Введение к работе
Актуальность темы исследования.
Диссертация посвящена изучению антропологических и этических представлений Эразма Роттердамского как мыслителя "переходного периода" XIV-XVI вв.
Философия XIV-XVI вв возникала в период кризиса средневекового мироотношения и становления индивидуалистического сознания Нового времени. В творчестве мыслителей этой эпохи представления о мире и человеке, соответствующие раннебуржу-азным общественным отношениям, получали свое первое идеологическое оформление. Между тем, при обилии работ, анализирующих их произведения в историко-культурном, литературоведческом, филологическом ракурсах, их собственно философские воззрения исследованы в значительно меньшей мере. Это обусловлено тем, что долгое время указанная эпоха в целом не привлекала профессионального внимания философов, поскольку в ней не представлено стройных мировоззренческих концепций в духе средневековых "сумм" Фомы Аквинского или рационалистической философии Декарта. Ее центральной темой была проблема человека, его практического бытия в мире, однако этически ориентированные произведения мыслителей эпохи не имели, как правило, сколь-нибудь развитого и самостоятельного онтологического обоснования.
В начале XX в., в связи с кризисом рационализма, отношение к философии переходного периода изменилось. Она стала объектом анализа крупных философов, таких как Дильтей и Кассирер. Стало очевидно, что мировоззрение эпохи, не получившее оформление в философских системах классического типа, заслуживает тем не менее, пристального внимания как содержащее в себе тот комплекс проблем, который определил направление последующего развития философской мысли.
Современный этап исследования философских произведений мыслителей периода XIV-XVI вв можно назвать этапом новой постановки проблем. Актуальность их анализа видится в систематизации высказанных в них антропологических и этических идей на основе выявления несформулированного самими мыслителями мировоззренческого фундамента их нередко эклектической и противоречивой философии.
- 2 -Однако попытка персоналистски ориентированного исследования, соответствующего такому требованию, обнаруживает серьезные трудности. Указанные выше особенности философии "переходного" периода не позволяют выявить сущность и структуру мировоззрения ее авторов исходя из нее самой. Для выполнения этой задачи исследователь с необходимостью должен обратиться к более широкому уровню проблем - к парадигме эпохи.
Такое обращение особенно актуально в связи с тем, что раннебуржуазное индивидуалистическое мировоззрение, в русле которого обосновывалось основное этическое требование эпохи требование личной свободы и независимости человека, представлено в рассматриваемый период одновременно в двух формах идеологии, имеющих противоположные основания - антропоцентризм и теоцентризм.. Общепризнано, что эти две идеологии существовали в двух самостоятельных культурных эпохах, разделенных в пространстве и во времени - Ренессансе и Реформации, хотя и отмечается достаточная условность такого "внешнего" разделения.
. Определение основополагающих принципов мировоззрения того или иного мыслителя этого периода оказывается проблемой выявления обусловленности его одной из двух указанных идеологий. Трудность заключается в том, что при выработке "внутреннего" критерия разграничения идеологических типов - в осмыслении проблем сущности и структуры антропоцентрического типа мироотношения Ренессанса и теоцентрического - Реформации - было пройдено несколько этапов, сформировалось несколько равно признанных концепций. В настоящий момент не существует единой концепции парадигмы "переходного" периода, прослеживающей логику ее развития и проясняющей характерные черты антропоцентрического и теоцентрического мироотношений настолько, чтобы можно было обозначить демаркационную линию между ними. Существует лишь устоявшееся мнение о зависимости сущности и структур двух указанных типов мироотношений от сущности и структур возрождаемых ими культурных парадигм, соответственно: античной и раннехристианской. При этом, если характер зависимости идеологии Реформации, утверждающей индивидуальность связи Бога с человеком, от идеологии первоначального христианства достаточно очевиден и не вызывает разногласий, то характер зависимости антропоцентризма Ренессан-
- з -са от античной парадигмы не имеет однозначной оценки; вопрос о смысле обращения этой первой формы буржуазного индивидуализма к античности до сих пор остается открытым.
