Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Аксиологические проблемы гуманистических основ нравственности и морального отчуждения: анализ трех уровней Флах, Сергей Вильгельмович

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Флах, Сергей Вильгельмович. Аксиологические проблемы гуманистических основ нравственности и морального отчуждения: анализ трех уровней : автореферат дис. ... кандидата философских наук : 09.00.05 / МГУ им. М. В. Ломоносова.- Москва, 1990.- 25 с.: ил. РГБ ОД, 9 91-1/666-3

Введение к работе

Актуальность исследования. - Социальные процессы, вызв;.я-ные перестройкой, -как никогда ранее подняли значение нравственной проблематики, В бурной течения событий нескольким последних лет проходят проверку на прочность многие ценности и идеалы, рождаются новые, еще недостаточно ясные орпектиц:іи морального сознания.

В этих условиях становятся особенно актуальными как для морального сознания, так и для этики, проблематизацпя и поиск самих основ нравственной жизни людеіі. Представление о классовых основах морали не мокет в настоящее время з достаточной степени соответствовать нравственным запросам лидєіі современного, общества и быть главным принципом теоретических иостоений зтики. Не отрицая значения классового принципа морали, особую актуальность в настоящее время получает разработка общечеловеческих, гуманистических основ нравственности. Необходима критическая работа по переоценке ценностей,, по расчистке "завалов" в сфере нравственности и обретению прочных нравственные основ, котерие бы стали опорой в процессе гуманитаризации общественных отношений.

В связи с зтим перед этикой с особой остротоі додіна бить поставлена проблема анализа основ нравственных ценностей.

Проблем основ нравственности вряд ли монно назвать новой, ина была нредаетом размипленип и нравственных искан::!* людей в далекой древности .ина является актуальной я сейчас. Но каждое время накладывает свою печать на способ решешія этой задачи. И, по-видимому, пока существует человечество, она будет приобретать все новые и новые формы.

Особенно актуальное значение проблема основ нравственных

цопностей полечила в современной культуре. Трагические события последнего столетия: мировые войны; распространение тоталитарных ре.чимов; дегумонизирующее воздействие на человека общества массовой культуры основательно подорвали силу гуманистических идеалов, выработанных эпохами Возроадения и Просвещения, и на протяжении нескольких столетий служивша опорой и оправданием деятельности людей. Разумность как основа свободы и нравственности, а такие основывающиеся на ней нормы социальных отношений и психологии людей, нереяили и пе-ре.'.'.пваїот до сих пор значительный кризис. Оказалось, что разумная деятельность по преобразованию мира может оборачиваться для самого человека и окружающей его природа негативны, деструктивними последствияі.ш. Мир осознал угрозу отчуждения, которое проявилось как последствие внесшей, объектно-преобразовательной активности людей.

В этом отношении не является исключением и судьба нашего общества. Поэтому постановка проблемы основ нравственных ценностей, ставшей особенно а/.туальной в связи с перестройкой, может быть осуществлена только в контексте логика развития всей современной цивилизации, а также в контексте различных философских идей, возникающих в ходе этого развития.

Выделение онтологического уровня проолемы нравственных ценностей связано со стремлением к обретению в рамках философия прочной, методологически полноценной точки зрения, позволяющей теоретически развить и осознать гуманистическую сторону морали. Однако проблематика, связанная о нравственными ценностями, не сводится в работе только к этому уровню, а рассматривается как многоуровневая и комплексная задача, зто дает возможность подойти не только к проблеме бытийных

основ нравственных ценностей, но и к прояснению "механизма" их функциинирования в системе социальных отношений, а такав поставить вопрос об особом способе функционирования ценностей, составляющем аксиологическую сторону морального отчул^-дения. Таким образом соотношение и взаимодействие фКЛОСОфСКО-сощюлогического, психологического и онтологического уровней проблемы нравственных ценностей являются содержанием комплексного подхода к анализу как гуманистических основ морали, так и морального отчуждения.

