Введение к работе
Актуальность Т»мц иооя«дооания.
Поскольку о XX веко метафорическая проблематика сориентировалась п пзыково-дискурсивмом плане, то зотртігчткиГі Феномен эйдотичоского видения продолжает выть отстраненным "неприкосновенной зоной"- Поэтому смешение МеТаФОРИЧеОКОИ проблематики из эйдетического контекога в сторону пр**ди«а~ тивнои символики представляется нам оообым енутрмфилософ-ским историческим образованием, изживающим самое себя как масштабная оубьективиатская структура внутри воєн о?цсэсте-тическсй традиции. изживание происходит с помоньи модификации традиционной проблематики в рамках дискурсивного метафорического обьсгкта. Он действует способом трамсцендпні альмой аргументации, выгод«ней в число приоритетных такие методологические направления, как феноменологию, экэиотенци-алиэм и герменевтический анализ.
І .л і Актуальность нашого исследования состоит в том, что мы подвергаем сомнение дискурсивный рациональный принцип самой ПОНЧ1НННОСТН и "выясняем" метафоричеокую природу того или иного фундаментального понятия. Поэтому обсуждается ориентация дмскуроионой локальности внутри эстетнко—феноменологической парадигмы метафоры в евпзи с конститунрованием по-
2.
нятия Bqu> в виде репродуцированного метафорического объекта. Актуальность нашей позиции в отношении этого объекта состоит в выделении двусмысленного принципа функционироеа— нип главных понятий овропийской традиции - Эго и Бени. Такая позиция, зафиксированная Феноменологией и герменевтикой, нуждается не только в прояснении. Мы предлагаем взгляд на Суцностное измерение Вечей характеризующее новоевропейскую философии, как на завершившее к XXI веку сном актуальность. Взгляд на рациональность с позиций "нулевого" творческого видения представляет ее дальнейшее существование перспективным только с выводом за рамки стак ?ртной Философской систематизации. Актуальность этого выхода на наш взгляд заключается в попытке восстановить эйдетическую платоновскую парадигму понимания творческой" природы Веией. Это задача эстетического свойства, так нзн объяснение непонятного должно быть цель» философии, а область духовной комфортности, связанная с непедверженным схеме творческим vy— дожестоенным видением мира а современной духовно конфронта— ционной ситуации представляется чрезвычайно важной. Поэтому эйдетическая парадигма с точки зрения предлагаемой методологии Феноменальности эстетического сознания на наш взгляд является наиболее актуальной.
Надо отметить, что поиски эстетического менталитета толковании разумного отношения человека к пиру осуществлялись как попытки объяснить тупиковую методологию гносеологического принципа научности с эстетических позиций. В современной зарубежной практике эти поиски связаны с именами Хайдеггора, Гадамера. ндорно, Сартра, Деррида, Батая, Ри-кера, Делеза. И оглядка на греческое целостное восприятие мира характерно особенно для XX века. В этом смысле абсолютно правдивую оценку современной ситуации предложил Гада-мері "Греки дали нам образец противостояния догматизму понятия и мании вся подводить под систему. Заслуга ил в том, что феномены, составлпитие главный предмет нашего зпора с собственной традицией... - они умели мыслить не эпадая в апории современного субъективизма".* Для выработки своей
1 Г-Г. Гадагер. Актуальность прекрасного. И. Искусство, 1991, о. 25.
3.
ообатвенной четкой позиции в обосновании предлагаемой темы, нами привлекается диапазон следующих проблем, актуальных русскоязычной и западной философской литературе. К ним относятся» проблема предметного восприятия, эстетического восприятия, темпорального схематизм* творческого плана выражения, метафорического выражения, метафорической понятий-нооти философского дискурса, субъективизма, симультанного Эго, эйдетической оптики.
По обсуждаемой нами проблематике среди русскоязычных авторов нужно выделить имена: Аитономовой Н.С., СиСихима В.В., Гарнцева М.А., Гараджи А.О., Губнна В.Д., Долгова К.. Н. Эиоя А,Я., Зотова A.f,, Ильенкова Э.В., Клименкоэой Т. А. , Мамардаывили И.К., Михайлова А.А., Молчанова В.И., Мотроыилоеой H.D., Полороги В.А., Рыклина М.К., Свосьяна К.А. , Соколова А.О.
Мм надеемся, что наша концепция дополнит общенаучную дискуссии.
Цель и задачи исследования.
. Целые дискуссии яоляотся подвести эстетическую методологию к Фундаментальному и приоритетному Философскому обоснованию. Основная задача состоит экспликации понятийных мотафорических аргументов любого Философского рассуждения до обнаружения их "сомнительных точек". Затем объяснить их функцию наличием "зоны" оубъоктивнооти и показать, как рациональный принцип такой "зоны" выключает из эстетического континуума оаму Векь - его основу. Haw* цель заключается а объяснении, каким образом исторически сложилась так, что сама субъективная "зона" Эго не была "обнародована" ни одной философской герменевтикой как Векь, то еоть конкретный понятийный аппарат выражения этой Вени нч был определен.
4.
Состоит с пересмотре самой петолологии маучнссзти дп* выявлении слабы* мост» основанием которых является игнорировании научностью эстетической проблематики. Далее» - в определении офер понимания, помогающих е какой-то степени сохранить ценность и сапоотойюльность принципа научности. Саму эстетическую проблематику мы связываем с неприкосновенно— otww творческих эйдетических "зам", то есть особых смыслов и информации, но имвмцич ничего .обчего с языковым Функци-ониронамиам оозилжія. Для этого мы выносим н обсуждение иониепци» Эго, гд& «первые обосновыв^е-тоя тоэио чиотой ком-фортности сознании f не связанной а восприятием, ого темпо- ральиостью и предмотностъю.
Практическое дндчение исслад'ооания.
Состойті 1» Do ынидрении в Философскую методологи» ^стг.'гического смысла ряда основны* Философских понятий» таких, как эйдос, 8ь>ы.ь, Эго. 2, В применении пси>оаналитичео-гой программы длп подтверждения продплг&нпага «материала концепции В дальнейшем программа может Сыть использована а качестве иллюстрации Н9\лся и дай эйдатич^ск ой контакт ной "считки". 7. В обращении к глубинным основам тоорчсотп* -і о есть, к проблеме возникновения самого процесса творчества и е выделении эйдоса о качестве эстетического феномена. Это позволит на наш едглид применять альтернативную феноменологии парадигму в дальнейшем.
Апробация работы.
Выступления с докладами на Всесоюзных конференциях, по материалам которых были опубликованы теаиоы!
Т.С .Степанова- Философия творчвсиаго прои^оол кдк художественного» - Тезисы к Вес-союзной конференции "Основные проблеми эстетики". -'П., 1908. иф АН СССР.
Т .С .Степанова. Некоторые гносеологические? аспекты человеческой духовности. - Тезисы к Всесоюзной конференции ПО эстетике. - И, 1989, ИФ АН СССР.
Т ,С .Степанопа . Искусстип как метод божественного соот-ветстния и диалектике Гегеля. - Тезисы к Всесоюзной конфе-ренции "икола молодого эстетика" - М., 1990, ИФ ЛН СССР.
Т .С .Степанопа , „ Метафизический парадокс Пармннида а картезианстве. - Статья а печати.
По материалам диссертации издана монография *'0ешь и нзык метафоры" а подзагалоаком "Незаоисимые мысли", объемом Q п.л. Гіоскоа, 1992.*
Структура и объем работы.