Проблема формирования концепции парадигмы переходного периода открывает, таким образом, необходимость обращения к следующему уровню - к вопросу о структуре и сущности двух парадигм древности, обусловивших развитие европейской цивилизации - античной и ближневосточной, а также к вопросу об их взаимовлиянии в течение последующих веков. Философский анализ антропологических и этических взглядов того или иного мыслителя переходного периода не может быть узко персоналис-тским исследованием. При отсутствии единой общепризнанной концепции парадигмы периода XIV-XV1 вв. его должна предварять формулировка автором собственных представлений о ней.
Настоящее исследование является попыткой такого анализа философии конкретного мыслителя переходного периода. Выбор философии Эразма Роттердамского делает необходимость указанного подхода особенно очевидной, поскольку на ее примере легко показать недостаточность "внешних" критериев разделения типов мироотношений Ренессанса и Реформации.
Мировоззрение Роттердамца формировалось там и тогда, где и когда происходило пересечение двух "переходных" идеологических направлений - в Северной Европе конца XV - начала XVI вв. С одной стороны - это время усиления предреформационных настроений, утверждения христианского сознания нового, по сравнению со средневековьем, типа. С другой - распространения идеологии итальянского Ренессанса за Альпы, расцвета гуманистической культуры к северу от них.
Эразм кажется живым воплощением этого пересечения: начало формирования его взглядов происходило в школе Братьев общей жизни, принадлежащей движению "Devotio moderna"("Новое благочестие"), которое сыграло большую роль в становлении индивидуалистической религиозности протестантизма; Эразм - сторонник реформирования церкви, высказавший ряд идей, развитых впоследствии Лютером. С другой стороны, он - крупнейший гуманист XV - нач.XVI вв., глава европейской "республики ученых". Сама его философия, именуемая "Христианским гуманизмом", характеризуется стремлением к синтезу указанных противоречивых тенденций в духовной ситуации его времени. Однако.
поскольку не может в действительности существовать мировоззрения одновременно теоцентрического и антропоцентрического по своей сущности, то очевидно, что оно обусловлено одним из двух - ренессансным или реформационнш типом идеологий. Определить, к какому именно типу относятся взгляды Эразма, можно путем сравнения структуры его философии со структурой мышления, сложившейся в рамках каждого из идеологических типов. После выявления основополагающего мировоззренческого принципа философских идей мыслителя возможна, на наш взгляд, наиболее адекватная оценка его действительных антропологических и этических представлений.
Степень разработанности проблемы.
В настоящем исследовании можно выделить четыре уровня проблем, каждый из которых в отдельности достаточно глубоко разработан.
Первый уровень - характеристика представлений о философии Эразма Роттердамского. Здесь представлен широкий спектр концепций, демонстрирующий радикальную противоположность взглядов исследователей касательно основополагающего принципа его мировоззрения. Значительный круг философов и историков культуры придерживается мнения о том, что Эразм - христианский мыслитель, утверждая теоцентрическое основание его мироотно-шения. Эта позиция выражена, в основном, в зарубежных исследованиях В ней можно выделить ряд тенденций, различающихся по предположению различной степени влияния на формирование мировоззрения Эразма итальянского гуманизма.
Тенденция предполагать значительность итальянского влияния на Роттердамца была обозначена в начале XX в. немецким ученым П.Мествердтом (Mestwerdt P. Die Anfange des Erasmus. Humanismus imd "Devotio moderna". Leipzig, 1917). Ей противостоит тенденция к утверждению обусловленности мироотноше-ния мыслителя исключительно духовной культурой Северной Европы (напр., A.Hyma. The youth of Erasmus ; B.Hershel. The dignity of man. Cambridge,1947.)
В 20-е годы наметилась тенденция к "медиавизации" философских взглядов Роттердамца (напр.,Kohls E.-W. Die Theolo-gie des Erasmus. Basel, 1966.).