Разработанность темы. -. Проблема ценности лренде всего рассматривается в русле общей философской проблематики, где с начала 60-х годов природа ценностного отношения исследуется достаточно интенсивно. В работах марксистских философов В.П.Тугаринова, 0.Г.Дробницкого, В.А.Василенко, А.і Шишкина, А.И.Тит ар енко, ІД .С .Кагана, А.П.Федосовой, В.ьродика, С.Попова, К.Л.Гулиана я др. содержание ценностного отношения исследуется с различных сторон и получает комплексное развитие. Исследуются социологический и гносеологические аспекты проблемы ценностей. В то яе время как проблема ценности в общефилософском плане, так и проблема специфики нравственной ценности остаются дискуссионными' до сих пор.

После дискуссий 60-х годов, когда были обозначены основные принципы марксистской аксиологии, значительного изменения в представлении о природе ценностного отношения не произошло. В 19Ь2 году состоялась дискуссия по проблеме ценностей, проведенная сектором этики Института философии АН СССР, которая несколько углубила понимание специфики моральных ценностей. Советские филосоаш-этики S.M .Архангельский, и .В. Согомонов, ы.!Д.Смоленцев и др. высказали ряд ванных полоне-

ний о специфике нравственных ценностей.

Мотодологические основы исследования ценностного отношения входят как неотъемлемая часть в поле аксиологических проблем, и развиваются в основної.! в русле общефилософского подхода. Что же касается специфики нравственных ценностей, то здесь вопрос* методологии исследованы недостаточно. Простое же перенесение методологии, используемой для общеи.яло-сО(Т.скоЕ постанові:' проблемы ценности, не в состоянии удовлетворить запросы этики. Поэтому в настоящей работе основное внимание уделяется методологическим проблемам исследования

Нр ДСТВОППЫХ ЦЄННОСТЄ1І.

Проблема морального отчуждения, рассматриваемая во второй глазе диссертационной работы, только начинает подниматься в отечественной атике. феномен морального, отчуждения описывается в работах А.И.Титаренко, в книге П.А.ЛаНдесмон и и.В. Согомоцова "Спор с пессимизмом" *'и др. Аксиологические же вопросы морального отчуждения специально в литературе не поднимались .

В своем подходе к проблеме морального отчуждения, кроме отмеченных авторов, диссертант опирается на работы, посвя-генпые общей проблеме отчуждения, таких авторов, как А.Агг, З.В.Кешолава, Р.И.Косолапов, И.К.Нарский, А.II.Огурцов, Т.Н. Ойзормая, М.фритцханд, Л.Сэв и др. При стом в работе делается акцепт на мотодологической стороне проблемы отчуждения и проблемы морального отчуждения.

Цель и задачи исследования. - цель работы состоит в том,

I/ См: Лондосман П.А., Согомонов W.B. Спор с пессимизмом, ало.-.лючения массового буржуазного сознания. -М, 1971.

чтобы, выяснить специфику различных уровней проблемы нравственных ценностей, а именно, философскр-социологического, психологического и онтологического; определить характер их взаимодействия; проанализировать и сопоставить оеновные общие философские парадигмы, в которых каждый из указанных уровней получает адекватное ему методологическое обепечение и адекватную ему значимость, с целью выяснения их применимости к решению двух основных проблем, относящихся к исследованию природы нравственных ценностей: проблемы гуманистических основ нравственных ценностей и проблемы "механизма" функционирования моральных ценностей. Определить специфику методологического подхода к исследованию аксиологического аспекта морального отчуждения, понимаемого как исторически определенный способ функционирования морали.

Соответствующие этой цели задачи диссертационного исследования таковы:

- дать общую характеристику философско-социологического,
психологического и онтологического уровней проблемы нравствен
ных ценностей, иписагь специфику редукций, характерных для
каждого из этих уровней, обозначить подход к решению пробле
мы нравственных ценностей, позволяющий учесть многоуровне-
вость задачи;

- показать связь уровней проблемы нравственных ценностей с общими философскими парадигмами: объективизмом, субъективизмом и концепцией междусубъектности;

- рассмотреть понятие "человеческая сущность", имеющееся
в работах Маркса, с точки зрения того, насколько оно дает
возможность вскрыть основы' нравственных ценностей, при этом
особое внимание уделяя методологическим вопросам;

обозначить некоторые характерные методологические особенности, свойственные иррационалистическому субъективизму, позволяющие судить о пригодности субъективизма как философской парадигмы для решения проблемы основ нравственных ценностей;

дать оощую характеристику и показать методологическую эвристическую ценность концепции "междусубъектности" о точки зрения онтологического уровня проблемы нравственных ценностей;

осуществить интерпретацию общефилософской проблемы отчуждения, позволяющую наметить методологический подход к раскрытию проблемы морального отчуждения в ее аксиологическом аспекте;

обозначить некоторые черты морального отчуждения, учитывая при этом специфику социологического, психологического и онтологического уровней "ценностной реальности".

