеллигенции в общедемократических движениях могло бы способствовать бо-іее полному и точному анализу процессов.переходного периода, пер-ишваемого воеми бывшими республикам СССР.
Во-вторых, исследование процессов духовного развития совет-ікого общества вносит' определенный вклад в объективную оценку со-ітояния общественного сознания и указывает на необходимость [ействий, способных привести к гармонизации общественной жизни.
В-третьих, теоретические положения, предлагаемые автором, могут быть использованы в разработке программ движений, деятельность которых направлена на сближение и содружество народов, трудящихся, интеллигенции и в то see время противостоит любым проявлениям национализма.
В-четвертых, обвальная отмена всех прежних общественных наук, отказ от ранее господствовавшей идеологии и отсутствие идеологии, определящей будущее развитие, создали идейный вакуум, который в современных условиях заполняется дисциплинами и курсами, избранными не столько в научно-познавательных целях, а скорее в политических или конъюнктурных интересах. Поэтому автор рекомендует чтение спецкурсов по проблемам духовной сферы советского общества, духовной общности народов СССР, роли интеллигенции в духовном и демократическом развитии общества. Введение такого спецкурса в учебные планы может оказать воздействие на формирование нравственных убеждений, демократического сознания, высоких морально-этических норм будущих специалистов. Необходимость такого курса диктуется и тем, что в современных условиях наблюдается явная недоооценка воспитания вообще, которое подменяется образоваїшем, и интернационального, гуманистического воспитания в частности.
Апробация исследования. Положения, результаты и содержание .работы были изложены в выступлениях на региональных научных конференциях в г.Караганде /1989, 1990, 1992 гг./, учебно-методической конференции по проблемам преподавания политологии в г. Москве /1994 г./. В форме теоретического доклада работа обсуж-'далась слушателями семинара кафедры социально-политических теорий ИППК при І.1ГУ /октябрь 1993 г./. Некоторые разделы исследования легли в основу спецкурсов, прочитанных студентам Карагандинского медицинского института. Основные положения исследования нашли отражение в монографии "Духовные основы содружества русской и казахской интеллигенции в их борьбе за демократизацию общественной жизни" /г.Караганда, 1994 г./.