В дальнейшем происходил возврат к позиции П.Мествердта. к
- 5 -представлениям о новизне философии Эразма по сравнению со средневековой и о значительной роли итальянского влияния в ее формировании. Однако степень этого влияния никогда не признавалась исследователями этого направления настолько значительной, чтобы затронуть сущность мироотношения Эразма, полагаемую, как указывалось, теоцентрической.Эта тенденция преобладает в современных исследованиях взглядов Эразма (напр., М.М.Philips. Erasmus and the Northen Renaissance. N.Y. 1965; A. Rabil. Erasmus and the New Testament.SA.1972; M.Boyle. Rhetoric and reformiErazmus' civil dispute with Luter. London,1983; J.W. Aldridge. Hermeneutic of Erasmus. Zurich, 1966; B.Bradshaw. The Christian Humanism of Erasmus. // The Journal of theological studies. Vol.33. PT.2. London, 1982.)
Для отечественной традиции исследования философии Эразма,
напротив, характерно представление о гуманистическом харак
тере его мировоззрения. Христианство выступает в этом случае
как внешняя, соответствующая времени, оболочка антропоцент
рической по сути, позиции мыслителя. Такой точки зрения при
держиваются авгоры, посвятившие исследованию философских
произведений Эразма свои работы: ( напр., Смирин М.М. Эразм
Роттердамский и реформационное движение в Германии. М. Наука,
1978; Титов С.К. Этические воззрения Эразма Роттердамско
го. Автореф. дис канд. филос. наук.,-М., 1985; Григорьева
И.Л. Формирование общественных взглядов Эразма Роттердамско
го в ранний период. Автореф. дис канд. ист. наук. -
Л.,1986; Чертов 0.В. Гуманизм "Оксфордских реформаторов".
Автреф. дис канд. филос. наук. -Л.,1988, и др.).
Второй уровень - концепции переходного периода, представления о типах ренессансного и реформационного мироотношений и сущности их разграничения. Здесь необходимо отметить несколько позиций, последовательно возникавших в истории исследования проблемы и продолжающих воздействовать на современные представления об эпохе XIY-XYI вв.
Первая из них сформулирована в исследованиях Северного Ренессанса начала XX в. (напр., Гейгер Л. История немецкого гуманизма. Спб. 1899; Вульфиус А.Г. Проблемы духовного развития. Гуманизм, Реформация, католическая реформа.- П.,1922; A.Hyma. The Christian Renaissanse; a history of "Devotio mo-
- 6 -derna"-Michigan, 1930), в которых выражено, в целом, единое представление о религиозной специфике идеологии эпохи.
Особенно показательно . творчество А.Химы, исследователя творчества Эразма Роттердамского и одновременно - создателя концепции идеологической ситуации предреформационного периода. С точки зрения А. Химы, мировоззрение Эразма всецело обусловлено его христианской верой, тип которой, в свою очередь, характерен для всей эпохи Северного Ренессанса. А.Хима строго разграничивает ренессансный и реформационный типы ми-роотношений как светский и религиозный. В своем труде он обосновывает тезис о непрерывающейся связи идеологии предре-формационной Северной Европы со средневековой христианской традицией. Изменения в характере религиозности, выразившиеся, по его мнению, особенно ярко в философии Эразма, возникли в идеологии движения Нового Благочестия, основанной на философии немецких мистиков. А.Хима склонен отождествлять понятия "Северный Ренессанс" и "Новое благочестие". Светский характер итальянского Ренессанса исследователь утверждает на основе идеи о возрождении итальянцами.."языческих богов", ' о забвении ими христианства. Синтез христианства и гуманизма, по мнению А.Хима, не мог осуществляться поэтому иначе, чем в культуре Северного Ренессанса. Влияние гуманизма признавалось, но он оказывался при этом подчиненным моментом. Эрудиция в античной словесности использовалась северными гуманистами, прежде всего Эразмом, для красноречивого утверждения христианской этики в духе доктрины подражания Христу, проповедуемой "Новым благочестием".