Теоретико-методологической базой диссертационного исследования является ряд идей К .Маркса, а также широкий спектр положений, разработанных в марксистской философии и этике. В собственно этическом анализе диссертант опирается на работы советских этиков: О.Г.Дробницнохо, А.И.Титаренко, .С». Анисимова, А.А .Гусейнова, Ю.В.Согоыонова, «ЛДербака, JUJ4. Смоленцева, Т .А .Кузьминой, Е.Л .дубка и др.

В части понимания методологических проблем диалектики- основой работы служат труды Э.В.Ильенкива, Г .С .Батшцева, В.А. Вазюлина, В.А.Лекторского, Т.И.Ойзермана, в.П.Кузьмина.

Концепция "мекдусубъвктвоотим, на которую даосертант опирается при раскрытии онтологического уровня проблемы нравственных ценностей, в развернутом виде изложена в-трудах оовет-

ского философа Г.СБатищева. Различные аспекты идеи междусу-бъектости и полифонии содержатся в философских и художественно-философских текстах М.М.Бахтина, Ф.М.Достоевского, Я. Корчака, С Л .Рубинштейна, А .А .Ухтомского, М.Бубера.

При обращении к проблеме человека были использованы труды ПЛ.Гуйвана, Р.Г.Навасардяна, Т Л .Кузьминой, П.П.Гайденко и др.

На формирование концепции диссертационного исследования повлияли также идеи русских философов: 0.Л.Франка, H.AJSep-дяева, В.В.Зеньковского.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

Во-первых, впервые осуществляется выделение уровней проблемы нравственных ценностей: философско-социологического, психологического и онтологического с целью установления их взаимодействия в процесса теоретического анализа основ и функционирования нравственных ценностей;

BQ-вторых, анализ и сопоставление общих философских парадигм: объективизма и субъективизма> намеченных (^.Рубинштейном и разработанных Т Татищевым, проводились только в обще-филососком плане. В работа же предпринята попытка применения этого анализа к этической проблематике, в частности, к проблеме основ нравственных ценностей;

В-третьих, в ходе рассмотрения проблемы человека в работах К.Маркса предпринята попытка интерпретировать понятие "человеческая сущность". Суть этой интерпретации заключается в том, что термин "человеческая сущность" заключает в себе 'два понятия, различающиеся с точки зрения методологии, применяемой при формировании их содержания. В работе эти понятия условно обозначены как "человеческая сущность" и

"человеческое бытие". Такое разведение понятий обладает эвристической ценностью и позволяет уточнить некоторые аспекты проблемы отчуждения и проблемы основ нравственных ценнос-'тей;

В-четвертых, осуществлена попытка раскрытия онтологических основ нравственных ценностей с использованием рада идей, имеющихся в концепции "между субъектности" и работ М Л .Бахтина;

В-пятых, дана общая характеристика морального отчуждения на трех уровнях: на философско-социодогическом, психологическом и онтологическом уровнях.

Теоретическая g, практическая значимость работы состоит в том, что она дает методологические основы для дальнейшего теоретического анализа аксиологических проблем, открывает новые ракурсы в исследовании нравственных ценностей как в общетеоретическом, так и в прикладном отношении. Содержание работы может быть использовано для разработки спецкурсов по этике, методологическим проблемам этики, по проблеме отчуждения.

Апробация работы ; - Отдельные идеи диссертационного ис-. следования докладывались автором на всесоюзной конференции по этике "Обновление морали и перспективы зтики" /Москва, 1989 г./, на "Ломоносовских чтениях" /Йосква, МГУ, 1989 г./, на "Школе молодых этиков" /Варна, І989 г./ . Диссертация была обсуждена на заседании кафедры этики философского факультета МГУ и рекомендована к ващитв.

Структура работа; -

Диссертация состоит из введения, двух глав и заключения.