Дальнейший этап исследования ренессансной культуры показал несостоятельность присутствующего в концепции А.Химы традиционного со времен классического труда Я.Бургхардта "Культура Италии в эпоху Возрождения" [СПБ..1876] отождествления светского, антропоцентрического мироотношения Ренессанса с культом Античности. "Бунт медиевистов" 20-х годов (см.напр..W.K.Ferguson. The Renaissance In historical Thought.Five centures of interpretation. Cambr.1948), обозначил движение против абсолютизации разрыва Ренессанса с предшествующей культурой.
Обоснование тезиса о "долге средневековью" итальянского Возрождения повлекло, в свою очередь, отклонение в другую
- 7 -крайность: оно привело к отказу ряда исследователей видеть новизну и своеобразие культуры Ренессанса. Структура мировоззрения эпохи признавалась качественно не отличающейся от средневековой.
Представление о Ренессансе как об "Осени средневековья" в значительной мере преодолено в более современных исследованиях (напр.,Лосев А.Ф."Эстетика Возрождения". М.,1978; P.O.Kristeller. Renaissance thought and its sources. N. Y., 1979; Ervin Panofsky. Renaissance and renaissances in Western art. Stockholm, 1960 и др.). He отрицая того, что христианство не было забыто в эпоху Ренессанса, эти исследователи утверждают качественно новую структуру возрожденческого мироотношения, соответствующую раннебуржуазному индивидуализму, иные представления о человеке - Homo universale, для которого предполагалось возможным совмещать в одном сознании идеал античности с идеалом христианства. Антропоцентризм признается этими исследователями основанием ренессансного мироотношения. Синтез античности и христианства оказывается, согласно этим исследованиям, прерогативой Ренессанса и не отрицает антропоцентрического характера мировоззрения, возникшего в этой культуре. В настоящее время в исследованиях философии Ренессанса особое место уделяется анализу структуры мышления, обусловленной антропоцентрическим принципом, (напр.,Баткин Л.М. "Итальянские гуманисты: стиль жизни, стиль мышления."- М.,1978; Лазарев В.В. "Становление философии нового времени".- М.,1987.).
Третий уровень - концепции античной и ближневосточных культур. Настоящее исследование опирается на этом уровне на наиболее фундаментальное в отечественной традиции исследование античной культуры А.Ф.Лосева "История античной эстетики" в 7-ми томах [М.,т.2. 1969; т.5. 1979]. Основным источником при анализе ближневосточной парадигмы явился текст Библии. Основанием для анализа истории первоначального синтеза античности и христианства послужила концепция С.С.Аверинцева, сформулированная им в книге "Поэтика ранневизантийской литературы" [М.,1977] и в многочисленных статьях.
Четвертый уровень - концепции средневековья, здесь автор опирался на труды Ле Гоффа "Цивилизация средневекового Запада" [М.,1992] и А.Я.Гуревича "Категории средневековой куль-
- 8 -туры". tM.,1987]. По периоду позднего средневековья - времени формирования предпосылок мировоззрения переходного периода -источником послужили: труд М.Ф.Барга "Эпохи и идеи: Становление историзма."Ш.. 1987] и А.Н. Немилова "Немецкие гуманисты XV века". [Л.,1979].
Цели и задачи исследования.
Цель исследования: выявить антропологические и этические воззрения Эразма Роттердамского, рассматривая его мировоззрение в русле общей концепции сущности и развития античной и ближневосточной парадигм.
Поставленная цель предполагает решение следующих задач:
-
Показать, что структура мировоззрения Эразма Роттердамского совпадает со структурой мышления, существовавшей в итальянском гуманизме - раскрыть обусловленность мировоззрения мыслителя ренессансной парадигмой и противоположность его парадигме "реформационной" .
-
Обосновать антропоцентрическую сущность гуманистического мироотношения, формируемого вокруг словесности -практического выражения парадигмы эпохи Ренессанса.
-
Рассмотреть античное мироотношение и показать логику возникновения в нем антропоцентрической позиции как его ипостаси.
-
Проследить связь антропоцентризма с утверждением о формировании человека путем обучения его обращению со словом; представить мироотношение греческих софистов и римских ораторов прообразом мироотношения ренессансного гуманизма.
-
Рассмотреть основные черты ближневосточного мироотношения, его структурную противоположность мироотношению античности.
-
Рассмотреть этапы взаимовлияния двух парадигм: первоначальный синтез периода заката Римской империи; его характер в средневековом христианстве, кризис средневекового мироотношения как начало обращения к двум парадигмам - истокам европейской цивилизации, трансформация возрожденной античной парадигмы в свою антропоцентрическую ипостась.
7.Указать на различия в структуре двух парадигм древности - античной и ближневосточной как на'сущность расхождения ми-роотношений культуры Ренессанса и Реформации.
Методологическое основание
Методологическим основанием работы послужили следующие идеи: о зависимости этических воззрений от общемировоззренческой позиции мыслителя, о типе структуры мышления как ее выражении, о диалектике логического и исторического. В работе использованы методы рациональной реконструкции и структурного анализа парадигм культуры, воспринятые из исследований А.Ф.Лосева и С.С.Аверинцева, а также метод анализа стиля мышления, представленный в трудах Л. М.Баткина.
Результаты исследования и их научная новизна состоят в следующем:
-В работе сформулированы представления Эразма Роттердамского о человеке и о его практической позиции, выявленные в результате реконструкции структурных принципов его мироот-ношения. Обоснована точка зрения, отличная от доминирующей, предлагающей отношение к Эразму как к христианскому мыслителю, подготовлявшему почву для Реформации.
-Доказана обусловленность антропологических и этических представлений мыслителя антропоцентрической парадигмой, проявившаяся в соответствии его обще-мировоззренческих принципов - существующим в "риторической" установке сознания итальянских гуманистов.
-Для идентификации структуры мировоззрения Роттердамца как ренессансного и для обозначения линии расхождения его с мировоззрением реформационным в работе представлена концепция структур двух типов мироотношении "переходной" эпохи XIV-XVI вв.: ренессансного и реформационного, и их исторических истоков.
-Благодаря использованию метода сравнительного анализа структур и исторического метода подтверждено предположение о том. что истоками структур ренессансного и реформационного типа мироотношении послужили возрожденные в период позднего средневековья "античный" и "ближневосточный" способы понимания бытия и отношения к нему человека, пребывавшие в средневековой парадигме в связанном виде.
-Обосновано, что основой расхождений идеологий Ренессанса и Реформации стала принципиальная несовместимость двух пара-
- 10 -дигм древности, взаимодействие которых обусловило все развитие европейской культуры.
- Обоснование построено на общей концепции структурных принципов каждой, из парадигм. В качестве структурных принципов мироотношения античности выделены:
идея бытия как замкнутого и совершенного единства, предполагающая имманентность "начала бытия" материальному (чувственно и умственно воспринимаемому) миру:
идея о выражении "разума бытия" в его совершенной форме, в упорядоченности космоса; соответствующая им концепция идеального человека . - "микрокосма", сущ-ностно тождественного в своей единичности благому и блаженному Универсуму;
понимание цели человека - в познании им собственной сущности как тождественной бытийной, в растворении "Я" в Универсуме; способа ее достижения - как свободного и самостоятельного движения к самораскрытию;
понимание пути к достижению этой цели - "через объект" как движения извне - вовнутрь; от познания совершенства мира к познанию их истока - собственного -совпадающего с бытийным, Разума;
идея о неразрывной связи познания, нравственности и наслаждения: знание бытия означает эстетическое наслаждение от переживания его совершенства и выражается в правильном, сообразном бытийному ритму, поведении.
-Показано существование в мироотношении античности двух ипостасей, одна из которых исходит из бытия, другая - из субъекта.
-Обосновано, что возможность первого в истории опыта антропоцентрического сознания - следствие указанных принципов античной парадигмы.
-Показано, что утверждение человека - центром, исходной точкой, явилось в результате первого опыта самосознания: анализа описанного пути "через объект" к знанию бытийной сущности, в результате обнаружения пропасти между бытием и его образом в человеческом сознании.
-Обосновано, что антропоцентризм античного мироотношения
- 11 -связан с его эстетизмом. В основании этого мироотношения -скептицизм, признание замкнутости человека в мире феноменов, невозможности его выхода "к самим вещам".
-Показана трансформация цели человека - не совпасть, но пережить иллюзию собственного совпадения с бытием, иллюзию знания себя как Универсума в единичности.
-Показана трансформация представлений об идеальном - знающем, нравственном и блаженном человеке - превращение идеи "микрокосма" в идею "homo universale".
-Итогом познания предстало постижение человеческого "Я" как истока всех образов бытия, утверждение "Я" мерой всех вещей (обоснование существующего плюрализма представлений).
-Нравственный и блаженный человек предстает не как гармоничный, совершенный образ, определенный мерой бытия (полагавшейся единственной), а как многоликий Протей, способный определить свое "Я" в любой образ, чтобы совпасть со всяким из множества человеческих представлений о мере.
-Основная добродетель античности - справедливость (соответствие вещи своему назначению, месту в бытийном порядке) отождествляется с уместностью - способностью сообразовываться со временем, местом и обстоятельствами. С ней связаны другие качества, предстающие как добродетели - убедительность и терпимость.
-Доказана связь становления античного антропоцентризма с обращением к изучению природы Слова - образа в уме человека: его принципы впервые сформулированы софистами. Они же впервые связали обучение Словесности - studla humanitatis - с формированием идеального человека.
-Показано, что позиция эстетизма - как сообразования с человеческим представлением о бытии в отсутствии возможности знания Его, становится у них гражданственной - представляется как необходимая для создания гармонии в обществе, способной направить массы к сообразованное с порядком.
- Выделены структурные принципы ближневосточной парадигмы; показано, что в ней присутствует принципиально иное, по сравнению с античным, представление о соотношении мира и его Начала, иные антропология и этика:
-Бог-творец полагался полностью запредельным своему творению, не присутствущим сущностно в нем. Мир, изначально
- 12 -благой, после грехопадения - вместилище зла.
-Человек - греховен, полностью обращен к миру. Полагается абсолютная невозможность самостоятельного и свободного познания Бога; "обращение" может произойти лишь по Его воле.
-Связь человека с Богом полагается в знании, но оно открывается ему не в бытийно-объективном (извне - вовнутрь), а морально-субъективном акте откровения: знание - экзистенциальное переживание субъектом существования трансцендентной силы, обладающей абсолютной властью над миром и человеком. -Знание связано с нравственностью, но не с блаженством. Обращенный человек сознает себя сосудом Божьей воли, готовый следовать ей в любой ситуации, обрекающий себя к мученичеству.
-На основе изложенной концепции структур двух парадигм и их сравнительного анализа рассмотрено начало и развитие синтеза двух парадигм, в результате которого возникла концепция христианства, содержащая античное и ближневосточное миропонимание как тенденции.
-Показано, что объединяющим моментом послужила присутствующая в обеих парадигмах идея личностного характера отношения Бога и человека.
-Показан путь первоначального синтеза античности и христианства, осуществленного Отцами церкви: изложение религии Откровения как совпадающей с постулатами неоплатонической философии.
-Рассмотрено развитие синтеза в Средние века. Характерным для средневекового развития синтеза представлено, связанное с превращением церкви в главный общественный институт понимание о внешнем, институциональном, а не внутреннем пути соединения человека с Богом.
Таким образом, подведено основание к концепции генезиса и структур ренессансного и реформационного мироотношений.
Ее основные положения таковы:
- Становление раннебуржуазного индивидуализма - необходимость в утверждении единичного человека - послужило основанием для возникновения двух "переходных" идеологий; причиной их различий послужило обращение к двум исторически сложившимся способам понимания отношения: "Бытие - человек", что выразилось в возрождении двух парадигм древности.
Ренессансное, исходящее из человека мировоззрение представлено возникшим из возрожденной ранее, например, в христианском неоплатонизме немецких мистиков XII в., доминантной ипостаси античной парадигмы.
Структура ренессансной парадигмы раскрыта как соответствующая, в основном, структуре второй ипостаси мироотношения античности, что обусловило известную характеристику возрожденческого антропоцентрического мироотношения как художественного.
Показано соответствие ренессансной антропологии, этики и эстетики - идеалу человека антропоцентрической ипостаси античности - homo universale.
Рассмотрен ренессансный стиль мышления; обоснована правомерность полагания его внешним выражением антропоцентрического и эстетического мироотношения его создателей.
Рассмотрен стиль ренессансного синтеза христианства и античности; подтверждено, что синтез осуществлялся в рамках антропоцентрического мироотношения и претендовал не на истинность, а на создание видимости всеобщей сообразованное, в конечном итоге - указанием на по видимости бесконечное "Я" Художника; - итальянский гуманизм рассмотрен как идейное течение, возрождающее связь формирования антропоцентрического мироотношения со Словом, утверждающее studia humanitatis - путем к человеческому совершенству, представляющее идеал человека - совпадающим с идеальным Оратором.
Показано, что гуманистический стиль вообще и стиль гуманистического синтеза античности и христианства соответствуют стилю, присущему Ренессансу, в целом.
Анализ мироотношения Эразма Роттердамского, осуществленный на основании этой концепции, показал обусловленность его мироотношения парадигмой Ренессанса, поскольку позволил выделить в нем следующие основные признаки: скептическую позицию по вопросу способностей человека к познанию Сущности Бытия;
Показано представление об идеале человека - как о homo universale: познавшего собственное "Я" источником всех образов; благость и блаженство полагающего в сообразовании собственного образа с образом реальности.
Путем анализа стиля и содержания текстов Эразма доказа-
- 14 -но, что его антропоцентрическое и эстетическое мировоззрение формировалось, как гуманистическое, на основе Словесности.
Доказано, что "гуманизм" является главным термином в названии философии Эразма, претендующей на синтез христианства и Античности.
Показано, что представления Эразма об идеальном христианине и о его этических добродетелях совпадает с античными представлениями об идеальном Ораторе.
В текстах Эразма обнаружена характеристика им основных нравственных качеств идеального христианина: уместность, убедительность, терпимость.
Период начала Реформации рассмотрен, как обозначивший демаркационную линию между Ренессансным и Реформационным ми-роотношениями, и, более того, как обозначивший исток их расхождений в принципиальном различии структур античной и ближневосточной парадигм.
Рассмотрен Диспут Эразма и Лютера по вопросу о свободе воли как прояснение гуманистом и реформатором сущности их разногласий. Показано, что, в. конечном итоге, формулировка оппонентами расхождений в представлениях о должной практической позиции человека приводит их к высказыванию основных структурных принципов двух парадигм древности.
Научно-практическая значимость исследования.
Материалы и выводы диссертации могут использоваться в исследованиях по проблемам философии, антропологии и этики Ренессанса и Реформации, при подготовке спецкурсов по истории этики переходного периода XIV-XVI вв., при чтении отдельных разделов курса по этике, посвященных анализу этических представлений мыслителей указанного периода, при подготовке учебных пособий.
Апробация работы.
Результаты исследования были использованы в докладе на теоретическом семинаре аспирантов кафедры этики философского факультета МГУ им.М.В.Ломоносова (14.04.1995). Материалы диссертации отражены в ряде публикаций.
Диссертация обсуждена на заседании кафедры этики философского факультета МГУ им.М.В.Ломоносва и рекомендована к
- 15 -защите.
Структура диссертации.
Работа состоит из введения, трех глав (пятнадцати параграфов), заключения и библиографии из ста четырех наименований.